ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ
Прот. Борис Молчанов
Антихрист
«Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но всем сообщай щедро.»
Св. Кирилл Иерусалимский
Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь и врата ада не одолеют Бе» (Мф. 16, 18). Что означают врата ада?
«У евреев был обычай собираться под председательством старейшин у ворот города для обсуждения вопросов политических, судебных и общественных. Эти собрания являлись высшей инстанцией во всех делах, здесь же возвещались и все повеления Божий. Они обладали определенным авторитетом в народе. На этот обычай евреев делать собрания у городских ворот можно находить указания в кн. Руфь, 4, 1.2. В описании деятельной жены в кн. Притчей (31, 23) говорится, что «муж ее всегда хорошо одет, и что его хорошо знают в воротах», т. е. он облечен общественным доверием и он принимает деятельное участие в важных собраниях (проф. В. В. Болотов).
Поэтому «врата ада» означают не просто силы адские, а генеральный штаб адских сил, наиважнейшее собрание их, посвященное разработке плана о генеральной битве с Церковью. Церковь и ад представляются двумя воюющими силами. И в этой войне с адом Церковь, по слову Христа, останется неодоленной.
Адский план борьбы с Церковью в Св. Писании называется «тайной беззакония» (2 Солун. 2, 7), действующей на протяжений! веков и имеющей завершиться появлением Антихриста (2 Солун. II, 8).
Антихрист сможет придти лишь в результате всемирной Апостасии, т. е. отступления народов от Бога и от путей Божиих, когда благодать Божия отступит от людей.
«Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8, 23). «Его же есть пришествие по действу сатанину» (2 Солун. 2, 9).
В личности Антихриста сосредоточится все зло во всей полноте и силе, какое только сможет воспринять и выдержать природа человека. Подобно тому, как для получения самого чистого и совершенного Плода на древе человеческом, в лице Пресвятой Девы, потребовалось тысячелетнее развитие и совершенствование доброго человеческого семени, так и для получения самого скверного плода, способного вместить в себя всю злобу сатанинскую, требуется усилие целого ряда поколений человеческих в отношении наибольшего развращения и осквернения природы человеческой на почве безумной ненависти ко Христу и борьбы против Его Церкви. «Можно допустить, говорит проф. Беляев, что природное и приобретенное зло, накопляясь постепенно в длинном ряде предков Антихриста, передаваясь с каждым новым поколением, в самом Антихристе достигнет такой степени силы, какую только сможет вместить, проявить и выдержать человеческая природа. В нем зло, живущее в человеческом роде, достигнет предельной вершины своего развития» («О безбожии и Антихристе», т. 1, стр. 193).
Конечно, по мере усиления злого произволения человека в той же мере усиливается и содействие ему со стороны диавола, который получает все больший доступ к душе его. Так как в Антихристе собственное злое произволение и развращение воли достигнет предельного наивысшего развития, то и отношение к нему диавола достигнет предельной максимальной близости, которая будет выражаться в том, что сам диавол будет постоянно действовать в лице Антихриста. «Бог, говорит св. Иоанн Дамаскин, предвидя будущее развращение его (Антихриста) воли, попустит диаволу поселиться в нем» («Точное изложение православной веры», кн. 4, гл. 26). Так же учит и св. Кирилл Иерусалимский (Огласит, поуч. 15, 14). Св. Андрей Кессарийский говорит, что Антихрист «выйдет из мрачных и глубинных стран земли, в которые изгнан диавол» (Толкование на II гл. Апокалипсиса, 30 гл.). А блаженный Феодорит пишет: «До пришествия Христова явится в мир облеченный в человеческое естество враг людей и противник Божий, демон, похититель Божия имени» («Краткое изложение Бож. догматов», гл. 23 в «Христ. Чтении» за 1844 г., 4, 355). Лактанций, Гезихий Иерусалимский и блаж. Иероним называют Антихриста сыном сатаны.
Согласно такому святоотеческому учению, в жизни Антихриста нельзя допустить ни одного момента, свободного от сатанинского воздействия. Оно должно проявляться уже в самом рождении и даже в особенном и исключительном по своему осквернению зачатии его. «От оскверненной девы действительно родится его (диавола) орудие»,— говорит св. Ефрем Сирин. То же подтверждает и св. Иоанн Дамаскин: «родится человек» (Антихрист) от блудодеяния».
Святые отцы: Ириней («Против ересей», кн. 5, гл. 30); Ипполит («Сказание о Христе и Антихристе»), а также Иларий, Амвросий, Иероним и Августин отмечают, что Антихрист будет иудейского рода, из колена Данова.
В Синаксаре, положенном в неделю мясопустную, мы читаем: «Приидет Антихрист и родится, яко глаголет св. Ипполит Римский, от жены скверны и девицы мнимыя, от еврей же сущи, от племени Данова (Триодь Постная). Для такого указания в Слове Божием имеются некоторые основания:
а) в пророчестве патриарха Иакова о каждом из сыновей своих, ставших родоначальниками колен Израиля, судьба потомства Дана изображается такими чертами, которые могут быть отнесены только к Антихристу: «Да будет Дан змий на пути, седяй на распутий» (Быт. 49, 17).
б) в пророчестве Иеремии: «от самого Дана слышно храпение лошадей, и от ржания сильных коней дрожит вся земля; они идут поглотить землю и все, что на ней» (Иерем. 8, 16).
в) в пророчестве Апокалипсиса, перечисляю щем остаток от всех колен Израилевых, запечатлеваемый Ангелом для спасения, совершенно исключено колено Даново (Откровение 7, 4–8).
По учению св. отцов, диавол, воздвигая Антихриста, будет стараться облечь его пришествие всеми признаками пришествия Сына Божия на землю (См. св. Кирилла Иерусалимского 15-е огласительное слово; св. Ефрема Сирина — 39-е слово в русск. переводе; Блаж. Феодорита — Краткое изложение Божественных догматов, гл. 23; св. Ипполита — Сказание о Христе и Антихристе). Конечно, некоторое сходство у Антихриста со Христом будет только внешним и в сущности своей обманчивым, ибо вся жизнь и все дела Антихриста будут ожесточенным и хульным восстанием против Христа и Его Церкви. Это ложное внешнее подобие Христу проявится уже в самом рождении Антихриста. Имея в виду, что Христос родился от Девы, диавол произведет свое орудие от девы, но не чистой, а напротив — преисполненной всяких пороков и сатанинской скверны. Затем, как Господь до своего 30-летнего возраста пребывал в неизвестности, так и Антихрист, надо полагать, до такого же возраста пребудет в сокровенном уединении и неизвестности. Как Христос начал Свое спасительное служение проповедью Своего Божественного учения и чудесами, так и Антихрист начнет свое всегубительное служение обольщением людей своим ложным учением и великим позорищем ложных чудес своих. Как Господу было угодно всенародно явить Себя Мессиею в своем торжественном входе в Иерусалим и вхождении в храм Иерусалимский, так и Антихрист явит себя иудейским лжемессиею, всемирным монархом — в своей торжественной церемонии вступления в Иерусалим и восседания в храме Иерусалимском, имеющем быть восстановленным к тому времени.
Вход Господень в Иерусалим, говорит Архиепископ Иннокентий Херсонский, был «для всех иудеев всенародным объявлением, что Иисус Христос есть истинный Мессия. Неоспоримым доказательством сего служат собственные слова Его, произнесенные Им пред вратами Иерусалима: «О, если бы ты (обращение к народу) хотя в сей день уразумел, что служит ко спасению твоему (Лук. 19, 41). «Днем сим, с отвержением Мессии, навсегда была решена судьба народа Израильского» («Последние дни земной жизни Иисуса Христа»). Так и в грядущий день вступления в Иерусалим ложного мессии — Антихриста — навсегда и бесповоротно решится судьба современного ему человечества. Блаженны те, которые в тот последний день, данный Богом для окончательного самоопределения людей, смогут в Антихристе увидеть служителя сатаны и неизбежную с ним гибель всего признавшего его человечества. И, наконец, как Господь явил Себя миру и совершил Свое служение как Пророк, как Царь и как Первосвященник, так и Антихрист в своих руках сосредоточит всю троякую власть и совершит свое всегубительное служением как учитель всего человечества, как монарх всемирной монархии и как верховный первосвященник всех религий, требуя себе поклонения, как Богу.
Всю жизнь и деятельность Антихриста можно рассматривать в виде трех периодов:
Первый период Антихриста со дня его рождения и до момента его общественного выступления протечет в сокровенной неизвестности. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Антихрист будет воспитан тайно» («Точное изложение православной веры», кн. 4, гл. 26).
Второй период жизни Антихриста откроется его громким выступлением в роли всемирного учителя или «пророка». Весьма возможно, что он начнет свою деятельность в условиях мировой войны, когда народы, претерпевая все ужасы ее, не будут видеть никакого выхода из бедственного тупика, ибо все тайные рычаги для разрешения его будут в руках тайного общества ему содействующего. Антихрист предложит проект самого удачного с точки зрения политической и социальной мудрости разрешения мирового кризиса — в установлении единообразного политического и социального строя во всем мире. И уставшее от потрясений войны духовно ослепшее человечество не только не увидит в этом проекте коварной для себя ловушки, заманивающей его в самое безысходное и беспощадное рабство, а напротив, признает его проявлением учености и гениальности.
Мировая реклама об Антихристе, как о гениальном мыслителе, новом вожде и спасителе народов в кратчайший срок возгремит во всех странах. «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение к нему» (Св. Ефрем Сирин, ел. 16-е).
В этом периоде своей деятельности Антихрист не употребит никакого насилия и будет стараться завоевать доверие и расположение к себе людей обманом и своею лицемерною показною добродетельною личиною. Он, по выражению Владимира Соловьева, «набросит блестящий покров добра и правды на тайну беззакония». Он придет, говорит св. Ефрем Сирин, «в таком образе, чтобы прельстить всех; придет смиренный, кроткий, ненавистник (как сам скажет о себе) неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия... Примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ, не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится» (там же).
Из богатейшего аскетического опыта наших великих подвижников нам известно, что когда черный черт не может одолеть подвижника, встречая с его стороны стойкое сопротивление, тогда приходит сильнейший диавол в образе «ангела светла» (2 Кор. 11, 14), стараясь возбудить к себе симпатии и доверие со стороны подвижника, легко увлекая его к погибели. Поэтому мы можем себе представить, как легко и быстро после отвратительного черта в виде большевизма сможет привлечь к себе всеобщие симпатии светлый образ Антихриста.
В результате такого обмана в самом настроении человеческого духа «возникнет требование приглашения Антихриста. Раздастся призывный голос в обществе человеческом, выражающий настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень и водворил на земле благоденствие» (Еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, стр. 313).
Лицемерие Антихриста в этот период дойдет до того, что он даже в отношении к христианам не только не покажет себя противником их, но выступит даже с готовностью своего покровительства им. В своей внешней показной стороне жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующихся не духовным разумом Церкви, а плотскою мудростию, не увидят этого обмана и признают Антихриста Христом, вторично пришедшим на землю. Иноки Соловецкого монастыря передают ответ преподобного Зосимы, данный им ученикам, которые вопросили его о том, как узнать Антихриста, когда он придет. Преподобный сказал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это Антихрист». Ответ самый точный. «Мир или человечество не узнает Антихриста — оно признает его Христом, будет провозглашать Христом... Но не нужно и невозможно будет человекам передавать друг другу весть о пришествии Сына Божия. Он явится внезапно, явится по всемогуществу Своему всем человекам и всей земле в одно время» (Еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, стр. 275). Сам Спаситель предупредил: «Тогда аще кто речет вам: се, здесь Христос или там,— не верьте. Аще бо рекут вам: вот Он в пустыни, не ходите, вот он в потаенных местах — не верьте. Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 23—27; Лук. 17, 23—24).
Для обольщения людей Антихрист покажет многие изумительные чудеса. «Его пришествие, говорит апостол Павел, будет по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесах ложных» (2 Солун. 2, 9). «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видят воскресшего мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видят хромых ходящих и слепых презирающих, тогда как не было исцеления» (Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение, 15, 14, стр. 321).
Все эти меры Антихриста — его учение и слава гениального мыслителя, его ложные чудеса и вся его лицемерная показная добродетельная жизнь будут иметь одну цель — захватить в свои руки всю мировую власть над всеми народами. Первым этапом на этом пути будет достижение популярности среди иудеев. Антихрист примет все старания, чтобы иудеи признали его своим обетованным мессией. Ему удастся закончить устройство еврейского государства и приступить к осуществлению тысячелетней мечты иудейской — восстановлению храма Соломонова. И тогда «понудится от человек, и царь проповестся, и возлюбит множае еврейский род, и во Иерусалим достигнет, и храм их воздвигнет» (Синаксарь в неделю мясопустную. Триодь постная).
Все эти старания Антихриста — выдать себя за истинного мессию — встретят неожиданное и чудесное противодействие в лице двух ветхозаветных пророков-обличителей, которые по воле Божией, не познав смерти, были взяты живыми на небо до времени и которые должны явиться на земле перед концом мира, чтобы исполнить свою миссию и вкусить смерть. Имена этих святых пророков — Енох и Илия. Их пошлет Господь в Иерусалим, чтобы в эти последние земные сроки дать людям последнее и чудесное предупреждение против охватывающего их обмана. Они три с половиною года будут невозбранно обличать всю ложь Антихриста на протяжении всего его второго периода, когда он будет готовиться к захвату всей мировой власти в свои руки. Не расставаясь со своей личиной кротости и доброжелательства даже к своим противникам, Антихрист в это время не сможет помешать обличительным речам пророков и употребить в отношении их какое-либо насилие.
Напрасно некоторые стараются это чудесное явление Еноха и Илии истолковать иносказательна Свящ. Писание и Предание Церкви определенно говорят о действительном приходе их на землю за семь лет до конца мира, об их обличительной проповеди, об их мученической смерти, о их воскресении и восхищении на небо.
В Апокалипсисе мы читаем: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (что составляет три с половиною года), будут облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их, если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами — превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, какою только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их и убьет их» (11, 3—7).
В книге пророка Захарии: «Что значат те две маслины... значат те две масличные ветви, которые через две золотые пру бочки изливают из себя золото... И сказал он: это два, помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (4,3.11.12.14).
О том же, что под двумя «маслинами» пророк Захария разумеет двух пророков Илию и Еноха, доказывает нам св. Андрей Кесарийский, ссылаясь на то, что и в Апокалипсисе они также называются двумя маслинами. (Толкование на Апокалипсис, гл. 30).
В книге пророка Малахии один из свидетелей прямо называется по имени: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (4, 5).
Св. отцы: Ефрем Сирин («Слово на пришествие Господне») и Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры») определенно учат, что в лице «двух свидетелей», долженствующих явиться перед кончиною мира, следует разуметь св. пророков Илию и Еноха.
Предание Церкви, выраженное в наших богослужебных книгах, также говорит за буквальное понимание предсказания слова Божия о явлении Илии и Еноха перед концом мира, не давая никаких оснований для иносказательного понимания.
В синаксаре, читаемом в неделю мясопустную, говорится: «Прежде же седмих лет, якоже глаголет Даниил, приодет Енох и Илия, проповедающе людем не приимати его (Антихриста): сей же ем их, умучит, также и главы их отсечет» (Триодь Постная).
В службе св. пророку Илии, в стихире на «Господи воззвах» поется: «Илие Фесвитянине, нетленна тя сотворит, еже не видети смерти, дондеже убо проповеси всяческим кончину»; в тропаре — пророк Илия именуется «вторым предтеча пришествия Христова», также и в седальне по Полиелее — «пророче и предтече пришествия Христова, Илие великоимените» (см. Минея месячная, 20 июля).
В Четьи Минеи (20 июля) мы читаем: «св. пророк Божий Илия, огненною колесницею с плотию взят сый, жив есть даже и до ныне, в плоти виден бысть во время Преображения Господня на Фаворе, от святых триех апостолов и паки виден будет плотскими смертными человеки пред вторым Господним на землю пришествием. Избежав прежде от меча Иезавелина, постраждет в то время от меча антихристова, и не токмо яко пророк, но яко мученик болыпея славы сподобится от праведного Мздовоздаятеля Бога».
В «Прологе» на тот же день говорится: «Сей Илия и второму пришествию Христову с Енохом приити имать к обличению нечестия Антихристова и утешению верных».
Но, несмотря на все божественные предостережения, большинство людей по свойству своего плотского разума не только не увидит всей фальши в наружном поведении Антихриста, но напротив, окружит его своим восторгом и прославлением. «Когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы (его, Антихриста), все возымеют одну мысль... провозгласить его царем, говоря друг другу: найдется ли еще человек столько добрый и правдивый (Св. Ефрем Сирин).
Впечатления от актерского поведения Антихриста, являющего себя всюду божественным посланником, истинным мессиею, будут столь сильными, что даже, несмотря на грозные обличения его пророками Илиею и Енохом, прежде всех провозгласит его своим царем народ иудейский.
О царской власти Антихриста во Израиле таинственно говорит Апокалипсис, приглашая каждого читателя расшифровать имя зверя или число имени его: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое: число его — 666 (ШЕСТЬСОТ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ)». (Откровение, 13, 17—18).
Многие толкователи этого таинственного числа зверя, не установив предварительно никакого принципа для расшифровки его, не смогли дать и правильного объяснения. «Упражняясь в слове (т. е. в расшифровке), говорит св. Андрей Кесарийский, много можно найти имен — и нарицательных и собственных». (Собственные имена находили: Лампетис, Титан, Венедикт... нарицательные же — худой руководитель, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец и др.)».
В таком же духе попытался расшифровать 666 и протоиерей М. Польский, поместив свою статью «Число Зверя» в журнале «Святая Земля», в № 1 за 1938 год. По его объяснению числом 666 называется власть золота и власть над трудом человеческим. Власть Зверя является тою властью, которая «забирает не только все богатство, но и весь твой труд, забирает твои руки» (стр. 15).
Но прежде придумывания каких-либо объяснений постараемся установить единственно правильный принцип расшифровки, состоящий в том, чтобы сама расшифровка числа одновременно могла бы объяснить и причину, заставившую св. Апостола прибегнуть к шифру и не сказать имя Зверя ясно и открыто. Так, если мы спросим: почему св. Апостол счел нужным зашифровать такие простые понятия, как золото, или как власть золота над трудом человеческим, или такие названия, как «худой руководитель» и т. п., то все эти толкования отпадут сами собой, ибо они, не давая ответа на этот вопрос, самый шифр делают пустой и практически бессмысленной забавой, чем-то вроде современных крестословиц, что, конечно, никак не совместимо ни с боговдохновенностью, ни с серьезностью святого Писателя.
Единственно серьезной и глубокой попыткой расшифровки числа Зверя, вполне могущей объяснить и причину самого шифра, является мнение католического священника о. Слота, напечатанное в «Библейском Обозрении» 1893 г. в примечании к «Апокалипсису Святого Иоанна», на стр. 512. «По поводу имени апокалипсического Зверя мы получили следующее письмо, которое с разрешения автора мы считаем долгом поместить здесь.
«Преподобный Отец. В предыдущем номере «Библейского Обозрения» на стр. 298 преподобный отец Семерия упоминает о мнении Г. Годэ, который отождествляет апокалипсического Зверя с «возрождающимся в конце времен иудейским могуществом». Наблюдая все возрастающую силу еврейства, нужно признаться, что это мнение находит подтверждение в современной истории. Если так, то Антихрист будет еврейским царем.
«Св. Иоанн нам открывает «число имени его: 666» (Откров. 13, 18) и приглашает сосчитать «число зверя». Если смысл этого состоит в том, что из него (т. е. числа) нужно вывести имя Антихриста и если этот вывод возможен до пришествия, то представляется маловероятным, чтобы св. Иоанн имел в виду его имя собственное: производя действия с собственными именами мы (неизменно) придем к совершенно произвольным операциям.
Так как Антихрист придет под именем мессии, то наверно он присвоит себе титул еврейского царя, без сомнения он будет именоваться по преимуществу царем во Израиле. Для выражения этого напыщенного титула по-еврейски нужно вместо употребления родительного падежа поместить префикс (ламед) перед . Тогда титул Антихриста будет следующим (читать справа налево):
ХА-МЕЛЕК-ЛЕ-ИШРА'ЕЛЬ
И сумма чисел этих еврейских букв будет равняться точно 666. Вот расчет:
хэ |
5 |
мэм |
40 |
ламед |
30 |
каф |
20 |
ламед |
30 |
иод |
10 |
шин |
300 |
рэш |
200 |
алэф |
1 |
ламед |
30 |
Сумма |
666 |
Есть только маленькая натяжка: она заключается в том, что каф в слове «мелек» не является каф'ом конечным, а обыкновенным (в смысле счета). Прошу принять уверения... и пр. Ольдензааль. Д. А. В. У. Слот. Голландия. 18-V-1893 г.»
Здесь отец Слот оговаривается, считая натяжкой то обстоятельство, что он взял каф обыкновенным, но было бы в данном случае неправильным обратное. Счет о. Слота совершенно правилен, т. к. в первые времена христианства, так и во всех позднейших заменах букв цифрами (по каббале) все действия производились только над 22 буквами «священного алфавита». Они имеют точное числовое значение, соответствующее их порядковому номеру. И этот порядковый номер одинаков как для каф обыкновенного, так и для каф конечного (как и для всех двойных букв).
Такое толкование числа Зверя одновременно объясняет и практическую необходимость применения для него шифра. Ведь если бы св. писатель решился написать открыто, что Зверь или Антихрист будет тем царем израильским, которого так страстно ожидал народ еврейский, и который, согласно толкованиям его учителей, должен был прежде всего освободить евреев от ига римлян, а потом и покорить себе все народы и образовать одну мировую державу, то такое заявление не могло бы иметь характера строго религиозного предупреждения, но было бы воспринято евреями как антипатриотическое выступление и вызвало бы взрыв негодования против его автора. Кроме того, открытое объявление о грядущем царе Израильском даже независимо от его характеристики, евреями могло бы быть воспринято и в качестве политического предательства. Ибо евреи тщательно скрывали от римской власти свои замыслы о своем царе и старались заверить римлян в том, что они не имеют и не желают иметь никакого другого царя, кроме римского кесаря.
Третий период и последний деятельности Антихриста откроется захватом им всей мировой власти в свои руки. Этому будет весьма способствовать обстановка крайнего разорения народов от мировой войны. В едином мировом управлении, сосредоточенном в руках всеми прославляемого Антихриста, большинство увидит единственную гарантию против возможности новых войн и единственный путь дальнейшего мирного процветания человечества.
Самый приход к мировой власти Антихриста Слово Божие изображает следующим образом: на теле опустошенного и разоренного войной мира «восстанут десять царей» (Дан. 7, 24). Семь из них будут иметь «одни мысли» с Антихристом; они ему «и предадут силу и власть свою» (17, 13). Другие же три царя будут отстаивать свою независимость — Антихристу придется покорить их только военною силою (Дан. 7, 8, 20, 24).
«Когда народы, писал Лактанций, чрезмерно умноживши войско и оставивши хлебопашество, что составляет начало разорения и поражения,— все разорят, истощат, пожрут, тогда с крайних пределов северной страны внезапно восстанет против сильнейший враг. Он трех из них... истребит. И прочие заключат с ним союз, и он сделается над всеми ними начальником. Это и будет Антихрист» (Божественные наставления, кн. 7, гл. 16).
Три царя, которых «исторгнет» Антихрист, по толкованию св. Иоанна Златоуста, суть цари или правители: египетский, ливийский и эфиопский (абиссинский).
После победы Антихриста над тремя государствами и устранения в лице их единственного препятствия на своем пути к мировому владычеству «Откровение изображает его (Антихриста) в виде красного зверя, имеющего десять рогов (т. е. подчинившего себе десять государств) и семь голов (т. е. оставившего добровольно подчинившихся ему семерых правителей в качестве своих полномочных представителей в их странах). Вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим». (Откровение, 13, 3. см. Толкование Святых Отцов Иринея Лионского и Кирилла Иерусалимского ).
О всемирной политической власти Антихриста говорит Откровение: «И дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (13, 7). Хотя в процессе захвата всей мировой власти Антихристом и будут иметь значение обычные человеческие усилия и средства, но главный источник его успеха будет не в них. «И укрепится сила его, хотя и не его силою» (Дан. 8, 24). Свою власть и свою силу Антихрист получит от сатаны. «И дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть». (Откров. 13, 2). И только этим постоянным сатанинским содействием ему возможно будет объяснить его необычный успех в быстром захвате всей власти над миром и его исключительную силу, которой никакая человеческая сила и власть не смогут противостать и помешать.
«Антихрист, говорит проф. Беляев, будет действовать силою диавола и чудесами, а сила эта очень велика...» Затем: «у него будет великое множество сильных поспешников», кроме того, «при быстролетных путях сообщения и способах сношения можно сразу произвести переворот на всей земле» («О безбожии и Антихристе», т. 1-й, стр. 765).
Всеобщее признание Антихриста всемирным монархом будет одновременно связано с всенародным признанием его и единым духовным возглавителем всех религий. Владимир Соловьев в своем последнем труде «Три разговора» высказал предположение, что Антихрист, достигнув власти, соберет Вселенский Собор из представителей всех религий. На этом Соборе (в Иерусалиме) Антихрист предложит всем объединиться в одно стадо под единым пастырем. Главное внимание он обратит на христиан всех исповеданий, обещая им за признание его своим владыкою всяческое покровительство. «Он вострубит о себе, пишет Ефрем Сирин, как трубили о нем предтечи, назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания: непонимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Вострубит он, назовет себя обетованным мессиею; воскликнут в сретение его питомцы плотского мудрования, увидев славу его, могущество, гениальные способности, обширнейшее развитие по стихиям мира, провозгласят его богом, соделаются его поспешниками» (Слово 106, ч. 2, см. соч. Еп. Игнатия Брянчанинова, т. 4, стр. 301).
Между прочим, очень важно отметить, что все св. отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увлечения людей Антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства Антихриста только православные христиане, но не все, а только та малая часть из них, которая будет жить духовною жизнью по правилам Церкви. Еретики же и лжеверы, у которых или вовсе отсутствует духовная жизнь, или практикуется, но в неправильных и извращенных формах, неизбежно сделаются жертвами обольщения Антихриста.
Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом Человекобога и потребует поклонения себе как Богу. В Свящ. Писании он изображается, как превозносящийся «выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2, 3—4), как говорящий «гордо и богохульно», как хулящий Бога и «жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13, 5—6).
Примечание: Здесь важно заметить, что в направлении распространения противохристианских человекобожеских взглядов сейчас деятельную пропаганду ведут как иоги, так и их западные последователи — теософы. Все они говорят, что наше человеческое «Я»— божественно и единосущно с Богом.
«Дух в душе человека есть истинное «я» человека, в котором он действительно единосущен Отцу» (Жнани Иога, стр. 100).
«Истинное «Я» человека есть проявление Бога и в нем (в истинном «я») заключается самая сущность Божества» (Раджа Иога, стр. 50). «Божественное Существо, которое мы себе в невежестве представляем как бы отдельным от нас, совсем не находится вдали от нас, но есть собственное «я», заключенное внутри нас» (Суоми Абедананда. «Как сделаться иогом», стр. 28). Тот же автор утверждает, что откровение идет не из какого-либо особого источника, но что оно (внушение свыше) есть только раскрытие высшего «я» в самом человеке (стр. 32). Те же религиозные противохристианские взгляды мы находим и у проповедников теософии. Президент теософского общества А. Безант утверждает: «Высшее «я» человека есть та самая сила, которая создала вселенную... она часть жизни Логоса и не отделима от него» (Сила мысли, 1912 г.).
«Высшее «я»— божественный Дух», говорит Е. Блаватская («Оккультизм и магическое искусство», 1912).
Теософы признают, что явление Бога на землю есть явление не единственное, а повторяющееся — в т. н. «аватарах». Появление на землю «аватаров» или спасителей мира (по их учению) совершалось много раз. А. Безант утверждает, что «до сих пор на землю нисходили девять аватаров. Десятый должен появиться» (Лекция А. Безант «Идея Христа», 1914). Под этими аватарами разумеются Будда, Кришна, Иисус Назаретский и др. (А. Безант. «О всемирном учительстве», 1913 г.).
Христианское же вероучение утверждает, что единосущными Богу Отцу являютя только Сын Божий и Дух Святый — Троица Святая, Единосущная и Нераздельная. Спасение мира совершено однажды. Единственным Спасителем людей и Искупителем является вочеловечившийся Сын Божий Господь Иисус Христос Других «спасителей» никогда не было и не будет.
Приведенные же здесь взгляды представителей восточного и западного оккультизма свидетельствуют о подготовке провозглашения грядущего антихриста богом и «спасителем мира».
По предсказанию ап. Павла антихрист «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2,4). Без сомнения у антихриста не будет ни времени, ни охоты, ни возможности постоянно сидеть в храме. Он будет это делать только в особенных торжественных и важных случаях, например, при провозглашении себя царем мира и Богом. Но ему и не нужно будет быть постоянно в храме. Севши раз в храме и объявив себя Богом, он этим самым действием подаст знак и вместе с тем отдаст и приказ, чтобы во всех храмах христианских и нехристианских были поставлены его изображения (статуи или иконы), и чтобы все люди поклонялись им, как ему самому, как изображениям Бога. И действительно, «в храме начнется служение антихристу, как Богу» (Проф. Беляев. «О безбожии и антихристе», т. 1, стр. 384).
Это осквернение святыни христианского храма и христианской веры в Св. Писании таинственно предвозвещается в изречениях о поставлении «мерзости запустения» во святом месте:
а) ...«в половине седмины (после трех с половиною лет второго периода и в начале третьего периода, имеющего продолжаться три с половиною года деятельности антихриста) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27).
б) «...и поставлена им будет часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву и поставит мерзость запустения» (Дан. 11, 31).
в) «... со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет 1290 дней» (Дан. 12, 11—12).
Здесь в пророческой перспективе одновременно изображаются три события, хотя и отделенные друг от друга целыми веками, но имеющие глубокое внутреннее сходство между собою. В действительности же первые два события являются только прообразом последнего грядущего, к которому главным образом и относится пророчество.
а) Первое событие — это гонение на веру Христову Антиоха Епифана IV-гo, царя Сирийского. Антиох воцарился после своего брата Селевка IV в 137 г. эры Селевкидов, или в 176 г. до Рождества Христова. О его ужасном царствовании и его жестоком гонении на веру говорится
в первых двух книгах Маккавейских. «Он вошел во святилище с надменностью... и повелел, чтобы
в его царстве все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон...» и «ругались над субботами и праздниками, и оскверняли святилище и святых...» «А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти...» и «устроили на жертвеннике мерзость запустения... и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем, у кого находили книгу завета и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти... убивали жен, обрезавших детей своих,
а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали... храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников» (1, 1—64; 6, 1—9). У христианских богословов Антиох Епифан признается самым ярким прообразом грядущего антихриста.
б) Второе событие — это разрушение Иерусалима и осквернение Иерусалимского храма
римскими воинами в 70 году после Рождения Христова. «Если бы пророчество Даниила относилось только к Антиоху, то в таком случае Иисус Христос, повторяя о мерзости запустения, реченной через пророка Даниила (Мф. 24, 12—21; Лук. 21, 20—24), не мог бы говорить как о событии, имеющем совершиться в будущем, т. к. для Его времени эпоха Антиоха Епифана уже давно миновала» (Проф. Беляев. «О безбожии и антрихристе», т. 1, стр. 230).
Событие это описано иудейским историком Иосифом Флавием. По его словам римляне, подавляя восстание иудеев, разрушили Иерусалим и «внесли свои знамена во святилище и поставили их против Восточных врат; принесли перед знаменами торжественные жертвы (языческие) и громкими криками провозгласили Тита самодержцем». Так стала «мерзость запустения» в священном граде и в святыне этого града... в храме Иерусалимском. В этом храме теперь принесена была жертва языческим богам руками язычников; отселе жертвы и молитвы истинному Богу в нем прекратились навсегда» (Проф. Беляев, там же, стр. 216).
в) Но это пророчество о мерзости запустения могло только отчасти относиться к разрушению Иерусалима в 70 г. но Р. X. Главным же образом оно имеет в виду другую грядущую эпоху, «когда будут осквернены все храмы на земле и вместе с тем произойдет опустошение и осквернение Нового Сиона — Церкви Христовой... по всей земле. Это будет перед кончиною мира — при антихристе» (Проф. Беляев, там же, стр. 219). Блаженный Иероним все пророчество Даниила о поставлении «мерзости запустения» относит к антихристу и только некоторые черты его к Антиоху.
Не совсем понятным в изречении о «мерзости запустения» является слово «на крыле» (Дан. 9, 27). Остроумной попыткой его истолкования является перевод его с объяснением известного составителя еврейской грамматики и еврейско-немецкого лексикона Гезения. Он переводит изречения Даниила следующим образом: «и на крыльях мерзости — опустошитель». Изъясняет же перевод свой так: «Враг Церкви, т. е. антихрист, представляется здесь носимым на крыльях мерзостного идола, подобно тому, как Иегова представляется носимым на херувимах». Очень возможно, что антихрист на крылатом идоле, как на колеснице или на троне, будет переносим с места на место. Но не будет ничего невероятного также и в том, если антихрист на крыльях мерзостного идола будет летать по воздуху (на специально выстроенном для него аэроплане в виде крылатого мерзкого идола). Последнее предположение, хотя и не в применении к этому именно изречению, за много веков до Гезения было высказано св. Ефремом Сириным (См. Слово на пришествие Господне 39-е, ч. 3, стр. 25).
Открывая свое мировое владычество, антихрист будет уловлять в свой сатанинский плен все человечество с помощью тех же приемов, какие употребил сатана, искушая Самого Господа.
1. Первое искушение сатаны выразилось в его предложении Господу превратить камни в хлебы (Мф. 4, 3). На первый взгляд оно может показаться «вполне согласующимся с конечными целями служения Сына Божия». Что можно было иметь против того, «чтобы пустыня расцвела, как крин» (Исх. 36,1), чтобы голод, бедность, нужда, весь мучительный труд в поте лица при добывании хлеба, явившиеся как результат первого проклятия земли для наказания согрешившего человека (Быт. 3, 17—19), наконец, прекратилось? Однако весь грех и все лукавство этого предложения состояли в том, что здесь «предлагалось с этого начать вместо того, чтобы этим кончить, предлагалось вызвать полное изобилие в видимом мире, но не в качестве следствия и выражения внутреннего царства правды» (Тренч). Одно внешнее улучшение материальных условий жизни без предварительного нравственного улучшения самих людей явилось бы полным торжеством зла, так как такое сытое благополучие закрепило бы безнадежное плотское состояние его участников, парализуя всякую возможность нравственного исправления и духовного совершенствования. Поэтому Христос и отвечал сатане: «Ни хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). В этом ответе Господа не игнорируются телесные нужды людей, но ставятся на второе место после духовных потребностей. Евангелие осуждает лишь попытки угождения плоти при полном забвении Бога, осуждает намерение сделать людей материально счастливее, не делая их нравственно совершеннее. Господь предупреждает нас: «Внемлите себе, да не отягчаются сердца ваши объядением и пьянством», ибо в последнем случае мы теряем нравственную свободу, становимся рабами своих низменных потребностей и убиваем свою душу вечною смертью.
К такому-то полному духовному рабству приводят людей вожди современной мировой революции. Их учение и их призывы облекаются в возвышенные слова об общем равенстве и братстве, но в действительности они стараются увлечь людей только к устроению одного материального благополучия, отводя от всех возвышенных — нравственных и религиозных стремлений. Когда же для человека станет единственною ценностью только материальное благо, то он непременно станет полным рабом того, кто будет давать ему это благо. Материалистическое воспитание людей даст неограниченную власть антихристу, ибо все средства существования окажутся в его полном распоряжении. Он будет щедро раздавать их только своим последователям и приспешникам. И человек, не приучивший себя к воздержанию, не имеющий духовной и принципиальной стойкости, принужден будет подчиниться его воле. «... всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откр. 13, 16—17).
2. Второе искушение сатаны проявилось в том, что он, взяв Господа во святый град и поставив Его на крыле храма, сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4, 3—6). Это предложение у диавола означало следующее: бросься вниз и явись окруженным и носимым сонмом Ангелов перед изумленным народом, чтобы народ, увидев это знамение, сразу признал Тебя Сыном Божиим. И это искушение сатаны под благовидной заботой о возбуждении в народе веры в Божественное достоинство Спасителя представляло собою не что иное, как полное отвержение Креста Христова, отвержение Искупления, ибо оно предлагало Христу стать вождем, увлекающим за собою толпу одним пустым эффектом и не требующим от нее никакого нравственного подвига и самоотвержения.
Подобное требование знамения от Господа исходило неоднократно и от фарисеев. «Фарисея, не удовлетворяясь теми чудесами, которые совершал Господь, требовали от Него особенного чуда: знамения с небесе (Мк. 8, 12). Желание знамения с небесе выражалось иногда и народом. Так после чудесного умножения пяти хлебов и насыщения ими многолюдного собрания, в котором было 5000 мужей, за исключением жен и детей, очевидцы этого чуда, участники этой трапезы говорили Господу: «Кое Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе? Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти» (Ин. 6, 30— 31). Для них показалось недостаточным дивное размножение хлебов в руках Спасителя — оно совершилось с тишиною, со святым смирением, которым были проникнуты все действия Богочеловека, а им нужно было зрелище, им нужен был эффект. Им нужно было, чтобы небо покрылось густыми облаками, чтобы взгремел гром и засверкала молния, чтобы хлебы попадали из воздуха» (с неба). (Еп. Игнатий Брянчанинов, Т. IV, стр. 296).
Тяжким грехом было требование такого знамения от Богочеловека, ибо оно исходило из плотского разума, отвергающего какую-либо возвышенную духовную цель ради внешнего эффекта. Господь, услышав это дерзкое богохульное требование знамения, глубоко вздохнув, сказал: «Для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам: не дастся роду сему знамение. И оставив их... отправился» (Мк. 8, 12—13). Это требование знамения с неба было требованием чуда в характере чудес сатаны. Никакой особенной достоверности знамение с неба не могло иметь. Почему только знамение с неба могло засвидетельствовать, что оно от Бога? «Из Божественного Писания видно противное... Свящ. Писание повествует, что по действу диавола огнь спаде с небесе и пожже овцы и пастыри праведного Иова» (Иов. 1, 16, см. Благовестник на Матф. 16, I). Очевидно, что этот огонь образовался в воздухе, как образуется в нем молния. Симон волхв удивлял чудесами слепотствующий народ, который признавал действующую в нем силу сатаны «великою силою Божиею» (Деян. 8, 10). Особенно привел Симон в удивление язычников римлян, когда в многочисленном собрании их, объявив себя Богом и свое намерение — вознестись на небо, внезапно начал подыматься в воздухе; повествует об этом блаженный Симеон Метафраст, заимствуя поведание из древнейших христианских писателей (см. Житие св. ап. Петра, июнь, 29 день). Пинетти, живший в конце XVIII столетия, совершал подобные чудеса. Совершали и совершают их и другое» (Еп. Игнатий Брянч. IV, стр. 299—300).
То, что отказался совершить Христос, совершит антихрист. Он даст знамение с неба, т. е. знамение в воздухе, где преимущественно господствует сатана (см. преп. Ефрема Сирина слово 106, ч. 2; Еф., 2,2; 4, 12). Св. Иоанн Богослов говорит, что антихрист совершит дела великие «да и огонь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки» (Откр. 13, 13). «Это знамение указывается Писанием, как высшее из знамений антихриста, и место этого знамения — воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем. Оно будет действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его» (Еп. Игнатий Брянчанинов IV, стр. 302).
Св. Симеон, новый Богослов, предупреждает, что «взирати на небо зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многие и различные прелести на воздусе» (Добротлюбне, ч. 1 «О третьем образе внимания»). Св. ап. Павел называет сатану «князем, господствующим в воздухе» (Еф., 2,2). Очарование воздушным бесовским явлением грозит неизбежною гибелью для внимающих ему. «Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного даже без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению» (Еп. Игнатий Брянч. IV, стр. 329). Знамения антихриста, совершаемые сатанинскою силою, произведут неотразимое влияние на зрителей. «Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они — чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта» (Еп. Игнатий Брянч. IV, стр. 300).
Увидев эти чудеса, люди в слепоте своей, по торжеству своего плотского разума, немедленно признают в них действие сатаны величайшим проявлением силы Божией, и с восторгом примут антихриста Богом. «Антихрист наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость — все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего отчуждавшиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю (Апок. ХIII, 8)», (Еп. Игнатий Брянчанинов, IV, стр. 302).
3. Третье искушение сатаны заключалось в том, что он, возведя Спасителя на высокую гору и показав Ему все царства мира и славу их, сказал Ему: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Мф. 4, 8—9; Лук. 4, 5—7). Власть сатаны над царствами мира сего неоднократно засвидетельствована самим Словом Божиим. Сам Господь называет диавола «князем мира сего». А св. Иоанн Богослов в Откровении пишет, что сатана тем, кто ему служит, дает «силу свою, и престол свой, и великую власть» (13, 2). Власть сатаны утверждается на обмане, на обольщении и на насилии. Господь же Иисус Христос пришел утвердить Свою власть на свободном нравственном подвиге и свободном сыновнем послушании Отцу. И то, что отверг Христос, в полной мере осуществит антихрист. Он сам получит всю свою власть над миром от сатаны за свое полное повиновение ему, а также будет награждать ею и других — в меру повиновения и служения сатанинской воле.
Достигнув мировой власти, антихрист резко изменит свое поведение. Вместо лицемерного и осторожного отношения к людям, вместо показного актерского благожелательства своего к своим противникам, он открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не соглашающихся поклониться ему, как Богу. Он будет «угнетать святых Всевышнего даже возмечтает отменить у них (праздничные) времена и закон» (Дан. 7, 25; Откр. 12, 13—17; 13, 6—7). Открытое общественное христианское богослужение должно будет прекратиться. «Антихрист и его приверженцы, пишет проф. Беляев, будут уничтожать книги Свящ. Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершена Евхаристия, и все-таки и проповедание Слова Божия не умолкнет, и богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совершаема» (там же, стр. 346), но, конечно, только в скрытых местах, как в первые века христианства.
У антихриста окажется деятельный помощник в преследовании христиан и в принуждении их к поклонению ему, как Богу. По своей жестокости и беспощадности этот помощник антихриста назван в Писании «вторым зверем». «И увидел я, пишет св. Иоанн Богослов, другого зверя, выходящего из земли». Он действует... со всею властию первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю», и чудесами, которые дано ему было творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря.», чтобы они сделали образ зверя». И дано было ему вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 11—12, 14— 15).
«Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их, утонченные, придуманные и прикрытые коварною изобретательностию преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя — поставит их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством», общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделается их жребием...» «Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням...» (Еп. Игнатий Брянчанинов, IV, стр. 302—303).
Первыми жертвами антихриста будут его обличители — святые пророки Енох и Илия. «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны (антихрист), сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который называется Содом и Египет, где и Господь наш распят (Иерусалим). И многие из народов, и колен, и языков, и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить их трупы во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говорящий им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке, и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих, и прочие объяты были страхом, и воздали славу Богу Небесному» (Откр. XI, 7—13).
После этого должно произойти замечательное событие, которое можно приписать только действию проповеди св. пророков, их чудесного воскресения и вознесения на небо — обращение ко Христу значительной части современных антихристу иудеев. Блаженный Феофилакт Болгарский по этому поводу пишет: «Илия придет... как предтеча второго пришествия, и возвратит к вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, приводя как бы к отеческому наследию их, отпавших от Него». Основаниями для этого утверждения служат следующие пророческие слова в Священном Писании:
а) «Вот, Я пошлю к вам (евреям) Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мамах. IV, 5—6).
б) «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, святого Израилева чисто сердечно. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному» (Ис. X, 20—21).
в) «А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим.IX, 27, см. Ис. X, 22).
г) «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач Гададриммона в долине Мегиддонской» (Зах. 12, 10—11).
д) «Ибо, если ты (из язычников обратившийся ко Христу) отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные (из иудеев) к своей привьются маслине... Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. II, 24—25).
Вл. Соловьев, пытавшийся все пророчество о явлении пророков Илии и Еноха объяснить иносказательно (см. «Три разговора», гл. «Об антихристе»), невольно должен был погрешить и в объяснении тесно связанного с явлением пророков обращения ко Христу остатка Израиля. По его мнению, евреи, узнав, что лицо, принимавшееся ими за Мессию, вдруг окажется необрезанным, разочаруются в нем и примут христианство. Если бы эта предпосылка о необрезанности антихриста и оказалась правильной, то она могла бы побудить фанатичных иудеев лишь отойти от него и ждать другого, более подходящего кандидата для роли Мессии, но она не могла бы стать причиной их разочарования во всей своей религиозно-национальной идеологии и принятия ими христианской веры. У иудеев было много неудачных претендентов на звание Мессии, возглавлявших бунтарские движения против Рима. И однако последующие разочарования в них никогда не приводили иудеев к убеждению в истинности христианства. Это объяснение Вл. Соловьева надо признать очень неудачным. Только одно свидетельство Свящ. Писания о чудесном явлении пророков Илии и Еноха, о их проповеди и обличении антихриста, о их мученической смерти и воскресении сможет в полной мере объяснить и чудесное обращение ко Христу остатка Израиля в эпоху антихриста.
Это обращение иудеев ко Христу вызовет сильнейшую злобу у антихриста в отношении к христианам. Тогда для них настанет «великая скорбь», какой «не было от начала мира до ныне и не будет» (Мф. 24, 15—21). «И дано было ему (антихристу) вести войну со святыми (христианами) и победить их» (Откр. 13, 7).
Спасение для небольшого остатка верующих будет только в краткосрочности царствования антихриста. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24, 22).
Мировое владычество антихриста продолжится три с половиною года. «Со времени прекращения ежедневной жертвы (начала 3-го периода деятельности антихриста при открытии им своей всемирной монархии) и поставлении мерзости запустения пройдет 1290 дней» (Дан. 12, 11). Тот же срок царствования антихриста отмечается и в Откровении: «И дана ему (антихристу) власть действовать сорок два месяца» (13, 5).
Никакая человеческая сила не сможет противостать антихристу. Только сам Господь, придя вторично на землю во всей славе Своей, победит его. Тогда наступит страшный Суд Христов и конец нашего мира (Мф. 24, 30—31; 25, 31—46; Откр. 1, 7; 20, 11—15; 21, 1—8). И «схвачен (будет) зверь и с ним лжепророк, производившей чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые (будут) брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст Его» (Откр. 19, 20—21). «А диавол, прельщавший их, (будет) ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь и во веки веков» (Откр. 20, 10).
Главное бедствие эпохи пред всемирным воцарением антихриста будет заключаться в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, т. е. тот разум, который только и может ясно видеть свет Истины, станет крайне редким явлением. Человечество, руководствующееся плотским разумом, не только не узнает антихриста, не увидит в нем коварного врага своего, но, напротив, признает его своим благодетелем. Многие будут веровать в него, сказал один блаженный инок, и станут славить его, как Бога крепкого. Имущие же Бога всегда в себе... увидят истину чистою верою, и познают его. Всем бо имущим боговедение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная — непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово (предупреждения об антихристе), то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия» (Письмо Георгия, затворника Задонского, кн. 1, 1850 г. стр. 62, см. также «Слово 106-е преп. Ефрема Сирина). Постоянным предостережением для нас является слово Христово: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21, 34). Ибо чрезмерное погружение в интересы и заботы материальной жизни способствует развитию плотского разума, который будет всегда в противоборстве с учением и откровением Божественным.
Для стяжания духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви. Нужно всякое свое рассуждение проверять Словом Божиим и святоотеческим учением. «Нужно» крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самими событиями враждебного ему времени и настроения, да не когда отпадем» (Еп. Игнатий Брянчанинов, IV, стр. 227—228). «Не переставай, говорит преп. Ефрем Сирин, испытывать божественные Писания, не преставай вопрошать Матера свою — Церковь: когда приидет желанный Жених, спрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит. Не переставай спрашивать, пока в точности не узнаешь, не преставай прибегать к помощи знающих о сем в точности» (Твор. преп. Ефрема Сирина, IV, Москва, 1850 г., стр. 133). Все святые отцы рекомендуют нам постоянное руководство Свящ. Писанием. При этом полезен и совет ближних, которые сами руководствуются Словом Божиим и творениями св. отцов. Такое руководство Разумом Церкви предохранит верующих от увлечения широко распространяемыми ложными учениями и взглядами. Отсутствие же этого руководства и привычка всегда следовать за общественным мнением неизбежно приведут на ложный путь. Кроме того, если бы даже человек и решился пойти против установившихся общественных взглядов, против общепринятого пути, то он непременно подвергся бы следующему искушению: он обязательно услышит: неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются? Только для тех, кто будет руководствоваться Св. Писанием, такое рассуждение не будет иметь никакой цены. Писание ему скажет, что не большинство, а только немногие шествуют по узкому пути, в последние же дни мира путь этот до крайности оскудеет» (Еп. Игнатий Брянч.). Свящ. Писание внушит ему и мужество; его не смутит тот факт, что количество истинно верующих окажется малым островком среди безграничного океана лжи и нечестия. Он будет помнить завет Христов: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук. 12, 32).
Другое бедствие эпохи антихриста будет заключаться в том, что тогда уже станет невозможным никакое организованное сопротивление его власти. Тогда «не покусися остановить его немощною рукою твоею. Устранись, сохранись от него сам, и этого с тебя достаточно» (Еп. Игнатий Брянч.). «Будь доволен тем, говорит старец Исайя, что предоставлено спасаться людям, желающим спастись». Поэтому нужно бороться с надвигающимся царством тьмы теперь, когда возможность борьбы еще не отнята от нас Всякое же уклонение от борьбы теперь, всякий хотя бы самый незначительный компромисс со злом во имя сосуществования с ним, допущенный сегодня, только еще более увеличит трудность борьбы с ним завтра. Нужно «делать дела... доколе есть день, пока не настала ночь, когда никто не может делать» (Иоан. 9, 4; 12, 35).
Ночь — есть то надвигающееся на нас сатанинское царство духовной тьмы, которое готовится охватить все человечество. Тогда жизнь верующих будет настолько тяжкой, что они, даже несмотря на свою греховность, даже забывая страх грядущего Суда, будут восклицать: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр, 22, 20).
(Эта глава взята из моей книги «Тайна беззакония и Антихрист» с некоторыми дополнениями.— Прот. Б. Молчанов).