ПРОПОВЕДЬ

Павел Проценко

Новомученик Анатолий Евгеньевич Жураковский

Новомученик Анатолий Евгеньевич Жураковский родился в 1887 году в Москве. Большая часть его жизни связана с Киевом, где в 1920 году он принимает священство, ревностно служит, создав вокруг себя общину из «бывших людей» — интеллигентной молодежи. Противостояние обновленчеству повлекло за собой первый арест и ссылку в Краснококшайск, б. Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола (1923 г.). После возвращения домой он продолжает обустраивать жизнь своей общины, и, стремясь защитить ее от веяний лукавого времени, отвергает «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского). Следует новый арест (1930 г.), приговор к смертной казни (дело называлось напыщенно: «Монархическая контрреволюционная организация «Иосифляне»»), замененной десятью годами лагерей. Заключение отбывает в кровавом СЛОНе (Северные Лагеря Особого Назначения). 3 декабря 1937 года в 1 час 15 минут расстрелян по приговору лагерной «тройки».

В начале 80-х годов автору этих строк удалось собрать и передать на Запад сборник «Материалы к житию иерея Анатолия Жураковского». Однако вторая часть книги, содержащая оригинаръные произведения священника и его проповеди не была издана*.

В своем творчестве пастырь-мученик оставался прежде всего проповедником, старающимся раскрыть современникам спасительность учения Христова. Неоднократно он обращается в своих работах к центральным участникам событий Священной и церковной истории. Им, в частности, написаны три больших очерка (предназначавшихся для бесед с паствой): «Иуда» (1923 г.), «Солнце Невечереющее. Образ Христа в творениях св. Иоанна Златоуста» (1927 г.)** и предлагаемый ниже текст о пророке Илии (предположительная дата написания: 1928 г.) -своего рода художественное раскрытие таинственного образа ветхозаветного святого, во всей его диалектической правде и духовной мощи.

Для о. Анатолия реальность историческая была продолжением действительности библейской. В деяниях пророка он ясно видел Божий ответ, обращенный к российской Церкви в час ее Голгофы. Море крови, унижение человека, распад всех культурных и этических скреп перед кумиром коммунистической идеологии и государства (требовали от христиан «хождения по водам» истории). Как всегда, когда подули ветры гонений, часть служителей Бога проявила себя «мнимыми христианами». Страх и подмена — вместо подвига веры — стали главным стержнем современных «спасателей» Церкви.

1927-1928 годы — трагический рубеж для всех православных людей в России. Еще совсем недавно обновленцы, вещавшие о близости Евангелия и марксистского учения и поддерживаемые всей мощью государственного карательного аппарата, были побеждены новыми мучениками и исповедниками, казалось, очистившими и закалившими церковное стадо своим подвигом. И вдруг — новая болезнь и новая неправда, исходящие от представителей высшей духовной власти...

Пророк Илия совершил чудо и уничтожил жрецов Ваала, осквернявших бесчисленными преступлениями народ Божий. Но зло в Израиле не уменьшилось, и уже царица Иезавель ищет убить праведника. Мрак, овладевший душами, не рассеялся. «Остался я один», — в отчаянии говорил Илия Богу.

Подобные чувства охватили многих верующих, узнавших о «Декларации» митрополита Сергия. К ним (а значит и к нам) — к тем, кто стремился сохранить верность Христу, — обращал мученик свое слово: невзирая на тьму, следует искать евангельские пути, а рассеивать тучи зла — это дело Творца. В утешение Господь открыл Своему пророку тайну: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колена не преклонились перед Ваалом...». Спустя тысячелетия, всматриваясь в судьбу пророка Илии, замечательный пастырь Церкви как бы говорит малому стаду: в дни самых тяжелых испытаний и богоотступничества, когда нам кажется, что все изменили и мы бесконечно одиноки в своей вере, мы должны помнить об этом уроке Священной истории.

Павел Проценко.

Московская область, г. Электросталь «Русский Пастырь», №15-16 (1-11, 1993)


* См. «Священник Анатолий Жураковский. Материалы к житию». Париж, ИМКА-пресс, 1984. Новые данные о его судьбе содержатся в моей публикации — журнал «Северные просторы» . Москва, 1992, №№ 1-2; 3-4.
** Эта работа, ошибочно приписанная прот. А. Глаголеву, издана в 1968 г. Братством преп. Иова Почаевского в Монреале. См. "Вестник РХД" № 159.