НАШИ ХРАМЫ

А.П. Аспидов

Церковь Великомученика Георгия Победоносца в Ложголово

Путешествовавшие по России в прошлых веках поражались большому количеству сельских церквей, встречавшихся на пути. На необъятных просторах, среди зелени лесов и полей белые силуэты церквей были ориентирами и маяками. Но это ли составило известность России как православной страны?

Среди многих этих церквей была и Георгиевская церковь в селе Ложголове, расположенном в 120 км от Петербурга и в 26 км от станции Веймарн Балтийской железной дороги. Церковь красуется на горе. С горы и с соседней возвышенности открывается вид вплоть до Нарвы — на всю местность, поросшую лесом и покрытую болотами. Ложбина между двумя горами («ложжина» в просторечьи), очевидно, и дала название здешнему поселению. Внизу, неподалеку протекает река Долгая, впадающая в Лугу.

Места здешние — древние и исторические. В первоначальные времена становления земли Русской и ее крещения они относились к новгородским владениям. На эти земли давно зарились западные соседи. В тот год, когда татарами были взяты Рязань, Козельск и Чернигов (1237 г.), папа Григорий IX объявил крестовый поход, имеющий целью подчинить русские земли Тевтонскому ордену и обратить Русь в католичество. Первоначально походу сопутствовал успех: захватчики проникли далеко на восток от Пскова. В пяти верстах от Ложголово, в деревне Лососки, в XIX веке было обнаружено кладбище с могилами рыцарей — след тех далеких времен. Святой благоверный князь Александр с Божией помощью отразил врага и не допустил, чтобы Русь постигла судьба Византии, павшей под ударами латинян.

В смутные времена в начале XVIII века пострадал и северо-западный край. Проходившие здесь отряды жгли православные храмы и монастыри, разрушали селения. По Столбовскому миру 1617 года новая граница, отрезавшая Россию от выхода к морю, пролегла в окрестностях погоста Ложголово — по речке Пята. Мир этот не мог быть «вечным». При Петре I от Новгорода к Нарве двинулись русские полки. От Самры до Ямбурга через Ложголово и непроходимые места была пробита дорога, по которой прошло сорокатысячное войско. Она была видна еще в прошлом веке и известна как «шереметьевская». Победы над шведами отодвинули границу далеко от Ложголово. Места эти стали быстро заселяться — появились новые деревни и разрастались старые, строились православные храмы и часовни.

По преданиям, первоначальная церковь во имя св. великомученика Георгия была построена в Ложголове около 1660 года, в царствование Алексея Михайловича. Она была деревянная с теплым приделом Покрова. Строил ее зажиточный крестьянин по прозвищу Шишимарь. Вследствие неосторожного обращения дьячка с жаровней храм в 1831 году сгорел. После пожара священник Георгиевской церкви Федор Космин (Козьмин) вместе с церковным старостой составили прошение о сооружении в Ложголове более обширной каменной церкви, оно было направлено митрополиту Санкт-Петербургскому, Новгородскому, Эстляндскому и Финляндскому Серафиму, который 22 года с лишним управлял епархией. Владыка Серафим благословил сооружение нового храма в Ложголове 30 сентября 1832 года.

Место для новой церкви было отведено на возвышенности. Деньги на построение дали помещик Николай Александрович Татаринов (похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры) и прихожане. Церковь строилась по плану и фасаду архитектора Комарова и была освящена в ноябре 1835 года Гдовским протоиереем Константином Несвицким.

Первоначально она имела другой вид, нежели ныне. Как говорил современник, она была «итальянской архитектуры», что подтверждают чертежи в Центральном государственном историческом архиве Петербурга. Это была прямоугольная в плане базилика, на востоке завершалась полукруглой апсидой, на западе возвышалась колокольня. Архитектурное убранство фасадов было выдержано в стиле классицизма: главный и боковой входы оформлены в виде порталов с треугольными фронтонами, поддерживаемыми круглыми колоннами. Гладкие стены завершались антаблементом с фризом, украшенным траглифами. Над центральной частью возвышался барабан, который имел плоский купол с главою и крестом. Колокольня была прямоугольной и оканчивалась высоким шпилем. Такое оформление храма не было характерно для 1830-х годов. Очевидно, Комаров, проектируя каменную церковь, исходил из того, чтобы она внешним видом напоминала первоначальную деревянную.

Внутри храм разделялся на три части двумя рядами прямоугольных колонн — по три колонны в каждом ряду. Две колонны, ближайшие к притвору, были деревянные и поддерживали хоры. Стены были оштукатурены и побелены, полы — дощатые, выкрашенные желтой краской.

В глаза бросался красивый иконостас, несколько необычный для простой сельской церкви. В архивной описи церковного имущества от 1848 года о нем написано: «Иконостас столярной работы с полукруглыми колоннами. Царские двери, таковой же работы с резьбою и с круглыми в них рамами образов Божией Матери, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов. Над царскими дверями — сияние резное, круглое с изображением в нем Всевидящего Ока. По правую сторону царских дверей — образ Иисуса Христа. Южныя двери, на них образ Архангела Михаила, и третий образ — Великомученника и Георгия Победоносца. По левую сторону царских дверей: образ Божией Матери с предвечным Младенцем; северные двери, на коей образ Марии Магдалины, а третий — Покрова Божией Матери. Все оныя образа равномерны, писанныя на холсте...

Сверх Иконостаса над царскими дверями четырехугольная арка... в середине означенной арки обложена полуциркулем рама, в ней образ Тайныя Вечери, а кругом онаго образа, в рамах же, разныя изображения Новаго и Ветхаго завета... Означенный Иконостас с образами, кроме храмового во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Покрова Божией Матери и верхних арок со знаками резными, получен в 1834 году по ходатайству местнаго священника Феодора Космина из С.Петербургской церкви, что при Воспитательном Императорском Доме». Воспитательный дом для воспитания подкидышей и сирот был основан Екатериной II и долгое время находился под покровительством Императрицы Марии Федоровны. Церковь Апостола Павла Воспитательного дома в конце XVII века украшали лучшие мастера и художники столицы, главным образом из Академии художеств — ее профессора и академики.

После возведения первая значительная перестройка церкви датируется 1879 годом — по проекту архитектора Григория Соловьева, алтарная часть храма была удлинена на одну ось, сам алтарь приподнят на одну ступень.

К началу XX века село Ложголово разрослось и приход значительно вырос. Христианскому просвещению местных жителей способствовала также построенная в селе деревянная церковь — школа во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе Георгиевской церкви имелись три каменных и пять деревянных часовен. Церковный капитал значительно увеличился, что позволило в 1907—1908 гг. произвести большую перестройку храма, чтобы он мог вместить больше прихожан.

Проект перестройки был выполнен архитектором П. П. Трифоновым; он же руководил строительством. Архитектор, возможно, по желанию прихожан, изменил «итальянский» облик церкви. Ее план, интерьер, фасады были выполнены в русском стиле. На месте бывших боковых входов были устроены боковые приделы церкви, отчего церковь стала крестообразной в плане. Четыре мощных пилона стали основами для поддержки нового большого барабана с высоким лукообразным куполом. Храм обрел пятиглавие, так как над главным куполом появились главки, увенчанные крестами. Классические порталы снаружи исчезли, на паперти было устроена крыльцо в древнерусском стиле. Для большей вместимости была уменьшена площадь алтаря. Деревянные полы заменили на керамические. По стенам и сводам была выполнена живопись.

В таком обновленном обличий и встретила Георгиевская церковь потрясения, обрушившиеся на русскую землю. Над нею пронеслись гражданская и Отечественная войны, но она выдержала их как и страшное атеистическое лихолетье 1920—1930 годов. Беда пришла, когда поубавилось молитвенное усердие поредевшего населения. Летом 1965 года из церкви вынесли образа, утварь и книги, погрузив на грузовую машину, увезли. Жители в это время работали в поле и не смогли воспрепятствовать беззаконию. Здание церкви было отдано под склад и мастерские. Его не ремонтировали, оно начало разрушаться. Недавно церковь была возвращена православному населению деревни Ложголово.

Теперь прихожанам Георгиевской церкви нужно спасти, отремонтировать и восстановить свою разрушающуюся древнюю и любимую церковь. Здесь упование на помощь Божию и весь православный мир. Георгиевской церкви, ее приходу нужен свой, постоянный священник; свой отец духовный, способный повторить подвиг о. Федора Козьмина, поднявшего новый каменный храм после пожарища.

Разоренные архивные документы и предания сохранили имена прежних священнослужителей этой церкви: о. Василий Петров (†1820 г., на 58-м году жизни), о. Федор Козьмин (†1850 г.), о. Петр Кемецкий, о. Николай Павский (построил в 1890-х годах по своему проекту дом для священника).

Последним настоятелем Георгиевской церкви был о. Николай Недренский, сын местного дьякона. В годы гражданской войны он вынужден был уйти в соседнюю Эстонию. В 1940 году вернулся в Ложголово и служил в родной церкви до своей кончины в 1965 году. Ему не успели найти преемника, что также привело к вышерассказанным печальным последствиям.

Престольные праздники в Ложголово происходят в дни: св. Георгия весной 19 апреля (2 мая) и зимой 26 ноября (9 декабря). Особо отмечается также праздник Покрова Пресвятой Богородицы: с ним связано освящение деревянной церкви-школы, ныне превращенной в жилой дом.

Мы проследили историю Георгиевской церкви в Ложголово, в которой отразились и судьбы многих сельских церквей России. За заботами о восстановлении больших храмов в городах и монастырей — нельзя забывать и о скромных сельских церквах, приходах. Ибо, если иссякнут источники православной молитвы среди полей и лесов, то не будет и ее мощной реки. Да не повторятся ошибки тех государственных деятелей, которые пренебрегли селом и в результате получили нынешнее нестроение.

Вид от притвора в  сторону алтаря.

Вид от притвора в сторону алтаря.