МЕСЯЦЕСЛОВ

Н. Д. Недашковская

Прп. Александр Свирский

Память 30.08 и 17.04

 Явление Святой Троицы прп. Александру Свирепому. Икона XVII в.

Явление Святой Троицы прп. Александру Свирепому. Икона XVII в.

Основание Петром Великим новой столицы Российского государства на северо-западе страны как бы заставляет забыть о том, что эти области имеют давнюю, уходящую в глубокую древность историю. Ведь это были земли, принадлежавшие Великому Новгороду, и в 13 веке св. князь новгородский Александр Ярославович, одержав победу в Невской битве, навсегда остался в памяти народа Александром Невским. Он был послан Промыслом Божиим в один из наиболее тяжелых моментов в истории нашей страны, когда ей угрожала двойная опасность: татаро-монгольское нашествие с Востока и агрессия литовцев и немцев с Запада. И в это трудное время св. Александр оправдал подвигом своей жизни значение своего имени — защитник людей. Он защитил не только относительную самостоятельность северной части России — на земли Новгорода не было доступа татарам, но и способствовал сохранению в чистоте основы духовной жизни нашего народа — Православия. За этот подвиг он и прославлен как святой в Православной Русской Церкви.

Через 300 лет после его кончины неподалеку от Невы, где святым князем была одержана великая победа, явился другой защитник православного благочестия — преподобный Александр Свирский. Он стал преемником св. Александра Невского в деле укрепления и охранения Православия в северо-западных областях России. Их внутренняя связь проявилась и в том, что день перенесения мощей св. Александра Невского Петром I из Владимира в новую столицу 30 августа (12 сентября по новому стилю), пришелся на день памяти св. Александра Свирского.

Основанный преподобным Александром Свирским в 1506 году Свято-Троицкий монастырь вначале служил источником православного просвещения для соседней полуязыческой Карелии, затем противостоял проникавшим в Новгород с Запада еретическим течениям. Его значение для северных земель сравнимо со значением Свято-Троицкой Лавры, основанной преподобным Сергием, для центральной части России. В последнее же столетие своего существования обитель Александра Свирского была связана существовавшей в ней традицией старчества со св. Паисием (Величковским) и Оптиной пустынью. В стенах этого монастыря начал путь иноческого подвига великий учитель Православия последнего времени — святитель Игнатий (Брянчанинов).

В 15 веке на притоке Свири—реке Ояти стояло село Мандера, от которого давно уже не осталось следов. Там жили супруги Стефан и Васса. После того как у них родилось несколько детей, которых они воспитывали в христианском благочестии, дальнейшее деторождение у них прекратилось. Они долгое время молили Бога исцелить их бесплодие. Однажды ночью, стоя на молитве, они услышали голос, говоривший: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша молитву вашу, и имате родите сына, утешение тезоименита, яко в рождестве его утешение церквам своим подати имать Бога». Когда блаженная Васса зачала во чреве, они поняли, что видение было истинным. В 1448 году 15 июля у них родился младенец, которому в крещении дали имя Аммос. Когда мальчик подрос, его отдали в «книжное научение».

Но, как в свое время отрок Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский, Аммос имел слабые естественные способности к учению. И также как Варфоломею Господь даровал их ему чудесным образом: огорченный своими неудачами в учении мальчик пришел в находившуюся поблизости от их селения Введенскую пустынь и там слезно молился перед иконой Божией Матери. И блаженный отрок услышал ответ на свою молитву: «Восстани и не бойся, а еже просил есе, имаши восприяти». После этого он получил благодатную силу разумения и вскоре обогнал в учении своих сверстников.

С ранних лет возникало у Аммоса стремление к подвижнической жизни, но он оставался со своими родителями, пока не достиг возраста 26 лет. К этому времени родители уже выбрали для него невесту, но Промысел Божий судил иначе. В Мандеру пришли с Валаама иноки, и после беседы с ними Аммос решает идти на Валаам. Чтобы получить благословение родительское на свой путь, он сказал, что отправляется в расположенную неподалеку деревню, чтобы взять некоторый инструмент. Родители благословили его, и он ушел из дома, не имея ничего кроме небольшого запаса хлеба. На своем пути он перешел Свирь и заночевал в том месте, где позже основал обитель. Это место было на берегу озера, со всех сторон окруженного лесом, в 6 км от Свири. Юноша со слезами молился, чтобы Господь управил его путь. Ночью его пробудил голос: «О, человече! Аможе (куда) желаеши дойти во обитель Всемилостиваго Спаса на Валаам добре ти путь строится: иди с миром и там поработаеши Господеви время довольно, и имать на сем месте быти, и обитель сотворити, и люди спасены тобою будут». В это время над Аммосом воссиял и яркий свет.

Юноша благополучно достиг монастыря, ибо Господь послал ему в спутники Ангела, который и привел его к воротам Валаамской обители. После долгих просьб игумен Иоаким принял его в число братии. В 1474 году Аммос принял постриг с именем Александр и начал ревностно подвизаться в послушание, посте и молитве.

Долгое время его родители не имели сведений о сыне, несмотря на все расспросы и розыски. Наконец, через три года в Мандеру пришли карелы, побывавшие на Валааме, рассказавшие, что видели там их сына. Стефан тотчас отправился в путь, пришел в монастырь и, получив благословение игумена, настоял на встрече с сыном, который не хотел с ним видеться. Стефан уговаривал Александра вернуться домой, но результат их беседы оказался противоположным его желанию: не только сын не оставил монашеского пути, но сам Стефан, вернувшись домой, вскоре ушел во Введенскую пустынь и принял там постриг с именем Сергий. Вскоре за ним последовала и мать преподобного — она постриглась в инокини в том же монастыре с именем Варвара. В этой обители они были впоследствии вместе погребены, их могилы были известны и почитались еще в начале нашего века.

Валаамский инок Александр продолжал свой подвиг на уединенном острове, где впоследствии был скит его имени. Этот остров называется Святой. На нем св. Александр своими руками вырыл себе могилу, сохранившуюся до нашего времени. Днем он усердно служил братии, ночью же без сна стоял на молитве Богу. Пища его были хлеб и вода, худая одежда с заплатами едва прикрывала наготу. В 1484 году однажды ночью святой молился Пречистой Божией Матери: «Настави мя на путь, в немже возмогу спастися имиже веси судьбами». После многократного повторения этой молитвы он увидел свет и услышал голос: «Александре, изыди отсюду, и иди на прежде показанное ти место, в нем же возможешь спастися». Инок открыл окно своей келий и увидел свет, направленный на юго-восток, туда, где теперь стоит его обитель. Преподобный рассказал о видении игумену, и тот сказал: «Воля Господня да будет, чадо, над тобою, Бог да благословит тя, чадо, и исправит стопы твоя». Ничего не имея, кроме бывшей на нем одежды, св. Александр пришел на предуказанное ему место. Здесь, на берегу Рощинского озера, он поставил себе хижину и жил в полном уединении семь лет.

Валаам. Церковь прп. Александра Свирского на Святом острове.

Валаам. Церковь прп. Александра Свирского на Святом острове.

Однажды, идя за водой с пением псалмов,— у него было обыкновение всегда петь и молиться — преподобный услышал голос: «Александре! Понеже (поскольку) заповеди Моя от юности сохранил еси, тесный и прискорбный путь усердно протекл еси, того ради утотовах ти множество людей бесчисленно, якоже прежде рекох ти; ти же убо сих не отрини, но простертыми руками приими, и наставник буди им ко спасению». Простершись на земле, святой просил, чтобы Господь избавил его от искушения славы человеческой и позволил пребывать ему в уединении и безмолвии. Но Господь не благоволил. В девяти верстах от тех мест жил боярин Андрей Завалишин. Отправившись однажды на охоту, он повстречался с отшельником, вид которого поразил его. Отвечая на вопросы Андрея, преподобный рассказал, что он, грешный инок, живет здесь уже семь лет, ни разу не увидев за это время человека, не вкушая хлеба. Питался он дикими травами и сначала очень изнемог, и тяжко заболел. От изнемождения он не мог встать, и лежа молил Господа о милости. Однажды днем, когда Александр сильно страдал от боли в сердце, явился ему некий муж и, осенив крестным знамением больное место, исцелил преподобного, сказав при этом: «Се здрав был еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет». С того времени св. Александр поправился и благодарил Господа за Его невыразимые милости.

От боярина Андрея местные жители узнали о преподобном Александре, и к нему стала собираться братия. Среди первых насельников созидаемой обители был и родной брат преподобного — Иоанн, который вскоре умер. Пришел к св. Александру его сподвижник по Валааму — инок Афанасий, который впоследствии сподобился вместе с ним видеть явление Божией Матери. Нашедший прп. Александра боярин Завалишин, приняв постриг на Валааме, через некоторое время он тоже пришел в обитель. Некий монах по имени Никифор, услышав о благочестном житии св. Александра, пришел к нему за благословением. Это был великий подвижник, св. Александр полюбил его и просил остаться с ним. Несколько лет прожили они вместе, а затем Никифор ушел в Киево-Печерский монастырь, несмотря на просьбы остаться. Прощаясь, Никифор сказал: «Брате мой, Александре, не печалуйси меня ради, но сотвори о мне ко Господу Богу молитву, яко да путь шествующу ми спасен буду; аще бо брате, и разлучимся друг друга телесне, но духом паки пребудем вкупе». С обильными слезами сотворили они совместную молитву, после чего Никифор сказал, пророчествуя: «На месте сем хощет Бог тобою воздвигнуть церкви каменныя, и обитель распространить, и в ней прославитися Имени Его святому во все страны».

Святой Александр усилил свои подвиги, постясь и терпя жестокость зимнего холода. Бесы, видя себя побежденными преподобным, воздвигали на него искушения, являясь в виде зверей, змей и всячески ему досаждая. Св. Александр молитвой призывал благодать Христову и прогонял наваждения.

Число братии увеличивалось, и преподобный благословил строить монашеские келии в 130 саженях от своей хижины, на берегу Святого озера. А рядом со своим жилищем он основал «отходную пустынь», где устроил братское кладбище. Однажды, после бесовского нападения, преподобный совершал молитву в этой пустыни. Внезапно ему явился Ангел и сказал: «Возвещаю же ти, яко благоволит Бог, да созиждеши церковь на месте сем во имя Святыя Троицы, и братию собереши, и обитель устроеши». Позже это явление повторилось.

На 23-й год прихода преподобного в пустынь, в 1507 году, во время ночной молитвы, его келию осиял свет, и он увидел трех Мужей, одетых в белые одежды. Они были прекрасны, сияя невыразимым светом. Каждый держал в руке посох. Преподобный поклонился им до земли. Они же взяли за руку, подняли его, и сказали: «Не бойся, мужу желаний, яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братию собереши и обитель устроиши, яко благоволих тобою многи души спасти и в разум истины привести». Услышав это, преподобный опять пал на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство. Господь опять воздвиг его, говоря: «Стани на ногу твою, возмогай, и укрепися, и сотвори все, еже повелел ти». Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть ему храм. Господь ответил: «Возлюбленные, якоже видиши в трех лицех глаголюща с тобою, созижди Церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». После этого св. Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущегося по земле, и Он стал невидим.

Поражает глубина смирения преподобного. Его чувство недостоинства было так велико, что он дерзал противоречить, прося оставить его в покаянном плаче, самому Господу, в Троице Поклоняемому. Но после этого видения св. Александр стал размышлять и молиться, чтобы ему было открыто, где поставить церковь. Однажды после молитвы он услышал сверху голос: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, Аминь». Св. Александр взглянул вверх и увидел стоящего на воздухе Ангела. Он был одет в монашескую одежду, а крылья его были распростерты. Ангел сказал преподобному: «Александре, на сем месте да созиждеши церковь во имя явльшагося тебе в трех лицех Господа Отца и Сына и Святаго Духа, нераздельныя Троицы». Сказав это, он рукой крестообразно обозначил место, где должна быть церковь, и стал невидим. Св. Александр поставил на этом месте крест.

По просьбе братии св. Александр был вызван в Новгород и рукоположен епископом Серапионом в игумены. Устав в его монастыре был весьма строгий. Преподобный имел обыкновение, подобно св. Феодосию Печерскому, по ночам обходить монашеские келий, и если видел брата, молящегося или читающего книги, уходил тихо, радуясь за него, а если заставал праздную беседу, стучал в дверь келий посохом и на следующий день обличал притчами провинившихся.

Преображенский собор Александре-Свирского Спасо-Преображенского монастыря.

Преображенский собор Александре-Свирского Спасо-Преображенского монастыря.

На указанном Ангелом месте св. Александр с братией заложил небольшую деревянную церковь. Освящение ее произвел Митрофан, епископ Коломенский, по случаю побед царя Иоанна IV находившийся с ним в Новгороде.

Слава о благочестии обители дошла до Москвы, где Иоанн IV указывал на Свирский монастырь как на образец подвижничества. Он упрекал своих бояр, принимавших постриг в других монастырях, что они, страшась строгой жизни, не идут в обитель к преподобному Александру, хоть та процветает духовными дарами. Настоятель созидаемой обители смиренно служил своей братии, нося воду, рубя дрова, помогая молотить жито, которое каждый монах должен был смолоть на каждый день до утрени. Одежда его была такая худая, что многие бездумно ругали и укоряли его.

На протоке двух озер прп. Александр построил мельницу, следы которой были видны еще в начале нашего века. Подвигли его на эту постройку любовь и милосердие к братии, многие из которых изнемогали, перемалывая в ручных жерновах ежедневную порцию жита. Когда преподобный стал раскапывать перешеек между Святым и Рощинским озерами, чтобы на протоке поставить мельницу, вода вдруг пошла стеной, напор был так велик, что обитель была в опасности. Но преподобный сотворил молитву, призвал имя Спасителя нашего Иисуса Христа, перекрестил водный поток, и он остановился.

Монастырь увеличивался, старая деревянная церковь св. Троицы стала тесной, и преподобный стал умолять братию начать новое каменное строительство. Это вызвало ропот, так как средства монастыря были очень скудными. Тогда св. Александр нашел месторождение глины и начал сам делать кирпичи для новой постройки. Постепенно к нему присоединилась и братия. После этого в Москву были отправлены три инока просить у великого князя строителей. И великий князь прислал не только строителей, начальником которых был Игнатий, но и богатые дары. Были построены Троицкая и Покровская церкви. Освящение Троицкой церкви произошло в Духов день, и его совершил Митрофан, епископ Коломенский, находившийся тогда в Новгороде.

После освящения храма преподобный Александр принимал дары, приносимые окрестными жителями, складывая их в фелонь. Один человек по имени Григорий трижды с разных сторон подходил ко святому, желая положить свое подаяние, но прп. Александр каждый раз отворачивался от него. Наконец, Григорий спросил его, почему тот отказывается принять его дар. Преподобный ответил, что чувствует, как рука Григория издает зловоние. Обличенный таким образом Григорий покаялся, что неоднократно оскорблял и бил свою мать. После этого Григорий, искренне раскаявшись, изменил свой образ жизни, и когда приходил в обитель к прп. Александру, последний принимал от него подаяние уже беспрепятственно.

За несколько лет до смерти св. Александр заложил основание церкви Покрова Божией Матери. Однажды ночью он молился Пречистой Владычице о помощи и заступлении обители. С ним был его духовный сын Афанасий. Преподобный сказал ему: «Чадо, трезвись и бодрствуй, понеже (поскольку) хочет быти в сей час посещение чудно и ужасно». Тотчас прозвучал голос: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Выйдя из келии, иноки увидели над обителью великий свет. Над фундаментом алтаря на престоле восседала, как Царица Пречистая, Дева Мария, держа на руках Младенца Спасителя. Вокруг предстояло множество ангельских чинов. От невыразимого света преподобный пал на землю.

Владычица мира обратилась к нему: «Восстани, избранниче Сына и Бога Моего: се бо придох посетите тебя, возлюбленниче Мой, соглядати основание Церкви Моея, зане (потому что) услышася уст твоих молитва, и к тому прочее да не скорбиши! А еже молился еси о ученицех твоих и о обители твоей, се отныне всем изобиловало имать: и не токмо при животе твоем, но и по отшествии твоем неотступна буду от обители твоея, подающи потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи. Смотри же и виждь опасно, колико инок сошедшихся на паству твою, иже тобою имут быти наставлены на путь спасения о Имени Святыя Троицы». И св. Александр увидел множество иноков с кирпичами, камнями, инструментами, которые шли к основанию церкви. Божия Матерь продолжала: «Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкви Моея, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея». Когда видение окончилось, преподобный поднял лежащего Афанасия, который, припав к ногам святого, рыдая говорил: «Извести ми, отче, что сие бысть таковое чудное и страшное видение, яко и дух мой вмале неразлучился от плотскаго ми союза, от неизреченнаго онаго блистающаго света».

Во время постройки храма случилось такое чудо. Начальник строителей, присланных великим князем, Игнатий хотел на праздник св. апп. Петра и Павла заколоть двух баранов. Преподобный, узнав об этом, повелел увести баранов туда, откуда их привели, келарю же Арсению он приказал бросить сеть в озеро, сказав, что в улове он найдет большую рыбу, так и случилось — поймали множество рыб, среди которых была огромная щука. Ее-то и отдали Игнатию вместо баранов на разговение.

Чувствуя приближение кончины, св. Александр назначил четырех братьев, из числа которых надлежало после его смерти избрать нового игумена. Он много поучал своих учеников перед смертью, в частности, дал им завет: «Отнюдь не быти пиянственному житию во обители и по преставлении его». Собравшихся вокруг его ложа иноков св. Александр просил, чтобы его тело за ноги сволокли в болото и там его утопили. Братия умоляла его, чтобы он назначил место для своего погребения в монастыре. Тогда прп. Александр попросил похоронить его возле Преображенской церкви в «отходной пустыни». Что и было исполнено после того как 30.08 (12.09) 1533 года преподобный отошел ко Христу. Его же стопам он от юности возжелал «вслед ходити», как поется в его тропаре.

 

ТРОПАРЬ

«Иже от юности богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, и единаго Христа возжелел ecu усердно стопам вслед ходити, темже и ангельстии чины зряща тя, удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, победил ecu пЬлки страстей воздержанием, и явився равноангелен на земли, Александре преподобие, моли Христа Бога, да спасет души наша».