ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Л. Максимов

За живой водой

Цель христианской жизни, как учит нас Серафим Саровский,1 состоит в стяжании (приобретении) благодати Святого Духа. Если имеем ее в достатке, то и страшный суд Божий не будет нам гибелью — благодатью Его оправдаемся. Необходимыми средствами к достижению этой цели являются: молитва, пост, бдение, милостыня и другие добродетели, Христа ради делаемые.

Одной из таких добродетелей, обнимающей многие, является наше паломничество к святым местам и святыням. В самом деле, где как не в таких богоблагословенных местах, как Киево-Печеры, Псково-Печеры, Соловки, Валаам, Дивеево, Оптина Пустынь и подобных им, легче нам отрешиться, хоть на краткое время, от мирской суеты? Где мы с духовным удовольствием, горением духа держим пост и несем бдение? Где учимся христианскому смирению и послушанию? Где, наконец, хранятся многие, чтимые православным народом, святыни — чудотворные иконы, мощи святых — перед которыми искреннее и пламеннее наши молитвы? Где Господь постоянно, чудесами и знамениями, являет нам Свое неизреченное милосердие, человеколюбие и силу, врачует, по молитвам Пресвятой Богородицы и святых угодников, душевные и телесные наши немощи? Где все это? В святых местах!

Много таких богоспасаемых мест на Руси. Они поистине являются благодатными оазисами в духовной пустыне мира заканчивающегося двадцатого века. Каждый школьник знает, что жизнь аравийским оазисам дают источники живительной воды, пробившиеся, по воле Божией, сквозь толщу земли и песка. Но жизнь святым местам — духовным оазисам — дают источники и реки благодати Святого Духа, «исходящие от престола Бога и Агнца» (Откр. 22,1). О преблагословенной этой воде Иисус говорит: «Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе» (Ин. 7, 3839).

Идет человек к источнику благодати, как путник в палящей зноем пустыне, усталый и жаждущий, весь покрытый греховными язвами и ранами. А возвращается — здоровый, живой и крепкий, получившии силы противостоять умерщвляющим душу греховным порокам, страстям и соблазнам.

Наши благочестивые предки хорошо понимали ту великую, неоценимую пользу, которую приносили российской державе источники живой воды. И сама Русь не называлась ли Святой от множества святых ее мест, православности жизненного уклада и от всенародного старинного обычая паломничества? За века, прошедшие после крещения Руси, миллионы русских паломников были на поклонении святым местам отечества, сотни тысяч добирались до Святой Земли, Афона, православных святынь Сирии и Египта.

Семь десятилетий почти русские люди не ходили к местам Божиим, не были там, где всегда явственно ощущается благодать Святого Духа.

Следствием совершенных грехов являются скорби, болезни души и тела. Но Россия, покаянием омываясь от греха в водах благодати, и черпая в них силы жить свято, не колебалась в бедах и напастях, которые случались с нею. Она переживала их с любовью к Господу и надеждой на помощь Его. А «любящим Бога...,— говорит апостол Павел,— все содействует ко благу» (Рим. 8, 28), и Русь поэтому не ослабевала, а наоборот — духовно возрастала и державно укреплялась.

Господь попустил, вследствии упадка веры и умножения греха, лишиться России, после трех революций, множества живительных родников: храмов и святых мест. Русскому народу надлежало узнать, что значит жить без благодатной помощи, надлежало потрудиться, чтобы обрести ее, вымолить ее, покаявшись, у Подателя всяческих благ.

Ныне, предстательством пред Господом Заступницы усердной рода христианского и преподобных Божиих, по воле и милости Его, святые места возвращают Православной Церкви, вновь открываются для народа животворящие кладези. И загорается, угаснувшая было, надежда: приникнет Русь к источникам благодати, причастится ею и станет, как и прежде была — Святой! Летом 1991 года мне посчастливилось, второй год подряд, побывать в Оптиной Пустыни. О благодати, присутствующей там, свидетельствуют чудеса от мощей великого старца Амвросия, от икон Царицы Небесной и святых Господних.

Летопись монастыря дает нам возможность как бы зримо присутствовать при совершающемся чуде: «3/16 ноября 1988 года. В годовщину официальной передачи Оптиной Пустыни Церкви, в обители, совершилось чудесное явление благодатной росы от Казанской иконы Божией Матери и мира от иконы преподобного Амвросия Оптинского...

Явление благодатной росы на иконе было замечено на груди Матери Божией в месте, несколько ниже благословляющей руки Младенца Христа. Собранная на вату... влага появлялась снова на том же месте и рядом, на хитоне Спасителя, в виде испарины и небольших капель.

Временами от иконы исходило очень тонкое благоухание... Перед началом акафиста вся роса с иконы была собрана на вату. После окончания молебна, на котором присутствовали некоторые из братии и народ, на иконе вновь выступила роса... Во время чтения акафиста всех охватывал невольный трепет от особого, такого близкого присутствия благодатной силы, близости Самой Преблагословенной...»

История обители знает и другие случаи источения мира, а также случаи исцелений. У одного монастырского рабочего от прикосновения к святым мощам преподобного старца и молитвы к нему исцелилась совершенно больная рука. А в реанимационном отделении московской больницы вода, взятая из колодца святого Амвросия, буквально воскресила умирающего брата одного из паломников. И хотя надежд на выздоровление не было никаких — греховная жизнь довела этого несчастного до мысли о самоубийстве и он выпил соляной кислоты — смерть отступила, ибо сильна молитва святого пред престолом Спасителя и Врача душ и телес наших.

Вновь сегодня, как и много лет назад, идут в Оптину паломники со всех концов русской земли и из-за рубежа: старые и малые, семьями и в одиночку, люди всех социальных групп и положения в обществе. Идут за вразумлением, утешением, исцелением, духовным руководством. Идут за оптинской благодатью.

Я встретил здесь паломника, который своей судьбой мог бы послужить неким примером того, как меняется человек под действием благодати. В прошлом, 1990 года, июле, когда он впервые приехал сюда, это был изможденный бесплодным умствованием интеллигент с усталыми, потухшими глазами, потерявший всякую веру в людей и не видевший никакого смысла в жизни. Он остался в Оптиной. Через год я вновь увидел его: здорового, крепкого, с ясным и умным взглядом. Ни следа не осталось в нем от того жалкого, растерянного человека, который был близок к мысли о самоубийстве. И подобные случаи действия благодати в Оптиной — не редкость.

Богослужение в этом святом месте, особенно ночное (служба начинается в два часа пополуночи), в скиту, оставляет сильное впечатление. Густая темнота за окнами церкви, трепетное мерцание лампад, ровное пламя свечей, протяжное проникновенное чтение и стройное простое пение иноками молитв и псалмов настраивает ум и сердце на глубокое молитвенное самоуглубление и покаяние. Ранняя литургия заканчивается часов в семь утра, но усталости не чувствуешь, наоборот, ощущаешь бодрость, умиротворенность и духовную радость. А если сподобился причаститься святых Христовых Тайн, то вообще — летишь как на крыльях.

Здесь видишь великую и твердую веру русского народа. Вечером, когда оканчивается служба, паломников благословляют прикладываться к святым мощам преподобного Амвросия и чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Это волнующая и глубоко запечатлевающаяся в сердце картина. Сосредоточенно, с искренним покаянием и смирением, сотни людей становятся на колени перед святынями, молят Господа Иисуса Христа, Преблагую Царицу и святых о прощении и оставлении грехов, заступлении и помощи, здравии и спасении... Вот мальчик, лет пяти, старательно кланяется, встает на цыпочки и целует край древней иконы Богоматери. Старца-инвалида поднимают и осторожно несут приложиться к мощам... Люди истово кладут земные поклоны, поднимаются: лица дышат простотой, благоговением и радостью.

Тысячи паломников ежегодно приходят в Оптину. Господь по-разному приводит нас к вере и покаянию. Один студент из Москвы рассказывал нам, что будучи в театре, он... умер клинической смертью. И душа его, вылетев из тела, видела и суматоху, поднявшуюся вокруг, запомнила и салон машины «скорой помощи», где распростертое на столе тело пыталась оживить бригада реаниматологов. По милости Божией он ожил; ожил и уверовал в Творца видимого и невидимого мира,— до этого же он и не задумывался над тайной смерти. Другая история поразила меня своей сходностью с примерами из житий святых. Паломник В. с детства ощущал о себе Божественный промысел. Однажды он легко задремал и вдруг услышал Голос: «Хватит спать; бери ручку и пиши!» И тот же Голос продиктовал ему молитву. Старец монастыря под Ростовом, куда он обратился, благословив передавать ее другим, направил его в Оптину. Мне довелось прочесть это глубоко покаянное обращение к Богу — по своей красоте и силе оно достойно быть включенным в сборник общецерковных молитв.

Эти и многие другие рассказы, частью обыденные, частью трагические, частью таинственные и загадочные, напомнили мне, что Господь всех нас, грешных, хочет спасти и ведомыми лишь Ему путями привлекает к Себе. По Его воле пришли в Оптину и покаявшийся уголовник, и юноша, желающий стать иноком, и израненный офицер-«афганец», и тяжело больной «чернобылец», и женщина, пострадавшая от чародейств колдунов... Всех их Оптина приютила, утешила, ободрила, вселила надежду в их мятущиеся души.

Один паломник рассказал мне, что по пути в обитель услышал как бы голос в себе: «Живая вода». Здесь, у осиянного небесным благословением благодатного источника, он испил ее в таинствах Церкви и положил этим начало своей будущей вечной жизни. В Оптиной исцелилось множество его греховных язв, в Оптиной оделась его душа в светлые одежды благодати.

Пойдемте же и мы, братья, уязвленные многими грехами, к святым местам, вновь и вновь будем пить воду жизни, которую предлагает нам Спаситель. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Господь открыл святому апостолу и евангелисту Иоанну, что при Своем втором пришествии, всякий, кто удостоится войти в Небесный Иерусалим, получит благодать Святого Духа даром. «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17). В земной же нашей жизни, учит преподобный Серафим, мы должны стяжать благодать Всесвятого Духа посредством духовной торговли — продавать на торжище (жизни) товары, которые суть добродетели, делаемые ради Христа, и собирать через то сокровище благодати Божией.

Паломничество во славу Господа — это одна из тех земных добродетелей, которая поможет нам не только исцелиться от душевных и телесных наших немощей, но, что самое главное — поможет приобрести благодать Святого Духа, и неосужденно войти с ней в Царство нашего Бога.


1 О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым.