БЕСЕДА

о. Алексей Масюк

Помочь страждущим

Близ станции Удельная высятся современные корпуса Психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова, одной из ленинградских «психушек». А неподалеку от них, почти незаметным, стоит запущенный деревянный храм вмч. Пантелеимона, в котором еще совсем недавно, до нынешней осени, размещался больничный склад. Сегодня в возвращенном храме по воскресеньям уже звучит акафист Целителю Пантелеимону, который читает священник Димитровской церкви в Коломягах о. Алексей Масюк.

Некогда церковь с золотой маковкой находилась в тенистом парке, в центре комплекса деревянных павильонов Дома призрения душевнобольных Императора Александра III. Своим появлением больница была обязана этому будущему Императору, который, будучи еще престолонаследником, не только полностью финансировал её постройку, но и отпускал для неё из своих средств 20 тыс. руб. каждый год. Недаром поэтому Дом призрения считался «учреждением, образцовым во всех отношениях, блистающим роскошью, простотой и комфортом».

Весь комплекс вместе с храмом был возведен по проекту архитектора И. В. Штрома при консультации видных психиатров О. А. Чечотта и П. А. Дюкова. Его освящение в присутствии Цесаревича состоялось 23 октября (5 ноября) 1871 года и с той поры, постоянно расширяясь, больница действует, не меняя своего профиля. Храм же при ней был закрыт в 1929 году. Церкви при других больницах закрылись десятилетием раньше.

Беседуя с еще молодым отцом выпускником нашей семинарии, редакция попросила его поделиться впечатлениями и наблюдениями, которые появились у него за время служения в Пантелеимоновской церкви.

— Эта больница — первая в городе, а, может быть, и в стране, где больные впервые за 70 лет могут помолиться в храме, услышать слова пастырского утешения. Это радостно, но найдёт ли подобный пример отклик в других местах и больницах? Ведь предубеждений накопилось много.

Нам известно, что сотрудники многих городских, и не только психиатрических, больниц хотели бы возродить церковную жизнь у себя. Они обращаются с такими просьбами в Ленсовет и епархию. К сожалению не хватает средств восстановить прежние больничные церкви или выстроить новые. Всем известна нищета в нашем здравоохранении. Больничных пастырей до революции готовили по-особому, учитывая их психологические свойства и преподавая нужные им предметы.

Что касается предубеждений, то они будут существовать еще долгие десятилетия, и потому, начиная свою деятельность, нам нужно принять это как данность. Однако грех оставаться сейчас в «сладком плену» полуподпольного существования. Увы, мы оказались неподготовлены к широкой христианской проповеди в обществе, глубоко развращенном атеизмом, но время нас призывает. Придется смириться с тем, что начинающие набьют себе много шишек на этом пути.

— Пациентов больницы раньше называли душевнобольными и лучшим для них лекарством считалось слово Божье, богослужения, святые Таинства. Как действует сегодня это лекарство на людей, не подозревающих об их целительной силе?

Многие современные специалисты признают, что в психических заболеваниях скрыто много таинственного и люди, подверженные им, часто обладают особой духовной проницательностью. Образно говоря, через щели поврежденного сознания как бы проглядывают небо и преисподня. Беседуя с больными после проповеди, я могу подтвердить, что в них нет тупости или безразличия к духовным вопросам. Животворящая спасительная сила церковных Таинств несомненна и для «блаженных» и для «бесноватых», как в старину называли две категории душевнобольных.

— Придётся ли Вам как-то сотрудничать с лечащими психиатрами или каждый пойдёт своим путем, опираясь на разные большей частью взгляды на причины и течение душевных болезней?

Общаясь с врачами, я заметил, что у верующих и врачей взгляды на причины душевных болезней не очень разнятся. Ведь всякое страдание верно можно осмыслить только религиозно и потому желающему облегчить страдания медику, как пастырю, не обойти эти вопросы.

Многие медики признают правильным, что до революции на медицинских факультетах преподавали богословие, а в Духовной академии изучали начала психиатрии. А исцеляет только милосердный Господь, хотя и руками врачей, если они милосердны. Тут-то и заключена возможность сотрудничества — воссоздать более милосердные отношения между людьми в больнице, этой части общества. Это тоже — источник душевного здравия.

— Значит, Вы приходите к мысли, что причина психических болезней заключена в социальных условиях?

Социальные условия понимаются у нас, увы, только материалистически, чаще в экономическом смысле, хотя к обществу важнее относиться как к духовному явлению. Конечно, всё общество душевно болеет, если нет в нем веры в Творца, если обществом не движет ожидание Страшного суда и вечного воздаяния. И, как следствие, таким обществом — в мистическом смысле — безраздельно обладают и управляют падшие духи злобы поднебесной.

А душевнобольные — это жертвы, искалеченные злыми духами, обороняться от которых желали подвижники, основывая монастыри. Кстати, первые психиатрические лечебницы находились в монастырях. И сегодня нужно в идеале стремиться к тому, чтобы психиатрические больницы в чем-то уподоблялись монастырям. Человек, душевно искалеченный страстным, богоборческим миром, должен иметь возможность уйти из него Господа ради, дабы иметь от Него исцеление.

— Как встретили священнослужителя больные?

Приходящие на акафисты и приглашающие для бесед в отделения — весьма благожелательно. На службах и беседах присутствуют и больные и медперсонал. Они открываются друг другу при этом как бы в новом качестве и относятся друг к другу уважительнее и более братски. Все мы равны пред Господом, все страждем, все чаем от Него исцелений и милостей.

В церкви люди соприкасаются лучшей, смиренной и сострадательной стороной друг с другом. Вот если бы так из нашего общества постепенно исчезал жестокий языческий дух, который уважает только земную силу, преклоняется перед физическим здоровьем. Психологически, в безбожном обществе, больные и слабые как бы не имеют опоры, оправдания для своего существования. Это общество их отвергает. Иначе было в православной России, где страждущие встречали лишь сочувствие, как люди, близкие Богу, угодные Ему за переносимые страдания.

— Какая помощь может содействовать успешной деятельности общины при Пантелеимоновской церкви?

Мы благодарны за любую помощь — деньгами и просто желанием посетить одинокого больного, поговорить с ним. Даже чтобы провести водосвятный молебен во всех 24 отделениях, нужны помощники, певчие. В больнице — две с половиной тысячи больных, судьбы которых непохожи одна на другую. Здесь находятся не одни душевнобольные, а также трудные подростки, алкоголики,ветераны войны с тяжелыми контузиями и брошенные родными старики.

Кстати, общее дело, живое и многотрудное,— лучшее условие для возрождения подлинно приходской жизни, об упадке которой сетуют сейчас многие православные. Средства на восстановление храма вмч. Пантелеимона можно перечислять на р/счет № 2700070Т081 в Приморском отделении — филиале Ленбанка с пометкой «Благотворительная акция. Приходскому совету».

Беседу провел В. В. Антонов


Другие статьи автора: