ПОДВИЖНИКИ ВЕРЫ И БЛАГОЧЕСТИЯ
Ораниенбаумский пастырь — протоиерей Гавриил Любимов
(5.07.1820—10.10.1899)
К 95-летию со дня кончины и 175-летию со дня рождения
Тезоименитство 13/26 июля
Имя митрофорного протоиерея Гавриила Марковича Любимова, в свое время широко известное как в С.-Петербурге, так и по всей России, неразрывно связано с историей лежащего на южном берегу Финского залива против Кронштадта, дворцового пригорода Ораниенбаума, более полувека бывшего центром пастырской и благотворительной деятельности этого выдающегося представителя петербургского духовенства.
Настоятельствовавший все эти годы в придворной Пантелеимоновской церкви, добрый пастырь вошел в историю города Ораниенбаума, да и, пожалуй, всей Русской Церкви, не только как ревностный совершитель службы Божией и талантливый законоучитель, но как храмоздатель, щедрый благотворитель и устроитель целого ряда богоугодных заведений, из которых главным его детищем стал образцовый Свято-Троицкий богаделенный дом в Ораниенбауме. Человек небогатый, но энергичный, волевой и наделенный добрым сердцем отец Гавриил выстроил за свою жизнь 96 храмов в различных местностях России. Живший во времена пяти царствований, — Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II и почивший на 79-м году жизни маститый старец стал для Ораниенбаума таким же светильником веры, каковым был св. прав. Иоанн Кронштадтский (прот. Иоанн Ильич Сергиев) для Кронштадта в первую половину своей жизни, — со времени настоятельства в Андреевском. Кронштадтском соборе и до периода всероссийской славы. Почти одновременно о. Гавриил и св. Иоанн начали свое пастырское служение, — первый (с 10 марта 1846 г.) в Ораниенбауме, и второй — (с 12 декабря 1855 г.) в Кронштадте, и совершали его в течение полувека на одном месте каждый, один буквально подле другого. Св. прав. Иоанн Кронштадтский неоднократно служил в Ораниенбауме и его окрестностях, участвовал в освящении сооруженных о. Гавриилом храмов, оба пастыря часто сослужили и были духовно близки. Служение ораниенбаумского прртоиерея, начавшееся за 9 лет до рукоположения о. Иоанна во священный сан стало как бы предтечей самоотверженной и плодотворной деятельности всероссийского «Дорогого Батюшки».
Ныне, пожалуй, после долгих лет забвения наступило время вспомнить о бескорыстной деятельности приснопамятного Ораниенбаумского пастыря, 95-летие со дня кончины которого отметили православные ораниенбаумцы 10/23 октября 1994 года. 5/18 июля 1995 г. исполнится 175 лет со дня рождения прот. Гавриила Любимова. Хочется верить, что почитание могилки батюшки в Ораниенбаумском соборе не угаснет, и память о нем сохранится как в С.-Петербургской епархии и местностях, благоукрашенных выстроенными о. Гавриилом храмами, так и повсюду в сердцах многих поколений православных русских людей.
Родился отец Гавриил 5 июля 1820 года, на память прп. Сергия Радонежского, в Тамбовской губернии, в семье сельского священника села Грошка — Спасской церкви Моршанского уезда, о. Марка Любимова и супруги его. Тяжелая нужда, испытываемая семьей, препятствовала его стремлению к высшему образованию. Годы лишений, однако, сослужили ему духовную пользу: укрепили веру, разогрели сердце любовью к ближнему, развили спокойное отношение к личным материальным невзгодам. Пример отца, сельского священника, отдавшего все силы окормлению паствы своей в глухом Тамбовском селе, возгрел в юном Гаврииле любовь к Божественной службе и породил желание пойти по его стопам. Избрав путь пастырства, юноша поступает в Тамбовскую Духовную семинарию, по выпуске из которой едет в столицу, где блестяще оканчивает курс С.-Петербургской Духовной Академии. При митрополите С.-Петербургском и Новгородском Антонии (Рафальском) 10 марта 1846 года 26-летний Гавриил был рукоположен во иерея, и занял вакансию священника единственной в то время в Ораниенбауме церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Большом дворце. С этим городом оказалась связана вся дальнейшая жизнь и пастырская деятельность о. Гавриила.
Старейший ораниенбаумский храм, где начал служить молодой священник, был выстроен одновременно с дворцом на средства светлейшего князя А. Д. Меншикова и освящен в 1727 г. во имя св. Пантелеимона, в память побед, одержанных русским флотом над шведами при Гангуте (27.07.1714) и Гренгаме (27.07.1720) в праздник св. вмч. Пантелеимона.
Обращенный указом Императрицы Екатерины II от 1 января 1780 г. из дворцовой слободы в уездный город С.-Петербургской губернии, к середине прошлого века Ораниенбаум разросся и продолжал интенсивно застраиваться. Около трех тысяч проживавших в нем обывателей, имели, однако, всего один приходской храм. К тому же при близком знакомстве со своей паствой о. Гавриил увидел, что живя вроде бы рядом со столицей, где казалось бы, пребывают и Святейший Синод и Царствующий Дом, люди остро нуждаются в пастырском слове. Он заметил, что в среде горожан процветает иноверие (в местности Ораниенбаума проживало довольно много немцев и финнов-лютеран), а порой — безверие и сектанство, не говоря уже о полном религиозном безразличии. Во многих окрестных деревнях крестьяне-ижоры вообще не знали и не слышали Евангелия, русские же крестьяне бывали в храме очень редко, по причине его удаленности. Таким образом, уездный город Ораниенбаум представлял собой в середине XIX века не меньшее поле для самоотверженной пастырской деятельности, чем какая-нибудь далекая окраина Империи.
С первых же дней своего служения молодой священник стал оказывать благотворное духовное влияние на быт и нравы горожан, в первую очередь подвизаясь на религиозно-просветительском поприще. В собственной скромной квартире на свои средства он открывает первое в Ораниенбауме уездное училище на 80 детей, преподавая в нем Закон Божий и церковное пение. Вскоре затем на изысканные им средства о. Гавриил строит для училища собственный прекрасный дом и обеспечивает неприкосновенным капиталом его дальнейшее существование. (К началу XX века — 1-е Городское (Высшее начальное) мужское училище в память Вел. Кн. Елены Павловны на 115 мальчиков.)
Приступив к обязанностям настоятеля храма, бывшего одновременно и дворцовым, и приходским, и числившегося по ведомству Императорского Двора, отец Гавриил знакомится с Высочайшими владельцами имения, бывшими одновременно его прихожанами — сыном Императора Павла I Великим Князем Михаилом Павловичем (1798—1849) и его супругой Великой Княгиней Еленой Павловной (1806—1873), жившими в Ораниенбауме летом. Великокняжеская чета в значительной степени выступала благотворителями города, способствуя его развитию и благоустройству. В их лице, а после кончины Великого Князя 28 августа 1849 г., в лице вдовствующей Великой Княгини Елены Павловны ревностный пастырь находит понимание и поддержку своим планам духовного просвещения и образования местных жителей, в первую очередь детей.
Так, с 1846 по 1876 гг. он тридцать лет законоучительствует в основанном им училище, в 1847— 1855 гг. — состоит цензором проповедей, произносимых священниками Ораниенбаумского уезда, с 1855 по 1861 гг. по назначению Великой Княгини становится наблюдателем за сельскими училищами в ее имении, расположенными в четырех смежных с Ораниенбаумом уездах. Энциклопедически образованная, одаренная тонким чувством изящного, любившая науки и искусства, Вел. кн. Елена Павловна, управлявшая по завещанию покойной Императрицы Марии Феодоровны благотворительными и воспитательными заведениями Ея имени — Мариинским и Повивальным институтами, впоследствии основавшая Клинический институт Собственного имени для стажировки и научного образования молодых врачей, а также Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, явившуюся предшественницей Общества Красного Креста, с самого начала благоволила и покровительствовала о. Гавриилу, оказывая ему всяческую помощь в деле народного образования учащихся подведомственных школ.
В течение пяти лет пастырь нес с большой пользой для дела этот крайне тяжелый тогда труд наблюдателя в религиозно-нравственном отношении за сельскими училищами. Будучи куратором девяти сельских школ с 329 учащимися, он в короткое время довел школьный состав до 823 учеников.
В 1856 г. в Ораниенбауме произошло знаменательное событие, положившее начало новому этапу энергичной деятельности о. Гавриила, позволившему ему проявить себя на ниве милосердия и благотворительности. Тщанием купца Гурьянова, оплакивавшего безвременную кончину своей супруги, была обновлена и расширена стоявшая на городском кладбище в живописном окружении 200—300-летних сосен, деревянная Свято-Троицкая церковь. С 1818 года при этой церкви существовал небольшой приют для призрения старых и немощных. Располагался он в находившемся под одной крышей со сторожем одноэтажном доме в ограде городского кладбища и состоял из одной темной и сырой комнаты, в которой ютились восемь старушек. Содержание их ничем не было обеспечено, по отчетам церкви призреваемые содержались мирским иждивением.
Старушки или сами ходили за собиранием милостыни по городу и дачам, или добрые люди приносили им хлеба и соли в их убогую хижину. Нередко они не имели насущного хлеба, обуви, одежды, особенно страдали те из них, кто по старости и болезням не мог ходить по миру.
Такое горькое состояние старушек глубоко тронуло любвеобильную душу отца Гавриила, сослужившего освящавшему Свято-Троицкую церковь в дни торжеств митрополиту С.-Петербургскому Никанору 20 августа 1856 г. и обратившего внимание на убогий приют, и он перед Богом и своей совестью дал обет изыскать средства для обеспечения призреваемых, а с ними и других бедных насущным куском хлеба. И Милосердный Господь как видно благословил искреннее намерение отца Гавриила.
В 1859 году по его ходатайству Великая Княгиня Елена Павловна разрешила устроить «для престарелых и убогих женщин» новый богаделенный дом на особом Дворцовом участке близ кладбища, который она пожаловала в вечную собственность Богаделенного дома, и принимать на этот счет пожертвования. Материнское участие Великой Княгини окрылило дух о. Гавриила: вскоре его трудами было собрано до 20 тысяч рублей доброхотных пожертвований. Главным благотворителем стал коллежский советник Степан Димитриевич Воронин, давший 10 тысяч рублей.
На эти средства был построен новый дом с флигелем на сто призреваемых, с двухэтажным при нем дачным домом. Были дни, когда работало до 60-ти человек. Отец Гавриил лично наблюдал за рабочими и строениями, а в отсутствие его это делала супруга.
Закладка дома произошла 28 июля 1860 года, в присутствии Великой Княгини Екатерины Михайловны и Ея супруга Герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, многих высокопоставленных лиц и местных граждан. Ее совершил по благословению С.-Петербургского митрополита Григория I (Постникова) ректор С.-Петербургской Духовной Академии Преосвященный Нектарий (впоследтвии Архиепископ Харьковский). Ровно через год, 28 июля 1861 года последовало освящение и покрытие дома. На этом торжестве изволила присутствовать Великая Княгиня Елена Павловна с Августейшим семейством, выразила согласие принять дом под свое покровительство и явилась первой вкладчицей в пользу дома, учредив две кровати в память совершившегося 6 июля 1861 г. крещения внучки Ея Императорского Высочества Принцессы Марии, а другую — за здравие и спасение Августейшего семейства своего.
В основание внутренней жизни Богаделенного Дома, по мысли отца Гавриила, были положены правила полуиноческой обители на христианских началах Святой Православной Церкви. В общей столовой, пред святыми иконами живоначальной Троицы и Царицы Небесной Псково-Печерской и Тихвинской было поставлено теплить неугасимую лампаду, и 1 числа каждого месяца совершать молебны о здравии и спасении живых благотворителей, с окроплением призреваемых и всего дома освященною водой, в понедельники, среды и пятницы — еженедельно читать акафисты и помяник по Псалтири, у изголовья каждой кровати поместить доску с изображением на ней знамени Св. Креста Господня и под ним — надпись, за чье здравие и спасение или в память кого учреждена кровать. В близстоящем же храме Св. Троицы, с разрешения Св. Синода были установлены на вечное время особые молитвенные возношения как о живых, так и об усопших благотворителях Дома.
Кроме того, по мысли о. Гавриила, было установлено о здравии и спасении живых благотворителей, наряду с молитвой о жителях города, совершать по средам и пятницам Божественные литургии в созданном трудами о. Гавриила храме св. Архангела Михаила, о котором речь пойдет ниже, а о памяти усопших отправлять в кладбищенской церкви Св. Троицы каждую субботу акафист Божией Матери и заупокойную литию. Независимо от того, по его мысли принято за правило из внимания к усердию благотворителей, учредивших вечные кровати, совершать заздравные литургии с молебнами и заупокойные с панихидами: в дни Ангела, рождения, кончины благотворителей и родных их, что и внесено в положение учредителей кроватей.
Утвержденный таким образом и осеняемый покровительством Св. Живоначальной Троицы, Богаделенный Дом стал постепенно возрастать в своем благоустройстве. Вскоре после освящения Дома при нем было открыто и мужское отделение.
В добром деле помощи старым и дряхлым и утешения страждущих недугами, соединенным с молитвенною памятью о благодеющих, открылась причина, привлекавшая и располагавшая благотворителей к теплому усердию на пользу Богаделенного Дома. К 1 декабря 1868 года число призреваемых в нем достигло уже 48 лиц женского пола и 4 мужского, в числе последних находился и один священник. В дальнейшем существовании Дом обеспечивался уже неприкосновенным капиталом в государственных процентных бумагах на 35 тыс. руб., недвижимым имуществом на 34 тысячи, ежегодными приношениями в кружечном сборе и на содержание временных кроватей в 3050 руб. наличными деньгами.
Утешительные результаты первых лет существования Богаделенного Дома в Ораниенбауме оправдали уверенность основателя его, что и малое доброе семя, с верою и любовию брошенное не погибнет, но возрастет и даст плод многий. Ораниенбаумский Богаделенный Дом, возникший на развалинах ничтожной по размеру и средствам богадельни, стал в ряду с другими общественно-благотворительными учреждениями с равными им правами и преимуществами.
В 1868 году высокая покровительница Дома Великая Княгиня Елена Павловна представила устав сего Дома на Высочайшее воззрение Императора Александра II, с поднесением планов и фасадов богаделенного дома и принадлежащих ему зданий, причем по докладу о. Гавриила ходатайствовала об учреждении в нем вечной кровати имени Его Величества для одного православного священнослужителя в ознаменование благодарной молитвенной памяти о милости Божией, явленной в спасении Государя от угрожавшей Ему опасности 4 апреля 1866 г. в С.-Петербурге и 25 мая в Париже. Приняв во внимание достаточное материальное обеспечение Богаделенного Дома, Государь Император утвердил его устав 31 декабря 1868 г. и соизволил открыть в нем кровать Своего имени в память означенных событий.
25 апреля 1868 г. состоялось открытие действий Попечительского Совета Богаделенного Дома на основании утвержденного Устава, оно сопровождалось значительными денежными и материальными приношениями, особенно от первого Попечителя Дома Александра Григорьевича Елисеева1, давшими возможность устроить над главным флигелем здания второй этаж.
В Высочайше утвержденном уставе Богаделенный Дом был назван Свято-Троицким в память того, что первоначальное его основание со скромным именем богадельни положено при храме Св. Живоначальной Троицы.
Впоследствии Попечительский Совет предоставил в распоряжение Августейшей покровительницы две кровати для призрения раненых и убогих воинов, а в день 25-летия со времени основания Дома, 28 июля 1886 г. было испрошено разрешение на открытие кровати в память Киевского Митрополита Арсения, благословившего первые шаги основателя Богаделенного Дома на поприще христианского милосердия и Харьковского Архиепископа Нектария, в сане Выборгского епископа освятившего закладку Богаделенного Дома, а также в память учредителей первоначальной богадельни в 1818 году.
Дальнейшее существование Дома обеспечивалось наличным капиталом в Государственных процентных бумагах на сумму до 200 тысяч рублей, недвижимым имуществом (преимущественно сдаваемые в наем дачи в Ораниенбауме) на 100 тысяч рублей и кружечным сбором, ежегодными взносами на содержание временных кроватей и пожертвованиями членов около 8 тысяч рублей, благодаря чему в доме призревалось 125 лиц обоего пола и всех сословий.
Нелегко были достигнуты столь утешительные результаты. Вот как о. Гавриил в одном частном письме описывает свои труды по сбору пожертвований: «Образ моих сношений с благотворителями таков: прежде иду в храм Божий, приношу молитву Господу Богу и Царице Небесной, ставлю свечи за их здравие и спасение, вынимаю части их просфор и уже после этого иду к благотворителю и ему собственно приношу св. икону угодника Пантелеимона, книжки, изданные на пользу богадельни и просфору. И благословит меня Господь и я снова иду в храм Божий или с радостию или со скорбию, смотря по тому, что принес мне благотворитель. Таков образ моих действий. Я смотрю на него, как на семя, положенное в землю, которое, по-видимому, для незнающего и неверующего умирает, но для верующего «принесет плод сторицею».
Все устройство Богаделенного Дома: выработка уставов, менявшихся несколько раз с целью упрочения сего дела, — все происходило по мысли о. Гавриила и выполнялось главным образом им же. Для своего любимого детища о. Гавриил не щадил ни сил, ни здоровья. Ни лютые зимние стужи, ни летний зной не останавливали его от частых поездок, особенно в Петербург. Были случаи, когда он ездил туда два раза в день, и можно сказать, значительную часть своей жизни он провел в разъездах, изыскивая средства к развитию Богаделенного Дома.
Самоотверженная христианская деятельность о. Гавриила совершалась тихо, без шума. Про нее знали те бедные, которым он давал приют в устроенных им благотворительных заведениях. Они нередко толпились у его дома, ожидая выхода о. Гавриила, чтобы получить или денежную помощь или записку в лавку на даровой отпуск сапог, рубашек и т. п. К нему шли и в горе, и в нужде. Одним он давал советы и утешал, других оделял материально.
Но не только Свято-Троицкий Богаделенный Дом в Ораниенбауме, один составивший о. Гавриилу имя, но и другие обшеприходские, благотворительные — местные городские и столичные богоугодные заведения, учрежденные по его почину и при его ближайшем содействии, испытывали на себе заботу человеколюбца. Господь также благословил и направил усердие ораниенбаумского пастыря на дело построения храмов Божиих, ставшее делом всей его жизни. Руководствуясь благой целью батюшка неутомимо отыскивал христолюбивых благовторителей и располагал их к жертвам на сооружение церквей как в своем приходе (в 1865—1898 гг. были воздвигнуты три, расширен и обновлен один храм, а также образован новый сельский приход в Большой Ижоре), так и в других местностях России.
В 1865 году по почину о. Гавриила с согласия Великой Княгини Елены Павловны и с благословения протопресвитера придворного духовенства о. Василия Бажанова (1800—1883) был начат сбор средств на сооружение в Ораниенбауме собственного городского храма, ибо Пантелеимоновская церковь отстояла от города на две версты, и только один придел в ней был теплым, что создавало тесноту. Возвести деревянную трехпрестольную просторную приходскую церковь решено было в самом центре города, на углу Большого (Дворцового) проспекта и Екатерининской улицы, освятив его во имя св. Архистратига Божия Михаила, в память о Великом Князе Михаиле Павловиче. В октябре 1865 г. началось строительство, ведшееся на пожертвования Высоких владельцев города и частных лиц. Одним из главных жертвователей был уроженец Архангельска и С.-Петербургский 1-й гильдии купец лесопромышленник Николай Иванович Русанов.
17/29 декабря 1866 года был освящен главный престол церкви во имя Св. Архангела Михаила, через неделю — левый Казанский придел, устроенный в честь избавления Ораниенбаума от холеры в 1831 и 1848 годах. Во время этих эпидемий жители Ораниенбаума подняли из дворцовой церкви местночтимый образ Казанской Божией Матери, которым, по преданию, Императрица Анна Иоанновна благословила Цесаревну Елизавету Петровну, и обносили его вокруг Ораниенбаума, после чего холера оставила город.
Правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, устроенный на средства Н. И. Русанова в память Императора Николая I и Наследника Цесаревича Николая Александровича (†12.04.1865), был освящен 18/30 июня 1867 года.
Вдовствующая Великая Княгиня Елена Павловна пожертвовала в храм деревянный золоченный иконостас с резными Царскими вратами и писанными на полотне по золотому полю иконами. Ея дочь, Великая Княгиня Екатерина Михайловна, в свой черед, пожертвовала утварь из золоченого серебра и дорогое напрестольне Евангелие. Новоосвященный Михайловский храм был передан в ведомство придворного духовенства и приписан ко дворцовой церкви св. Пантелеимона.
В 1869 году усердием протоиерея о. Гавриила Любимова по воле Великой Княгини Елены Павловны на средства потомственного почетного гражданина г. Кронштадта Платона Власьевича Байкова в 12-ти верстах к западу от Ораниенбаума, на берегу Финского залива, в местности Большой Ижоры, где православные жили в окружении лютеранского финского населения, была выстроена деревянная однопрестольная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Освященная 30 ноября 1869 г. и причисленная в епархиальное ведомство, в ночь со 2 на 3 февраля 1872 г. она сгорела от пожара. Однако добрый пастырь не отчаялся и не опустил рук, и на собранные пожертвования храм Божий был вновь выстроен спустя четыре года и освящен 13 марта 1877 г.
В том же году о. Гавриилом было основано Общество вспоможения бедным при церкви Св. Архангела Михаила, в котором батюшка состоял председателем, с неприкосновенным капиталом в 10 тысяч рублей. Созданное в память Вел. Кн. Михаила Павловича и Вел. Кн. Елены Павловны, Общество содержало четырех девочек в школах Петербургского женского Патриотического общества, и 13 лиц — в Доме призрения бедных, ежемесячно выдавало пособия нуждающимся.
В 1878 г. батюшка предпринимает перестройку теплого (устроенного в 1822 г.) Константино-Еленинского придела Пантелеимоновской церкви. В освященном в память небесной заступницы почившей 9 января 1873 г. владелицы дворца, щедрой благотворительницы и питательницы учащихся, прихожан, призреваемых и убогих г. Ораниенбаума Вел. Кн. Елены Павловны приделе был сооружен новый великолепный, с иконами почти что в человеческий рост, иконостас; алтарь был также увеличен. В таком виде храм сохранялся вплоть до 30-х гг. XX века.
В 1883 году по почину отца Гавриила в Ораниенбауме создается Дом призрения бедных горожан и сирот в память Императора Александра II, открытый через два года после мученической кончины Царя-Освободителя, и относившийся как и приход, к ведомству Императорского Двора. Деревянное двухэтажное здание для него было выстроено на углу Морской и Кривой улиц, в нижней части города (ныне угол улиц Первомайской и Привокзальной). Щедрым благотворителем, пожертвовавшим средства на его сооружение стал действительный статский советник Цетербургский Городской голова В. А. Ратьков-Рожнов, а попечительницей — Великая Княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, продолжившая заложенную ее Августейшими родителями традицию заботы о нуждающихся. Позднее рядом был устроен созданный по примеру Кронштадта «Дом трудолюбия» для предоставления простейших работ бедным и обездоленным.
Как уже говорилось, особенная любовь к храму Божию, сделала о. Гавриила выдающимся храмоздателем, собравшим крупные пожертвования на постройку 96-ти храмов в различных местностях России (из них 70-ти в беднейших районах страны). Наибольшее число их падает на северные епархии, где священникам приходилось порой проходить со Св. Дарами до 400 верст. Только в малонаселенном, бедном и зараженным расколом Олонецком крае им был выстроен 41 храм, в Архангельской губернии— 20, а также в Тверской (3), Литовской (3), Варшавской (2), Нижегородской, Оренбургской и других епархиях. Если за 13 лет царствования Императора Александра III в Российской Империи строилось по одной церкви в день, то о скромном ораниенбаумском пастыре можно сказать, что он один в течение всей своей жизни строил более одной церкви в год, и за 30 лет на сооружение храмов о. Гавриилу жертвователями было вверено до полутора миллионов рублей. В 1888 г. маститый протоиерей за понесенные многолетние труды и заслуги перед Церковью Христовой был Высочайше награжден митрой.
В 1890 году о. Гавриилом была освящена еще одна выстроенная им в своем приходе на участке, подаренном Великой Княгиней Екатериной Михайловной (1827—30.04.1894), на средства жертвователя И. Волкова деревянная однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в селе Мартышкино, с церковно-приходской школой и домом причта при ней.
10 марта 1896 г. в Ораниенбауме торжественно был отмечен 50-летний юбилей служения во священном сане митрофорного протоиерея Гавриила Любимова. Пастырские заслуги юбиляра, совершенные им в полувековое служение на одном приходе, были высоко оценены жителями Ораниенбаума и почитателями батюшки. Празднование началось литургией в Пантелеимоновском придворном храме, за которой юбиляру сослужили пять священнослужителей, между которыми был и сосед его прот. Иоанн Ильич Сергиев, — св. прав. Иоанн Кронштадтский. Перед благодарственным молебном среди приветствовавших 76-летнего старца-пастыря св. Иоанн поздравил его задушевной речью:
«Многоплодно было твое служение, и для сколь многих благотворно, живительно и радостно! Вот тут у тебя под боком воздвигнутая тобою богадельня со многими призреваемыми старыми и малыми, убогими и калеками: тут школа, а на обширном пространстве России сколько воздвигнуто тобою храмов в бедных селах для меньшей бедной братии, к которой ты вовремя успел прийти2, движимый чувствами благочестия и сострадания! И как умел ты найти жертвователей, будучи одарен от природы практическим умом и добрым сочувственным сердцем».
От города Ораниенбаума и от Городского женского училища были поднесены хлеб-соль. Одна из почитательниц старца поднесла ему Евангелие, у которого переплет был сделан из двух серебряных пластинок.
Последним детищем о. Гавриила из числа возведенных им в Ораниенбауме храмов была церковь во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» в Ораниенбаумском Градском лесу, именовавшаяся также по чтимой местной иконе часовней прп. Арефы Печерского. Возведенная среди леса на месте погребения умерших нижних чинов стоявшего в Ораниенбауме в 1830—1856 гг. лейб-Гвардии Волынского полка, первоначальная часовня стала особенно почитаться после чудесного исцеления от болезни глаз мещанина Онисима Данилова, возобновившего часовню в 1870-х гг.
Стечение множества молящихся из Ораниенбаума, Петергофа, Стрельны, Кронштадта и даже Петербурга, особенно в летнее время, а также то обстоятельство, что окрестности часовни (местность Мартышкина) были заселены по преимуществу финнами-лютеранами, и православные жители очень нуждались в собственном храме, подвигли о. Гавриила поднять вопрос о сооружении православного храма. Первоначально думали выстроить рядом с Арефьевской часовней отдельный храм, но затем решили несколько увеличить и перестроить саму часовню.
По благословению Митрополита Палладия на средства Е. Варягиной на месте часовни была воздвигнута деревянная церковь, освященная 16 августа 1898 г. Накануне освящения, вечером в праздник Успения Пресвятой Богородицы, благочинный Петергофского уезда ключарь Андреевского Кронштадтского собора священник о. Александр Попов, протоиерей Гавриил Любимов и сын его прот. Димитрий Любимов (1857—5/18.05.1935, †Ярославской тюрьме), будущий новомученик и исповедник, викарный епископ, а с 1928 г. — архиепископ Гдовский и ревностный «иосифлянин», осмотрели храм и совершили всенощное бдение, а в 8 часов утра следующего дня — водосвятный молебен, освящение престола и всего храма в первую в его стенах Божественную литургию.
Внутри церкви находилась лишь малая часть молящихся, так как народ собрался еще с вечера и из-за теплой погоды ночевал тут же, на открытом воздухе, а ранним утром стали притекать новые толпы богомольцев, и небольшой храм не мог всех вместить. Остальные слушали литургию и молились на лужайке перед храмом, стройное пение хора Кронштадтского собора разносилось далеко по лесу. Весь день в новоосвященном храме по желанию паломников служили молебны прп. Арефе. Это святое место и позже пользовалось большой любовью у горожан и дачников и часто посещалось ими до начала 1930-х годов.
Следующий 1899 год, последний год уходящего столетия, стал последним и в земной жизни отца Гавриила. Последние 6—7 месяцев болезнь заставила его замкнуться, но и тут рука его не оскудевала. Через доверенных лиц он подавал посильную помощь, продолжал хлопотать об устраиваемых с его участием храмов и заботился о ранее сооруженных, уже на одре болезни продолжал возносить молитвы о здравии живых благотворителей и за упокой усопших.
10 октября 1899 г. маститый старец тихо отошел ко Господу в своем доме, в Ораниенбауме.
Тяжелой для многих и многих тысяч людей была утрата пастыря, воистину потрудившегося на общую пользу и положившего душу свою за овцы своя. Горькие слезы пролились у его духовных детей. Но и много молитвенников за себя оставил он в устроенных им храмах.
Вот как описывает очевидец прощание народа с дорогим батюшкой:
«14 октября. Четыре дня в доме почившего у его гроба непрерывно служатся панихиды. Местное и приехавшее духовенство посменно читает Евангелие. Несмотря на накрапывающий дождь, многотысячная толпа людей возле дома о. Гавриила все растет и растет.
Вот и три часа. Из Кронштадта прибыла печальная колесница, запряженная четверкой лошадей. Из двух церквей прибыл крестный ход. На исходе четвертого часа из дверей дома покойного показался фонарь, за ним крест, толпа певчих детей из Дома призрения, за ними потянулось длинной лентой духовенство в белых ризах. Впереди диакон нес митру, два священника — высшие ордена, в предшествии гроба шел священник с Евангелием. Проводить покойного собрался и стар, и млад, и только тяжелая болезнь удержала некоторых дома. Печальная процессия с гробом о. протоиерея на руках направилась по Троице-Слободской улице к кладбищу. Здесь, но обнесении гроба вокруг церкви, была отслужена лития. Отсюда процессия направилась обратно той же дорогой в город, причем литии были отслужены у Богаделенного дома, у дома покойного, и на шоссе, против церквей придворной Пантелеимоновской и полковой во имя свт. Спиридона. При приближении к церквам начинался перезвон.
Наконец, процессия к пяти часам вечера прибыла к городской церкви. Здесь, по установке гроба в приготовленный заранее катафалк, началась утреня, по окончании которой духовенство приступило к очередному чтению св. Евангелия».
Глубокой была скорбь и печаль по утрате Ораниенбаумского Пастыря. В благодарной памяти о почившем, жители испросили разрешения похоронить его в Михаило-Архангельской церкви (указом Свят. Синода с 25.01.1902 г. — собор).
В день похорон 15 октября в 8 часов утра раздается перезвон и гроб о. Гавриила выносится из церкви. Гроб предположено нести на руках. «Процессия направляется через нижний дворцовый сад, мимо Катальной горы к придворной церкви. Там тоже начинается перезвон. Толпы народа все прибывают. Вот процессия уже близ дворца...
В 9.15 утра местный настоятель о. Димитрий Люцернов с о. Андреем Лебединским встретил на дебаркадере Балтийской железной дороги прибывшего из С.-Петербурга Владыку Вениамина, епископа Гдовского. Этим же поездом прибыла масса духовенства и певчие.
Обедня началась в придворной церкви в 10 утра. Совершал ее Преосвященный Вениамин при протодиаконе Сокольском. В конце обедни прибыл старший сын почившего, протоиерей о. Сергий, из-за границы, где он состоит при Вюртембергской придворной церкви.
Служить панихиду вышло более сорока духовных лиц. В числе их масса приезжих, как например, прот. Благовещенский — саккеларий Зимнего дворца и другие. Панихида продолжительная, но никто не чувствует усталости». Пока совершалось отпевание о. Гавриила в Пантелеимоновской церкви, в городской Михайловской церкви также служилась заупокойная обедня по почившем. Здесь в левом приделе во имя Казанской Божией Матери, у стены близ амвона, где образ Скорбящей Божией Матери, был разобран пол и сооружен склеп — место последнего упокоения приснопамятного пастыря. Впоследствии здесь в пол была вмонтирована мраморная доска, над нею устроен мраморный канунный столик с надписью: «Протоiерей Гаврiилъ Марковичъ Любимовъ. 5 iюля 1820—10 октября 1899». Наверху, была укреплена икона Св. Архангела Гавриила — Ангела почившего старца-благотворителя.
Впоследствии, после сооружения в 1911 — 1914гг. на месте прежнего деревянного нового каменного собора Св. Архангела Михаила в память 300-летия Царствования Дома Романовых, могила основателя храма была бережно сохранена. В день освящения нового храма 30 января 1914 года митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром, будущий новомученик прошел на место упокоения приснопамятного протоиерея-храмоздателя о. Гавриила Любимова и совершил при огромном стечении народа краткую литию с молитвой «Боже Духов...» и возглашением вечной памяти.
Городская Ораниенбаумская Дума за понесенные о. Гавриилом труды на пользу города поместила его портрет в зале заседаний, одна из городских улиц, расположенных рядом с собором, на которой находился церковный дом и впоследствии одноклассная Ораниенбаумская церковно-приходская школа, получили название Любимовской (с 1924 г. Колхозная, ныне — ул. Рубакина).
Сохраняется любовь к отцу Гавриилу и почитание его в сердцах православных ораниенбаумцев и поныне. 10/23 октября 1994 г. после Божественвной литургии в соборе Архангела Михаила непосредственно на месте погребения была отслужена панихида по почившему в этот день прот. Гавриилу Марковичу Любимову. Панихиду отслужил о. Петр Молчанов, сказавший в проповеди, что правдивая история Ораниенбаума неразрывно связана с именем митрофорного протоиерея о. Гавриила Любимова, великого труженика на ниве Господней, справедливо именовавшегося и почитаемого духовным отцом и благодетелем Ораниенбаума. Отец Гавриил в полной мере и словом, и делом, и мыслию, и чувством исполнил завет Христов о любви к ближнему. Вечная ему память.
1 ' А. Г. Елисеев был попечителем в течение 16 лет и своими трудами и пожертвованиями много содействовал процветанию Дома. Всего им и его родным пожертвовано до 90 тыс. рублей в виде неприкосновенного капитала.
2 О. Гавриил был также составителем книги «Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства со времен апостольских до XVIII века».