СВЯТЫЕ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

Преподобный Никандр Пустынножитель

Память 24-го сентября.— Отошел ко Господу в 1581 г.

Преподобный Никандр Пустынножитель.
Роспись церкви св. Архангела Михаила в г. Дно

Во дни великого князя Московского Василия Иоанновича1, в селе Виделебье, Псковской области, жил благочестивый крестьянин по имени Филипп. И супруга его, Анастасия, вела богоугодную жизнь. Старший сын их, Арсений, воспитанный в строгом благочестии, в раннем возрасте отказался от мира сего, поступил в обитель и принял монашеское пострижение. В этой богобоязненной, тихой, молитвенной семье родился будущий великий пустынножитель, в мире Никон. Он родился в 1507 году. Избранник Божий уже в детском возрасте любил долго прилежно молиться. Отец его скончался, когда Никон был еще малым отроком. Святой отрок очень хотел научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание. В селе была церковь во имя святителя чудотворца Николая, и святой отрок часто посещал этот храм Божий. Никон любил слушать рассказы о чудесах, которые творил этот славный угодник Божий, а сам думал, как бы ему спасти свою душу. Знал он и о преподобных псковских, просиявших своими подвигами и чудесами. В то время особенно прославились преподобные Савва и Евфросин2. Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он стал просить мать свою, чтобы она удалилась от суетного мира. Благочестивая Анастасия послушала совета своего святого сына, часть своего имения раздала нищим, часто пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре. Скоро она скончалась. Никон захотел поклониться нетленным мощам Псковских чудотворцев и побывать в тех местах, где они подвизались. Он отправился в город Псков, посетил все церкви и монастыри, там бывшие, обошел также окрестные обители и, наконец, исполнил свое желание — достиг мест, ознаменованных подвигами святых Евфросина и Саввы и поклонился мощам угодников Божиих. Он всею своею душою стремился подражать их подвигам. Когда святой юноша возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый человек Филипп, возлюбивший Никона за его необычайное смирение и терпение. Видя великое желание святого юноши разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение к некоему диакону. Господь просветил разум юного подвижника. Скоро он изучил грамоту и читал Божественные книги так, что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы юного были заняты одним — стремлением угодить Господу, спасти свою бессмертную душу! Давно слышал он об одном пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом3, среди диких, дремучих лесов и непроходимых болот, заросших мохом. Не знал Никон человека, который указал бы ему это пустынное, безмолвное место. Смиренный, юный подвижник усердно молил Господа, чтобы Он удостоил его увидеть это пустынное место. Молитва угодника Божия была услышана, и Господь послал ему человека, знающего это безмолвное, дикое место, по имени Феодора, по прозванию Ситника. Придя к Феодору, преподобный стал просить его:

«С юного возраста слышал я о пустынном месте, но не было человека, который бы указал мне его. Тебе известно оно. Умоляю тебя, — укажи мне его. За это и сам ты получишь награду от Господа, а моей грешной душе будешь наставником ко спасению».

Видя сильное желание юного святого, благочестивый Феодор, тайно от других, отвел его в пустыню. Построив небольшую хижину, оба они поселились здесь и стали подвизаться в трудах и молитвах. Спустя некоторое время, Никон, придя в Псков, по обычаю своему, пребывал на Божественной литургии в церкви святого и славного Богоявления, и тут был глас к Никону из алтаря: «Никон, Никон, раб Мой, иди в пустыню, указанную тебе благочестивым человеком Феодором, и там обретешь себе покой. И после тебя распространится место то, и многие на нем спасутся».

Святой преисполнился духовной радости. На пути в пустыню Никону встретился блаженный Николай Псковский4. Он поведал Никону, что в пустыне ожидают его разные искушения от бесов и нападения от злых людей. Но ничто не могло удержать юного подвижника. С ликованием преподобный возвратился в свою пустыню и подвизался здесь 15 лет в трудах, молитве, пощении, чтении Божественного Писания, постоянном бдении. Много напастей терпел блаженный от бесов и злых людей, но за все благодарил Бога.

Между тем, распространился слух о подвигах пустынника. Окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей. Он боялся ее. Убегая от людского прославления, святой оставил свое уединение и отправился снова в Псков. Здесь его принял к себе в дом тот самый Филипп, у которого преподобный жил во время своего учения. Узнав, что Никон твердо решился посвятить себя Богу, он отвел Блаженного в Крыпецкий монастырь св. Иоанна Богослова, основанный преподобным Саввою. Увидев образ подвижника и припав к раке его св. мощей, Никон молился: «Преподобный угодник Божий, Савва, помолись Владыке Христу, да сподобит Он меня последовать житию твоему, и сопричисли меня к стаду, тобою избранному».

Со смирением и слезами Никон умолял игумена Крыпецкой обители, чтобы удостоил его иноческого пострижения и принял в число братии. Игумен удерживал его:

«Монастырь наш беден и скуден. Не вытерпишь ты скорбей и тесноты на этом месте». Но Никон только повторял свою просьбу. Видя неудержимое желание подвижника принять иноческий образ, игумен уступил его просьбе и приказал одному из священно-иноков постричь Никона, причем ему наречено было имя Никандр.

Преподобный с новой силой устремился на подвиги, — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли, подчиняясь во всем воле игумена и братии. В молитвенном бдении проводил он ночи, отгоняя сонную тяжесть. Время, свободное от молитв, прп. Никандр проводил в рукоделии. Игумен и братия удивлялись его благонравию, смирению, покорности, бодрости и крепости в подвигах и прославляли Бога.

Вышеупомянутые рабы Божии Филипп и Феодор Ситник последовали примеру святого и приняли пострижение в той же обители. Первый наречен был Филаретом, а второй — Феодосием. В монастыре преподобного Саввы Крыпецкого оба они и кончили жизнь свою.

Между тем прп. Никандр, убегая людской славы и тоскуя о прежней отшельнической жизни, снова отправился в свою пустыню. Прожил он там несколько лет, питаясь дикой горчицей.

Однажды разбойники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы и книгу, а самого его сильно ранили в ребра копием — оставили еле живым. Святой молился за злодеев, взирая на образ Спасителя: «Господи, Боже мой! Ты, безгрешный, принял вольное страдание от иудеев, нашего ради спасения. Я же, многогрешный, потерпел все это вполне справедливо за бесчисленные грехи мои». А об обидчиках своих святой так просил: «Не поставь им греха сего, ибо они не знают, что творят».

Скорый на помощь Господь даровал чудесным образом исцеление смиренному рабу Своему. Господь вразумлял разбойников. На расстоянии полутора версты от келии святого находилось озеро Демьяново, куда впадает река Демьянка. На берегах этого озера разбойники сбились с пути. Три дня они блуждали, тщетно стараясь найти дорогу и сильно страдали от голода. Двое из них впали в совершенное отчаяние. И стали они хулить святого: «И себя-то самого он не мог защитить». Господь наказал нераскаянных. Переходя реку Демьянку, они сорвались с помоста и утонули. Оставшиеся двое устрашились и раскаялись. Они отыскали дорогу к хижине прп. Никандра и возвратили ему взятое. С горьким плачем и слезами они просили его простить их и помолиться о них Господу. С отеческою любовию принял раскаявшихся прп. Никандр, накормил их и умолял их оставить свой злой промысел — татьбу, разбой, обиды людям. С миром отпустил он их. Вернувшись домой, разбойники всем рассказывали о происшедшем и прославляли угодника Божия прп. Никандра. Узнав о нападении разбойников на подвижника, окрестные жители с усердием приносили ему иконы, хлеб и одежду. Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Снова оставил он свою любимую пустынь и отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Там святой продолжал свою строгую, подвижническую жизнь. Блаженный питался только одним ржаным хлебом и водою. Он не вкушал ни вина, ни рыбы. Только в субботу и воскресенье варил себе немного сочива. Подвижник превосходил всех в обители своей высокой жизнью — трудолюбием, смирением и послушанием. Святой всем служил: носил воду, рубил в лесу дрова и приносил в монастырь. Ночи преподобный проводил в постоянном бдении. Иногда блаженный выходил в лес и, обнажив свое тело, давал жалить его комарам и оводам. Оно покрывалось струями крови, а добровольный мученик спокойно сидел, прядя волну и воспевая псалмы Давида. С наступлением же утра преподобный возвращался в монастырь, первым спешил в церковь, где выстаивал всю службу, не сходя со своего места, и последним выходил из храма. Дивясь его великим подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь просфоры. Прп. Никандр с радостью стал исполнять эту работу, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной Вечери, то мне следует радоваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на которых совершается Великая и Страшная Тайна: дивным и непостижимым образом прилагаются они в Святое Тело Христово».

Иноки, видя его неперестающее рвение, полюбили его за смирение и кротость и просили игумена сделать прп. Никандра келарием, который хранил и выдавал монастырские припасы. Игумен исполнил просьбу братии. Святой, при этом возвышении, не изменил своей прежней строгой жизни, но исполнял новую обязанность со смиренномудрием и усердием, как дело, порученное ему Самим Господом. Не превозносился святой данной ему властию, помня слова Писания: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26).

Но не долго святой Никандр был келарием: тяжела была ему суета, с которой соединялось келарство. И решился он снова, уже навсегда, покинуть обитель. Поселился он на одном острове, находящемся верстах в четырех от нее. Здесь святой построил хижину и опять, в полном безмолвии, среди божественной тишины предался своим обычным подвигам. Так провел он три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих людей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг и завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкаго монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, прп. Никандр уменьшает монастырские доходы. Потому они пришли к святому отшельнику с требованием, чтобы он удалился с этого места. И снова отправился он в свою пустыню — на место, указанное ему Богом.

На пути прп. Никандр прибыл в одно село — Локоты. День уже склонялся к вечеру, и святой зашел переночевать к одному крестьянину. Случилось это в понедельник сырной недели, когда подвижник, по своему обычаю, соблюдал строгий пост. Крестьянин стал святому предлагать пищу, но блаженный отказался принять ее. Враг же спасения человеческого задумал надругаться над святым: незадолго до этого злые люди напали на дом одного крестьянина, разграбили и сожгли его. Вот крестьянин, принявший святого, обидевшись отказом преподобного, и стал говорить соседям: «Вероятно, и этот человек задумал недоброе, потому и не хочет ничего ни пить, ни есть у нас».

Крестьяне поверили этим безрассудным словам, собрались и стали немилосердно бить дреколием святого по всему телу и голове. Но Господь не допустил святому погибнуть от навета бесовского. Стоны святого Никандра и крики бивших его были услышаны прохожими, и они стали уговаривать безумных: «Этот старец не причинил вам никакого зла. За что же хотите предать смерти неповинного человека?»

Бившие устыдились и молили святого, чтобы он простил их. Предложили ему хлеба. Святой не отказался вкусить его и стал молиться за своих мучителей: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, не вмени им этого греха: не ведают они, что творят».

Простив от всего сердца поселян, причинивших ему по неразумию побои, незлобивый святой отправился в дальнейший путь. Однажды святой, утомившись, прилег и стал забываться в дремоте. Вдруг он видит, что готовы на него броситься два огромных волка. Встав, святой осенил себя крестным знамением и, ударив своим посохом по земле, сказал: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Псал. 6, 9). И звери тотчас же исчезли.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей, в продолжении 32-х лет и 2-х месяцев. 15 лет из них от провел, не видя лица человеческого: люди не знали о месте его подвигов, пока чудесным отразом Господь не открыл миру Своего угодника.

Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в двенадцати верстах от хижины святого, сильно скорбел, что нет у него детей. И вот однажды, подбежал лось к самому двору Петра. Не случайно произошло это, но Божиим изволением: как в древности чрез оленя Господь привел ко крещению святого Евстафия Плакиду5, так и прп. Никандра Господь указал Петру чрез лося. Сев на коня, Петр вместе со своими людьми погнался за зверем. Спутники мало-по-малу стали отставать от него, так что, наконец, он остался один. Долго Петр преследовал зверя. Заехав в темный лес, в глухую, непроходимую дебрь, Петр потерял из вида лося. Тут же он заметил небольшую хижину, огороженную частоколом — жилище прп. Никандра. Петр постучался в дверь с молитвой. Ответа не было. Он сотворил молитву второй раз. Никто не отзывался. Третий — то же. Но Петр не отходил от келии подвижника. Наконец, дверь отворилась, и отшельник встретил посетителя, которого ранее никогда не видал, словами: «Сын мой Петр, ступай в странно-приимницу у дуба, я сейчас приду туда».

Когда преподобный подошел к Петру, тот поклонился ему и просил благословения.

«Чадо Петр, — отвечал на его просьбу старец, благословение Господне да будет над тобою и над супругою твоею».

Петр подумал: «Поистине вижу, что это святой человек и исполнен Духа Святого, ибо, ни разу не видя меня, он знает и мое имя, и то, что я женат».

Порхов. Церковь свт. Николая Чудотворца в Порховской крепости
Порхов. Церковь свт. Николая Чудотворца в Порховской крепости

 

Петр спросил, как его зовут и сколько времени живет он в пустыне.

«Грешный Никандр — мое имя, а о летах моего пребывания здесь — ты не спрашивай: об этом знает только один Бог»,— смиренно ответил святой старец.

Тогда Петр, упав пред святым на колена, стал горько жаловаться на свое несчастие: «Вот я уже стар, а нет детей у меня».

Преподобный Никандр отвечал ему: «Встань, чадо, и возвратись в дом свой: по молитвам Пресвятой Богородицы, родится у тебя сын».

И действительно, предсказание святого старца исполнилось. С тех пор Петр часто приходил к святому отшельнику и насыщался его душеполезными наставлениями.

Однажды угодник Божий сказал ему: «По отшествии моем из этого мира суетного распространится это место. Над гробом моим воздвигнется церковь в честь славного Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

Господь удостоил Своего угодника дара прозорливости. Раз к прп. Никандру пришел один из окрестных жителей Симеон, желая получить от святого благословение и наставление. Преподобный же, прозрев, что Симеон скоро умрет, сказал: «Сын мой, Симеон, время жизни твоей сокращается, — и, подав ему ножницы, продолжа,— ступай в монастырь, какой укажет тебе Господь, и постригись этими ножницами, так как приближается конец жизни твоей».

Симеон отправился в один из монастырей и, приняв там пострижение, вскоре, причастившись Христовых Таин, с миром отошел ко Господу.

Между тем люди, услышав о подвижнической жизни преподобного Никандра, стали все чаще и чаще приходить к нему. Когда они тихо приближались к его келии, то слышали, как молится святой, как он плачет и часто кладет земные поклоны. Лишь только святой замечал их приход, он делал вид, что спит. Когда приходящий стучался к нему в двери со словами: «Благослови, отче!» — святой Никандр молчал. Не отвечал он и во второй раз, лишь только после третьего раза, как будто вставая от сна, подвижник отвечал: «Господь наш Иисус Христос да благословит тебя, чадо».

В подвигах проводил угодник Божий все дни и ночи. Никогда не ложился блаженный спать, но если его одолевал сон, то он забывался дремотой сидя и лишь на короткое время, а потом опять начинал молиться. О своей плоти он не заботился. Умывал водой только руки и лицо, питался, по большей части, растениями, когда же благочестивые люди приносили ему хлеб, то преподобный принимал приношение с благодарением. Но хлебу давал высохнуть и в тиком виде вкушал его. Пил он одну воду. Хотя угодник Божий и вел такую суровую жизнь, однако никогда нельзя было видеть его лицо хмурым, но всегда оно светилось радостью и спокойствием. В течение всей великой Четыредесятницы святой вкушал только раз в неделю, а в пяток вербной седмицы он шел в Демьяновский монастырь, и приобщившись там Страшных и Животворящих Таин Христовых, снова возвращался к себе в пустыню. Не на страстной неделе, когда братия приобщалась Святых Таин, приходил подвижник в монастырь, чтобы приобщиться вместе с ними, а раньше, чтобы приступать к Святым Таинам отдельно от иноков, так как считал себя недостойным, не достигшим предела их трудов.

Одному лишь Богу ведомы труды и подвиги, какие святой Никандр перенес в пустыне. Часто злые духи являлись смущать преподобного и даже наносили ему раны, как то было и со святым Антонием Египетским6. Подкрепляя подвижника Своего, Господь послал ему в видении преподобного Александра Свирского7, который ободрил преподобного Никандра на брань с невидимыми врагами. В Святом Евангелии сказано, что этот род изгоняется только молитвою и постом — этим оружием и преподобный Никандр одержал победу над князем тьмы. Но долго пришлось ему бороться с духами злобы. Всякий раз, как преподобный Никандр хотел отдохнуть от своих трудов, вокруг его келий поднимался такой шум, что казалось, будто проезжает множество колесниц, или же слышалась игра на тимпанах и свирелях8. Преподобный начинал читать псалмы Давидовы и шум прекращался. Так злые духи ни днем ни ночью не позволяли отдохнуть святому, пока Божией благодатию он не одолел их в конец.

Однажды большой медведь пришел к келии святого и начал чесаться о нее с такой силою, что она стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестив оконце своей келии и осенив себя самого крестным знамением, святой выглянул,— и видит большого медведя, стоявшего у его жилища. Преподобный, еще раз ознаменовал себя крестным знамением, вышел из келии и перекрестил зверя. Будто пораженный какой-то невидимой силою, медведь упал перед святым, стал кротко лизать его святые ноги, и потом удалился в лес.

Снова явился преподобный Александр Свирский в сенях. Укрепляя его на подвиги он сказал: «Не бойся, брат мой Никандр: с этого времени избавит тебя Господь от всех сетей вражиих». И с тех пор святой приобрел такую власть над бесами, что они не осмеливались приступить к его келии.

Один человек, по имени Назарий, живший недалеко от пустыни прп. Никандра, впал в тяжкий недуг: все тело его покрыли черви, особенно же большая язва у него открылась на груди, так что можно было видеть внутренности. Больной не мог шевельнуться от страшной боли. И такою страшною болезнью несчастный Назарий страдал год и шесть месяцев. Домашние его горько плакали, не зная, чем облегчить лютые мучения болящего. Назарий же призывал мысленно на помощь себе прп. Никандра. Наконец, он повелел домашним отнести себя к преподобному. Они принесли страждущего и положили его пред келией отшельника. Когда прп. Никандр вышел из своего жилища, Назарий, собрав все свои силы, стал обнимать и орошать слезами ноги святого, прося блаженного помолиться о нем Господу. Преподобный отвечал: «Назарий, отпусти мои ноги!»

Больной очень удивился, что святой знает его имя и еще усерднее стал просить великого прозорливца.

«Если ты, отче, — говорил Назарий, — оставишь меня, то я не уйду с этого места и умру пред тобою. Посмотри, уже заживо я съеден червями».

Преподобный Никандр приказал отнести Назария в келию для странников и сказал ему, чтобы он постарался заснуть. Больной отвечал: «Отче святый, во время всей моей болезни я ни разу не мог сомкнуть глаз моих, — как же ты теперь советуешь мне заснуть?»

Святой Никандр сказал: «Я истопил келию, ожидая твоего прихода. Засни в теплой келии, а прежде покажи твои раны».

Назарий хотел было открыть свою язву, но рубашка пристала к телу, и ее нельзя было оторвать. Святой перекрестил рану и отпустил Назария в странноприимницу, где большой вскоре заснул крепким сном. Сам же святой отшельник, заключившись у себя в келии, всю ночь усердно молил Господа, и Господь услышал молитву раба Своего: на утро Назарий, проснувшись, почувствовал себя совершенно здоровым. Исцеленный начал прославлять чудотворца святого Никандра, но преподобный запретил ему рассказывать о его дивном исцелении. «Чтобы не было с тобою еще хуже!» — добавил чудотворец.

