ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

Иеромонах Серафим (Роуз)

Краткое изложение православного учения
о посмертной судьбе души

В первых девяти главах этой книги мы попытались представить основные аспекты православного отношения к загробной жизни, противоставляя его современному взгляду. На Западе подлинное православное учение об ангелах, о воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о Небе и аде было потеряно и искажено, поэтому и распространившиеся сейчас «посмертные» опыты получают здесь совершенно неверное толкование.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она кончалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Но человек создан для бессмертия, и Христос своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в него и жил праведно. Наша земная жизнь это приготовление к будущей жизни, и это приготовление завершается смертью. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд.» (Евр, 9, 27). Тогда человек оставляет свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Душа после смерти тела живет более интенсивно, чем до смерти. «Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никаким препятствием, ставимым смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей скорее бремя, чем польза» («Смерть как благо»).

Современные опыты также подтверждают, что душа после смерти обладает более острым и тонким сознанием; как мы видели, все исследователи подчеркивают это. Но знание одного этого факта, конечно, недостаточно: нужно владеть всем христианским учением о загробной участи души.

НАЧАЛО ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ

Часто (это духовное видение) начинается в умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался и раньше; здесь мы только повторим уже сказанное в I главе: только в благодатных посещениях, когда являются Ангелы и Святые, мы можем быть уверены, что это действительно существа из иного мира. В обычных случаях, когда умирающий начинает видеть почивших родных и друзей, это может быть естественным «знакомством» с невидимым миром, куда он должен войти; подлинная же природа явившихся известна, возможно, одному лишь Богу — и нам нет нужды вникать в это.

Ясно только, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть нечто совсем неведомое, что и там он будет питать любовь к своим близким.

ВСТРЕЧА С ДУХАМИ

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они не оказались при встрече.

Здесь нам снова напоминают, что хотя Потусторонний мир не будет совершенно чужим для нас, но он не окажется приятной встречей с любимыми на «курорте счастья», а будет духовным испытанием для нашей души: склонялась ли она во время земной жизни к ангелам и святым через добродетельную жизнь, или же, пребывая в неверии и нерадении, сделала себя годной для общества падших духов. Поэтому приговор Божий как на частном, так и в будущем на Страшном Суде будет только ответом на внутреннее расположение, которое создано в душе по отношению к Богу и духовным существам.

ПЕРВЫЕ ДВА ДНЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые были ей дороги, но на третий день она перемещается в другие сферы.

Следует иметь в виду, что описание первых двух дней по смерти дает лишь общее правило, которое ни в коей мере не охватывает всех случаев. Так, Святые, которые не были привязаны к земным вещам и жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу начинают восхождение на небо. Такие, как К. Икскуль, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому Божию соизволению. С другой стороны, все современные «посмертные» опыты, как бы они не были фрагментарны, подходят под это правило: «внетелесное» состояние есть лишь начало первого периода бесплотного «странствия» души по местам ее земных привязанностей, но никто из испытавших этот опыт не был в состоянии смерти достаточно долго, чтобы встретить даже двух Ангелов, которые должны сопровождать его.

МЫТАРСТВА

В это время (на третий день) она проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые Сами же они ее вовлекли. Согласно различным откровениям, существует 20 таких препятствий, так называемых «мытарств», на каждом из которых истязуется тот или иной грех, пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее, и только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и их мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда архангел Гавриил сообщил ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу ее от этих бесов, и, в ответ на ее молитвы, Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести ее на Небеса, воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей тогда особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды здесь добавлять что-либо. Однако, можно отметить, что и в данном случае описания мытарств образуют лишь модель, а индивидуальный опыт может значительно от нее отличаться. И все же факт остается фактом: душа вскоре после смерти подвергается суду, где подводится итог той «невидимой брани», которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях; в частности, в «Каноне на исход души», читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари: «Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного их словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбразно отходяща от земли».

СОРОК ДНЕЙ

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых. Конечно, нет ничего страшного в том, что пройдя мытарства, душа должна познакомиться с потусторонним миром, в какой-то части которого ей предстоит пребывать. Согласно откровению ангела прп. Макарию, особое церковное помилование усопших на 9 день связано с тем, что до своего времени душе показывали красоты рая, а в остальной период должны показать мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место для ожидания воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают лишь общее правило или модель посмертной реальности; не все умершие совершают свой загробный путь именно так. Но мы знаем, что Федора завершила посещение ада именно на сороковой — по земным меркам времени — день.

СОСТОЯНИЕ ДУШИ ДО СТРАШНОГО СУДА

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы и других молитв.

О пользе молитвы как церковной, так и частной, о душах находящихся в аду, говорится в житиях многих Святых и подвижников и в святоотеческих писаниях. В житии муч. Перпетуи (III в.), например, рассказывается, что судьба ее брата Димократа была ей открыта в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из грязного и невыносимого жаркого места, куда был заключен. Благодаря ее усердной молитве, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте, из чего поняла, что он избавлен от наказания (Жития св., 1 февр.).

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев: еще до прославления св. Феодосия Черниговского (1896 г.), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, помяни моих родителей»,— и он дал их имена (иерей Никита и Мария). «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда ты сам стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да это верно,— ответил св. Феодосий,— но приношение на литургию сильнее моих молитв».

Поэтому панихиды и домашняя молитва полезны усопшим, как и добрые дела, творимые в их воспоминание — милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили успокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, на вечерне в день Сошествия св. Духа. Имеется особое прошение «о иже во аде держимых».

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить литургию о них упокоении или благодарящих за это. Однажды один пленный, которого жена считала умершим и по ком в определенные дни заказывала литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей — именно в те дни, когда за него совершалась литургия (IV, 57, 59).

Протестанты считают, что церковные молитвы за усопших не имеют смысла, ибо тогда человеку не надо искать веру в этой жизни незачем утверждать себя, если Церковь все равно тебя вымолит? Конечно, никто, придерживающийся таких взглядов, не может получить спасение по церковным молитвам: они не спасут того, кто не хочет спастись, и не верит в них. В известном смысле можно сказать, что молитва церкви как и отдельных христиан об усопшем — один из результатов жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы он за свою жизнь не сделал ничего, что могло бы вдохновить эту молитву после его смерти.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УМЕРШИХ

Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая о них на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: не видит собравшихся ближних, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, и благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что «блаженны милостивии, яки тии помилованы будут» (Мф. 5, 17).

ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА

Однажды весь этот тленный мир придет к концу, и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают на небе, сменится полной радостью нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял Христа, будут мучиться вечно, вместе с воскресшими телами, в аду. В заключительной главе «Точного изложения православной веры» прп. Иоанн Дамаскин так описывает это конечное состояние души: «Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упадшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрушающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того оно по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которой было взято...»

Конечно, если бы только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказываема. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающими бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову судилищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист и нечистивые люди, и грешники будут преданы в огонь вечный, не вещественный, каков огонь находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворившие благо, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцом и Св. Духом в бесконечные века веков. Аминь, (с. 267—272).

«Душа после смерти» (с. 111118). Москва 1984 г.