Подвижники веры и благочестия
Монах Паисий Святогорец
Отец Паисий, в миру Арсений Эзнепидис, родился в городке Фараса в Малой Азии 25 июля 1924 года. Его крестил иеромонах Арсений (Хатзиефендис) и дал ему в крещение свое имя. Впоследствии Элладская Церковь прославила иеромонаха Арсения Каппадокийского в лике преподобных, а о. Паисий написал объемное житие святого. Вскоре семья Арсения переехала в греческий город Коница. С 1945 по 1949 год он служит в армии. Сразу после окончания военной службы он уходит на Афон, где в монастыре Есфигмен в 1954 году принимает постриг в рясофор с именем Аверкий. Через два года его постригают в мантию в монастыре Филофей и нарекают Паисием. В 1958 году он уезжает в родной город Коницу, где проводит 4 года в монастыре Рождества Божией Матери. Затем следуют два года подвижнической жизни на Синае в келий Галактиона и Епистимии. В 1964 году он снова на Афоне, где поселяется в иверской келий Святых Архангелов, откуда его в 1966 году увозят в Салоники с тяжелой формой бронхиального воспаления легких и в больнице Папаниколау ему удаляют значительную часть легких. В этой больнице о. Паисий познакомился с монахинями из монастыря св. Иоанна Богослова в Суроти, которые пожертвовали много своей крови, чтобы поправить здоровье Старца, судьбу которого Господь с тех пор связал навеки духовными узами с этой обителью. С 1967 года о. Паисий опять на Афоне в скиту Катунаки, затем в монастыре Ставроникита, жительство в котором сыграло немаловажную роль в жизни Старца. Дело в том, что недалеко от монастыря на келий Честного Креста жил известный русский духовник иеромонах Тихон. Отец Паисий очень любил ходить к нему на келию, петь на клиросе и помогать по хозяйству. Во время литургии о. Паисий часто видел, как о. Тихон останавливал священнодействие, потому что приходил в восхищение от духовного созерцания славословящих Бога херувимов и серафимов. Отец Тихон постриг о. Паисия в Великий Ангельский Образ и предложил ему остаться на этой келий, что о. Паисий и сделал, прожив там 11 лет после смерти своего старца. В 1979 году он переходит на кутлумушскую келию Панагуда, которая стала известна тысячам паломников, посещавших о. Паисия. Здесь старец прожил 14 лет и в ноябре 1993 года, уже будучи тяжело больным, уехал на лечение в женский монастырь Св. Иоанна Богослова. Там 12 июля 1994 года он предал свою праведную душу в руце Господа. Здесь и похоронили Старца согласно его желанию, которое он выразил в стихотворной форме. Текст этого стихотворения выбили на его надгробной плите, которую он заповедал не поднимать до самого Второго и Славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Вот это стихотворение:
Здесь жизни кончен путь земной,
Здесь плоть моя и тленье,
Здесь вздох последний прерван мной,
В душе же свет и пенье:
Живет мой ангел, мой святой
Мне в честь и утешенье.
К душе, смиренной нищетой,
В нем скорбь от сожаленья.
Чтоб быть мне с Девой Всесвятой
Он принесет Христу моленье.
Монах Паисий Святогорец
Нижеследующее творение Старца «Возвращение к Богу от земли на небо» представляет собой собрание небольших, но четких и метких по своему содержанию высказываний, которые объединены в отдельные главы. В оригинале нет разделения по темам, но мы сделали это для того, чтобы читатель мог удобнее найти нужное высказывание.
Возвращение к Богу от земли на Небо
Благой Бог сотворил ангелов, но некоторые ангелы от гордости стали демонами. Потом создал Бог человека, чтобы восполнить разоренную ангельскую дружину, и оставил демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своею злобою проходить испытания на земле и достигать вечной небесной жизни. До тех пор, пока живет человек на земле, он имеет право проходить через духовные испытания, и нет такого человека, кто прожил бы без них. Итак, будем подвизаться, чтобы построить духовное основание и войти в рай. Аминь.
