ЖИЗНЬ ЕПАРХИИ

Сообщение патриаршей комиссии
о втором обретении мощей преподобного
Серафима Саровского, всея России чудотворца

25 декабря 1990 г., Ленинград

На протяжении почти 70 лет вопрос о местонахождении святых мощей великого угодника Бо-жия — преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца, волновал умы и сердца православного мира. Слагались и бытовали различного рода легенды о месте их пребывания. Всякая такая легенда казалась правдоподобной, но ни одна из них не приносила радости.

По одной — святые мощи бережно хранятся у благочестивых монахинь; по другой — достойно захоронены от поругания; по третьей — преданы сожжению, как и многие другие святыни.

Однако христианское сознание не мирилось с мыслью, что великий угодник навсегда покинул Церковь, помня его обещание, что он еще явит себя миру и «летом воспоют Пасху». Народ Божий жил надеждой, веря в непреложность обещания великого старца и чудотворца Серафима.

Патриаршество пятнадцатого первосвятителя Всероссийского — Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ II ознаменовалось великими событиями в жизни Русской Православной Церкви: Казанский собор в граде святого Петра на Неве (бывший музей истории религии и атеизма) из своих запасников вернул Церкви святые мощи подвижников Соловецких — Германа, Зосимы и Савватия. Ранее, когда Святейший Патриарх, будучи митрополитом, окормлял кафедру на Неве, древняя ее святыня — Александро-Невская Лавра торжественно прославила второе обретение и вхождение под своды Свято-Троицкого собора из тех же запасников музея благоверного и великого князя Александра Невского.

Казалось, что из недр бывшего атеистического музея возвращены все, хранившиеся доселе в неизвестности, мощи угодников Божиих, привезенные сюда, в Ленинград, в годы печальной истории Отечества нашего, когда отнимались святыни у верующего народа и превращались в склады или музеи, как это было и с Казанским собором.

Однако Всемилостивый Господь в это сложное для Церкви и Отечества нашего время даровал нам великую неизреченную радость и духовное утешение: из того же Казанского собора (освободившегося в настоящее время своим фронтоном от надписи: «Музей истории религии и атеизма») Русской Православной Церкви были возвращены честные мощи Преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца.

Произошло это так.

Прежде, чем состоялась 11 января сего года официальная передача Его Святейшеству дирекцией музея святых мощей великого чудотворца, Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ II, как только получил сообщение, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского, направил 25 декабря 1990 года в град святого Петра комиссию для освидетельствования.

В состав комиссии входили: епископ Тамбовский и Мичуринский ЕВГЕНИЙ (Ждан) (ныне архиепископ) и епископ Истринский АРСЕНИЙ (Епифанов) — викарий и личный секретарь ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА.

В сопровождении келейника епископа АРСЕНИЯ — Игоря БЕЛОВЕНЦЕВА, воспитанника Московской духовной семинарии, члены комиссии прибыли в город на Неве, имея фото и машинописные копии архивных материалов о вскрытии и освидетельствовании мощей преподобного Серафима Саровского в Саровском монастыре, Темниковского уезда, Тамбовской губернии в 1920 году.

Вот эти документы.

1. Выписка из протокола № 121 Президиума Темниковского Уисполкома от 8 декабря 1920 года
об образовании организационной тройки по вскрытию мощей Серафима Саровского.
Основание: ГАТО — ф. Р—394, оп. I, д. 476.

2. Протокол № 1. Заседания организационной тройки по вскрытию мощей Серафима Саровского, согласно постановлению 9-го съезда Советов, резолюции Предгубисполкома Шлихтера и Постановления Президиума Уисполкома от 3 декабря 1920 года.
Основание: ГАТО, ф. Р—394, оп. I, д. 476, л. 24—25.

3. Протокол № 1. Заседания комиссии по вскрытию мощей Серафима Саровского. Монастырь. Саров. Темниковского уезда Тамбовской губернии. 1920 года, декабря 17 дня в 11 часов.
Основание: ГАТО, ф. Р—394, оп. I, д. 476, л. 22.

4. Заявления. Комиссии по вскрытию мощей преподобного Серафима 17 декабря 1920 г. в Саровской пустыне. (Заявление подписали священник Павел Борятынский и иеромонах Мефодий, отказавшиеся принять участие во вскрытии мощей). Основание: ГАТО, ф. Р—394, оп. I, д. 476, л. 23.

5. Акт. Закрытия мощей Серафима Саровского в Сарове, Темниковского уезда, Тамбовской губернии 16 августа 1921 года.
Основание: ГАТО, Р—I № 303, с. 698.

6. Выписка. В народный комиссариат Юстиции (VIII отдел ликвидационный) по поводу мощей,
имеющихся в Тамбовской губернии.
Основание: ГАТО, ф. Р—394, оп. I, д. 476, л. 6—7.

7. Заметка из «Известий» Тамбовского Губернского Совета от 13 января 1921 г. за № 6 «К вскрытию мощей Серафима Саровского» (заключение врачей).

В имеющихся документах подробно изложен весь процесс подготовки к вскрытию мощей преподобного старца и чудотворца Серафима. Документы свидетельствуют о реакции духовенства Темникова и Сарова на постановление о вскрытии раки с мощами великого угодника земли Русской. В этих же документах имеются сообщения органов власти о проведенном вскрытии и освидетельствовании.

25 декабря 1990 года комиссия проводила освидетельствование честных останков на основании двух документов:

1. Акта закрытия мощей Серафима Саровского в Сарове, Темниковского уезда, Тамбовской губернии, 16 августа 1921 года.

2. Заключения врачей («Известия» Тамбовского губернского Совета от 13 января 1921 года, за № 6).

В первом документе (акте закрытия) сообщается, что закрытие мощей Серафима Саровского в Сарове было произведено 16 августа 1921 года в 7—8 часов официального времени по истечении срока обозрения после их вскрытия 17 декабря 1920 года. В акте перечисляются члены комиссии как представители Саровского духовенства, так и властей, а также указывается на присутствие 100 человек (зрителей).

Указанный документ был весьма важным для комиссии, производящей второе освидетельствование, поскольку в нем описана не только последовательность процесса закрытия, но указывается расположение всех частей святых останков (костей скелета), а также вата, в которую заворачивались мощи, белые шелковые варежки и такие же туфельки, подушечка зеленого цвета, черная шапочка (куколь) с круглым отверстием в середине и медный крест с цепочкой. Кроме того в документе говорится о покрытии святых мощей белой и черной материей, ленте, их пеленающей, нитках, которыми зашивалась материя, мантии и епитрахиле, «воздухе» и др...

Второй документ также имел важное значение, поскольку давал медицинское заключение о состоянии святых останков и их количестве.

Во время освидетельствования присутствовали: директор музея КУЧИНСКИЙ Станислав Алексеевич; заведующий сектором «Православие в СССР»— Сергей Николаевич ПАВЛОВ; главный хранитель музея Ирина Александровна МАРТЫНЧУК; заместитель директора по науке — Мария Николаевна ПРИНЦЕВА.

Что же предстало взору комиссии, когда она поднялась с сотрудниками музея под своды Казанского собора в бывшую ризницу (ныне хранилище, фонды)?

Деревянная трапециевидной формы подставка размером 161 см х 51 см и на ней в виде человеческого тела сверток, покрытый синей плотной бумагой, приклеенной к деревянному основанию липкой лентой, а из-под бумаги просматриваются вата и марля.

После снятия бумаги, раскрытия марли и ваты, обнажились святые останки... Едва уловимый запах благовония... запах, который ни с чем не сравним..., подобный запах уже был ощутим, как засвидетельствовал преосвященный епископ Тамбовский ЕВГЕНИЙ, когда древняя святыня Тамбовская — святитель Питирим, в славный год 1000-летнего юбилея Крещения Руси, был вторично обретен и возвращен тамбовчанам.

При дальнейшем осмотре святых мощей в сравнении со свидетельством вышеуказанных документов комиссия установила, что покоящиеся в запасниках Казанского собора святые останки, и чудом обретенные, являются святыми мощами великого угодника земли нашей — преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца.

Келия преп. Серафима Саровского в Серафимовском храме Саровской пустыни.

Келия преп. Серафима Саровского в Серафимовском храме Саровской пустыни.

И вот за многие десятилетия молчания пред честными мощами великого угодника Божия, под сводами Казанского собора зазвучало: «Ублажаем, ублажаем Тя, преподобие отче наш Серафиме, и чтим Святую память Твою, наставнице монахов и собеседниче ангелов». Этим не мощным по составу, но преисполненным глубокого духовного трепета и благодарения Господу «хором», члены комиссии пропели величание Саровскому чудотворцу.

Через некоторое время члены комиссии по телефону сообщили ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ, СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ АЛЕКСИЮ II, что проведенное ими освидетельствование подтверждает принадлежность святых мощей преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому.

Комиссия доложила Святейшему Патриарху, что, согласно акту закрытия мощей в 1921 году и заключению врачей в том же году, до наших дней сохранились практически все части честных мощей (костный скелет). Время разрушило некоторые из них. К неопровержимым доказательствам принадлежности честных мощей великому Серафиму Саровскому чудотворцу явились:

1. Сохранившийся черный куколь, с отверстием в лобной части, в котором находился череп с нижней челюстью. На затылочной кости черепа сохранилась частица кожи и волос седовато-рыжеватого цвета. Волосы головы в значительном количестве находились в куколе. (Цвет волос совпадает с описанием в акте освидетельствования, произведенного в 1903 году 11 января и подписанного: Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским; Димитрием, епископом Тамбовским и Шацким; Наза-рием, епископом Нижегородским и Арзамасским; Суздальским архимандритом Серафимом (Чичаговым) ; настоятелем Саровской пустыни игуменом Иерофеем; казначеем Саровской пустыни иеромонахом Климентом; ключарем Тамбовского кафедрального собора священником Тихоном Поспеловым; прокурором Московского Священного Синода конторы князем Алексеем Ширинским-Шахматовым. (Перепечатан из № 25 Церковных Ведомостей, изданных при Св. Синоде за 1903 год. Основание для выписки: Тамбовские Епархиальные Ведомости. Тамбов. 1903 г., № 27, стр. 481—484.)

2. Сохранившаяся зеленого цвета подушечка, на которой полагалась честная глава Преподобного (цвет соответствует описанию в акте закрытия мощей 1921 г.).

3. Иерейский медный крест с цепочкой (соответствует акту закрытия).

4. В области груди крестообразно сложенные руки в шелковых белого цвета варежках (что соответствует описанию в акте закрытия). На правой вышита золотой ниткой надпись: «Преподобие Отче Серафим», а на левой: «Моли Бога о нас».

5. В рукавичках, в вате, кости рук (в правой имеется разрушенный зуб из нижней челюсти, что соответствует врачебному заключению 1921 г.).

6. Кости предплечий в вате и в поручах из золотой парчи с тремя позолоченными пуговицами в каждой.

7. Из ступней ног сохранилась правая белая туфелька с ватой и вложенными в нее косточками. Левая отсутствует.

Остатки материи под святыми мощами с обрывками ниток на ней и на куколе, вата, указанные в акте закрытия, также явились неопровержимым подтверждением.

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО, СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II определил день торжественной передачи и переноса честных, многоцелебных мощей преподобного Серафима Саровского из Казанского собора в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры на 11 января сего года.

Накануне, 10 января с. г., комиссия в том же составе прибыла из Москвы в святой град Петра на Неве, чтобы подготовить святые мощи к торжественному перенесению. В город святого Петра была доставлена бронзовая рака, изготовленная в художественных мастерских Московской Патриархии. Преосвященные епископы ЕВГЕНИЙ и АРСЕНИЙ, наместник Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры протоиерей Игорь МАЗУР, ключарь того же собора протоиерей Иоанн ВАРЛАМОВ, ктитор Свято-Троицкого собора диакон Георгий МИНАЕВ и келейник епископа АРСЕНИЯ Игорь БЕЛОВЕНЦЕВ доставили раку в Казанский собор.

При чтении акафиста преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу, его честные мощи святителями и священнослужителями омывались Святой водой, помазывались Святым елеем от Гроба Господня, а затем покрывались пеленами от преподобного аввы Сергия Радонежского и древней земли Тамбовской, и полагались в освященную раку. Честная глава великого чудотворца была положена в схимонашеский куколь, сшитый в Лавре великого аввы Сергия, и водружена на ту же зеленую подушечку. Поверх вновь сшитой епитрахили крестообразно сложены были в тех же рукавичках руки великого старца Серафима, а честную грудь его венчал тот же иерейский крест (по преданию, благословение его матери).

В завершение члены комиссии воздали последнее поклонение в этот день великому угоднику Божию — чудотворцу Серафиму, пропели Величание, и, испросив его благословения, отбыли из Казанского собора в ожидании утра 11 января 1991 года, когда прибудет ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО, СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II в святой град апостола Петра на Неве, хранивший на протяжении многих десятилетий всемирную святыню — цельбоносные мощи преподобного Серафима, дабы принять их на свои руки и перенести в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где в течение месяца воздадут ему молитвенную похвалу в граде на Неве перед тем, как великий угодник Божий прибудет в стольный град Москву.

Настоящая справка составлена архиепископом Тамбовским и Мичуринским ЕВГЕНИЕМ.