Другой раз один крестьянин, Симеон Васильев, крепостной князя Кострова, пришел к преподобному и горько жаловался, что у него украли лошадь, и с того ремени прошло уже пять дней. Блаженный с кротостью стал говорить: «Не о том, сын мой, я скорблю, что у тебя украли лошадь, что она пропала. Скорблю я о том человеке, который украл, так как он это сделал по внушению дьявола». И прибавил: «Сын мой Симеон, отправляйся в дом свой, украденное скоро найдешь».

В ту же ночь лошадь сама прибежала домой. Симеон вторично пришел к преподобному, благодарил его и рассказал о том, что случилось. «А человек, похитивший мою лошадь, — добавил он, — ехал через реку и потонул».

Услышав это, прп. Никандр опечалился и стал поучать Симеона: «Сын мой, должно скорбеть о христианах, умерших без покаяния в грехах своих». Тогда Симеон пал на колена и начал просить прощения в своих грехах. Долго поучал его преподобный и своими назиданиями, исполненными любви, просветил душевные очи Симеона. Он возвратился в дом свой, благодаря Бога и прославляя его угодника.

Видя, что приближается конец его жизни, прп. Никандр решился возложить на себя великую схиму. Он отправился в Демьяновский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение. Это произошло за восемь лет до его кончины.

В то время к преподобному часто приходил один диакон из города Порхова, по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посещения преподобный Никандр поведал Петру: «Брат Петр! Много времени прежде страдал я ногами, теперь чувствую облегчение». Петр взглянул на ноги святого, увидел одни кости, обнаженные от своего телесного покрова, — и ужаснулся, подивившись несказанному терпению великого пустынножителя.

В другой раз святой отшельник сказал Петру: «Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу, и ты погреби тогда мое грешное тело».

«Когда известишь меня о своем отшествии к Богу, — сказал Петр, — я, многогрешный, все исполню по твоему слову».

Подвижник снова начал просить Петра прийти тогда в пустыню и честно погребсти его тело. Тогда тот спросил, когда последует его кончина. Преподобный ответил: «Не знаю, как извещу тебя, так как в то время будет брань: тогда сюда придут Польские и Литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде. Ты же, когда услышишь о моей кончине, небоязненно погреби тело мое, и над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь великого и славного Благовещения». По прошествии 32-х лет и 2-х месяцев с тех пор, как преподобный в последний раз поселился в своем уединении, он впал в телесный недуг. Почувствовав приближение смерти, он со слезами стал просить Господа даровать ему отпущение всех прегрешений, призывал в молитвах всех святых и вручал пустынное свое местоприбывание попечению Пресвятой Владычицы Богородицы. Затем преподобный Никандр возлег на одре, крестообразно сложил руки и со словами: «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!» предал Господу свою святую душу. То было 24 сентября 1581 года. По его предсказанию, польский король Стефан Баторий9 навел в то время свои полки на землю Русскую. Враги осадили города Псков и Порхов, и по всей той области во множестве рассеялись польские и литовские люди: нельзя было горожанам выходить за городские стены...

Никандрова пустынь. Источник прп. Никандра. Фото 1992 г.
Никандрова пустынь. Источник прп. Никандра. Фото 1992 г.

 

В пустыню, где жил при. Никандр, пришел тогда, чтобы получить благословение от святого, крестьянин села Боровичи Иоанн, по прозвищу Долгий. Не получая ответного возгласа подвижника, он вошел в келию и увидел, что святой Никандр отошел ко Господу. Вся хижина была наполнена необычайным благоуханием... Иоанн благоговейно взял честное тело святого и зарыл его в землю близ дуба. Потом, незамеченный, по молитвам святого, польскими войсками, он пришел в город Порхов и рассказал жителям о кончине преподобного и о том, что он похоронил его святое тело. При этом известии граждане Порхова стали рыдать и скорбеть, что лишились своего усердного заступника и молитвенника пред Богом. Очень желали Божии люди идти на погребение преподобного, но боялись врагов. Тогда диакон Петр, видя колебание своих сограждан, обратился к ним с такою речью: «Мужи, братья, послушайте, что скажу вам о новопреставленном отце Никандре.

Сам преподобный предсказал, что его кончина последует во время нашествия литовских людей. Вы же не страшитесь и не бойтесь, но смело идите и предайте погребению честное тело подвижника, так как сам преподобный сказал, что Господь Бог не предаст вас в руки врагов».

Своею речью Петр убедил сограждан безбоязненно идти в пустыню. Никем не замеченные, все граждане, — игумены, священники, диаконы и множество народа в праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришли в пустыню, на место подвигов и кончины великого пустынножителя, принесли много свечей, фимиама и с торжеством погребли его тело.

Не осталось забытым уединенное место подвигов великого Пустынножителя. Через два с половиной года после кончины преподобного Никандра над его гробницей была воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1585 году пришел на это место один мирянин. Здесь он принял иноческое пострижение с именем Исайи. Долгое время Исайя страдал болезнью ног и, наконец, по молитвам преподобного, получил исцеление от своей болезни. Этот инок на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь и собрал в нем многочисленную братию. По настоятельному прошению братии, он принял игуменство и был возведен в этот священный сан митрополитом Новгородским Александром10.

Сто с лишком лет святые мощи преподобного Никандра покоились в земле. В 1686 году по распоряжению патриарха Всероссийского Иоакима они были освидетельствованы, после чего названный патриарх с собором духовенства причислил угодника Божия к лику святых и установил праздновть его память в день его кончины 24-го сентября. Много. исцелений и чудес совершалось от его святых многоцелебных мощей в благословенные царские времена. И по всей Руси люди Божии прославляли великаго чудотворцами взывали к нему с верою: «Преподобие отче Никандре, моли Бога о нас!»


Тропарь преподобному, глас 4-й

Глас Божественный, иже во Евангелии, услышав, преподобие отче Никандре: приидите ко мне вcи труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы, и прием крест, последовал ecи Христу: мир оставль, в пустыню вселился ecи, пощением же и бдением небесный дар восприим, и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцелявши, темже и со ангелы срадуется, преподобие, дух твой.

Кондак, глас 1-й

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобие: сиявши бо в земли Российской чудес благодатию, и отгонявши тьму страстей же и скорбей от приходящих к тебе с верою, темже почитаем твою память, Никандре, отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото и стране нашей похвала и утверждение!


1 Князь Василий Иоаннович был князем с 1505 по 1533 гг.
2 Преподобный Евфросин Псковский преставился в 1481 году. Мощи его в царские времена почивали в основанном им в Спасо-Великопустынском Елеазаровом монастыре в Псковской губернии, на реке Толбе, в 30 верстах от Пскова. Память преподобного Евфросина 15-го мая. Его ученик преподобный Савва, основатель Крыпецкаго Иоанно-Богословскаго монастыря, в 20 верстах от Пскова, преставился в 1495 году. Память 28 августа.
3 В царские времена это был уездный город Псковской губернии.
4 Блаженный Николай Псковский преставился 23 февраля 1576 г.
5 Евстафий Плакида — св. великомученик. Он был знатного происхождения и занимал в Риме высокое положение. Но однажды на охоте увидел оленя с крестом между рогами и услышал голос, повелевший ему креститься. Он исполнил волю Божию: крестился сам и крестил всю семью. Память его, супруги и чад его 20 сентября.
6 Память преподобного Антония Великаго празднуется 17 января.
7 Его память 30 августа.
8 Тимпан — музыкальный инструмент (ударный), состоящий из котла, обтянутого кожей. Свирель — духовой инструмент.
9 Стефан Баторий — бывший Семиградский воевода, с 1574 по 1586 гг. польский король, в 1577—1582 гг. принял участие в Ливонской войне 1558—1583 гг.
10 Митрополит Александр правил Новгородскою кафедрой с 1577 по 1589 г. в сане архиепископа и с 1589 по 1591 г. в сане митрополита.