БЕСЕДА
Блаженны алчущие и жаждущие правды...
(Мф. 5, 4)
Как относится Церковь к многочисленным явлениям неопознанных летающих объектов и контактам людей с инопланетными гуманоидами?
Для ответа на этот вопрос и оценки указанных в нем феноменов мы решили обратиться к очерку известного православного аскета и богослова иеромонаха Серафима (Роуза) «Знамения на небе: православное объяснение неопознанных летающих объектов». Вначале — несколько слов об авторе.
Иеромонах Серафим (Роуз) родился в 1934 году в протестантской семье в Калифорнии, США. В университете Беркли получил степень магистра искусств в области восточных культур и древнекитайского языка. В 1961 году он обратился к святому Православию, в 1963 — стал одним из основателей братства, а впоследствии — монастыря преподобного Германа Аляскинского в Калифорнии. Иеромонах Серафим является автором ряда книг по вопросам современной духовной жизни христианина, он широко известен на Западе за свой труд «Религия будущего», в котором показан процесс становления религии антихриста в современных восточных культурах и христианских сектах. Отец Серафим скончался 2 сентября 1982 года.
«Десятилетия после второй мировой войны стали свидетелями поразительного разрастания восточных религиозных культов и их влияния; вместе с тем они характеризуются зарождением и развитием другого явления, которое на первый взгляд совершенно не связано с религией, но при ближайшем рассмотрении оказывается таким же свидетельством «нового религиозного сознания» и знамением «послехристианской эры», как и восточные культы. Речь идет о неопознанных летающих объектах (НЛО), которые предположительно наблюдались во всех частях света начиная с 1947 года.
...Это явление заинтересовало достаточно серьезных и ответственных людей, так что были организованы даже государственные исследования и появилось несколько книг известных ученых. Эти исследования не достигали положительных результатов в опознании объектов как физической реальности. Новейшие предположения ученых кажутся более удовлетворительными, они подводят уже к «границам реальности»... к той духовной реальности, для исследования которой у ученых нет никаких возможностей.
Знаменитый швейцарский психолог К. Г. Юнг в своей книге «Летающие тарелки: современный миф о вещах, видимых в небе» (1959 г.) рассматривает эти феномены, в первую очередь, как нечто психологическое и религиозное. В таком же направлении пытаются мыслить и современные исследователи.
Подходя к явлению НЛО с религиозной и психологической стороны, мы прежде всего должны осмыслить историю вопроса в таком аспекте: что люди готовы видеть на небе? Ответ на этот вопрос можно найти в кратком обзоре научно-фантастической литературы.
«Контакты» с НЛО — не что иное, как современная форма оккультных феноменов, существовавших долгие века. Люди отступились от Христа и ждут «спасителей» из космоса — именно поэтому феномен и дает образы межпланетных кораблей и инопланетян.
Современные исследователи... ввиду некомпетентности в области религиозных феноменов не могут осознать значение собственных открытий. Американский ученый Джон Киль, однако, начавший исследования НЛО с позиций скептицизма как убежденный неверующий агностик, пишет: «Настоящая история НЛО — это история о духах и привидениях, о странных умственных расстройствах, о невидимом мире, который окружает нас и временами врывается в наш мир... В общем и целом, свойства и характеристики представляют собой мелкие вариации известных многие века феноменов демонологии» (Дж. Киль, «НЛО: операция «Троянский конь», Нью-Йорк, 1970, с. 46, 229).
В предисловии к библиографическому списку феноменов НЛО, подготовленному в библиотеке Конгресса для научного отдела ВВС США, говорится, что «многие из публикуемых в популярной прессе достоверных рассказов об НЛО поразительно схожи с одержимостью демонами и психическими явлениями, давно знакомыми богословам и парапсихологам» (Лини Г. Кето, «НЛО и близкая тематика», Вашингтон, 1969). Большинство специалистов по НЛО теперь обращаются за ответом к области оккультного и демонологии.
Даже самые загадочные явления НЛО вовсе не удивительны для тех, кто читает православные духовные книги и особенно жития святых. Бесы тоже имеют физическое тело, однако материя их настолько тонкая, что они не могут быть видимы человеку, если его духовные двери восприятия не открыты по Божьему соизволению (как у святых) или против Бога (как у колдунов и медиумов) (См. учение епископа Игнатия Брянчанинова в книге «Души после смерти»).
Православная литература дает много примеров явлений бесов, которые точно укладываются в схему НЛО: видения «существ» и предметов, которые мгновенно материализуются и дематериализуются всегда с целью устрашения людей и приближения их к погибели. (См. жития святого Антония Великого, святого Киприана, бывшего волхва).
Явления сегодняшних «летающих тарелок» вполне в пределах возможностей демонской «техники». Многообразные бесовские наваждения были приспособлены к мифологии космоса... цель НЛО в таких контактах совершенно ясна: навести на людей трепет, вызвать чувство «таинственности» и дать доказательства существования «более высоких форм разума» — «гостей из космоса» для современного человека.
Истории о деятельности бесов были обычны в прошлые века. Но у современного человека, при всей его «просвещенности», нет той христианской основы, которая могла бы им объяснить такие явления, как НЛО, и это признак духовного кризиса наших дней. Физический мир обладает моральной нейтральностью и, может быть, сравнительно хорошо познан объективным наблюдателем; но невидимый, духовный мир обитает существами добрыми и злыми, и объективный наблюдатель не в силах различить их, если не примет откровения, которое дал человеку невидимый Бог.
Истинная оценка НЛО может быть сделана только на основе христианских откровений и опыта и доступна только смиренному христианину. Конечно, человеку не дано всецело объяснить невидимый мир ангелов и демонов, но ему достаточно христианских знаний, чтобы понять, как эти существа действуют в нашем мире и как нам следует отвечать на их действия, особенно же — как избегать бесовских сетей. Исследователи НЛО пришли к выводу, что изучаемые ими явления сходны с «демоническими», но только христианин — православный христианин, просвещенный святоотеческими толкованиями Святого Писания и двухтысячелетиям опытом контакта святых с невидимым миром духов, способен понять вполне их смысл.
Почему НЛО появились именно в этот период истории человечества? В чем их миссия?
Прежде всего, феномены НЛО — всего лишь часть поражающей лавины параномальных явлений, которые всего несколько лет назад большинство сочли бы чудесами. «Наблюдения необычайных происшествий внезапно нахлынули на нас тысячами, вызвав смещение привычных для людей основ и убеждений». На христианском языке это значит: на род человеческий пришло новое нашествие бесов. Исходя из христианских апокалиптических взглядов, мы видим, что сила, до сих пор удерживающая последнее и самое ужасное проявление демонических действий на земле, уже взята от среды (2 Фес. 2, 7). Христианское мировоззрение больше не существует как единое целое, и сатана «освобожден из темницы своей», где его держала благодать Церкви Христовой,— освобожден, чтобы «обольщать народы» (Откр. 20, 7—8), готовить их к поклонению антихристу в конце времен. Быть может, никогда еще от начала веры христианской бесы не появлялись так открыто и повсеместно, как сегодня. Теория «гостей из космоса» — всего лишь один из приемов, при помощи которых они пытаются внушить людям, что «высшие существа» отныне собираются взять на себя будущую судьбу человечества.
НЛО — всего лишь новейший из медиумических приемов, при помощи которых диавол вербует сторонников своего оккультного мира. Это ужасный знак того, что человек, как никогда прежде, доступен демоническому влиянию. Человечество растеряло все, что оставалось от христианского мировоззрения, и теперь пассивно предоставляет себя в распоряжение любых «сил», которые могут спуститься с неба. Известный американский кинофильм «Близкие контакты третьей степени» — потрясающее разоблачение суеверий современного человека, который готов мгновенно, ничтоже сумняшеся, последовать за бесами, куда бы они ни повели.
И наконец, миссия НЛО заключается в том, чтобы подготовить путь антихристу. Может быть, он сам «спустится с небес», чтобы вполне походить на Христа; может быть, только «гости из космоса» приземлятся на глазах у всех, чтобы совершить «космическое» поклонение своему властелину; может быть, «огонь с неба» (Откр. 13, 13) будет частью великих бесовских зрелищ последних времен. Как бы то ни было, послание диавола современному человечеству таково: ждать освобождения, но не от христианского откровения и веры в невидимого Бога, а от «космических пришельцев».
Уже более 100 лет назад епископ Игнатий Брянчанинов в своей книге «О чудесах и знамениях» (Ярославль, 1870) отметил «стремление, которое встречается в современном христианском обществе, видеть чудеса и даже творить чудеса... Такое стремление открывает самообман, основанный на самолюбии и тщеславии, которые обитают в душе и владеют ею» (с. 32). Истинные чудотворцы стали редки и исчезают совсем, но люди «жаждут чудес более, чем когда-либо прежде... Мы постепенно приближаемся к времени, когда откроется широкое поприще для многочисленных и поразительных ложных чудес, чтобы привести к погибели тех несчастных потомков плотского мудрствования, которые будут соблазнены и совращены этими чудесами» (с. 48— 49). «Чудеса антихриста будут большей частью происходить в воздушной стихии, где находится главное владение сатаны. Знамения будут в основном действовать на зрение, очаровывая и обманывая глаз. Св. Иоанн Богослов, созерцая события, предрекающие конец мира, говорит, что антихрист будет творить великие знамения, «так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13, 13)... Люди не поймут, что чудеса антихриста не имеют никакой доброй, разумной цели, ни определенного смысла, что они чужды истине, преисполнены лжи, что это чудовищное, зловредное, бессмысленное лицедейство, которое растет, чтобы поразить, погрузить в смущение и забвение, обмануть, соблазнить, привлечь обольщениями напыщенных, пустых, глупых эффектов» (с. 11). «Все явления бесов обладают общим свойством — даже малейшее внимание, обращенное на них, уже опасно: от одной только внимательности, допущенной даже без всякой симпатии к явлению, человек может быть захвачен самым вредным впечатлением и подвергнуться серьезному искушению» (с. 50). Тысячи «контактеров с НЛО» и даже простые свидетели испытали на себе страшную истину этих слов и немногим удалось спастись после того, как они были вовлечены в эти контакты всерьез.
Даже мирские исследователи НЛО сочли своей обязанностью предостеречь людей от опасностей контактов. Так, упоминавшийся Джон Киль пишет: «Шутки с НЛО так же плохи, как шутки с черной магией... Параноидальная шизофрения, демономания и даже самоубийство могут постигнуть их и не раз уже постигали. Легкое любопытство к НЛО может превратиться в разрушительную одержимость. По этой причине я настоятельно рекомендую родителям удерживать детей от этих интересов. Школьные учителя и другие взрослые не должны поощрять подростков в их увлечении этим предметом» (Упом. соч., с. 220).
Феномен НЛО — знак для православных христиан, чтобы они еще более трезвенно шли по пути спасения, зная, что они будут искушаемы и вводимы в соблазн не только ложными религиями, но и ложными знамениями. В ранние века христиане с большой осторожностью относились ко всяким странным явлениям, помня о кознях диавола, но когда наступила эра «просвещенности», большинство стало относиться к ним с любопытством, отодвинув диавола в полувоображаемые области. Истинное понимание природы НЛО должно служить подспорьем для пробуждения православных христиан к сознательной духовной жизни и к сознательному православному мировоззрению.
Сознательный православный христианин живет в мире падшего человечества: все далеки от потерянного рая, все одинаково нуждаются в искуплении, даруемом безвозмездно Сыном Божиим через Его спасительную жертву на Кресте. Он знает, что человеку не предначертано эволюционировать во что-то высшее, и нет у него никаких причин верить, что на других планетах есть высокоразвитые существа, но он знает, что во вселенной есть высшие существа — существа духовные, и они бывают двух родов — есть ангелы и есть бесы. Он стремится к первым, чтобы служить Богу, и избегает вторых, которые отреклись от Бога и стараются из зависти и злобы втянуть человека в свое жалкое состояние. Он не доверяет своей способности разоблачать козни бесов и потому точно придерживается Святого Писания и учения святых отцов, которые Церковь и Христос дали ему на всю жизнь. Такой человек имеет возможность противостоять религии будущего, религии антихриста, в какой бы форме она ни появилась»
Вестник Белорусского экзархата, 1990, № 2