ЖИЗНЬ ЕПАРХИИ

Хроника

Январь

Приезд в С.-Петербург Митрополита С.-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА

В субботу по Рождестве Христовом пред Богоявлением, отдание праздника Рождества Христова, 31 декабря/13 января 1996 года на вдовствующую петербургскую кафедру прибыл новый глава епархии — Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), до этого возглавлявший Ростовскую и Новочеркасскую епархию.

На Московском вокзале Владыку встретили: Преосвященный Симон, епископ Тихвинский, благочинные и настоятели петербургских храмов, мэр С.-Петербурга А. А. Собчак и губернатор области А. С. Беляков.

Благословив встречающих, Митрополит Владимир произнес краткое приветствие, адресованное духовенству и петербургской пастве, напомнив, что многих клириков епархии он знает и прекрасно помнит по совместной учебе в С.-Петербургской Духовной Академии и по совместному служению.

В беседе с мэром Владыка Владимир сказал: «Мы вас знаем. Мы внимательно следим за вашей деятельностью и радуемся успехам. Я отсюда 33 года назад уезжал иеромонахом в Иерусалим. Но где бы потом ни был, я всегда вспоминал этот город. Я — его гражданин, и паспорт у меня до сих пор ленинградский. Для меня необыкновенно трогательно снова оказаться дома. И в этом я вижу перст Божий. У меня были хорошие отношения с властями тех мест, где я служил. Думаю, что вы тоже будете помогать нам. Я очень надеюсь на хорошие отношения. Будем сотрудничать на пользу города».

В ответном слове мэр сказал: «Нам предстоит многое сделать. Мы заканчиваем передачу Казанского собора, весной введем в действие Спас-на-Крови. Работа громадная, и ее можно сделать только совместно. Уверен, что вместе будем служить и Богу, и людям...»

Затем состоялся краткий разговор Митрополита Владимира и губернатора области А. С. Белякова, который также выразил свое стремление к сотрудничеству.

Затем в сопровождении Преосвященного Симона, духовенства епархии, мэра С.-Петербурга и губернатора области, а также казаков петербургской Платовской станицы Владыка проследовал в здание вокзала, где ответил на некоторые вопросы журналистов: «Последнее место служения моего связано с именем Петра Великого в Таганроге. Как известно, там он пытался прорубить первое окно в Европу. Так что, образно говоря, я от южного петровского окна приехал к северному. Все свои архипастырские обязанности я буду выполнять в целях процветания Церкви, для возрождения духовности в регионе. Вся страна сегодня думает о том, чтобы прежде всего воспитать человека. Причем человека духовного, идейного, чистого, нравственного. С таким человеком можно будет построить чистое общество. Последствия увлечения материализмом пугают, сегодня к народу, переставшему быть христианским, Церкви нужно заново идти с проповедью».

На вопрос, будет ли митрополит участвовать в политической деятельности, Владыка Владимир ответил: «У нас на Священном Синоде было принято решение о том, что священнослужители не должны слишком глубоко входить в политическую деятельность. Ведь у нас есть прихожане из разных партий. И если мы отдадим предпочтение какой-нибудь одной из них, собратья наши из других партий обидятся. Чтобы не создавать напряженности, и было принято такое решение. Но мы не можем равнодушно смотреть на происходящее. Мы должны разъяснять, что любая партия, любая политика, не может быть обособлена от моральной стороны общества».

В заключение Митрополит Владимир сказал: «Я передаю всем горожанам, всему духовенству, патриаршее благословение. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II тепло вспоминал свое 5-летнее служение здесь. Я же хочу сказать всем нашим верующим, всем рядовым гражданам: нужно восстанавливать лучшие традиции города, чтобы С.-Петербург превратился в образцовый город цивилизации, науки, культуры, просвещения, экономики».

С Московского вокзала Митрополит Владимир отправился в Николо-Богоявленский кафедральный собор, где, вступив в управление С.-Петербургской епархией, обратился с приветствием к петербургской пастве. Затем архиерей посетил Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где помолился у св. мощей блгв. вел. князя Александра Невского. На следующий день, в воскресенье, праздник Обрезания Господня и день памяти свт. Василия Великого, 1/14 января, Митрополит Владимир здесь же совершил Божественную литургию, а затем отслужил панихиду по всем бывшим до него и почивающим в Бозе петербургским митрополитам.

* * *

В день приезда архипастыря в С.-Петербург в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Пречистому Твоему Образу поклоняемся...», посвященная Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии. Сто пятьдесят икон Пречистой из знаменитых соборов и храмов, провинциальных обителей и сельских церквей из разных уголков России, издавна почитающейся как Дом Пресвятой Богородицы, можно увидеть на выставке.

Исполнены они в различных техниках и материалах и датируются XIII—XX вв. Самая ранняя икона- Божией Матери «Умиление» (Белозерская), первой половины XIII века. Более поздние — XV-XVI вв. -из Москвы, Новгорода, Пскова, Твери. Среди икон — древний чудотворный образ Корсунской (Торопецкой) Божией Матери, Владимирская икона Пресвятой Богородицы, написанная иконописцами круга св. Андрея Рублева, образ Божией Матери Одигитрии работы Дионисия из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. На выставке также представлены шитье, резные иконы, пластика, литье, церковная утварь XI—XVII вв. из фондов музея.

В этот же день исполнилось 100 лет со дня рождения петербургского певца и артиста Николая Константиновича Печковского (†24.11.1966). Панихида по нему была отслужена в Николо-Богоявленском кафедральном соборе.

В праздник Святого Богоявления (Крещения) Господня 6/19 января, настоятелем церкви прп. Серафима Саровского, что в Графской (ст. Песочная) иереем Игорем Филиным был совершен крестный ход и отслужен первый молебен в стенах новопостроенной деревянной часовни во имя прп. Серафима Саровского на чтимом источнике близ Черной речки, между станциями Песочная и Дибуны Финляндской железной дороги. Возведенная часовня представляет собой точную копию часовни на источнике прп. Серафима Саровского в Саровской пустыни.

В праздник Крещения Господня Казанский собор обрел четыре недостающих на его звоннице колокола. Отлитый по модели ростовского колокольного мастера протоиерея Аристарха Израилева (1841-1891), набор из восьми колоколов вновь был изготовлен для собора. 22 октября/4 ноября 1995 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери на звоннице собора были установлены первые четыре малых колокола. Ныне четыре остальных, освященных настоятелем собора игуменом Сергием (Кузьминым), подняты на звонницу. Отлитые на заводе «Монументскульптура» колокола изготовлены на частные пожертвования Обществом Возрождения духовных традиций Руси» при содействии финансовой группы «Росс. Ко». Настройка звона была проведена звонарями В. Жильцовым и В. Лоханским. В скором времени на звоннице планируется установить последний 9-й по счету и самый большой по весу колокол.

13/26 января на кладбище Донского монастыря в Москве открыт памятник на могиле 17-ти петербуржцев — жертв политических репрессий, расстрелянных в ходе т.н. «Ленинградского дела» в 1949 году.

На отдание праздника Богоявления Господня и память св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, 14/27 января, петербуржцы отметили годовщину окончательного снятия блокады Ленинграда (1944 г.). В этот день Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир во главе представительной делегации клириков. С.-Петербургской епархии возложил венок- крест из цветов к подножию памятника Матери-Родине на Пискаревском мемориальном кладбище. Затем была отслужена краткая заупокойная лития по умершим в блокаду горожанам.

Пискаревское мемориальное кладбище. Митрополит Владимир во главе С.-Петербургского духовенства возлагает венок в день годовщины окончательного снятия блокады

Пискаревское мемориальное кладбище. Митрополит Владимир во главе С.-Петербургского духовенства возлагает венок в день годовщины окончательного снятия блокады

Пискаревское кладбище. Заупокойная лития по погибшим в блокаду

Пискаревское кладбище. Заупокойная лития по погибшим в блокаду

Пресс-конференция в покоях митрополита, посвященная восстановлению кафедрального Казанского собора

В понедельник, 16/29 января в покоях Митрополита в здании С.-Петербургских Духовных Академии и Семинарии при участии Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира, мэра С.-Петербурга А. А. Собчака, директора музея Истории религии С. А. Кучинского, других заинтересованных лиц и журналистов состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам восстановления Казанского собора, выдающегося памятника отечественной истории и духовной культуры, бывшего после закрытия Исаакиевского собора до апреля 1932 г. кафедральным собором С.-Петербурга.

Во вступительном слове Митрополит Владимир сообщил о своем решении вернуть Казанскому собору, расположенному на главной магистрали города, Невском проспекте, статус кафедрального и превратить его в главный православный храм города. Владыка рассказал собравшимся о том, как идет процесс восстановления собора, осветил комплекс мер, необходимых для его капитального ремонта и восстановления утраченного, в частности, величественного серебряного иконостаса, частично демонтированного, частично распиленного и проданного как серебряный лом в 30-х годах нынешнего столетия. Сегодня срочного ремонта требует кровля, гидроизоляционная и тепловая системы, насквозь проржавевшие чугунные колонны и колоннада из мягкого пудожского камня неумолимо разрушаются, между тем запасов камня, достаточных для ремонтных работ, приобрести пока не удалось. Ныне восстановлен на куполе собора крест, подняты колокола, а за счет средств музея проведена реставрация некоторых деталей внутреннего убранства.

Мэр С.-Петербурга рассказал о том, как обстоят дела с переездом музея Истории религии из Казанского собора в новые помещения, выделенные ему на Почтамтской улице. Коллекции музея будут перевозиться туда по мере производства работ. В целом, — сказал он, — если в предыдущие годы основное внимание уделялось восстановлению ансамблей пригородов — Петергофа, Царского Села, Павловска, то в нынешнем 1996 году приоритет будет отдан Спасу-на-Крови и Казанскому собору. Ставший первым в России храмом-памятником победы в Отечественной войне 1812 года, он был выстроен задолго до московского храма Христа Спасителя, и его восстановление могло бы стать не менее благородной целью и событием ничуть не меньшего масштаба, чем патронируемое Ю. М. Лужковым восстановление храма Христа Спасителя. Мэр поддержал предложение клуба «Невский проспект» о восстановлении в первую очередь замечательного иконостаса Казанского собора, на сооружение которого в свое время пошло 40 пудов церковного серебра, награбленного наполеоновскими войсками из соборов Московского Кремля, отбитое у французов казаками атамана М. И. Платова и преподнесенное ими храму. Об этом свидетельствовала памятная надпись: «Усердное приношение Донского войска». Проект восстановления иконостаса в основном уже завершен, его ориентировочная смета — 3,5 миллиарда рублей. Несколько предприятий уже высказали свою готовность взяться за его восстановление.

* * *

Распоряжением мэра С.-Петербурга № 1296-р от 20.12.95 г. предусмотрено создание агентства по реконструкции и развитию ансамбля Сенной площади. Инициатором его стала строительная фирма Контакт-Эстате, ранее выполнявшая работы в историческом центре города. Проект предусматривает восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной). Создается Фонд финансовой поддержки строительства храма. В финансировании проекта согласилась принять участие Элладская (Греческая) Православная Церковь, ведутся переговоры с православными общинами Финляндии и Кипра.

В январе вышел в свет первый номер журнала «Православный Выборг». Учредителем и редактором нового издания является клирик Выборгского Спасо-Преображенского собора иерей Игорь Аксенов. Журнал выполнен на хорошем полиграфическом уровне. Содержание первого номера посвящено празднику Рождества Христова.

Пресс-конференция, посвященная судьбе Казанского собора

Пресс-конференция, посвященная судьбе Казанского собора

19 января/1 февраля в покоях Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира в здании С.-Петербургских Духовных Академии и Семинарии под председательством Его Высокопреосвященства состоялось заседание Епархиального Совета С.-Петербургской епархии.

Епархиальным Советом были обсуждены вопросы: о Епархиальном Совете, о благочиниях, о Епархиальном собрании и о Ревизионной комиссии С.-Петербургской епархии. Приняты решения: об увеличении состава Епархиального Совета с 6 до 12 человек, об увеличении в связи с ростом числа храмов и монастырей епархии (237) количества благочиний с 7 до 15, о проведении Епархиального собрания 31.01/13.02.1996 года в конференц-зале гостиницы «С.-Петербург», о восстановлении прежнего состава Ревизионной комиссии С.-Петербургской епархии, избранного на Епархиальном собрании в бытность окормления С.-Петербургской епархии Митрополитом Алексием, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

В этот же день православные петербуржцы вспоминали мученическую кончину петербургского протоиерея Петра Скипетрова (†1918), погибшего на пороге Митрополичьего Дома, защищая от поругания безбожниками святыни Александро-Невской Лавры. В этот день в часовне мц. Царицы Александры (где в 1895-1901 гг., при приюте Вел. Кн. Александры Николаевны служил и законоучительствовал о. Петр, а ныне действует воскресная школа им. о. Петра Скипетрова) был отслужен молебен Новомученикам и Исповедникам Российским. Затем православными петербуржцами — клириками и мирянами были возложены цветы на могилу приснопамятного протоиерея Петра на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Царское Село. Молебен Новомученикам и Исповедникам Российским на соборной площади, у креста, в память сщмч. Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского

Царское Село. Молебен Новомученикам и Исповедникам Российским на соборной площади, у креста, в память сщмч. Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского

23 января/5 февраля была отмечена годовщина со дня трагической гибели петербургской поэтессы Наталии Карповой (t 1995). Русская поэтесса, стихи которой проникнуты христианским духом, была зверски убита, когда шла к ранней обедне в Спасо- Преображенский собор, прихожанкой которого она являлась. В этот день панихида по убиенной рабе Божией Наталии была отслужена в церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище.

В праздник блаж. Ксении Петербургской, 24 января/6 февраля, мэром С.-Петербурга подписано распоряжение № 76-р «Об использовании комплекса зданий монастырского каре по адресу: Набережная реки Монастырки, д. 1, литеры Г, Е, В, Б.», предусматривающее возвращение Русской Православной Церкви комплекса зданий Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, (включая церкви блгв. кн. Феодора Ярославича, св. Архангела Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Сошествия Св. Духа, прп. Исидора Пелусиота и Покрова Пресвятой Богородицы (прп. Палладия), и корпуса: Митрополичий, Просфорный, Семинарский, Духовской (полностью) и Феодоровский — для размещения С.-Петербургского Епархиального управления, собственно монастыря, а также Негосударственной Православной гимназии во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского.

26 января/8 февраля панихида по Державному основателю С.-Петербурга Императору Петру Великому была отслужена в день воспоминания его кончины (1725) в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.

27 января/9 февраля зарегистрирована община церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Хотнежа Волосовского района области. Община планирует восстановить храм, находящийся ныне в плачевном состоянии.

В этот же день на фасаде дома, где располагалось до 1917 г. Петербургское Кредитное Общество (пл. Островского, д. 7), состоялось открытие мемориальной доски, посвященной выдающемуся русскому писателю И. А. Бунину (1870-1953). В этом здании 100 лет назад состоялось первое публичное выступление писателя. Освятили доску клирики церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.

Панихиды по Ф. М. Достоевскому были отслужены в этот день в его квартире-музее в Кузнечном переулке, а также на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, у могилы писателя. В нынешнем году мэрия планирует установить памятник Ф. М. Достоевскому в центре Петербурга, с оговоркой «при наличии необходимого финансирования». Будет ли увековечена память великого русского писателя в нашем городе в год 115-летия со дня его кончины и 175-летия со дня рождения?

Епархиальное собрание

Во вторник, 31 января/13 февраля, в день памяти свв. бессребренников мчч. Кира и Иоанна состоялось Епархиальное собрание, прошедшее под председательством Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита С.-Петербургского и Ладожского в конференц-зале гостиницы «С.-Петербург». В нем приняли участие 412 человек — благочинные, настоятели храмов, председатели приходских советов, духовенство, не занятое в этот день очередным богослужением. представители мирян.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Епархиальное Собрание является высшим органом церковной власти после правящего архиерея и должно собираться не реже одного раза в год. Собранное по прошествии месяца со дня вступления Митрополита Владимира на С.-Петербургскую кафедру, Собрание заслушало доклад Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира, приняло к сведению решения Епархиального Совета, избрало его новый состав.

Началось собрание благодарственным молебном Господу Иисусу Христу, который пред большим образом Спасителя совершил сам Митрополит в сослужении наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Кирилла (Начиса), протоиереев Александра Кудряшова, Павла Красноцветова и Богдана Сойко, при протодиаконах Алексии Васильеве и Василии Ципкало и хоре духовенства под управлением протодиакона Павла Герасимова.

Свой доклад о жизни Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургской епархии Владыка Митрополит начал с чтения Апостола на сегодняшний день (1 Ин., 72 зач. III, 11-20). В докладе архиерей прежде всего подчеркнул необходимость и важность для всех приходов в своей жизни и деятельности руководствоваться Уставом об управлении Русской Православной Церкви, принятым Поместным Собором 8 июня 1988 года.

Затем были зачитаны и прокомментированы журналы заседания Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 и 27 декабря 1995 года №№ 99, 101, 111, 114, 116, 118 и 119.

Владыка освятил принятые Святейшим патриархом и Священным Синодом решения: о праздновании в 1996 году Дня Славянской письменности и культуры, приуроченного к памяти свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских 11/24 мая; об одобрении деятельности Третьего Всемирного Русского собора, проходившего под девизом «Россия и русские на пороге XXI века» в московском Свято-Даниловом монастыре 24-26.11./4-6.12.1995 г.; о возрождении в полном объеме Православной миссии — образовании при Священном Синоде Миссионерского отдела (председателем его назначен ректор Курской Духовной семинарии епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)) и организации миссионерских отделов во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Митрополит Владимир сообщил также о разработанных Синодальной комиссией по канонизации святых и одобренных Синодом историко-канонических критериях прославления Новомучеников и Исповедников Российских в связи с церковными разделениями в XX веке.

О чаемом многими православными пастырями и мирянами прославлении во святых Царственных Мучеников Владыка сказал: «Нужно немного подождать. Потерпите». Дабы Церкви не быть скомпрометированной в вопросе с так называемыми «екатеринбургскими останками», ошибочно признав их за истинные останки Царской Семьи, и в связи с тем, что исторические архивные данные, могущие пролить свет на обстоятельства цареубийства по-прежнему засекречены властями и для Церкви недоступны, православным, по словам Владыки, остается только «ждать, когда компетентные органы позволят нам ознакомиться с архивом...»

Епархиальное собрание

Епархиальное собрание

Митрополит Владимир сделал также пояснение в вопросе о «Германском покаянии патриарха» 7/20.11.1995 г., донеся до духовенства и мирян позицию Синода, оценившего совершенный патриархом в Берлинском евангелическом соборе акт, как «братский ответ на официальное принятие покаяния немецкого народа и его церковных руководителей, снявший последние недоразумения между народами в XX веке».

Владыка Митрополит зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с событиями в Чечне и в связи с тем, что два клирика Русской Православной Церкви: настоятель грозненского храма св. Михаила Архангела священник Анатолий Чистоусов и представитель Московского Патриархата прот. Сергий Жигулин взяты чеченскими сепаратистами в заложники. Последней архиерейской кафедрой владыки была Ростовская и Новочеркасская, территориально близкая Чечне. Митрополит Владимир, как свидетель чеченского конфликта, предостерег от недооценки его последствий, в том числе опасности возможного создания мусульманского теократического государства «от Казани до алжира, от Пакистана до Гибралтара». Владыка подчеркнул, что определенными заинтересованными в ослаблении России силами делается многое, чтобы разжечь христианско-мусульманский конфликт.

Для сохранения единства Церкви Христовой и примирения междоусобной брани в Отечестве нашем, Владыка митрополит призвал духовенство неопустительно совершать за Божественной литургией на ектении «Рцем вси»... после прошения «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении...» дополнительные прошения о единстве нашей Церкви:

«О еже милостивым оком призрети на Святую Свою Церковь, и соблюсти Ю невредиму и непреобориму от ересей и нестроений, и миром Своим оградити, молимся Тебе, Спасителю наш, скоро услыши и милостивно помилуй.

О еже примирити разделения среди народов Отечества нашего, и силою Святаго Духа обратити всех нас на путь мира и братолюбия, рцем вси: Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего и ближняго своего, сотвори — да ненависть, вражда, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь и мир Твой да царствуют среди народов Отечества нашего, молимся Тебе, Спасителю наш, скоро услыши и милостивно помилуй» .

Эти прошения следует добавлять ежедневно на всех литургиях, пока не последует отмена Священным Синодом. Перейдя к епархиальным проблемам, Митрополит Владимир, напомнив притчу о винограднике, призвал клириков и мирян: «Трудитесь, отцы мои, в полную меру, чтобы не совершилось то горестное, что уже было, и не передал Господь виноградник другим».

На сегодня, сказал Владыка, в С.-Петербургской епархии насчитывается 226 приходов, 7 монастырей, 4 подворья, 284 священника, 123 диакона — всего 407 человек священнослужителей.

Владыка Митрополит сообщил о принятом городскими властями решении полностью передать Казанский собор С.-Петербургской епархии и выразил желание возродить прежнюю традицию: быть Кафедральным собором собору Казанской иконы Божией Матери по Невскому проспекту, Казанская площадь, 2; выразил надежду на достижение договоренности с властями о возвращении построек Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови).

В жизни С.-Петербургской епархии Митрополит Владимир отметил: неправильное употребление терминологии («староста», «двадцатка» и др.); неудовлетворительное состояние дел в ряде храмов епархии; несоблюдение духовенством уставных богослужебных указаний и традиций; несоответствующий сану внешний вид клириков вне храма, напомнив: «Нерадивый священнослужитель может причинить Церкви больше зла, чем самый усердный атеист. Так не разрушайте же того, что не разрушили атеисты. Не позволю!» Его Высокопреосвященство указал на необходимость убрать стекло и не ставить цветы на жертвеннике и престоле, подчеркнул важность достойной подготовки к каждому богослужению, особое внимание уделив проповеди, пению, произношению прошений.

Владыка настаивал на единообразии сокращений богослужебного устава, на согласовании между приходами цен за требы, утварь и предметы обихода, на незамедлительности и точности отчислений в епархиальную кассу, четкое ведение финансовой отчетности приходов.

Митрополит Владимир сообщил также о принятом им решении пересмотреть состав и численность благочинных. Владыка намерен повысить значимость института благочинных, увеличив их число с семи до пятнадцати, привлекая для этого деятельных священников. Была подчеркнута необходимость иметь при каждом храме опись имущества, богослужебный журнал, вести протоколы приходских собраний и всю необходимую документацию; содержать в храме такой штат, который смог бы обеспечить нормальное совершение богослужений и полную положенную занятость духовенства.

Владыка сказал также о необходимости регулирования открытия новых храмов, необходимости строительства их и открытия домовых церквей по преимуществу не в историческом центре, а на окраинах, где приходских храмов вообще нет: Гражданка, Ржевка, Веселый Поселок, Купчино и других районах новостроек. Владыка Митрополит указал и на важность внимательного отношения к нуждам воскресных школ. В заключение архиерей выразив благодарение Господу, радость и глубокое удовлетворение по поводу своего назначения на С.-Петербургскую кафедру, высказал надежду на плодотворное служение столько времени, сколько будет угодно Господу. Проф. протоиерей Николай Гундяев от лица всех присутствующих выразил глубокую благодарность Владыке Митрополиту за его содержательный доклад и душевную архипастырскую беседу.

После перерыва прозвучали выступления в прениях по докладу Владыки Митрополита, представители петербургского духовенства задали Его Высокопреосвященству ряд вопросов, касающихся устроения епархиальной и приходской жизни (подробнее см. Информационный бюллетень С.-Петербургской епархии, выпуск 1, 1—III. 1996 (сс. 14-18)).

Решая организационные вопросы, открытым голосованием была избрана половина членов Епархиального совета. В него вошли: настоятель Исаакиевского собора протоиерей Борис Глебов, настоятель Князь- Владимирского собора протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Екатерининского собора в Кингисеппе (Ямбурге) архимандрит Гурий (Кузьмин), настоятель Софийского собора в Царском, Селе (г. Пушкин) протоиерей Геннадий Зверев; настоятель Екатерининской церкви в пос. Мурино протоиерей Николай Тетерятников, клирик церкви прп. Серафима Саровского протоиерей Сергий Чевяга. Вторую половину Епархиального совета, согласно Уставу, Владыка назначил сам. Туда вошли: секретарь Епархиального управления протоиерей Александр Кудряшов, настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора протоиерей Богдан Сойко, настоятель собора Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге проф. протоиерей Владимир Сорокин, настоятель церкви Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский, настоятель Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха» протоиерей Виктор Голубев, настоятель церкви св. вмц. Екатерины в Академии Художеств иеромонах Александр (Федоров). В таком составе Епархиальный Совет будет действовать в течение года.

Епархиальным Собранием было утверждено решение Епархиального Совета о восстановлении в прежнем составе Епархиальной ревизионной комиссии.

В 16 часов 15 минут пением «Достойно есть» и «Ис полла эти дэспота» Епархиальное Собрание закончилось.

Февраль

Шесть застывших в бронзе израненных солдат, поддерживающих друг друга и навсегда уходящих в небо, — такой памятник работы скульптора Е. Ротанова, посвященный памяти героев Афганской войны, был открыт в праздник Сретения Господня 2/15 февраля, 7-ю годовщину вывода войск из Афганистана, на Серафимовском кладбище. Здесь покоится прах двухсот военнослужащих, не вернувшихся с необъявленной войны. В этот день здесь клириками Свято-Серафимовской кладбищенской церкви была отслужена панихида по погибшим.

В праздник Сретения Господня, начались занятия в воскресной церковно-приходской школе при храме св. вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке. В программе — преподавание Закона Божия и церковного пения. Дети обучаются в двух группах, 4-7 лет (около 30 человек) и 10-14 лет (15 человек), на занятия приглашаются также взрослые.

3/16 февраля Митрополит Владимир благословил создание общины Покрова Пресвятой Богородицы в г. Бокситогорске. Верующие этого одного из самых молодых городов области планируют возведение нового храма.

17 февраля/1 марта церковь св. Екатерины на Васильевском острове передана для совместного использования С.-Петербургской епархией и находящимся в церкви Научно-исследовательским институтом. Настоятелем храма назначен священник Игорь Поляков, служивший прежде в церкви св. Иустина Философа в Чернорецком переулке, ныне закрытой.

В праздник Торжества Православия, 19 февраля/3 марта в Петропавловском соборе Петропавловской крепости была отслужена панихида по Императору Николаю Павловичу, скончавшемуся в этот день в 1855 году. Затем православные возложили цветы к памятнику Императору Николаю I на Исаакиевской площади.

Март

1/14 марта панихида по убиенному в этот день 115 лет назад Императору Александру II была отслужена у гробницы Царя-Освободителя в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. У храма Спаса-на-Крови, месте его смертельного ранения, была возглашена краткая заупокойная лития. В Царском Селе в этот же день панихида по Государю была отслужена на станции Александровская, на месте Александро-Невской часовни, возведенной в честь чудесного спасения Царя при покушении на него в Летнем саду в 1866 году.

В праздник Державной иконы Божией Матери 2/15 марта в С.-Петербурге состоялась закладка церкви во имя этой иконы Пресвятой Богородицы при медицинско-санитарной части № 122 Областной клинической больницы на углу просп. Луначарского и просп. Культуры. Созданная усердием врача Н. Н. Пичугиной по благословению Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна († 1995) и архимандрита Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря Пантелеймона († 1995), община, размещающаяся ныне в скромной домовой часовне св. вмч. целителя Пантелеймона при больнице, планирует возвести храм. Строительство его будет вестись на территории, прилегающей к больнице с востока, рядом с проспектом Культуры и парком Муринского ручья. Чин закладки храма совершил иерей Сергий Филимонов, окормляющий пациентов больницы, при большом стечении верующих, членов братства иконы Державной Божией Матери, врачебного персонала больницы, а также проектировщиков и строителей будущего храма.

При большом стечении молящихся была отслужена в этом году в Петропавловском соборе панихида по убиенному Императору Павлу I. Годовщина мученической кончины страстотерпца-Государя отмечалась в воскресенье 4-й недели Великого поста, на память свт. Софрония Иерусалимского, 11/24 марта.

12/25 марта с лекции «Духовный путь святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны», прочитанной Н. Д. Вилисовой из Третьяковской галереи, в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина начался ежегодный семинар «Храм и культура», длящийся в течение месяца. Инициатор семинара — иером. Александр (Федоров), настоятель институтской церкви св. вмц. Екатерины.

Городское управление внутренних дел начало предварительное расследование деятельности секты Муна, зарегистрированной как общественная организация под названием «Вузовская ассоциация по изучению Принципа». Ее руководители, в том числе американец Роберт Биби, подозреваются в том, что «они своими действиями посягали на личность и права граждан.., использовали методы, направленные на полную социально-психологическую переориентацию человека через скрытое психологическое насилие и манипулирование их сознанием». Уголовное дело по ст. 143/1 уголовного кодекса Российской Федерации прокуратура возбудила на основании обращений родителей, чьи дети были вовлечены в эту тоталитарную секту, которая, наряду с иеговистами и мормонами, особенно активна в Петербурге.

В воскресенье 5-й седмицы Великого поста, прп. Марии Египетской, 18/31 марта, православный крест был установлен на главный купол церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. Это уже второй крест, поднявшийся над храмом (первый венчает главу над алтарем церкви). Выстроенный в 1750-62 гг., освященный в свое время свт. Тихоном Задонским и закрытый в 1936 г. храм возвращен Церкви в 1992 году и ныне восстанавливается.

Приезд Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в С.-Петербург.

Возвращение Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Русской Православной Церкви

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста 23 марта/3 апреля в С.-Петербург с официальным визитом по случаю возвращения Русской Православной Церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир дарит икону Божией Матери «Трех Радостей

Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир дарит икону Божией Матери «Трех Радостей» Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

В аэропорту «Пулково» Святейшего Патриарха Алексия встретил Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир, отцы благочинные и настоятели петербургских храмов. С эскортом машин предстоятель Русской Православной Церкви проследовал в патриаршую резиденцию, Свято-Иоанновский женский ставропигиальный монастырь на Карповке, где помолился у святых мощей прав. Иоанна Кронштадтского Чудотворца в крипте храма.

Утром следующего дня, 24 марта/4 апреля, Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Владимир посетили Софийское подворье (скит) Иоанновского монастыря в ПОС. Вартемяки, где осмотрел монастырское хозяйство и восстанавливающуюся церковь св. мц. Софии, освящение которой планируется совершить в скором времени.

В 12 часов дня у Святых врат Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Святейшего Патриарха Алексия встретил крестным ходом сонм петербургского духовенства, во главе которого Патриарх проследовал в Свято-Троицкий собор, где у мощей св. блгв, вел. кн. Александра Невского был отслужен благодарственный молебен. После молебна Его Святейшество обратился со словом к прихожанам собора и подарил митрополиту Владимиру большую икону Владимирской Божией Матери. Затем Патриарх Алексий под колокольный звон проследовал из собора в Митрополичий корпус, где в главном зале Митрополичьих покоев состоялся торжественный акт передачи последней из четырех Лавр, принадлежащих Русской Православной Церкви. В нем приняли участие: Святейший Патриарх Алексий, митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир, мэр С.-Петербурга А. А. Собчак и генеральный директор Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов (ЦНИИ КМ) «Прометей» академик И. В. Горынин. Акт о возвращении построек Александро-Невской Лавры С.-Петербургской епархии был подписан всеми сторонами.

Торжественный акт передачи Лавры, состоявшийся в митрополичьем корпусе

Торжественный акт передачи Лавры, состоявшийся в митрополичьем корпусе

Корпуса разграбленной в 1930-х годах Лавры были переданы институту сразу же после Великой Отечественной войны. Здания находились в аварийном состоянии, имелись разрушения и повреждения от авиационных бомб, отсутствовали свет и отопление. За 50 лет, в течение которых «Прометей» занимал монастырские помещения, его руководство и коллектив старались сохранить святыню, а также восстановить потери, нанесенные войной. За счет средств института были отреставрированы настенные росписи и лепнина. В соответствии с договором, Церкви возвращен пока только второй этаж и мансарды Митрополичьего корпуса. Первый этаж его пока по-прежнему будет занимать НИИ.

Святейший Патриарх Алексий поблагодарил И. В. Горынина за жест доброй воли в отношении Русской Православной Церкви, подчеркнув хорошую сохранность лаврских построек и понесенные институтом труды по восстановлению и реставрации в 1940-х-80-х годах Митропличьего корпуса и других помещений Лавры. «Справедливость восторжествовала. Александро-Невская Лавра всегда была центром духовной жизни С.-Петербурга. Надеемся, что после возрождения монашеской жизни она будет оздоровляюще влиять на духовное и нравственное состояние нашего общества», — сказал он.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Крестный ход в день возвращения Лавры Русской Православной Церкви

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Крестный ход в день возвращения Лавры Русской Православной Церкви

Мэру С.-Петербурга А. А. Собчаку и академику И. В. Горынину были вручены награды — ордена св. благоверного князя Даниила Московского I степени за передачу Русской Православной Церкви обителей и приходских храмов в С.-Петербургской епархии и за содействие в возвращение Александро-Невской Лавры. В ответ награжденные вручили Святейшему Патриарху собственные подарки: директор института — символический ключ от Лавры, выкованный из твердых металлов, а мэр — диплом, удостоверяющий звание почетного гражданина С.-Петербурга, которого Патриарх был удостоен в 1994 году.

Митрополит Владимир высказал сердечную благодарность всем, содействовавшим возвращению Церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и подарил Святейшему Патриарху Алексию икону Божией Матери «Трех радостей», указав, что третьей в его жизни радостью, доставленной, по милости Божией, ему Святейшим Патриархом, является переживаемый им ныне момент возвращения старейшей петербургской обители. После торжества в Митрополичьих покоях состоялась братская трапеза.

В настоящее время на территории Лавры остаются: Институт переливания крови, занимающий часть Духовского корпуса с церковью Святого Духа и б. монастырскую трапезную; музей Городской скульптуры, остающийся в стенах Благовещенской, Лазаревской и Тихвинской церквей и Певческого корпуса; Психоневрологический диспансер Центрального района — в здании Свято-Антониевского Александро- Невского Епархиального Духовного училища (Обводный канал, 13); 2-й Индустриально педагогический техникум, занимающий две трети здания С.-Петербургской Духовной академии (Обводный канал, 7); Деревообрабатывающий завод № 2, АООТ, филиал (б. им. Халтурина, объединения Лендревпром), занимающий часть построек Лавры, и ряд других учреждений. Пока о передаче этих зданий речи нет. Возвращение монастырского каре позволит перевести сюда Епархиальное управление, которое до сих пор ютилось в Духовной академии и возродить в Лавре монашескую жизнь. В ближайшее время в Лавре появятся первые насельники.

В Лазареву субботу, 24 марта/6 апреля состоялось освящение новопостроенной деревянной церкви во имя свт. Николая Чудотворца в пос. Рощино Выборгского района. На Райволовском погосте, относившемся ранее к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского, православный храм, освященный также во имя свт. Николая, существовал еще в XVIII веке. Последний храм, стоявший на этом месте, выстроенный в конце прошлого века, погиб в 1940-х годах. Нынешний выстроен рядом с местом старого храма по проекту, разработанному строительным акционерным обществом «Рощинский Дом» (директор — А. М. Караулов) на средства общества. Освящение церкви и первую Божественную литургию в ее стенах совершил настоятель храма священник Павел Бельский в сослужении настоятеля церкви прп. Серафима Саровского в Графской (ст. Песочная Финляндской железной дороги) иерея Игоря Филина.

Новопостроенная церковь свт. Николая Чудотворца в поселке Рощино

Новопостроенная церковь свт. Николая Чудотворца в поселке Рощино

Праздник Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы в церкви свв. мцц. Веры, Надежды, Любови в Дачном

Праздник Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы в церкви свв. мцц. Веры, Надежды, Любови в Дачном

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта/7 апреля в с. Сомино Бокситогорского района было совершено освящение четырех колоколов для местной церкви свв. апп. Петра и Павла. Спустя 60 лет после того, как весной 1936 г. с Соминской звонницы были сброшены все колокола, состоялось это торжество. На пожертвования, собранные всем селом, сооружен самый большой колокол, носящий имя свв. Петра и Павла. Три остальных были пожертвованы храму благодаря усердию правнука последнего (до закрытия в 1930-х гг.) диакона Петропавловской церкви о. Петра Партанского. Освящение колоколов совершил клирик Соминской церкви иерей Геннадий Украинский.

В Великий Вторник 27 марта/9 апреля на 72 году жизни завершился земной путь клирика Свято-Серафимовской кладбищенской церкви протоиерея Виктора Сашина (см. некролог).

В Меншиковском дворце открылась интересная выставка из 104 икон с изображением на них русских монастырей. Иконы взяты из собрания Эрмитажа и датируются XVII—XIX веками. На них запечатлены как виды знаменитых обителей (Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры), так и небольших северных монастырей. Вид монастыря не был самоценен для иконописцев — он сопровождал изображение его святого основателя или покровителя. Исторически эти виды очень важны, ибо показывают утраченные подчас монастырские храмы и постройки.

Петербургское издательство «Титул» выпустило в свет трехтомник «Акафисты Русским святым», где впервые воедино собраны все на сегодня известные тексты, воспроизведенные церковно-славянским шрифтом. В уникальном издании, над которым два года трудились благочестивые филологи, историки, архивисты, представлены 148 акафистов, со сверкой перепечатанных со старых публикаций или с найденных в процессе работы рукописей.

Каждый акафист сопровождается житием прославляемого святого. Во вступительной статье раскрыта история и особенности акафиста в богослужебном и литературном плане. Тираж издания — пять тысяч экземпляров.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА ВОЗВРАЩЕНА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Общий вид Лавры

Общий вид Лавры

Митрополичий корпус

Митрополичий корпус

Благовещенские ворота и Свято-Троицкий собор

Благовещенские ворота и Свято-Троицкий собор

Монастырская трапезная

Монастырская трапезная

Святые Врата церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости

Святые Врата церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости

Просфорный корпус

Просфорный корпус

Апрель

V Пасхальный фестиваль в С.-Петербурге

1/14 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения в С.-Петербурге открылся V Пасхальный фестиваль, проводящийся в городе на Неве уже пятый год. По размаху, составу участников и массовости аудитории фестиваль является одним из крупнейших в культурной жизни России. Праздник Православия получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В течение двух с половиной недель в рамках Пасхального фестиваля, включившего «Звонильную неделю», «Седмицу православного церковного пения», многочисленные благотворительные концерты и шесть научных конференций, посвященных русской истории и культуре, в С.-Петербурге выступили лучшие музыкальные коллективы и солисты России, церковные хоры, мастера колокольных звонов, юные дарования.

Начался фестиваль под торжественный перезвон петербургских колоколов, заговоривших вслед за первым полуденным ударом большого колокола собора Петропавловской крепости. Сотни петербуржцев собрались на Соборной площади, чтобы услышать праздничный пасхальный звон.

Первый концерт фестиваля состоялся вечером в праздник Святой Пасхи в Большой зале Филармонии имени Д. Д. Шостаковича. В исполнении всемирно известного Российского национального симфонического оркеста под управлением Михаила Плетнева прозвучали произведения А. Лядова, М. П. Мусоргского и И. А. Стравинского.

Через сто лет после первого исполнения в рамках Пасхального фестиваля в Эрмитажном театре прозвучала коронационная-кантата Александра Глазунова. Исполнение ее Государственным симфоническим оркестром С.-Петербурга под управлением Андрея Аниханова и С.-Петербургским камерным хором (художественный руководитель — Николай Корнев) можно считать событием историческим, ибо это произведение впервые исполнялось сто лет назад в день Священного Коронования Императора Николая II в Москве и больше никогда не звучало. В преддверии празднования 100-летия Коронации последнего Русского Государя, которое бывшая и нынешняя столицы отметят 14/27 мая, устроители Пасхального фестиваля включили кантату в программу музыкального праздника Православия. На исполнении кантаты присутствовала автор известных книг о России и Царской Семье Сюзанна Масси.

«Кто не понимает Православия, тот никогда не поймет и народа нашего», — эти слова Ф. М. Достоевского стали эпиграфом и девизом ежегодной научной конференции «Православие и русская культура», прошедшей в рамках фестиваля в Институте Русской литературы (Пушкинском доме) Российской Академии наук 4- 5/17-18 апреля. Темой ее была — «Смерть и Воскресение в русской культуре». Доклады ведущих филологов, литераторов, богословов, философов и историков литературы из Москвы, С.-Петербурга, российских и зарубежных научных центров охватывали период от древних памятников русской словесности до произведений XIX — начала XX века, и современных русских писателей. Конференция, в третий раз проводимая в Петербурге в рамках Пасхального фестиваля, по замыслу ее устроителей, призвана стать новым шагом возвращения к изучению отечественной культуры в контексте Православного мировосприятия.

Столетию оркестра русских народных инструментов В. В. Андреева и 135-летию со дня рождения основоположника профессионального стиля игры на народных инструментах, превратившего, по словам Федора Шаляпина, «сиротиночку-балалаечку в чудесную русскую красавицу, покорившую своею красотою весь мир» , была посвящена открывшаяся в С.-Петербурге 6/19 апреля в рамках V Пасхального фестиваля Андреевская ассамблея. Ее организовали, отмечая юбилей родившегося в С.-Петербурге Великорусского оркестра, дирекция Пасхального фестиваля и Петербургская консерватория. В концертах ассамблеи приняли участие лучшие российские исполнители, фольклорные и казачьи ансамбли, оркестры народных инструментов. Впервые в программе Пасхального фестиваля Андреевские научные чтения, состоялись мастер-классы балалаечников, домбристов и других музыкантов. Деятели искусства, музыки, композиторы, духовенство, скульпторы среди них — В. А. Гаврилин, А. П. Петров, В. А. Чернушенко, B. М. Клыков выступили с инициативой установки в С.-Петербурге памятника В. В. Андрееву, предположительно на Александрийской площади.

Выставка церковных облачений и шитья открылась на Светлой седмице в церкви сщмч. Исидора Юрьевского на просп. Римского-Корсакова, 24. Большинство изделий изготовлено в мастерских матушки Никольского Павловского прихода З. В. Швецовой.

8/21 апреля завершилась «Звонильная неделя» у Пасхального фестиваля. Всю Светлую седмицу звонари из Самары, Петрозаводска, С.-Петербурга и других городов России показывали свое мастерство на колокольнях соборов и церквей города. Тысячи горожан услышали древние и современные звоны, почувствовав, как радостно в России Светлое Христово Воскресение. По древней традиции каждый желающий получил возможность на этой неделе ударить в колокол. В завершение «Звонильной недели» звонари А. Казанский и С. Кузнецов показали свое мастерство на возрожденной колокольне Казанского собора.

5/18 апреля в музее Ф. М. Достоевского открылась выставка «Православный Петербург» скульптора C. Ю. Алипова. Среди созданных им произведений — скульптуры св. блгв. вел. князя Александра Невского, Блаженной Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского, новомученика протоиерея Философа Орнатского, принявшего мученическую кончину от большевиков в 1918 г., а также другие работы мастера.

8-11/21-24 апреля в рамках Пасхального фестиваля в С.-Петербурге прошли Димитриевские чтения, устроенные Фондом изучения истории Православной Церкви во имя свт. Димитрия Ростовского. В конференц-зале Российской Национальной библиотеки состоялась церковно-историческая конференция, далее работа была продолжена по секциям: «Единство православных народов и культур», «История Православия в России: люди, факты, источники», «История С.-Петербургской епархии».

11-15/24-28 апреля в рамках фестиваля в северной столице прошла «Седмица православного церковного пения», в которой приняли участие церковные хоры России, Сербии, Греции. Прозвучали старообрядческие песнопения, православные пасхальные молитвы в исполнении детского хора церкви Владимирской иконы Божией Матери (С.-Петербург).

13/26 апреля в квартире-музее Самойловых на Стремянной ул. прошел авторский вечер А. Н. Захарова, композитора и регента Пантелеймоновской церкви в Удельной. Были исполнены написанные им церковные хоровые сочинения и вокальные циклы на слова С. А. Есенина. Венцом Пасхального фестиваля стали городские народные гуляния и большой сводный благотворительный концерт в Казанском соборе 18/1 мая.

Во вторник Светлой седмицы 3/16 апреля за Великой вечерней на б. кафедральном Исаакиевском соборе митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир по случаю праздника Святой Пасхи вручил клирикам и мирянам С.-Петербургской епархии патриаршие и архиерейские награды за их труды во славу Церкви Христовой.

* * *

В апреле Комиссия по канонизации святых при Священном Синоде Русской православной Церкви утвердила к канонизации Собор Оптинских старцев: Моисея, Антония, Исаакия I, Льва, Макария, Иосифа, Анатолия I, Иллариона, Анатолия II, Варсонофия, Нектария, Исаакия II, Никона.

Летом сего года назначен приезд в Оптину пустынь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и торжественное прославление Собора преподобных отцов, подвизавшихся в Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни.

6/19 апреля в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась встреча митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира с находившимся в Петербурге проездом в Москву президентом США Б. Клинтоном. Президент осмотрел восстанавливаемый храм- памятник, побеседовал с митрополитом Владимиром о современном положении Церкви в России.

8-11/21-24 апреля в С.-Петербурге находилась вдовствующая княгиня Леонида Георгиевна, супруга скончавшегося в 1992 году Главы Российского Императорскогор Дома Его Светлости князя Владимира Кирилловича, погребенного в Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости. 9/22 апреля митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир в присутствии вдовы отслужил в Александро-Невской церкви Великокняжеской усыпальницы панихиду по почивающему в Бозе князю Владимиру в день четвертой годовщины его кончины.

13/26 апреля, в день 10-й годовщины аварии на Чернобыльской атомной станции в ряде храмов С.-Петербургской епархии состоялись панихиды по жертвам Чернобыльской трагедии.

В четверг 19 апреля/2 мая, на память прп. Иоанна Ветхопещерника, исполнилось полгода со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна († 2.11. 1995). В этот день на могиле почившего в Бозе архипастыря на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром была отслужена панихида по усопшему. В течение дня на могиле Митрополита Иоанна петербургским духовенством служились панихиды при большом стечении молящихся.

21 апреля/4 мая состоялся подъем крестов над церковью прп. Серафима Саровского б. Серафимо- Дивеевского подворья в Старом Петергофе, восстанавливаемом ныне силами общества свт. Игнатия Брянчанинова.

В праздник вмч. Георгия Победоносца и мц. Царицы Александры 23 апреля/6 мая был отслужен первый молебен в стенах церкви св. мц. Царицы Александры в с. Низино близ Петергофа. По благословению митрополита Владимира восстановление храма будет вестись совместно приходской общиной и обществом духовного просвещения свт. Игнатия (Брянчанинова).

Поднятие креста на церковь прп. Серафима Саровского б. Серафимо-Дивеевского подворья

Поднятие креста на церковь прп. Серафима Саровского б. Серафимо-Дивеевского подворья

Вечером этого же дня вечер памяти свт. Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867), организованный С.-Петербургским Епархиальным Духовным училищем, состоялся в петербургской Певческой капелле им. М. И. Глинки. В вечере принял участие настоятель церкви прп. Серафима Саровского в Графской (ст. Песочная) свящ. Игорь Филин, преподаватели Духовного училища, академический хор «Нертис» (художественный руководитель — Наталия Четверикова), хор любителей пения Музыкального общества С.-Петербурга, искусствовед и преподаватель Петербургской Консерватории А. Н. Кручинина.

По поручению прокуратуры Санкт-Петербурга, возбудившей уголовное дело против «Вузовской ассоциации по изучению Принципа» (ВАИП), органы внутренних дел начали следствие по делу этой общественной организации, занимающейся распространением учения корейского проповедника Сан-Мен Муна среди школьников и студентов города.

Зарегистрированная в органах юстиции в 1991 году, ВАИП определила уставную цель как знакомство молодежи с учением так называемой «Церкви Объединения» Муна. Однако из материалов проверки следует, что руководство ВАИП грубо нарушало Закон РФ «Об общественных объединениях» и собственный устав, вовлекая граждан в религиозную деятельность.

Есть факты, позволяющие предполагать, что эта деятельность была связана с причинением вреда здоровью рядовых членов организации, посяганием на их личность и права, манипулированием их сознанием. Следствию предстоит проверить факты о том, что руководство ВАИП и, в частности, ее лидер гражданин США Роберт Биби, понуждали несовершеннолетних заниматься попрошайничеством на улицах, незаконной торговлей в общественных местах. Факты изложены в заявлениях родителей тех, кто вовлечен в мунистскую деятельность.

В Дзержинский районный суд города, где с июля прошлого года слушается гражданское дело по иску Комитета защиты семьи и личности и Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект, поступило заявление прокуратуры о решении в судебном порядке вопроса о ликвидации ВАИП.

Митинг-предупреждение об опасности распространения в России секты «Свидетели Иеговы» состоялся 24 апреля/7 мая в Санкт-Петербурге. Отчаявшись найти поддержку у властей всех уровней в противодействии распространению в России секты «Свидетели Иеговы», члены петербургского комитета защиты семьи и личности устроили сегодня митинг- предупреждение об опасности массового вовлечения в эту опаснейшую тоталитарную организацию наших сограждан.

В Санкт-Петербурге растущее влияние секты наиболее заметно. В его окрестностях с разрешения мэрии города обосновался так называемый «Дом Царства» — руководящий центр иеговистов в России и СНГ. На регулярно проходящих в крупнейших дворцах спорта города конгрессах «Свидетелей Иеговы» совершаются так называемые водные «крещения» по несколько сотен человек. За два года число иеговистов города и области увеличилось в четыре раза, а по числу заявлений, поступающих в родительский комитет, секта занимает первое место.

Выступавшие на митинге говорили как о антихристианском, так и антисоциальном характере деятельности «свидетелей Иеговы»: они не признают национальные традиции, праздники, герб и гимн России, запрещают своим адептам участвовать в выборах, служить в армии, выполнять другие обязанности гражданина. Используя методы психоотрадной обработки, они разрушают тысячи семей, превращают россиян в фанатичных служителей организации. «Долго ли еще будет обманывать нас американская руководящая корпорация свидетелей Иеговы?» — этот вопрос, поставленный на митинге, остался риторическим. Представителей властей на нем не было.

Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Полгода со дня кончины Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна. Панихида

Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Полгода со дня кончины Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна. Панихида

В праздник свт. Стефана, епископа Великопермского, 26 апереля/9 мая — День Победы, духовенство С.-Петербургской епархии, возглавляемое митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром, возложило крест из живых цветов к памятнику Матери-Родины на Пискаревском мемориальном кладбище. Затем была отслужена краткая заупокойная лития по пасхальному чину и возглашена вечная память погребенным на кладбище горожанам, вождям и воинам, живот свой скончавшим во дни войны и блокады.

В этом году во всех храмах Русской Православной Церкви в соответствии с решением Священного Синода, День Победы впервые отмечался как день особого поминовения усопших.

В праздник явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы в дер. Александровка близ Царского Села (1826), 27 апреля/10 мая, в 170-ю годовщину чудесного события, рядом со строящейся часовней Казанской Божией Матери, на месте явления чудотворного образа был установлен крест. Ныне на святом месте, где некогда явилась икона, а в начале XX века был выстроен храм, и при нем действовало братство, Казанской Божией Матери вновь возобновлена молитва. (Сейчас здесь располагается кладбище пос. Александровская, неподалеку от одноименной станции Варшавской железной дороги.) Освящение креста совершил клирик Казанской церкви Новодевичьего монастыря свящ. Николай. После освящения часовни община планирует приступить к воссозданию церкви Казанского Божией Матери.

30 апреля/13 мая в квартире-музее А. С. Пушкина на Мойке, 12 состоялась первая научно-практическая конференция «Судьба Русской орфографии», организованная Обществом Возрождения духовных традиций Руси.

Как отмечалось на конференции, варварские реформы советской власти были аналогичны конфискации церковных ценностей. Они ускорили разрушение классической школы (с преподаванием церковнославянского языка), отход «широких масс» от Церкви, разделения в Русской Православной Церкви (Зарубежная Церковь не признана «декретной» орфографии). Появились неразрешимые проблемы в издании духовной литературы. Смысл реформы был в насаждении безбожия в СССР.

Детский хор церкви Владимирской иконы Божией Матери исполняет православные песнопения по крюковым записям (Научная конференция «Судьба русской орфографии)

Детский хор церкви Владимирской иконы Божией Матери исполняет православные песнопения по крюковым записям (Научная конференция «Судьба русской орфографии)

Конференция утвердила проект «Русская орфография», к участию в котором привлечены ученые и специалисты научных центров и вузов России, представители духовенства, писатели, общественные организации и издательства. Отдавая себе отчет в необходимости долгой и терпеливой просветительской работы по возвращению исконной русской орфографии, по разъяснению ее Божественного происхождения, авторы проекта уделяют особое место формированию общественного мнения и роли Церкви в постепенном возвращении к старому правописанию Отмечалось, что этот процесс уже начался — во многих приходах переписка, объявления и другие тексты пишутся только в старой орфографии, на иконах и стенах храмов не допускаются надписи на современном русском языке. Отрадные сдвиги есть и в сфере светской жизни — названия фирм, газет, телепередач нередко даются в старом написании.

Проект предусматривает издание учебников, словарей и других пособий, создание компьютерной программы для перевода текстов в старую орфографию, разработку шрифтов, установление деловых контактов с зарубежными издательствами и организациями, пользующимися традиционной орфографией.

Май

В отдание праздника Преполовения Пятидесятницы и перенесения мощей блгвв. князей Российских Бориса и Глеба, 2/15 мая, состоялась закладка церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками), что на Стеклянном. На месте храма, возведенного в конце XIX в., там, где в 1888 г. произошло чудо с иконой Пресвятой Богородицы, ставшее известным всей России, позднее закрытого и разрушенного в 1936 г., был отслужен молебен перед началом работ. Затем инициаторы восстановления храма, получившие на это благословение правящего архиерея, приступили к расчистке фундамента храма.

5/18 мая, в день основания Кронштадта, на главный купол кронштадтского Морского Никольского собора был установлен крест высотой 5 метров, покрытый особым составом, имитирующим позолоту. 650 млн. руб. на это благое дело выделил благотворительный фонд защиты Отечества, приурочивший свой дар к 300-летию русского флота.

Как известно, Морской собор до сих пор используется не по своему первоначальному назначению и только небольшое помещение в нем служит время от времени для молебнов и треб.

В празднике прав. Иова Многострадального, 6/19 мая по благословению митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира возле храма-памятника Спас- на-Крови был отслужен молебен о восстановлении Православного Царства Русского и под пение пасхальных песнопений совершен крестный ход к Казан- Николая Второго. На ступенях собора была отслужена заупокойная лития по убиенным Царственным Страстотерпцам и всенародно исполнен Русский гимн. Десять клириков С.-Петербургской епархии: благочинный Петроградского округа прот. Павел Красноцветов, настоятели ряда петербургских и пригородных храмов, а также около полутора тысяч православных петербуржцев приняли участие в молебне и крестном ходе.

В праздник перенесения мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-град, 9/22 мая, первый молебен был отслужен в освященной прошлой осенью часовне свт. Николая Чудотворца и в Стрельнинском порту.

11/24 мая открылся новый демонстрационный зал магазина «Софрино» на углу Невского просп. и пл. Александра Невского. Здесь можно приобрести церковные облачения, иконы, хоругви, церковную утварь, большинство которых изготовлено в мастерских Хозяйственного управления Московского Патриархата «Софрино». Освятил новый зал клирик Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Варсонофий (Капралов).

13/26 мая Первое Воскресение после праздника свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, совпавшее в этом году с днем основания города, было отмечено Божественной литургией, совершенной митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром в Казанском соборе в сослужении около тридцати настоятелей и клириков С.-Петербургской епархии. В торжественной обстановке архиерей вручил патриаршие церковные награды мирянам, потрудившимся во славу Церкви Христовой: председателю приходского совета церкви прп. Сергия Радонежского Ю. Г. Корытченкову за постройку храма св. вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке, директору акционерного общества «Звезда», финансировавшего значительную часть строительства вышеназванного храма, В. А. Радченко, председателю приходского совета церкви Владимирской иконы Божией Матери С. И. Раевскому за труды по восстановлению названного храма, главе петербургского филиала Отдела Внешне-церковных сношений Московского Патриархата И. И. Судосе за долголетний труд на этом поприще.

В этот же день братством Державной иконы Божией Матери в Петропавловском соборе Петропавловской крепости был прочитан акафист Державной Божией Матери у гробницы основателя С.-Петербурга Императора Петра Великого, затем православные, обойдя крестным ходом валы Петропавловской крепости, дошли до Троицкой площади, где помолились на месте старейшего петербургского храма — Троице-Петровского собора.

14/27 мая, в день 100-летнего юбилея Священного Коронования в Москве Царственных Мучеников — Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, у храма Спаса-на-Крови при стечении более, тысячи богомольцев был отслужен молебен Новомученикам и Исповедникам Российским и возглашено прошение о восстановлении Православного Русского Царства. Затем у храма Воскресения Христова состоялся многолюдный крестный ход к Казанскому собору.

Молебен в день рождения Царя-Мученика Николая II в Михайловском саду, перед храмом Спаса-на-Крови

Молебен в день рождения Царя-Мученика Николая II в Михайловском саду, перед храмом Спаса-на-Крови

В Цусимскую годовщину 15/28 мая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия во всех храмах России были отслужены панихиды по русским морякам, погибшим во время Русско- Японской войны. В С.-Петербурге в этот день по инициативе Фонда восстановления храма Спаса-на-Водах панихида по героям-цусимцам была отслужена у креста-памятника миноносцу «Стерегущий», в Александровском парке на Петроградской Стороне. Отслужил панихиду настоятель церкви св. вмч. Пантелеймона в Удельной священник Алексий Масюк.

В этот же день митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящение колокола, преподнесенного в дар Иоанновскому женскому монастырю мэром г. Солуни (Салоники), Греция. Освященный колокол был торжественно поднят на колокольню монастыря.

16/29 мая прот. Львом Церпицким было совершено отпевание 14 жителей г. Светогорска Выборского района области, погибших при взрыве жилого дома в Светогорске. Жертвы взрыва похоронены на местном кладбище, среди погибших — 11 детей.

В ночь на 17/30 мая митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир благословил создание прихода при часовне во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Петроградской Стороне, месте явления Царицы Небесной в 1890 году болящему отроку Николаю Грачеву.

В праздник Сошествия Святаго Духа 21 мая/3 июня было совершено освящение и установка креста на месте алтаря церкви Благовещения Пресвятой Богородицы села Кузьмино, ныне не существующего и вошедшего в черту г. Пушкина (Царского Села). Освящение креста совершил настоятель Феодоровского Государева собора в Царском Селе игумен Маркелл (Ветров).

Посещение С.-Петербурга Святейшим Патриархом Болгарским Максимом

22 мая/4 июня вечером в С.-Петербург рейсом из Москвы, после встречи со священноначалием Русской Православной Церкви, прибыл Святейший Патриарх Болгарский Максим с делегацией Болгарской Православной Церкви. Торжественная встреча Его Святейшества митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром и петербургским духовенством состоялась в аэропорту «Пулково». Вместе с патриархом Максимом в официальной делегации Болгарской Церкви прибыли: митрополит Пловдивский Арсений (Закандронов), митрополит Варненский Кирилл (Христов), митрополит Гелласий (Михайлов), генеральный секретарь Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви, епископ Драговичский Иоанн (Николов), наместник Иоанно-Рыльского монастыря, священноэконом Николай Коцев, протодиакон Стефан Марков.

Митрополит Владимир обращается с приветственным словом к Патриарху Болгарскому Максиму в Троицком соборе Александро- Невской Лавры

Митрополит Владимир обращается с приветственным словом к Патриарху Болгарскому Максиму в Троицком соборе Александро- Невской Лавры

На следующий день 23 мая/5 июня, в праздник Собора Ростово-Ярославских святых Патриарх Максим совершил в сослужении митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира Божественную литургию в храме Иоанновского монастыря, а также молебен прп. Иоанно-Рыльского монастыря на юге Болгарии частицу св. мощей прп. Иоанна, являющегося небесным заступником св. прав. Иоанна Кронштадтского (в честь прп. Иоанна Рыльского в монастыре освящен один из храмов).

Передача святых мощей прп. Иоанна Рыльского в Свято-Иоанновском монастыре

Передача святых мощей прп. Иоанна Рыльского в Свято-Иоанновском монастыре

В этот же день Святейший Патриарх Максим посетил Софийский собор и Екатерининский дворец в Царском Селе. На следующий день — Николо-Богоявленский кафедральный и Исаакиевский соборы, Казанский собор и храм-памятник Спас-на-Крови, где отслужил у распятия на месте смертельного ранения Императора Александра II панихиду по царю-Освободителю, избавившему Болгарию от Османского ига. Патриарх Максим посетил также Смоленское кладбище, где отслужил молебен Блаж. Ксении Петербургской и Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где помолился у мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского.

Богослужение в Свято-Иоанновском женском монастыре

Богослужение в Свято-Иоанновском женском монастыре

Посещение Николо-Богоявленского кафедрального собора

Посещение Николо-Богоявленского кафедрального собора

Днем митрополит Владимир дал в Золотой зале Митрополичьих покоев Лавры прием в честь Святейшего Патриарха Максима и вечером того же дня Его Святейшество и официальная делегация Болгарской Церкви отбыла в Киев.

ЗАСЕДАНИЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА

13 июня 1996 года состоялось заседание епархиального совета, на котором были назначены благочинные в округа епархии, находящиеся в непосредственном ведении Митрополита С.-Петербургского и Ладожского.

    Город

  1. Центральный округ — прот. Владимир СОРОКИН
  2. Петроградский округ — прот. Павел КРАСНОЦВЕТОВ
  3. Царскосельский округ — прот. Александр КУДРЯШОВ
  4. Невский округ — прот. Виктор ГОЛУБЕВ
  5. Адмиралтейский округ — прот. Геннадий БАРТОВ
  6. Большеохтинский округ — прот. Борис ГЛЕБОВ
  7. Приморский округ — прот. Ипполит КОВАЛЬСКИЙ
  8. Пригород

  9. Ладожский округ — прот. Сергий ЧЕВЯГА
  10. Лужский округ — прот. Николай ДЕНИСЕНКО
  11. Тихвинский округ — прот. Александр ВАХОВСКИЙ
  12. Гатчинский округ-прот. Владимир ФОМЕНКО
  13. Выборгский округ — прот. Лев ЦЕРПИЦКИЙ
  14. Ямбургский округ — архим. ГУРИЙ (Кузьмин)
  15. Тосненский округ — прот. Адриан ДОЛЖИКОВ
  16. Приозерский округ — прот. Николай ТЕТЕРЯТНИКОВ
  17. Монастыри и подворья Санкт-Петербургской Епархии — архим. НАЗАРИЙ (Лавриненко)