Крестный путь русской православной церкви в 60-е годы XX века

Игумен ИОАНН

Воспоминания очевидца

2.III.62 г. (Пятница)

Настоящий день полон всяких скорбных вестей и событий. Приходила к дедушке1 одна интеллигентная дама, которая имеет связи с высшим миром и предупредила его, что светское начальство очень обеспокоено данной дедушке1 наградой. «Проморгали!»— говорит оно. «И очень хорошо, что проморгали»,— мы можем добавить. Но это еще не так страшно. Страшное состоит в том, что дедушке1 поставили в вину внимание верующих, выразившееся в постилании платков под ноги ему, когда он в прошлый четверг был в церкви Петра и Павла. Когда представитель Москвы увидел эту историю, он страшно вознегодовал и даже выразил дедушке в личной с ним беседе свое недовольство по этому поводу и предложил вообще не служить в другой церкви.

14.IV.62 г. (Суббота)

Только вчера вечером Владыка начал служить. Со вторника третьей седмицы Великого Поста он не служил — болел. На днях (12 апреля) выступал А. А. Осипов — отреченец. Всю беседу свою построил на сказках и анекдотах, а публика, конечно, атеистическая, просто была в восхищении от его беседы, беспрерывно рукоплескала. А сколько он грязи и лжи излил на Русскую Церковь! И все это выдает за истину. К примеру, он говорил, что атеистическая пропаганда настолько сильно действует на молодежь, что поступающих в духовные семинарии становятся единицы. Ну ведь это сущая ложь. Не потому число поступающих уменьшилось или несколько семинарий закрылось, что действовала атеистическая пропаганда, а потому, что современные «обер-прокуроры — уполномоченные» не пропускают желающих поступать. Действует не пропаганда, а физическая сила. Не зря сказано, что сатана есть отец лжи и слуги его пользуются тем же самым, т. е. ложью. Как тяжело становится жить на земле.

18.IV.62 г. (Среда)

Как больно видеть и слышать отражение в детях современного воспитания. Возвращался я сегодня из храма домой и вот на пути встретились дети (трое ребят) лет по 9—10, которые начали смеяться надо мной и, следуя стороной от меня, кричать: «Мракобес, мракобес». Я спросил их: «Кто вас этому научил?» «Сами себя выучили!»— ответили они и снова начали обзывать и смеяться.

Господи, Господи, ну разве не больно слышать такую ненормальность в детях. Что же будет дальше? Страшно даже говорить. О люди, люди, к чему вы ведете молодое поколение, воспитывая его в духе атеистическом? Придет время, когда вы сами восплачете и возрыдаете от своих же детей. Не пора ли лучше теперь изменить воспитание и учить детей уважать всякого человека, независимо от его убеждений?

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Феофиловой пустыни Думского уезда С.-Петербургской губернии. Закрыта во второй половине 1930-х годов. В 1960-х годах была взорвана и... разобрана на кирпичи. Современный снимок.

30.IV.62 г. (Вторник)

В какое трудное время мы живем. Много говорится о гуманности, о свободе, а на деле картина совершенно иная. К примеру, дедушка (Владыка Мануил) написал послание пасхальное и употребил такое выражение: «Да не смущает наш ум... ни противоборство людей Спасителю нашему», так уполномоченный Ульяновский (Степан Михайлович Агафонов) готов уже приписать дедушке политический выпад против советской власти. Ну где же здравая логика?! Везде: на страницах газет, журналов и литературы большими буквами пишут и кричат во всеуслышание, что необходимо вести непримиримую борьбу против религиозной идеологии, и не бояться писать открыто об этом, а тут простое увещевание верующих о том, чтобы их ум не смущался всем этим (борьбой против религии, т. е. тем, о чем открыто везде и всюду говорят и пишут) приводит в какой-то неописуемый страх и трепет и готовы уже считать подобное выступление антисоветчиной. Здесь, вероятно, бдительность через край льется! Удивительно!

По этому поводу дедушка (Владыка) сегодня ездил к здешнему уполномоченному, ну и конечно, пришлось изменить вышеуказанную фразу в послании и потребовать от о.о. настоятелей телеграммами возвратить текст послания, посланного ранее.

Печально то, что всю эту историю затеяло духовное лицо в Ульяновске, которое явилось к уполномоченном у и раздуло в целое пламя соломинку. Вот где подлость! Да таких лиц надо не только сана лишать, но и отлучать от Церкви. «Подлец в рясе!»— больше ничего не скажешь. Хорошо, что все обошлось благополучно, а то бы пришлось ни за что расхлебываться. «Господи, избави нас от клеветы человеческой и от лукавых людей».

30.V.62 г. (Среда)

Сегодня дедушка взволнован. Да и какне волноваться, когда отовсюду одни только скорби идут. Вчера управляющий в повелительной форме настаивал на установлении выходного дня в храмах. Ну куда это годится. Вот и скорбишь о всех несправедливостях в отношении Церкви. Какое тяжелое и ответственное время мы переживаем! Смилуется ли над нами Господь и пошлет ли нам Свою помощь к ограждению от влияния внешних. «Боже, помоги нам немощным!»

31.V.62 г. (Четверг)

О если бы кто знал, какая тяжесть у меня на сердце! Невыносимо хочется плакать и рыдать. С каждым днем ожидаешь всё ухудшения и ухудшения в церковной жизни. Стремление «хвостинского» разобщить пастырей и пасомых, чтобы каждый жил сам по себе. Разве не плачевное такое явление, когда архиерей не имеет права влиять на ход приходской жизни? Сюда не касайся, этого не тревожь, на того не влияй, меньше служи, меньше говори, подальше от людей — вот ограда пыток современного архиерея. И достойно слез то обстоятельство, что наше Центральное Церковное Управление — Патриарх и Синод не оказывает ни единой капли помощи — судьба епархий и приходов предоставлена самой себе. Ну никаких директив с их стороны, на которые можно было бы опереться и защитить церковное дело. Все как будто направлено к разрушению Церкви. Да, на душе тяжело!

2. VI.62 г. (Суббота)

Сражение за понедельник началось. Сегодня намечалась поездка, вернее посещение тройкой уполномоченного. Но ничего не вышло: опередил церковный бухгалтер Рухмалев. И он, конечно, наплел там Бог весть что на дедушку.1 Получилась такая картина, что якобы наш дедушка занимается саботажем и препятствует установлению выходного дня. Вот новость! Вот преступление! Да какой же искренне верующий согласится на ущемление Церкви!? И для чего он нужен выходной день для тех, кто находит себе отраду в молитве? Он нужен для тех, кто борется с религией. Какие обдуманные планы против Церкви! Один день отнимается,— сокращается один священник. Пока остановились на том, чтобы, не объявляя народу, все-таки в этот понедельник сделать под видом генеральной уборки выходной день. Получится ли что,— не знаю. Но все-таки это так печально, что хочется только плакать о помощи.

«Господи, Сам защити нас беззащитных!»

4.VI.62 г. (Понедельник)

Ну вот, сегодня первый день в нашем храме не было службы. Делали, вернее производили «генеральную уборку храма». Участие принимал даже сам уполномоченный. Красота! Больше ничего не скажешь. Коммунист «заботился» о благолепии Церкви. «Избави, Боже, от такой заботы!» Лучше бы уж ее не проявляли. Уполномоченный недовольный. «Обижен я на митрополита!»— так и сказал. Еще бы не быть обиженным, когда митрополит не хочет плясать под его дудку. Да, печально. Не хотят, чтобы люди жили мирно, хотя о мире всюду и везде говорят.

20. VI.62 г. (Среда)

Какие страшные новости я услышал сегодня. Андрей Андреевич был у уполномоченного. Тот открыл ему, что он (уполномоченный) был на совещании облисполкома, где подчеркивали, что в Куйбышевской области слабо поставлена антирелигиозная пропаганда и что до сих пор ни одного храма не закрыли и штаты духовенства не сократили. «При коммунизме,— сказал он,— не будет ни одного храма!» Словом, дал понять, что в ближайшее время будет что-то предпринято для ослабления религиозного течения. Надо быть ко всему готовым. Все, что написано,— все должно совершиться. Я как-то покоен. Страдать так страдать. Достойны мы этого. Ожидать от тех, кто пропитан до мозга костей идеями богоборчества, какого-либо добра для христиан нельзя. Дал бы только Господь крепости и сил все перенести с терпением и устоять во истине.

23.VI.62 г. (Суббота)

Как болит и ноет мое бедное сердце! Да и как сему не быть, когда видишь своими очами, как диавольская сила нападает с большим ожесточением на Церковь.

Куйбышевский уполномоченный высказал нашему секретарю Андрею Андреевичу такую мысль, что надо батюшкам отказываться от приобщения детей. Дескать, нечего калечить их. Бедные дети, уже от самых грудей матери готовят их к безбожию. Ну как тут не разрываться сердцем?! Да, тяжело и не выносимо становится жить на земле. Как никогда, а теперь особенно ярко рисуются и исполняются страницы апокалипсиса. Неужели мы христиане последнего времени? Выходит, что так. Ой, как страшно!

27.VI. 62 г. (Среда)

Вчера в местных газетах: в «Волжской коммуне» и в «Волжском комсомольце» были помещены статьи против религии. Авторы настолько беспринципны, что не видят в своих писаниях глубокого противоречия. С одной стороны они указывают, что люди прибегают за утешением к религии с душевной травмой, а с другой, ставши на путь веры, становятся людьми безвольными, вялыми и т. п. Выходит так, что человек приходит к вере с подавленным чувством и, не находя ничего утешающего, все-таки остается верующим и еще больше закрепляет в себе подавленное чувство. Ну где же здесь здравая логика? А как голословно авторы утверждают о том, что дескать, нет надобности доказывать о всегдашнем вреде религии. А фактов никаких. Все это говорит о том, что люди стремятся исказить истину и не только исказить, но и стать в противоборство с ней. С больной головы сваливают на здоровую.

Сегодня первый раз после болезни пришлось пройтись с вечерни пешком. Кто-то уже доложил уполномоченному, что мне подают машину и тот, конечно, в категоричной форме велел больше не подавать транспорт. Это называется «человеколюбие» в высшей степени. Смиряемся. Надеюсь, что обойдемся и без машин.

В крестильне — слезы матерей. Установили новый порядок — необходимо представить метрики о рождении и согласие родителей и тогда только можно крестить младенца. Многие сегодня приехали из деревни и не могли, в силу нового закона, окрестить. Почти 60 человек проводили обратно. Одни только слезы.

ТУЧИ СГУЩАЮТСЯ (КГБ).

2.VII.62 г. (Понедельник)

Утром ко мне вошел Владыка и поведал мне одну весьма печальную тайну. Некто сказал ему, что о нем и об о. Иоанне известно все: известна переписка, кто приезжает, кто уезжает, словом все, что касается их духовной жизни и руководства. «У нас,— заявило незнакомое лицо,— достаточно материала, чтобы вас обоих обвинить в антисоветчине и создать всероссийский судебный процесс над вами. Вы думаете, нам неизвестно с кем ведет переписку о. игумен? Мы знаем о его группировках в Саратове и т. д.

Характерно, что он упомянул о том высказывании Владыки, которое он имел в прошлом году в Москве в беседе с двумя епископами по поводу ложного разговора Патр. Алексия в Лавре на совещании архипастырей...

Деликатно намекал на покой, на тот случай, если он (Владыка) не может с ними ладить.

«Что ж, вы возращаетесь к бериевщине,— ответил Владыка — хотите применить меры физического воздействия на старика 80-летнего? Пожалуйста, но только я знаю, что вины за собой против советской власти не чувствую».

Как расценивать это сообщение: угроза ли только с их стороны или же действительность? Так или иначе, а готовиться ко всему надо. Ожидать чего-либо доброго от тех, кто пропитан ненавистью к христианам, нельзя. Апокалипсис в действии. Укрепи, Боже, в благочестии и вере, и если суждено будет пострадать за имя Твое, то пошли Свою помощь.

6.VII.62 г. (Пятница)

Староста из Петропавловской Церкви подал на имя Владыки прошение о назначении меня настоятелем Петропавловского храма. Как посмотрит на это уполномоченный. Его сейчас нет. На днях приедет. Да будет во всем воля Божия. Я ведь не знаю, что для меня лучше.

9.VIII.62 г. (Понедельник)

Ничего не вышло. Так чувствовало мое сердце. Да и сон я такой видел. Боятся внешние моей личности. А кто я?— Смертный человек, рожденный в обстановке социалистического строя, настроен я патриотически и никогда не променяю своей Родины на чью-либо. И несмотря на это люди накинули на меня покров анти... и сами пугаются меня. А попробуй убеди их, что я такой же самый полноправный советский человек,— как и прочие миллионы граждан. Нет, это почти невозможно. Вот так в истории и гибнут иногда ни в чем неповинные люди.

Интересное явление замечаю я в своей жизни. Сколько раз я приближался к самому порогу начальственного поста и всегда невидимая рука отводила от этого.

Что это: промысел ли Божий или что иное? Боюсь, ответить прямо, во всяком случае я подразумеваю первое, хотя по своему недостоинству я этого не заслуживаю.

Прости меня, Господи, если я допустил что-либо греховного в своих чувствах, мыслях и желаниях!

29.VII.62 г. (Воскресенье)

В пятницу 27/VII Андрей Андреевич был у уполномоченного. Последний как будто бы дал согласие на перевод только просил немного подождать. Вчера были у уполномоченного члены приходского Совета. Снова предполагаемые скорби.— «Надо сокращать штаты»,— заявил уполномоченный.

«А потом, почему у вас в воскресенье и праздничные дни по две литургии? (Где об этом написано...?» В общем, делает намек на сокращение праздничных служб (ранних литургий). Вот ведь куда загибают. Это называется невмешательство во внутреннюю жизнь Церкви и идеологическая борьба. Здорово!

9.08.62 г. (Четверг)

Скорби увеличиваются. Со вчерашнего дня утром и вечером у входа в ограду храма стоят дружинники-активисты, которые не пускают в храм подростков и родителей с детьми. Сердце разрывается от такого насилия над совестью верующих. Дети плачут, а вместе с ними и родители. О, ужас! И это называется идеологическая борьба. У входа в храм препирательства, плач, стоны и блюстители порядка — милиционеры с оружием. На кого все это? На безвинных и безобидных верующих и главным образом на детей.

В Орске на днях разрушили Никольскую церковь. Это называется «гуманизм» в высшей степени. Кругом стоны и плач, а те, кто причиняет это, остаются безответственными. А наказать бы их следовало. Чем все это кончится, не знаю, но только доброго ожидать нельзя.

17.08.62 г. (Пятница)

Все эти дни «стража» у ворот храма стояла неизменно. Сегодня передышка. Чудо ли это, или просто тайный замысел? Последующие дни покажут. В Оренбургской области предписано священникам не приобщать детей с 3-х летнего возраста до 16 лет. Может быть, это и у нас готовят? Боже, мимо неси чашу сию. Не попусти диаволу лишать младенцев и отроков св. Чаши Господней!

Времена гонений вступают в свою силу. Крепись, христианин! Апокалипсис в действия.

20.08.62 г. (Понедельник)

Едва только передохнули два дня от «стражей» у ворот храма, как снова появились со вчерашнего дня. Теперь уже стояло не два и не три человека, а человек 15. Просто как на штурм, но только не на здание, а на детей. Утром между ранней и поздней произошел целый бунт: верующие начали атаковать «стражей» со всех сторон так, что те вынуждены были потребовать милицию. Явилось четыре человека милиционеров. Но и их верующие взяли в шквал. После этого матери с младенцами и подростками проходили свободно в храм.

Вечером вчера, когда я проходил в церковь, человек 10 девушек стояло у ворот, собравшись в кучку. Как было противно смотреть на них. Такие молоденькие и торчат там, где не требуется никакая людская помощь.

Огради, Господи, верующих и надеющихся на Тебя. Разрушь, о Всещедрый, все козни лукавого!

ТУЧА УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

21.08.62 г. (Вторник)

Каждый день приносит свои печальные вести. У ворот храма продолжают стоять «стражи» детей, принося неизгладимые сердечные боли для матерей и подростков. Какое достойное порицания бессердечие у тех, кто приставлен к этому делу! Их не трогают ни слезы, ни рыдания верующих матерей, ни крики детей! Они находят еще в себе смелость дерзко смеяться и как бы наслаждаться и издеваться над стоном человека. Поистине здесь жестоковыйность и огрубелость нравов!

Сегодня вызывали в горсовет старосту. Там были уполномоченный и вся «соль» земли. Главки не только настаивают, но и приказывают членам двадцатки помогать комсомольцам не пропускать в храм детей. Словом, дают в руки топор и повелевают церковному организму рубить под собой сук. Наверное, скоро дойдут до такой гадости, что заставят верующих не пускать в храм самих себя, а священникам прикажут, чтобы они с амвона проповедовали о том, чтобы верующие не ходили в церковь. Да, настали тяжелые времена для верующих!

28.08.62 г. (Вторник)

Неделю назад (22) дедушка был у уполномоченного по поводу творившихся безобразий у ворот храма с детьми. И чего он достиг? — Ничего. Уполномоченный предложил дедушке1 от имени горсовета и облисполкома объявить с амвона, чтобы ни родители, ни старики и старушки не водили детей в церковь дошкольного и школьного возраста. Более того, уполномоченный чуть было не угрожал Андрею Андреевичу тем, что отберет у него детей и передаст в интернат. Вот здорово! Родители скоро будут не хозяевами своих детей.

Дедушка1 написал доклад Патриарху. Будем ждать от него ответа.

С 28 августа, кажется, снята стража у ворот храма над детьми. Матери с малышами и подростки проходят свободно в церковь. Милость Божия еще охраняет нас грешных.

Сегодня получили от Патриарха телеграмму такого содержания: «Сегодня получил ваш доклад ответ последует на днях».

Интересно, что предпримет Святейший по такому важному вопросу, как участие детей за богослужением?

1.09.62 г. (Суббота)

Дождались ответа от Патриарха. Всецело стал на сторону Владыки. Передал дело в Высшие Правительственные инстанции для соответствующего решения. Как будто бы здесь Патриарх проявил положительную инициативу. Интересно, какое решение вынесет Правительство: поддержит ли оно Патриарха? Выясню на месте.

Печальные вести я услышал от приехавшей из Бузулука женщины. Она рассказала, как преподаватели одной школы в Бузулуке произвели суд над 10-летним мальчиком за то, что он носит крестик. Они посадили его в холодную комнату и не выпускают.

— Сними крестик, тогда выпустим тебя, — так угрожают, вернее «убеждают» борцы атеизма. Ну как тут не дивиться «гуманизму» человека 20-го века. Ведь это настоящее варварство, за которое следовало бы наказать тех, кто нарушает отечественные законы, провозглашенные КПСС.

Когда я вечером шел в храм на молитву, то мне встретились два мальчика-школьника. Один из них, проходя мимо меня, не утерпел и крикнул: «А Бога нет!» Какие страшные слова. И кто их произнес? Тот, кто только что оторвался от сосцов своей матери. Гибнет человечество в паутине неверия и калечит души невинных младенцев. Как это все прискорбно.

28.09.62 г. (Пятница)

На днях одна женщина поведала мне свою скорбь. Живет она на квартире в коммунальном доме, имеет иконы. Верующая. Но как-то пришли к ней люди из уличного комитета и, увидев иконы, предложили ей снять их. А если не снимет, то применят физическую силу и ей будет очень плохое «Здесь общественный дом, — сказали они, — и икон не должно быть в квартире!» Вот так-то «идейно» убеждают атеисты верующих. Стыд и позор таким идеалистам. Они совершенно не понимают, как кровно обижают подобными мерами душу верующего человека. Они думают, что иконы — это боги. Совсем рассудок потеряли. Вот и воюют против икон.

1940.62 г. (Пятница)

Вчера приходила медкомиссия в свечную мастерскую и по ряду недочетов предписала закрыть ее. «У вас, говорят, люди работают без дневного света». Но когда сказали, что мы переведем их наверх, то они ответили: «Знаете ли, здесь в этом районе школа, воздух, мол, портит мастерская». Словом, надо прикрыть. Вот и все аргументы. С этого надо было бы и начинать разговор.

8.12.62 г. (Суббота)

Сколько приходится переживать за те скорби, с которыми встречаются люди верующие в современных условиях жизни. Вчера, например, на исповеди поведали несколько матерей свои скорби: то зять, то сын изломали весь святой уголок в доме и не разрешают верующему человеку держать икону открыто. Таково уважение чувства верующих со стороны атеистов.

Нельзя умолчать и о том, что некоторые из хулителей не остаются безнаказанными свыше. Так (вчера же) женщина, исповедая свой грех, поведала мне, что она в то время, когда ее сын (или зять, не запомнил) изломал иконы в доме, от горести сказала: «Да накажет тебя Господь». И наказание действительно последовало: через несколько дней неожиданно умерла у него дочь, а еще немного спустя сам попал в аварию и умер. И таких случаев много..

20.12.62 г. (Четверг)

На душе тяжело, тяжело. Такое чувство, как будто навсегда потеряна радость. Все это вызвано насилием, ложью и клеветой атеистов, проникнутых до мозгов ненавистью к христианам. Недавно в нашей области закрыли один храм в Подвалье. И все было построено на обмане. Не регистрировали туда священника, а затем приехали на подводах и, не предупредив ни церковный совет, ни архиерея, самовольно свалили всю святыню в кучу (разлили св. миро, бросили антиминс и т. п.) и затем отвезли в какую-то церковь. Когда доложили об этом уполномоченному, тот ответил, что, мол, поступили правильно. «Мы ненавидим Церковь!» — таковы его слова. Секретарю Андрею Андреевичу Савину пригрозил, чтобы не очень-то распространялся о событии. Характерно, что закрытие храма относят к самим верующим, мол, сами закрыли. Ну какая ложь! Да, вражда хвостинского все усиливается. Уж не может терпеть и остаток христиан. Боже, укрепи нас в этой неравной битве. Мы немощны, помоги. Вот от этого и тяжело на душе. Лишают христиан всякой радости, не считаясь ни сколько с их нуждами, и потребностями. Словом, насильно и репрессивно хотят загнать в атеизм всех верующих. А что теперь творится в семействах, где какой-либо из них партийный? Вражда. Вот вам и разделение, о котором предсказал Господь.


1 Владыка.


Другие статьи автора: