Русская Голгофа XX века

Умучен в Семиречьи.
Новомученик Лепсинский, иерей Георгий Степанюк

Отец Георгий Степанюк служил в селе Андреевка Лепсинского уезда, Семиречинской обл. Туркестана с 1913 года. Первоначально служил он в с. Глиновка того же благочиния, а до принятия сана священника работал учителем народно-приходской школы в дер. Ногородовичи Гродненской волости (ныне Белоруссия). После смерти первых троих детей пошел на Пастырские курсы в Москве и в 1911 году был направлен в Туркестан.

...1918 год. По стране еще бродят отряды то «красных», то «белых». Ходят слухи, что убивают духовенство. Кое-кто из духовенства удалился в Китай, перейдя тайно границу. Матушка Евфросиния просила отца Георгия уйти в Китай, переждать смуту, на что о. Георгий отвечал: «Скоро праздник Святой Троицы. Что народ скажет?» В село вошел отряд «красных» — о. Георгия арестовали. Две недели держали в сарае, затем вывели к народу — искали улик.

Через две недели село занял другой отряд «красных». (Надо заметить, что из села иногда приходилось бежать по два-три раза в день, так как село занимали то «красные», то «белые»). К дому подошли солдаты и матушка вышла им навстречу. На вопрос: «Где батюшка?» ответила: «Нет дома». Но батюшка вышел вослед и сказал: «Вот я. Что нужно?». «Вы арестованы», — последовал ответ. Полдня о. Георгий находился под арестом. Попросил матушку принести церковные книги и привел все в порядок, написал предсмертную записку следующего содержания:

«Протоиерею отцу Владимиру Цидринскому,

г. Лепсинск.

Отец протоиерей!

Только что приставили ко мне караул из двух солдат. Сижу в комнате. Тоскливо и скучно до боли... Мерещится смерть и приглядывается своими впалыми глазами. Больно сознавать, что за 18 лет служения народу получил в награду «почетный караул». Чувствую, что страдаю за Веру, Правду и откровенность, а также за любовь к простому народу, который в своей темноте предает своих лучших друзей, своих печальников, своих пастырей.

Не оставляйте сирыми жену-вдову и детей- малолеток. Очень сожалею, что не сумел устроить ее жизнь счастливее — виноват в этом мой характер, унаследованный от отца.

Спасибо всем прихожанам, выразившим сочувствие в испытаниях. Особое спасибо Софье Ивановне Бокчевниковой (прим.: С. И. Б.— учительница) за внимание и приезд в селение Андреевское, всем же остальным... да простит им Бог страшный грех предательства.

Уже сменили караул, а окончания дела не слышно...

Свящ. отец Георгий Степанюк Селение Андреевское,

26 июня 1918 г. Лепсинский уезд».

После обеда о. Георгия под конным конвоем повели за село на расстрел. Матушка, взяв всех детей, пошла следом. Шли и некоторые прихожане.

О. Георгий несколько раз оглянулся, сказал матушке: «Иди домой, не пугай детей». Матушка отвечала: «Куда ты, туда и я!» Солдаты скверно бранились. Затем один из солдат, грубо схватив матушку за руки, стал оттаскивать ее назад. У матушки — обморок. Очнулась, когда прихожане принесли к дому. Услышала выстрел и поняла, что батюшки уже нет в живых... Одна пуля сбила шляпу, другая прошла сквозь шею, третья, роковая, попала в позвоночник.

Погребение совершали четыре священника:

о. Михаил из с. Осиновка, о. Григорий Штокалко из с. Герасимовка, о. Иоанн Ващенко из с. Константиновна и о. Петр Голдаевич из с. Черкасского.

...О. Георгий был первой жертвой в Лепсинском благочинии.

Ровно через два месяца был жестоко убит о. Владимир Цидринский, затем погиб о. Александр, о. Михаила долго мучили в заключении, затем расстреляли в горах. Ему вырвали волосы, бороду.

Матушка отца Михаила ходила искать его тело, да так и не нашла. Во сне ей явился о. Михаил и сказал: «Аня, если бы ты еще немного покопала, ты бы меня нашла». Отец Виссарион из станицы Казачьей, по просьбе верующих, вышел с крестным ходом навстречу приближающемуся отряду «красных» и был изрублен шашками. Отец Иоанн Ващенко был взят в заключение и, отсидев срок в Алма-Ате, вернулся измученный домой, пройдя пешком 500 км.

В 1925 году семья Степанюк возвратилась на родину, в Белоруссию, где проживают и доныне дочери о. Георгия: Елена и Таисия с детьми и внуками.

Сообщила Алла Владимировна Жак,
внучка отца Георгия.

Шауляй, Литва