О духовной брани
Кто подвизается духовно, тот воюет против врага диавола, вследствие чего и диавол воюет против него. Человек, который победит мысленного врага, будет увенчан Христом.
Иисус сладок, и для того, кто в горечи своего страдания обопрется на Христа, горькое превращается в сладкий сироп.
Чтобы очистились ум и сердце, человек должен не принимать лукавые помыслы и сам не думать лукаво, но трудиться просто и смиренно, и подвизаться усердно.
Не восхищайтесь теми, которые приближаются к Луне, — но теми, которые убегают мирского сознания, приближаются к Богу и ликуют.
Человек, удаляющий себя от Бога, не находит душевного покоя ни в этой временной жизни, ни в вечной. Потому что неверующий в Бога и в будущую вечную жизнь и в этой жизни живет безутешно, и осуждает свою вечную душу.
Насколько удаляются люди от простой естественной жизни и предаются роскоши, настолько умножают и свой страх за завтрашний день. И насколько развивается мирская вежливость, настолько же теряется простота, радость и естественная человеческая улыбка.
Годы проходят, люди стареют, поэтому не останавливайтесь на перекрестке. Выберите по вашему усердию какой-нибудь крест и идите одним из двух путей нашей Церкви. Последуйте за Христом на Распятие, если хотите возрадоваться радостью Его Воскресения.
Доверие Богу в том, что ничего не бывает по человеческой воле, есть тайная непрерывная молитва с реальными плодами.
Сладкую жизнь чувствуют не те, кто радуется мирскому, но те, кто живет духовно и принимает горечи с радостью, как лекарственные травы для здоровья своей души, и питается только для поддержания своего тела.
Трудолюбивый человек, кем бы он ни был, монахом ли, или мирянином, будет духовно преуспевать, потому что будет трудиться усердно. В то время как человек, не взращивающий усердие, которое даровал ему Бог, не будет преуспевать ни в монастыре, ни в миру.
Святые ангелы с великим благоговением славословят непрестанно Бога: «Свят, Свят...» 1.
Человек, для того чтобы летать по-ангельски, должен отбросить все свои душевные страсти и все свое достояние отдать бедным, ибо где есть материальное богатство, там — духовная нищета.
Чтобы душа воскресла духовно, должен распяться человек, должны умереть душевные страсти, главным образом, эгоизм — это своевольное чадо гордости, которое препятствует божественной благодати и искажает человеческий лик.
Время, потраченное для духовной работы над самими собою, не считайте потерянным, ибо это духовное условие для вас и действенная помощь для ваших ближних.
Наши древние отцы имели подвижнический дух. Они много постились и предпочитали варево, поэтому имели и святость, и телесное здоровье. В наше же время, когда мы избегаем аскезы и варева, мы сами стали вареными. И курица, если бы не копалась в земле и если бы сбросила свой жир, летала бы и не поймал бы ее ястреб.
Носящий тяжелую суму не знает, как от нее избавиться. Какую же, вероятно, лишнюю тяжесть таскает постоянно тот, кто полнеет от обжорства и вредит своему здоровью.
Сладок хлеб после поста. Сладок и сон после бдения. И после утомления на жестком камне отдохнуть можно лучше, чем в кресле.
Насколько избегает кто-либо человеческого утешения, настолько приближается к нему божественное.
Если не исправится каждый из нас, чтобы приумножать добро, как по-хорошему оно может победить?
Чтобы услышать божественную весть Слова Божия, чтобы измениться, нужно и самому настроить свой приемник на ту же частоту, на которой передает Христос через Свое Святое Евангелие, и с благоговением осуществлять Его божественные заповеди.
Одно дело благоговение, и другое дело благочестие. Вот как православное восточное благоговение отличается от западного европейского благочестия: благоговение имеет божественную благодать, благочестие же — человеческий рассудок.
Хорошо читать духовные книги, но лучше их осуществлять, то есть жить духовно.
Настоящий человек не тот, кто ведет правильные беседы, но тот, кто живет правильно, по-евангельски.
Не огорчайтесь, если имеете наследственные недостатки, но и не гордитесь вашими наследственными добродетелями, потому что Бог будет проверять тот труд, который употребил человек на исправление своего ветхого человека.
Если мягкий нрав в духовном преуспеянии помогает однажды, то гневливый помогает гораздо больше, достаточно только силу этого гнева направить против зла, против своих душевных страстей.
Кто сам добивается почета, тот сам и будет бороться всю свою жизнь. Кто продвигается людьми, тот их и будет иметь своими помощниками. Кто же из-вествуется от Бога, тому помощником будет Бог.
В то время, когда твое духовное древо мало и низки его ветви, приими с радостью духовную ограду и узы ограничения, чтобы не быть изувеченным козами и не прийти в негодность. Сотвори терпение, чтобы возрасти духовно, вкусить своих плодов и прохладиться в своей тени.
Величайшей молитвой за мир и наших предков является наше духовное преуспеяние, ибо тогда они имеют право на божественную помощь — не говоря уже о нашей молитве, которая имеет дерзновение, и о радости, которую чувствуют наши предки за своих достойных потомков — в то время как от нашей плохой жизни они страдают втройне.
Те, которые родились калеками, или стали калеками из-за других, или из-за своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут рядом со Христом, будут поставлены Богом вместе с исповедниками.
О мысленной брани
Лукавый помысел, когда сработает ветхому плотскому человеку, делает двойное зло в душе; как и диавол, когда соработает человеку, делает двойное зло в мире.
Опыт приобретается от демонского обстрела, который принимает воин Христов в духовной брани. Прежде, чем начать войну, враг бомбардирует помыслами. Иисусова молитва является самым сильным оружием против помыслов врага.
Хульные помыслы подобны самолетам, которые досаждают нам своим шумом против нашей воли, и мы не можем им помешать. Сильнейшая противовоздушная оборона — это псалмопение, ибо оно является и молитвой ко Христу, и презрением к диаволу.
Все же хульные помыслы от диавола, а не от человека.
Хульными помыслами диавол обычно мучает чутких людей, чтобы огорчить их и ввергнуть в отчаяние.
В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку божественное просвещение.
Человек Божий знает лукавого, в то время как лукавый не знает благих помыслов людей.
Каждая хорошая мысль, которая приходит человеку на ум, есть свыше, от Бога. И только то, что выделяет наш простывший нос, является нашей собственностью.
О плотской брани
Величайшую духовную силу имеют чистые помыслы от каждого подвига — поста, бдения и других, для тех, кто подвизается, чтобы сохранить свою душевную и телесную чистоту.
Плотская брань не помеха юному, который хочет стать монахом, достаточно только не думать о браке. Малым подвигом, постом, бдением и молитвою покоряется плоть духу, когда естественно имеется смиренное сознание. Сберегает же одновременно юноша и небесную награду за свой подвиг.
Аскет смотрит на свое костлявое тело как на друга души, который помогает ему освящать душу. В то время как обжора делает тело свое врагом души, который воюет против него. Тогда лукавый ищет удобного случая, чтобы бомбардировать человека постыдными помыслами.
Естественная плотская брань отражается постом, бдением и молитвою, когда нет гордости.
О монашестве
Бедному человеку и разбойник сочувствует и милует его, в то время как богатого разбойник жестоко делает неимущим. Хорошо человеку, руководствуясь Евангелием Христовым, самому стать нищим, чтобы унаследовать Небесное Царство.
Трудно искореняется из нас мир, если сперва мы не выкорчуем себя из мира и его соблазнов.
Чтобы в нашем сердце возросло монашеское сознание, прежде должно умереть наше мирское сознание и превратиться в перегной. И чтобы умерли страсти, нужно помышлять о смерти, суде и пострадать ревностно за Христа, Который много пострадал, даже до смерти, чтобы искупить нас.
Монахи — это связисты нашей Церкви, и по этой причине они удаляются от мирского шума, чтобы иметь в молитве хорошую связь со Христом и этим помогать нам.
Поскольку небесная жизнь людей будет уже ангельской, то некоторые ревностные молодые люди начинают ее еще в этой жизни, становятся монахами и живут в девстве, нестяжательности и послушании.
Едина ангельская схима монахов и монахинь. Нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28).
Хорошо монаху умереть не только в покаянии, но и в коленопреклонении.
Тот, кто знает великое достоинство ангельского образа, не стремится к иному званию. Если станешь настоящим монахом, то будешь радоваться по-ангельски и на земле и на Небе, иначе же ты будешь осмеян мирскими людьми и оплакан ангелами.
Монах, живущий по-мирски, — страдалец и неудачник в своей жизни. И для Христа будет загадка: с кем его поместить в иной жизни, с монахами или с мирянами?
Монах есть свет, маяк среди скал, невидимый миру.
Когда монах не смотрит на людей ради Христа, тогда он видит многих людей и помогает им благодатно молитвою в делах, которые по-человечески не происходят.
Если монах будет гордо сравнивать себя с мирянами, то он падет и станет мирянином. Если же он смиренно ищет милости Божией, подвизается и видит всех людей хорошими и святыми, то он подражает святым.
Чтобы преуспеть духовно, монаху нужно оставить «здравый смысл», смириться и трудиться сердцем. Монахине, чтобы преуспеть духовно, нужно оставить зависть и прочее, возмужать духовно, и здравый смысл у нее должен предшествовать, чтобы сдерживать сердце.
Смотрите, не приобретайте себе доброго имени, потому что ваше доброе имя станет потом величайшим врагом вашего спокойствия. Требуется много внимания, чтобы монах вел духовный образ жизни, не приобретая себе доброго имени, потому что от мирских похвал становятся напрасными его труды. Для того же, кто вел рассеянную жизнь и покаялся, само то, что он пал в глазах окружающих, поможет ему преодолеть свой грех.
Монах, мыслящий по-мирски, кажется, сбился со своего пути: в то время как он отправился в путь, ведущий ко Христу, душа его шествует в мир.
Монахи, которые постоянно занимаются возведением роскошных строений и мирскими делами, показывают, что они насквозь земные — кирпичи да глина, и совсем не обладают божественным разумом.
Простые здания и скромные вещи мысленно переносят монахов в пещеры и уединенные жилища наших святых отцов, и, таким образом, приносят духовную пользу. В то же время мирские вещи напоминают о мире и делают монахов мирянами по душе.
Всякий мирской порядок в монашестве является великим духовным беспорядком.
Если хочешь стать исихастом, чтобы пребывать в покое, стяжи прежде с помощью благих помыслов внутреннюю тишину среди внешнего шума.
Новоначальный, который отделяется от братства, чтобы стать исихастом, похож на неспелый только что сорванный с дерева инжир: он еще выделяет молочко, и, по всей вероятности, еще нуждается в молоке.
Не приходите поспешно в монастырь, прежде чем не развяжете свои мирские клубки, если хотите нормально вплестись в братство.
Прежде чем удалиться от мира, сотвори сердечную молитву ко Христу и доверь Богу своих родителей, братьев и сестер, и впоследствии не вспоминай о них, ибо тогда Христос обязан им помогать.
Новоначальный, который вспоминает о своих родителях, братьях и сестрах, препятствует Божией помощи. Если же вспоминает и о мире, то он очень быстро забыл, что стремился отделиться от мира.
Если ты не можешь отделиться от мира, то, по крайней мере, подвизайся, чтобы выкорчевать из себя мирское сознание.
Трудно стяжать божественную любовь, если прежде не оторвать любви от своей маленькой семьи, чтобы войти в нашу великую семью от Адама до Бога.
Новоначальный не должен впитывать мирское сознание в начале своего монашества, иначе он будет постоянно шипеть, подобно свече, фитиль которой впитывает воду при первом погружении.
Не вступайте в монашество, если ваше сердце целиком не отдано ему, иначе вы потерпите неудачу.
Более чиста схима, принятая в молодом возрасте, пусть она и запылится немного от времени, чем схима пожилого, которую он принял в последние годы и взял ее у Портного чистую и глаженую с собою в гроб.
О духовничестве и послушании
Духовное преуспеяние подвизающегося будет зависеть не от хорошего духовного отца, но от благих помыслов послушника.
Живой и эгоистичный юноша не должен резко смиряться старцем, иначе он пустит ветви, подобно молодому дереву, которое имеет в себе много соков, когда у него подрезают много ветвей.
В древности, когда было больше старцев, и младшие духовно преуспевали. В наше же время, когда мы более старики, нежели старцы, что делать молодым?
Послушник, принимающий лукавый помысел о своем старце, теряет доверие к нему и уже сам низвергает себя, подобно тому как обрушивается купол, когда выпадает центральный связующий кирпич.
Духовный отец несет ответственность за своего послушника соответственно его послушанию.
Новоначальный подобен пустой кассете магнитофона, (а то, что на нее будет записано), взыщется со старца.
Послушание заключается не только во внешней покорности послушника, но и в том, чтобы и взгляды свои он подчинял духу своего старца.
Не стремись стать старцем, потому что эта мысль лукава. Не получится старец из того, кто не был послушником.
Если ты стал капитаном, не побывав прежде юнгой, то, чтобы не утонуть тебе вместе со своей командой, советуйся хотя бы с матросами.
Если случайно кто-нибудь из нас старцев духовно немного косой, то да не требуем от монахов слепого послушания, чтобы не упасть всем нам в пропасть, по написанному: Слепец слепца еще водит, оба в яму впадетася (Мф. 15, 14).
Деревце мягко связывают травой, а не проволокой, иначе повреждается кора и оно засыхает. И ограничение новоначального должно быть мягким, с доброжелательностью, чтобы не засохнуть ему духовно.
Духовное чадо не должно ни давать духовные права никому другому, кроме своего старца, ни говорить мирским своим помыслы и смиряться, иначе оно душевно повредится от людей, которые не ведают великой добродетели смиренномудрия2.
Юноша, который все свое сердце отдает Христу и сам с верою отдается опытному духовному старцу, легко совлекается ветхого человека, подобно молодой картошке, которая чистится очень легко. Пожилой же, если он не очень прост и смиренен, подобен старой картошке, которая трудно очищается. Она еще должна быть вареной и чиститься теплой.
Конечно же, Старец здесь совсем не противоречит Спасителю, сказавшему: Кто принудит себя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5, 41). Речь идет только о духовных отношениях между старцем и духовником, на святость в которых посягать не имеет права ни один человек, пусть он даже и высоко стоит на церковной лестнице.
Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, чтобы обеспечить их душам рай.
О смирении
Великий грешник имеет для смирения множество причин; великое же смирение принимает божественную благодать, и чтобы ее сохранить человеку нужно только избегать поводов и причин греха.
Каждый является или зеркалом, или крышкой от консервной банки: если на него не упадут солнечные лучи, он не засияет.
Человек, смиренно терпящий прегрешение своего ближнего, имеет большую любовь чем тот, кто несет тяжелую суму своего попутчика.
Приими несправедливость как великое благословение, потому что через нее для тебя готовится благословение небесное. Однако сам не стремись пострадать несправедливо, ибо под благовидным предлогом скрывается порочность.
Если человек, совершающий добро, делает его известным и кичится им, утомляясь бесцельно, то он теряет его и подлежит наказанию.
Когда с тобою поступают несправедливо, не говори: «Да взыщет это Бог», — потому что тогда ты невольно проклинаешь себя.
Человека, искренне просящего у тебя прощения, когда он прегрешает, прощай. Каждый раз, когда он прегрешает, прощай милостиво и люби его по-настоящему. Лукавого же, просящего у тебя прощения притворно, чтобы делать свое и затем впутывать тебя в свои дела, которые душевно вредят и другим людям, прощай 77 раз подряд и люби его и молись за него.
Приими несправедливость с радостью, когда она для тебя душевно невредна. Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в этой жизни, ибо права праведного хранит Христос в небесной жизни.
Кто утверждает свою волю, тот отвергает волю Бо-жию и препятствует божественной благодати.
Смиренный человек, поскольку не имеет своей воли и эгоизма, принимает божественное просвещение. Поскольку он смиренно принимает и советы, то он становится философом.
Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть пред ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же — военной дисциплиной.
Не мучайте эгоистично самих себя выше ваших сил, не создавайте беспокойства. Христос— это любящий Отец, а не тиран. Христос радуется нашему усердному подвигу.
Если мы не можем подвизаться много или даже совсем чуть-чуть, то, по крайней мере, мы должны это признать и смиренно искать милости Божией. Если бы нам не полезно было это признание, то и его бы не требовал от нас Христос.
Как вырезанная из дерева икона кажется законченной, если рассмотреть ее под увеличительным стеклом, так и душа человека не окончена постольку, поскольку очищаются у человека глаза души и становятся подобными телескопу.
Если не найдешь человека, чтобы посмотреть на свое духовное отражение, тогда отойди немного от своей келий и оттуда посмотри на самого себя, как второе лицо, и тогда найдешь много недостатков.
Если человек не узнает своего ветхого человека, чтобы смириться естественно, то смирение не может стать его (внутренним) состоянием, чтобы в нем пребывала божественная благодать.
О пустыни
Пустыня очень помогает уничтожению душевных страстей, ведь и пырей засыхает в бесплодной пустыне, в то время как в болоте остановится подобным камышу.
Брат, не желай приспособить спокойную пустыню к самому себе — беспокойному и мирскому, но уважай пустыню, чтобы она помогла тебе своим спокойствием стать пустыней, свободной от страстей твоих, и облагодатствоваться от Христа.
Афонские святые были таким иже, как и мы, людьми. Афон был так же, как и другие горы, дикой горой. Но так как наши отцы ревностно подвизались, то они освятились сами, освятили и гору, и она была названа Святой Горой. И мы теперь гордо называем себя свя-тогорцами.
Наши святые отцы освятили пустыню и превратили ее в духовное государство, в то время как мы, к сожалению превратили ее в государство мирское.
О бдении и молитве
Спокойная ночная молитва приносит большую пользу своим безмятежием и очень полезна для нашего собственного духовного возрастания, подобно тому как тихий ночной дождь много помогает всходу растений.
Сон после захода солнца приносит телу большую пользу, но и бдение с умиленной молитвой после захода солнца очень полезно для души.
Непрерывно перебирай четки, пока не растают духовные льды, чтобы впоследствии привести в действие духовный механизм, когда сердце уже само будет творить молитву.
В соответствии с жертвой и молитвой, которую совершает человек за себя и за своего ближнего, подастся ему и божественная помощь3.
О ближних
Хочешь, чтобы твоя молитва стала сердечной и была принята Богом? Сделай страдание ближнего своим страданием. Даже одно сердечное воздыхание о своем ближнем приносит реальные плоды. Божественное извещение о принятии молитвы есть божественное утешение, которое человек чувствует после молитвы.
Лучшим лекарством для каждого нашего несчастья является величайшее несчастье наших ближних, и нам достаточно только помыслить о нем4.
Радость, которую чувствует человек, когда принимает что-либо вещественное в благословение, есть радость человеческая, в то время как радость, которую чувствует сам дающий человек, есть радость божественная. Божественная радость приходит через подаяние.
Духовное изменение, которое принимает душа вместе с сердечным ликованием от одной только милостыни или благодеяния ближнему, не может дать никакой величайший лекарь, даже если ты и дашь ему целый мешок долларов.
Кто от чистой любви труждается ради своего ближнего, тому само утомление приносит отдых. Тот же, кто любит себя самого и ленится, утомляется от своего бездействия.
Чем более утомляется тело ради Христа, тем больше радуется душа, находясь рядом со Христом, и помощь человека своим ближним тогда более действенна, ибо она становится духовной.
Сострадательный человек становится на место страдающего, молится, утешает, но и сам вознаграждается от Христа Божественным утешением по страданию своему. Бесчувственный же, который домогается должности другого, когда захватывает ее, охватывается и сам беспокойством, и уже в этой жизни частично испытывает вечное наказание.
В любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу. В нашем благоговении перед Богородицей и святыми снова сокрыто великое благоговение перед Христом — Троичным Богом.
О животных
Несчастные животные по нравам лучше бесчувственных людей, потому что их покупают не только сострадательные, но и бессердечные, и они слушаются без рассуждения, жестоко эксплуатируются и терпят безропотно, не имея никакой награды. Следовательно, они превзошли нас и в нестяжательное, и в терпении, и в послушании.
Если алчет твой ближний, отдай ему свою пищу. Если нет алчущего человека, отдай свою пищу голодным животным, потому что тебе будет необходимая для Рая польза от поста, а бедные животные не имеют Рая: они имеют только то благо, что для них нет и Ада.
О современности
Величайшая болезнь нашей эпохи — это приносящие беспокойство суетные помыслы мирских людей. Болезнь эту исцеляет только Христос с помощью душевной тишины и вечности, но нужно только, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу.
В наше время путаницы в мыслях мы оставили святоотеческие книги, взяли журналы, которые вносят еще большую путаницу. Большинство из нас оставили Святое Евангелие и бросились править кормилом, опытные и неопытные, поэтому и бедствует в морских штормах Святое Судно — наша Церковь.
Раньше люди ценили точность, были искренни, честны и т. д. Материальные блага были тогда дешевыми. Теперь, к сожалению, в наши годы, точность обесценилась и подорожали материальные блага.
Если бы люди жили просто, по-евангельски, вблизи Христа, то они бы духовно услаждались Христом и их бы не душило мирское беспокойство. Вместо этого они травят себя лекарствами и опускаются до животного состояния.
Поскольку человеческие удобства превзошли всякую меру, то они стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; сделали из человека машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными.
Мировая эволюция вместе с греховной свободой принесла духовное рабство. Духовное подчинение воле Божией является духовной свободой и душевным продвижением, которым надежно руководит Сам Бог.
В древности христиане, что бы ни делали, всегда крестились, перед важными же делами — много молились. А в наше время, к сожалению, большинство из нас не только не молится перед важными делами, но даже и не думает об этом, и таким образом другие люди расплачиваются за наше безрассудство.
* * *
Бог— это бесконечный Ум, и человек по уму родственен Богу и умом приближается к Нему. Бог — это бесконечная Любовь, и чистым сердцем человек переживает Бога. Бог прост, и в простоте верит человек, и подвизается смиренно и усердно, и переживает таинства Божий.
Человеческие кресты — это просто крестики, которые помогают нам в спасении нашей души. Крест же Христов был очень тяжел, потому что Господь не употребил Свою божественную силу для Себя Самого.
Благой Бог весь есть Само Великодушие, и Он умиляется всякому нашему приношению, даже самому ничтожному! В то время как мы, люди, едим сладкий мед, Богу мы приносим воск, и Бог радуется нашему приношению!
Все люди принимают богатые благословения Божий, но немногие благодарят Бога, и благодарные и радостные живут вблизи Христа.
Многие люди имеют все, но имеют и печаль, потому что им не хватает Христа.
Конец и Богу слава
Рождество Богородицы, 1980 год Кутлумушская келия «Панагуда»
Святая Гора
Монах Паисий
1 Везде мы старались сохранить стиль автора.
2 Конечно же, Старец здесь совсем не противоречит Спасителю, сказавшему: Кто принудит себя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5, 41). Речь идет только о духовных отношениях между старцем и духовником, на святость в которых посягать не имеет права ни один человек, пусть он даже и высоко стоит на церковной лестнице.
3 Имеется в виду не количественное соответствие, не торг с Богом, а святоотеческая мысль о соработничестве (sunergia) Бога и человека в деле спасения: человек не может спастись без Бога, ни Бог не может спасти человека без содействия самого человека.
4 Конечно, это место следует понимать по-христиански. Сам апостол Павел писал к римлянам, убеждая их радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15).