МЕСЯЦЕСЛОВ

Архиепископ Серафим (Соболев)

Слово в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Скорбь Богоматери о наших грехах и необходимость борьбы со страстями

Основанием настоящего великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы было дивное знамение св. Андрею Христа ради юродивому, когда он был вознесен до третьего неба. Здесь он созерцал Ангелов и множество святых, но не видел Пречистой Божией Матери, о чем очень сожалел. Ему было сказано, что в данное время Ее нет здесь, ибо Она находится на земле и утешает бедствующих, скорбных людей, и что он вскоре увидит Ее.

Действительно, вскоре после этого чрезвычайного откровения св. Андрей увидел Божию Матерь во Влахернской церкви города Константинополя, во время всенощного бдения. Пресвятая Богородица явилась св. Андрею и его ученику Епифанию в воздухе, перед алтарем, окруженная небожителями. Она усердно на коленях молилась, затем встала и осенила своим блестящим омофором молящихся.

Но вот на что мне бы хотелось особенно обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Св. Андрей видел Божию Матерь всю в слезах. Возникает вопрос, как возможно совместить Ее великую скорбь о нас и Ее беспрерывную божественную радость, Ее непрестанное райское блаженство? Конечно, если бы это совмещение не было возможно, то св. Андрей не увидел бы Пречистую Матерь в слезах. Значит, это совмещение возможно. Но чтобы оно было для нас понятным, мы должны, возлюбленные, всегда помнить слова Ап. Павла: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 10). «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5).

Некогда к прп. Серафиму пришла одна больная благочестивая женщина. Угодник Божий сказал ей: «по тебе очень скорбит великая раба Божия, основательница Дивеевской обители, умершая инокиня Александра. Поди в Дивеево на ее могилку, попроси отслужить по ней панихиду, и ты будешь здорова». Женщина сделала так, как ей приказал прп. Серафим, и она получила исцеление. Но если праведная инокиня Александра скорбела об этой женщине по случаю ее болезни, то как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она больше нас любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи.

Однако, какой же следует для нас спасительный вывод от видения св. Андрея Ее слез? А вывод тот, что мы не должны огорчать Пречистую Божию Матерь и заставлять Ее проливать слезы из-за наших бесчисленных грехов и, в особенности, от самого распространенного греха — нашей плотской страсти, или блуда. К великому сожалению, этот грех является самым существенным и отличительным свойством не только язычников и инославных христиан, но даже часто и христиан православных. Здесь, среди православных, в последнее время наблюдается какое-то помрачение разума в отношении к сему плотскому греху; ибо многие считают его вполне естественным и дозволенным явлением. Такие христиане говорят: «Все так блудно живут, будем и мы так жить». Будто не все равно: погибнем ли мы только одни или со всеми. «Если не покаетесь, все так же погибнете»,— сказал Господь, когда Ему сообщили, что Пилат кровь некоторых Галилеян смешал с жертвами их (Лк. 13, 1—3.).

Следовало бы таким православным христианам всегда помнить, что Св. Церковь строго карает грех блуда, даже после покаяния в нем, ибо отлучает впавших в сей грех от св. Причастия на семь лет с момента покаяния, т. е. прекращения сего греха.

Этого мало. Так как плотской грех принимает гигантские размеры и захватывает в свое рабство весь мир, то близится время, когда Господь вновь произнесет Свой грозный приговор, который Он некогда произнес о всех людях пред всемирным потопом. «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Только прежний мир Господь погубил водою, а настоящий мир погибнет мановением Господа в день Его второго пришествия от огня, как об этом пророчествовал св. Ап. Петр, говоря: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом перейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10).

Да, не один всеобщий грех блуда вызовет эту всемирную гибель, но по преимуществу и другой тяжкий и великий грех всеобщего отступления людей от православной веры. «Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли?» (Лк. 18, 8). Но это всеобщее отступление от православной веры происходит не в силу только одной диавольской гордости. Одною из причин сего тяжкого греха является тот же грех блуда, от коего помрачается наш разум, и он делается способным на всякое заблуждение и, в частности, на еретическое заблуждение в области веры.

Впрочем, блудный грех не есть только нравственное преступление. Он есть в тоже время и грех против православной веры. Ведь наша православная вера содержится не только в догматах, но и в св. канонах. Ясно, что отступление от св. канонов, запрещающих блуд, есть источник самого великого нашего несчастья — отступления от православной веры, и следовательно, источник нашей вечной гибели. Вот почему Ап. Павел сказал: «Не обманывайтесь:... блудники...— Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9—10).

Поэтому не будем, возлюбленные, огорчать Пречистую Божию Матерь блудными грехами; будем каяться в допущении не только блудных нечистых дел, но и нечистых чувств, желаний и помышлений. Неизвестно, сколько осталось нам жить и будет ли время для нашего покаяния, что бы могли мы отстранить от себя грозные слова Господа.

Есть, мои возлюбленные о Христе чада, и второй спасительный вывод от слез Богоматери, виденных св. Андреем. Мы не только не должны огорчать Пречистую Божию Матерь своею блудною нечистотою, но должны радовать Ее своею целомудренною чистотою. Будем помнить, что девство Пречистой Богородицы низвело с небес Бога для воплощения нашего ради спасения. А наша чистота и целомудрие возводят нас на небеса в том смысле, что Господь за нашу чистоту дарует нам Божественное видение Богооткровенных истин и небесных тайн в той мере, в какой мере мы целомудрены. Вот почему великий св. отец прп. Иоанн Кассиан говорит, что Ап. Павел выделяется среди всех Апостолов своею целомудренною чистотою. Поэтому он больше, чем другие Апостолы, наделен был от Бога Божественною мудростью, ведением Божественных истин и небесных тайн; причем это ведение переходило у него в созерцание чрезвычайных откровений, почему ему неоднократно являлся Спаситель, и он даже был вознесен до третьего неба.

Сей Апостол придавал такое великое спасительное значение нашей целомудренной чистоте, что смотрел на нее, как на цель всей нашей христианской жизни. «Плод ваш,— говорит он,— есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6, 22). «Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (2 Фес. 4, 7).

Поэтому всецело будем, мои возлюбленные о Христе чада, стремиться к целомудрию и чистоте, к сему Божественному нашему предназначению, к сей цели нашей жизни христианской. Будем не только чисты от внешних блудных пороков. Такая чистота, как мучительное воздержание от блуда, присуща и язычникам и еретикам. Будем стремиться к внутренней чистоте в своих чувствах и помыслах. Этой чистоты ищет от нас Пречистая Божия Матерь. Такою чистотою мы и будем Ее радовать. А Она в Свою очередь будет нас радовать Своими неизреченными милостями во исполнение слов Христа: «Какою мерою мерите, такою и Вам будут мерить» (Мф. 7, 2). За эту чистоту мы всегда будем находиться под покровом Богоматери. Она всегда им будет нас осенять и избавлять от всех наших грехов и страстей, от всех наших бед и напастей и навеки соединит нас с Своим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, для получения нами вечной и непрестанной Божественной радости в Его несказанном Небесном Царстве. Аминь.


Сказано в Русском св. Николаевском храме г. Софии, 1/14 октября 1949 г.


Другие статьи автора: