ПОДВИЖНИКИ ВЕРЫ И БЛАГОЧЕСТИЯ
Старица Матренушка-Босоножка
(старица Матрона Петровна Мыльникова)
В настоящий век, век безверия, многие усиленно стараются уверить себя и других, что Православие исчезло, что подвижники Православия уже давно отошли в область преданий. Такие ложные взгляды, при отсутствии нравственного воспитания, находят теперь для себя благоприятную почву. От потери веры людей века, чуждых религиозной основы, слабых духом, гнетет какое-то горе, какая-то внутренняя тоска; многие называют себя несчастными, обездоленными, тяготятся жизнью на белом свете и доходят до самоубийства.
Наоборот, люди, усердно текущие вослед за Христом, находят то блаженство, которое было потеряно человеком в раю. Таковыми были: апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, бессребреники и другие. Таковы же были и так называемые «блаженные», или «Христа ради юродивые».
Юродивыми называются люди» добровольно отказавшиеся от асах удобств и эеиммх благ живив, от всякого родства; эта люди принимают на себя вид как бы безумного человека, не знающего как бы ни стыда, ни приличия, дозволяющего себе иногда даже странные поступки. Они всегда говорят в глаза правду сильным мира сего, открыто изобличают несправедливых людей, утешают а скорби и печали людей благочестивых, богобоязненных; находясь иногда среди порочных и погибших в глазах общества людей, они возвращают таковых на путь добра и истины.
Юродивые сознательно терпят от людей всевозможные унижения, оскорбления, обиды, отплачивая за все это теплою молитвою, побеждая таким подвигом мать всех пороков — житейскую гордость и начальника ее — дьявола. Такая борьба иногда ведется десятки лет. Отказываясь от всего земного, юродивые презирают богатство, не берут денег, имущество раздают нищим и нуждающимся, а сами, принимая на себя непривлекательный облик, одеваются в лохмотья; нередко зимой и летом ходят босыми, выглядывая дикими на вид, грубыми, грязными, тогда как в душе их совершается великая тайна: они видят лицо Отца Небесного своими мысленными очами, прозревают отдаленное будущее, сокровенные помыслы людей и продолжают смело, не боясь ни угроз, ни мучений, даже смерти, громить беззакония и неправду всех людей, несмотря на их звание, состояние и положение.
«Юродивые Христа ради» на Руси известны еще под именем «блаженных». Наименование это присваивается им потому, что проникнутые убежденностью о суетности всего земного, они ищут блаженства лишь в постоянном, духовном общении с Богом и по смерти удостаиваются вечного блаженства на небе.
На Руси, у нас, многие из юродивых были, по преимуществу, мужчины, а именно: св. Андрей юродивый, в Новгороде — Николай Кочанов, Михаил, Клопский, в Пскове — Николай Салос, Великом Устюге — Прокопий и Иоанн, Вятке — Прокопий, Ростове Великом — Исидор, Москве — Василий Блаженный и Максим, Калуге — Лаврентий, Петрозаводске — Фаддей, Борисоглебском монастыре — Алексей Стефанович, Антоний Алексеевич — юродивый Задонский, Андрей Мещовский и др. Из женщин нам известны только немногие: Домна Карповна — юродивая Темская, Ксения Григорьевна Петрова (раба Божия Ксения), Анна Ивановна и Матренушка (Матрена Петровна Мыльникова) в Петербурге, на Стеклянном, около церкви Скорбящей Божией Матери.
Матрена Петровна Мыльникова известна была в Петербурге под именем «Матренушки-босоножки». Родилась она в деревне Ваниной, Оделесской волости Нерехтского уезда, Костромской губернии. Родители Матренушки происходили из местных крестьян-земледельцев. Отец Петр Евстигнеевич Щербинин и законная жена его Агафия, урожденная Нестерова,— из деревни Антоновой той же Оделесской волости. Кроме Матрены у родителей ее были сыновья: Макар, Александр и Иван; все занимались земледелием, были, как и сама Матрена, неграмотны. Из родственников Матренушки известны в Петербурге только внуки: Павел Иванович Румянцев и сестра его Елизавета.
Матренушка была замужем за мещанином города Костромы Егором Тихоновичем Мыльниковым; но брак для нее был тяжелым испытанием. Она в брачной жизни перенесла много огорчений. В Костроме Матрена Петровна имела свой домик на Сергиевской улице и бакалейную лавочку.
