МЕСЯЦЕСЛОВ

Успение Пресвятой Богородицы

«О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает.»
(Авг. 15 вел. веч. на Госп. воззв.стих I)

Кончину Божией Матери св. Церковь называет «Успением», а не смертью, потому что смерть, как возвращение земле ее персти, а духа Богу, «иже даде его», не коснулась Благодатной.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, а рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и но смерти живою, Ты спасаешь всегда Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно блаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Е. Балясникова

Даровавшая миру спасение,
Послужившая тайне святой,
Озарившая мрак заблуждения,
Днесь окончила путь Свой земной.

Днесь почила, Она всеблаженная,
Всемогущего Господа Дщерь,
Свята Духа Невеста нетленная,
Нам отверзшая райскую дверь.

Днесь покрытая ризой лазурною,
Вся любви необъятной полна,
Богу-Сыну со славою чудною
Одесную предстала Она —

Присно-Дева, и Матерь святейшая,
Чистотою высокой своей
Лучей солнечных, ярких, светлейшая
И пребывшая власти царей.

(Газета «Колокол», 1913, № 2194)

С великой радостью приняла Пресвятая Мария благую весть о своем Исходе. Это произошло на Елеонской горе, когда Ей, устремленной в своих молитвах ко Христу, явился Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Прежде всего Пресвятая Владычица открыла слышанное Ею от Ангела нареченному сыну Своему, Апостолу Иоанну, завещая нести райскую ветвь, сиявшую небесным светом пред Своим гробом» Готовясь к Своей близкой кончине, Богоматерь желала проститься с Апостолами, которые с проповедью о Христе разошлись по всему миру. Господь устроил по молитве Ее: чудесным образом Дух Божий восхитил каждого из них с места проповеди и по воздуху на облаках представил сюда, к дому Богоматери, для возздаяния Ей чести при погребении. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей. Глубокая скорбь объяла св. Апостолов, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Благодатная увещевала их не плакать, а скорее, радоваться о Ее Исходе, говоря, что представ Престолу Божию и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость о всех, живущих на земле. Матерь Божия объявила волю Свою, чтобы тело Ее было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Ее святые родители и праведный обручник.

И вот настал 15-й день августа, и тот вожделенный и благословенный третий час дня, в который назначено совершиться преставлению Божией Матери. Св. Апостолы, славя в песнопениях Бога, окружили благолепно украшенный одр, на котором лежала Богородица и молилась в ожидании Своего исхода. Внезапно все померкло в лучах Небесного Света, и сошел Сам Царь славы Христос, окруженный Ангелами, и приблизился к Пречистой Матери Своей. Увидев Сына Своего, Она с радостью произнесла слова Боговдохновенной Своей песни: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея».

Молила Богородица оградить Ее от области темной, от вражеских устремлений. Господь, исполненный Божественной любви, утешал Ее, чтобы Она не боялась сатанинской силы, уже попранной ногами Ее, и призывал Ее с дерзновением прейти от земли к небу. Она, радостно ответив: «готово сердце Мое, буди Мне по глаголу Твоему», возлегла на ложе, и без всякого телесного страдания, взирая на лице Господа, предала в руце Его пресвятую душу Свою. «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то, в воздаяние за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих в начале Ее небесной жизни».

Апостолы, сподобившиеся зреть это славное восхождение на небо Божией Матери, в трепете следили за ним очами, как некогда за возносившимся с Елеонской горы Господом.

Благодатное лицо Богородицы, «освященное добротою Божества, сияло славою Божественного девства», а от тела разливалось дивное благоухание.

Прикасаясь к нему благоговейно и со страхом, Апостолы освящались, исполнялись духовной радости. Для большего прославления Божией Матери не умедлили обнаружиться знамения всемогущей силы Божией в исцелении глухих, немых, слепых, хромых и разных недужных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою потерю на земле, но духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению. Величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь через Иерусалим в Гефсиманию.

Озлобленные иудейские священники, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали воинов разогнать провожавших тело Богородицы. Возбужденные слуги устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели: так Господь невидимо охранял христиан.

Предание свидетельствует и о другом чудном событии. Проходил тем путем, где следовало шествие, иудейский священник по имени Афоний. Сердце его исполнилось завистью; прежняя злоба против Христа закипела в нем. Яростно бросился он к одру с намерением повергнуть его на землю. Но едва коснулся он руками до одра, как невидимый Ангел отсек ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся и Апостол Петр исцелил его.

Благая Дева не восхотела при Своем успении никого оскорбить, но всех утешала и радовала, не исключая даже и врагов Своих.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим отсутствующий по премудрому усмотрению Божию Апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Богородицею и всею душею желал поклониться Ее пречистому Телу.

Апостолы в сердечной жалости о нем решились, открыв пещеру, доставить ему утешение — поклониться святому пречистому телу. Но когда отвалили камень, то не нашли пресвятого тела Богородицы, а только одни погребальные пелены Ее, от которых разливалось чудное благоухание. Изумленные Апостолы возвратились все вместе в дом, и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы, они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, Апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, стоящую в воздухе, окруженную небесными силами и сияющую неизреченною славою.

Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!»

Апостолы с радостью воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь. Как Матерь жизни преставилася животу, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них успением Своим живое предощущение жизни вечной.

Поистине «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста»1 .

«Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа, Бога нашего, и всеславное славим успение Твое».

1 Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1897, стр. 177—193.