ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Л. А. Илюнина, ст. научный сотрудник музея А. Блока.

Саров и Оптина пустынь

В дореволюционной России было около тысячи монастырей, все они молитвенно служили делу спасения народа, но были из них такие, при одном наименовании которых, сердце каждого православного христианина исполняется чувством благоговения и тихой радости. И в первую очередь это относится к Сарову и Оптиной,— может быть, потому, что с ними связаны предсказания о духовном возрождении России, которые сейчас сбываются.

Саров и Оптина были центрами, откуда мы черпаем опыт духовной жизни, их наименования накрепко связаны в наших сердцах, но, пожалуй, еще никем не было замечено, что существовала между ними не только связь в духе, но и связь реально-историческая. Об этом мы коротко расскажем в нашей заметке.

В 1805 году в Саровскую обитель приходят из Москвы два родных брата Тимофей и Иоан Путиловы. В Монастыре они проходят различные послушания: в поварне, на трапезной, в храме. Старший из них — Тимофей становится келейником и духовным сыном больного игумена старца Исайи. Келья строителя Исайи стала для послушника Тимофея местом незабываемых встреч с прп. Серафимом, который тоже был духовным сыном старца. За шесть лет послушничества в Сарове были положены основы монашеской науки жизни, устроителем которой о. Моисей Путилов станет потом в Оптиной пустыни, игуменствуя в ней 43 года.

Немногое сохранилось из бесед прп. Серафима с будущим игуменом Оптиной,— но и того, что мы знаем, достаточно, чтобы свидетельствовать, что речь между ними шла прежде всего о «внутреннем христианстве», о стяжании благодати Духа Святого (недаром одним из постоянных пожеланий о. Моисея в письмах будет: «возмагай о благодати Христовой!»). Преподобный Серафим учил новоначального послушника творить непрестанно молитву Иисусову, и во время службы — для того, чтобы собрать внимание на богослужебных молитвах и войти в их смысл. Вероятно, именно тогда преподобный заповедал Тимофею молиться мытаревой молитвой, которой 1000 дней и ночей он взывал ко Господу. Это было в 1805 году, когда после нападения разбойников, прожив пять месяцев в монастыре, преподобный вернулся в пустыньку, или же в 1807 году, когда преподобный вернулся в обитель на похороны духовного отца-игумена Исайи, а потом принял подвиг молчальничества и затвора. О. Моисей, уже перейдя из Сарова в Рославлевские леса, в 1814 году советовал своему младшему брату Александру, будущему скитоначальнику Оптинскому игумену Антонию, молиться мытаревой молитвой, а в конце жизни говаривал, что много у него было молитвенных правил, а теперь он опять вернулся к одному: «Боже, милостив буди мне, грешному...»

Тимофею Путилову суждено было покинуть Саров в 1811 году, еще задолго до преставления прп. Серафима, но младший его брат Иона не только остался в Сарове до конца своих дней, но и стал в 1822 г. казначеем монастыря, а в 1842 г. игуменом. Известно, что у преподобного были нелегкие отношения с братией монастыря; не все понимали его подвиг старчества и окормления Дивеевских сестер. О. Иона был одним из немногих, кто держал сторону прп. Серафима во всех спорах,— и это, несомненно, было результатом духовной близости через общего духовного отца-строителя Исайю. Иона Путилов из любви к нему принял его имя, подражал его жизни и завещал похоронить рядом с ним, что впоследствии и было исполнено. О. Исайя без сомнения писал своему старшему брату архимандриту Моисею в Оптину о подвигах и поучениях преподобного (например, об особых поучениях настоятелю монастыря, о которых сказано в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»). Хотя письма эти сохранились, но о том, что в Оптиной знали и почитали прп. Серафима свидетельствует то, что сразу после его кончины, в одном из храмов Оптиной был устроен уголок с его личными вещами (мантия, епитрахиль, книги — все это видно на сохранившейся в Оптиной фотографии этого памятного серафимовского уголка). На каждой панихиде поминалось имя «отца нашего приснопамятного иеромонаха Серафима». Так именно в Оптиной было положено начало прославлению Преподобного. Таким образом и старчество оптинское, которое возникло и процвело в обители в лице старцев Льва, Макария, Амвросия, Иосифа, Анатолия при настоятельстве архимандрита Моисея Путилова незримыми нитями связано с Серовым. Именно о. Моисей защитил оптинское старчество от непонимания, клеветы, подозрения и гонений, потому что еще в ранней юности получил уроки благодатного общения и хранил память об этом всю жизнь. В современной Оптиной, воскресающей сейчас во исполнение пророчеств о ней, зримо явлена духовная связь двух великих православных обителей. Одним из первых даров, который приняла Оптина в еще недостроенный после разорения Введенский храм, была икона прп. Серафима, написанная о. Зиноном Псково-Печерским. Другой дар в Оптину Казанская икона Божьей Матери, явившая в 1989 г. чудо мироточения, знаменует единой покровительство — именно Казанский собор строился в Дивеево по благословению прп. Серафима. И, наконец, в уже совсем недавнее время к 100-летию со дня прославления прп. Амвросия (23 октября 1991 г.) на святых вратах Иоанно-Предтечевского скита Оптиной пустыни рядом появились изображения прпп. Сергия, Серафима и Амвросия — как знамение неразрывности единой «золотой цепи» русской святости, освящающей путь и нам в наше мятущееся время.