Во время Турецкой войны 1877—1878 гг. муж ее был призван в действующую армию, где и умер. С ним вместе отправилась на войну и Матренушка сестрой милосердия, по должности которой получала жалованья по 25 руб. в месяц, но жалованье она тут же раздавала бедным солдатам.
По окончании войны Матренушка остальную жизнь посвятила на служение Богу и ближнему. Продав в Костроме все свое имущество, она раздала вырученные деньги нищим и бедным, а сама отправилась странствовать, наложив на себя трудный подвиг юродствующей Христа ради, и первый путь ее — босиком — был к Соловецким чудотворцам. С этого времени, т. е. со временя турецкой кампании, покойная, странствуя по Святым местам России и Палестины,— причем была четыре раза в Иерусалиме,— никакой обуви на ноги уже ие одевала, а всегда, зимой и летом, не обращая внимания ни на какую погоду, ни на морозы, ходила босой в течение 33 лет. Теплой одежды также никогда ие имела, а носила все легкую, летнюю и — притом обязательно — белую, как эмблему ангельской чистоты. В Петербурге жила странница около 30 лет, сначала на Петербургской стороне, а затем последние 16 лет — у часовни Скорбящей Божией Матери, что на Стеклянном заводе.
В этой часовне, церкви и на Шлиссельбургском проспекте Матренушку можно было встретить почти всегда — в белом одеянии, с посохом в руках и босой. Редко кто проходил мимо квартиры Матренушки, ие зайди к ней попросить молитв по случаю разных неудач в жизни, причем многие почитатели и почитательницы жертвовали Матренушке, по возможности, не стесняясь и копейками, но были и крупные пожертвовании. Например г-жа Л. пожертвовала 500 руб., купец Р. жертвовал ежемесячно по 25 руб. и много других лиц жертвовали в разное время довольно значительные денежные суммы.
Все поступающие пожертвовании Матренушка употребляла на дела благотворения: раздавала милостыню обездоленным беднякам, помогала их семьям, посылала пожертвования в монастыри и бедные приходы, а также покупала Св. Евангелия, картины-образа и св. иконы, которыми благословляла своих посетителей и почитателей, ежегодно перебывавших у нее в числе несколько тысяч человек. Лампадного масла она рассылала по монастырям и приходским церквам свыше 50 пудов в год.
Многие алкоголики молитвами Матренушки избавились от пагубного порока — пьянства. Особенной популярностью Матренушка пользовалась среди петербургского бедного люда, среди простонародья, которое обращалось к ней за советами и утешением в горестные минуты своей жизни; но нельзя сказать, что почитателями Матренушки была исключительно беднота, черный люд. Нет. Много почитателей ее было и из интеллигенции, из среднего и высшего кругов: она пользовалась доступом в дома лиц высокопоставленных, прибегавших к ней за духовной помощью, так как обладала даром прозорливости, почему многих предостерегала от надвигавшихся несчастий, многим предсказывала судьбу.
Вот несколько случаев из замечательной жизни этой старицы, наскоро собранных нами:
1. Один очень видный представитель столичной в Петербурге печати, некто г. К-к, человек, заслуживающий безусловного доверия, почитатель Матренушки, сообщил устроителям похорон ее Е. В. Киселевой и А. Ф. Плотникову, что, несколько лет тому назад, к нему на квартиру неожиданно приехала Матренушка. Это было как раз в то время, когда у него вышли большие неприятности по службе, грозившие увольнением с таковой, о чем он и рассказал ей. Матренушка, стараясь утешить его, ответила: «Молчи, сынок, успокойся, ничего не будет; поедем ко мне, помолимся Богу». Поехали, помолились и на прощании Матренушка сказала: «Ну, поезжай домой, получишь радость». По возвращении в квартиру, г. К-к увидел на письменном столе пакет со вложением 200 руб. в награду и приглашение явиться к начальству, которое на этот раз оказалось милостиво, внимательно, недоразумения рассеялись и г. К-к остался на службе, продолжая с честью и поныне служить, занимая довольно видную и ответственную должность, почему сохраняет и чтит по сие время память об этой замечательной старице.
2. Проживающая в С.-Петербурге, по Рижскому проспекту, в доме № 50, вдова чиновника К. П. Ломоносова сообщила, что она однажды посетила Матренушку вместе со своим мужем. Когда они вошли в квартиру Матренушки, последняя, увидя их, схватила себя за голову обеими руками и закричала: «Ой, голова болит, ой, голова, голова!» Ломоносовы, пришедшие к Матренушке за советами, не могли добиться от нее ничего, кроме фразы: «ой, голова болит, ой, голова, голова!» Поэтому, посидев немного, они ушли. На третий же день после этого у Ломоносова заболела голова так, что он был вынужден лечь в больницу, где через восемь месяцев и умер от болезни головы.
3. Один молодой человек не мог долго получить должности, и от этого пришел в отчаяние. Увидевшись с г-жой Л., он горько жаловалси на свою судьбу. Г-жа Л, посоветовала ему обратиться к Матренушке. N так и сделал. Матренушка посоветовала ему не отчаиваться, сказав, что он скоро получит должность, и N действительно вскоре таковую получил.
4. Дама А. Б. была в таком же точно положении, как и указанный выше молодой человек. В горе она обратилась к Матренушке, прося ее помолиться об избавлении от тяжкого положения. Матренушка помолилась и сказала г-же Б., что к ней в скором времени придет одна дальняя родственница и возьмет ее на свое попечение до самой смерти. Вскоре предсказание Матренушки исполнилось.
5. Г-жа Л. просила Матренушку поехать к одному знакомому ей больному — помолиться о его выздоровлении. Матренушка отказалась, говоря, что уже поехали покупать место на кладбище для погребения этого больного. Действительно болевший через три дня скончался.
6. Один почитатель Матренушки, стрелочник Николаевской железной дороги, хотел переменить место (перейти на другую стрелку, где платили дороже 7 рублями в месяц) и по этому поводу три раза советовался с Матренушкой, но она менять место не советовала. Однако семирублевая прибавка взяла верх над советами Матренушки, и стрелочник перешел на новое место... но что же? В скором времени он попал под поезд, причем ему отрезало правую руку, повредило лобовую кость и изуродовало лицо. Пролежав на излечении в больнице более 8 месяцев, стрелочник явился к Матренушке и покаялся в том, что не последовал ее совету.
7. Однажды Матренушка была у г-жи Л. Тут же были в гостях две дамы. Одна из дам сетовала, что у нее нет образа Св. Николая Чудотворца. Матренушка, всегда имевшая при себе запас картин-образов, подарила сетовавшей даме образ Св. Николая Чудотворца, а другой даме — образ Успения Пресвятой Богородицы. Вторая дама, не выражавшая желания получить от Матренушки Св. образа, удивилась этому, но впоследствии, когда у нее умерла единственная дочь, сочла и ныне считает этот случай предсказанием Матренушки о смерти дочери.
8. В начале января 1904 года г. П-в, уездный исправник, отправляясь в Восточную Сибирь, к новому месту службы, был у Матренушки и она его благословила св. иконою Успения Божией Матери, привезенною ею из Иерусалима, сказав при этом: «На, вот тебе! Благословляю! Царица Небесная Сама будет всегда твоей Заступницей и Покровительницей. Ты с Ней никогда не расставайся, а куда поедешь, бери с собой и тебя никто не убьет и никакая пуля не заденет». Такие слова смутили и несколько удивили П-ва, который отправлялся не на какой-либо бой, а просто, как и все, ехал на службу, но впоследствии оказалось, что эти напутственные слова Матренушки имели пророческое значение.
9. В 1906 г. вспыхнуло революционное движение и П-ву, как преданному долгу службы и присяге, пришлось вынести на своих плечах борьбу с этим так называемым «освободительным движением» не только в одном, вверенном его управлению Ачинском уезде, но он был переведен для этой цели в другой, Минусинский, где и сделал, что на него было возложено — изъял из населения вредный существующему правительственному строю революционный элемент, водворил уважение к закону и властям и взыскал неуплаченные за два года казенные подати без всяких репрессивных мер, несмотря на то, что было много покушений на его жизнь и революционеры объявили ему смертный приговор, но Бог его хранив. Таким образом предсказание Матренушки сбылось: «ни одна пуля не задела».
10. Означенная св. икона Успения Божией Матери в сентябре 1910 года привезена П-вым в Петербург и передана была Матренушке, которая завещала, по смерти своей, доставить эту икону в Москву, к Ее Высочеству, Великой Княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.1
11. А. Ф. П-в, с семьей, пришел к Матренушке в день приезда из Сибири в Петербург — 26 сентября 1910 года. Встретив гостей, Матренушка сказала: «А как вам приехать-то, у меня семь лампадочек погасло». На вопрос к ней о том, что бы это значило, Матренушка, указывая рукой на юг, как бы по на правлению к Москве, ответила: «В Россиюшке что-то будет нехорошо, в Россиюшке-то», и как бы предвидя дальнейшие вопросы, добавила: «А Царя-то, Батюшку, Господь спасет, Господь спасет. Вот через год сами увидите». Подтверждение этого пророчества надо видеть в преступлении 1 сентября 1911 года в городе Киеве, когда, в присутствии Государя Императора, был убит председатель Совета Министров П. А. Столыпин.
12. В конце февраля 1911 года, когда в дальневосточных владениях России свирепствовала чума и был назначен туда генерал-губернатором Н. Л. Гондатти, которому было экстренно предложено выехать для борьбы с чумой, А. Ф. П-в спрашивал Матренушку, не заболеет ли чумой этот уважаемый населением Сибири сановник и удастся ли ему прекратить чуму. На это Матренушка ответила: «Этот большой чиновник шибко хороший человек, в нем Божеской части много, есть искра Божия. Болезнь эта скоро прекратится, он будет здоров, не заразится, все будет для него благополучно, и там он не особенно долго проживет, а уедет». Чума была скоро прекращена и Гондатти здравствует.
13. Проживающий в Петербурге (Забалканский проспект, д. № 112, кв. 19), крестьянин Тверской губ. и уезда, Городенской волости, дер. Слободы, Прокопий Васильевич Лабутин сообщил, что он в октябре 1910 года находился без должности. Средства к существованию все иссякли, а должности или заработка, несмотря на все старания, найти не мог. Находясь в горе и отчаянии, он обратился к Матренушке, которой высказал свое горе и скорбь и просил ее помолиться. Матренушка тут же помолилась, а затем, благословив Лабутина св. иконой и окропив св. водой, сказала: «Ну, не больно-то вдавайся в горе-то! Я еще за тебя помолюсь и, Бог даст, завтра же получишь место». Лабутин в тот же день, по приходе от Матренушки, получил от дяди известие, что ему нашлось место, которое он действительно и занял на другой день.
Сделавшись, таким образом, почитателем, Матренушки, Лабутин и впоследствии бывал у нее. Так он был у нее в день ее ангела, 27 марта 1911 года, за три дня до ее кончины. Матренушка была больна и разговаривать не могла, поэтому Лабутин обещал зайти в другой раз, когда она оправится от болезни. На это Матренушка сказала: «Нет, уж ты более не приедешь и меня не увидишь». Этими словами она предсказала свою близкую кончину, последовавшую 30 марта.
14. А. А. П. 28 марта 1911 года подарила Матренушке новый белый платочек, получая который она сказала: «Повяжите меня этим платочком на смерточку-то, на смерточку». Действительно, в этом платочке Матренушка и скончалась через два дня.
С начала 1909 года Матренушка начала готовиться к смерти. Каждое воскресенье, вплоть до смерти, в течение двух лет, она приобщалась Св. Тайн и в тот же период времени несколько раз соборовалась, а всего в жизни она соборовалась 13 раз. В марте 1911 года Матренушка стала чувствовать сильное недомогание, слабея и теряя силы с каждым днем. 28 марта с Матренушкой сделалось так худо, что она от слабости упала на пол. 29 марта Матренушка еще сидела в кровати и почитатели, посещавшие ее, не думали, что смерть ее очень близка, но прозорливая старица предвидела свою близкую кончину, говоря: «Вместе с водой и льдом уйду от вас», и эти слова стали пророческими.
Она скончалась в ледоход.
30 марта Матренушке сделалось еще хуже и она тихо почила в Бозе около 1 часу дня. Весть о ее смерти быстро распространилась по Петербургу и вскоре около домика на Шлиссельбургском проспекте, где жила Матренушка, собралось столько народу, что для поддержания порядка в толпе был назначен наряд полиции. В толпе, собравшейся отдать последний долг почившей старице, сошлись и бедняки, облагодетельствованные Матренушкой, и состоятельные ее почитатели, жертвовавшие ранее в распоряжение ее деньги на дела благотворения. Публики было столько, что желающих поклониться праху усопшей пускали в квартиру десятками, по очереди. Тело почившей было убрано и помещено на траурный катафалк в любимой келье Матренушки, уставленной многочисленными образами. На почившей была одета одежда схимонахини с деревянным наперстным крестом, ввиду того, что Матренушка, в бытность в Иерусалиме, приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех.
31 марта у праха почившей старицы почти беспрерывно совершались панихиды. Почитателей Матренушки собралось на панихиды такое множество, что толпа не поместилась во дворе и масса народа молилась за панихидой на улице. За вечерней останки почившей старицы были положены в металлический, очень красивый и дорогой гроб. Во время служения панихид многие из народа плакали. 1 апреля, в 2 часа дня, было назначено перенесение гроба с прахом почившей в храм Скорбящей Божией Матери. К этому времени около дома, где жила Матренушка, собралась многотысячная толпа народа.
По совершении литии гроб с останками старицы был внесен в храм Божией Матери Всех Скорбящих Радости и поставлен на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк, у подножья которого был положен металлический венок. У гроба с прахом старицы вплоть до 6 часов вечера служились непрерывно панихиды, а в 6 часов был совершен парастас. Голову почившей старицы убрали живыми цветами. В 9 часов утра 2 апреля была отслужена у гроба с останками Матренушки панихида, а затем почитателями Матренушки панихиды служились без перерыва весь день. На гроб старицы в этот день был возложен крест из белых живых роз, присланный Императрицей Александрой Федоровной. У гроба с останками Матренушки в этот день перебывало несколько тысяч человек.
В «Ведомостях С.-Петербургского Градоначальства» (№№ 71 и 75 от 31 марта и 5 апреля 1911) и журнале «Кронштадтский Маяк» (№ 15 от 10 апреля 1911) о смерти и похоронах старицы напечатано следующее:
«30-го марта тихо почила старица-странница, известная в народе под именем «Матренушки-Босоножки». Кто не знал этой старушки, ходившей босиком зимой и летом? И в зной, и в холод, она была одета одинаково, преимущественно в белые ткани. Даже сильные морозы не заставляли ее менять своего костюма. В то время, как одетые в теплые шубы — мерзли от холода, она в своей легкой одежде не чувствовала стужи...» «Народ очень любил эту старушку, считая ее прозорливой. Про нее говорят, что она помогала своей молитвой избавиться от пьянства и т. п.»
«3 апреля состоялись похороны тела приснопамятной старицы, рабы Божией Матроны, известной в народе под именем Матренушки-Босоножки. Уже с утра церковь Скорбящей Божией Матери на Стеклянном, где пребывал гроб с прахом этой замечательной женщины, настолько переполнилась, что к 11 час. утра — времени начала поздней литургии,— в храм был прекращен доступ публики. Усиленный наряд полиции, во главе с полицейместером, полковником Ф. А. Арутюновым, и приставом, подполковником Г. Т. Саксом, едва сдерживал огромную толпу народа, стремившегося попасть на богослужение. Постепенно, не только ограда, но и Шлиссельбургский проспект, возле церкви, заполнились почитателями почившей. Старцы, странники и среди них мощная фигура известного странника Василия Ткаченко, с обнаженной головой и босыми ногами; нищие в рубище, столичное купечество, чиновничество, жены и дочери фабричных рабочих, элегантные нарядные дамы — одним словом, все слои общества, все возрасты стремились в церковь, желая отдать последний долг и попрощаться с отошедшей в другой мир великой старицей.
Литургию совершал прот. о. П. И. Скипетров, при диаконе о. И. И. Александрове. Пели местные певчие, а некоторые молитвы, как например, «Отче наш» — были пропеты всеми, находившимися в храме, богомольцами. После литургии отслужили обычный праздничный молебен. Затем, из правого придела, на середину храма перенесли украшенный золочеными ангелами роскошный металлический гроб с телом старицы. Из алтаря, для совершения отпевания, вышло духовенство... Архимандрит, о. Александр, сказал прекрасное слово, посвященное памяти покойной. Отметив ее долголетие, проповедник указал, что она была не только глубоко верующей, но более того, подвижницей Евангельской. Она не была монахиней, не жила в монастыре, но своими подвигами вполне сравнялась с иноками. Много она страдала в семейной жизни и за это благодарила Бога, так как душа ее через это очистилась. Претерпевши несчастья, она не упала духом, а, напротив, обратилась к Богу, посвятив себя тяжелым подвигам, сначала — сестры милосердия, а затем — паломничества, причем посетила несколько раз Иерусалим. Ее религиозность была религиозностью простого русского народа, который понимает Евангелие, как понимали Его подвижники. Она возложила на себя тяжелый духовный подвиг Христа ради юродства. Усердно почитала Матерь Божию, и Матерь Божия ее прославила, предоставив ей место для погребения около Своей чудотворной иконы. Она подвизалась в миру, в утешение всем мирянам, что они могут жить в миру по-евангельски, что и в миру можно вести такую жизнь, какую вела она.
«Как знаменательно,— говорил дальше проповедник: — мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали... И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идет в Небесный Иерусалим. Она перешла к иной жизни. Уже теперь собралась большая толпа богомольцев. С течением времени память ее еще более окрепнет и привлечет богомольцев, которые будут молиться о ней. Вербное воскресение — победа Христа над смертью. Погребение ее знаменует переход к новой жизни, знаменует, что она победила смерть. Приятно, когда среди туч и облаков на небе прозреет луч солнца и озарит местность. Как чувствуется легко, когда среди разврата и суеты жизни, иногда, от времени до времени, Господь выделяет таких светильников, напоминая нам, чтобы мы, не забывали св. Евангелия. Она возбуждала в народе любовь к Православной Церкви, к ее пастырям. Пусть же этот гроб будет заветом любви к Православной Церкви. Помолимся же теперь об этой евангельской подвижнице. Усердно помолимся о ней и будем надеяться, что она также помолится за нас. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от нее, от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту». Свое слово о. Александр закончил словами: «А ты, у высоты Престола, не забудь нас своими молитвами». «Со святыми упокой» пели все присутствовавшие. Этим импровизированным хором прекрасно управлял регент В. М. Хрипунов. Отчетливо, своим прекрасным голосом прочитал апостола диакон о. И. И. Александров.
После «разрешительной» молитвы началось прощание. Многие громко рыдали, целуя руки и голову усопшей. Картина была поистине, трогательная, торжественная. Поблекли цветы, украшавшие лицо почившей, но тело ее осталось таким же, как было в день смерти. Долго продолжалось последнее целование. Но вот накрыли гроб крышкой. Певчие и духовенство направились к выходу. Почитатели подняли гроб на руки и отнесли его к месту вечного упокоения. Едва на улице услышали «Святый Боже», как многотысячная толпа обнажила свои головы. Тело Матренушки похоронили в ограде, позади часовни, где пребывает чудотворная икона Божией Матери. Предали ее земле, а народ долго не расходился; забравшись на заборы, фотографы, и среди них известный К. К. Булла, делали снимки. Склеп накрыли плитой, и на нее набросали землю, образовавшую могильный холм. Могилку убрали ельником и над ней водрузили белый деревянный крест...
Всего народа на похоронах, по отзывам некоторых столичных газет, было от 20 до 25 тысяч.
Нельзя обойти молчанием того факта, что покойная старица Матренушка постоянно высказывала желание построить в честь рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексия Николаевича женский монастырь и указала даже для этого место, но смерть прервала осуществление такого желания, а некоторые почитатели покойной, будучи к ней близкими, через несколько дней после ее смерти, записали об этом ее желании в особый акт, на основании чего составили кружок из почитателей почившей, который и приступил к осуществлению означенного желания покойной старицы — ходатайству по устройству в честь рождения Наследника Цесаревича Алексия Николаевича женского монастыря, куда покойная завещала перенести впоследствии и ее останки.
Дай Бог, чтобы молитвами Матренушки все это осуществилось!
Сост. А. Ф. Плотников
1 Кроме этого образа, по смерти Матренушки, остались еще три иконы, постоянно находившиеся в ее комнатке, из коих одну, старинную икону Спасителя, покойная старица особенно чтила, называя чудотворной. Иконы эти находятся ныне у устроительницы похорон Е. В. Киселевой, которой почившая завещала передать затем их в часовню или церковь над могилой Матренушки.