ПРОПОВЕДЬ
Архиепископ Серафим (Соболев)
СЛОВО
Причащение святых Тайн есть источник исцеления наших недугов телесных
и душевных
Ныне св. Церковь воспоминает установление на Тайной Вечери таинства Евхаристии. Здесь впервые ученики Христа сделались причастниками Его Тела и Крови, восприняли такое Таинство, без которого нет нам спасения, без которого не может быть у нас святой и блаженной жизни. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго,— сказал Господь,— и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. VI, 53.).
Это божественное учение о всей необходимости и спасительности для нас Евхаристического таинства содержится и в словах Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. XV, 5.). Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь со своим стволом, мы можем только в Евхаристическом таинстве. Ясно, что как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство Божественной Евхаристии.
Несмотря на такое учение Христа о сем таинстве можно встретить среди православных много людей, которые не причащаются в течение многих лет. Куда же пойдут души таких православных людей после их смерти? Конечно, только в место вечных адских мучений.
Впрочем, останутся вне небесного чертога с его вечным райским блаженством и те из нас, которые принимают Евхаристическое таинство не так как должно его принимать. Суть дела здесь заключается не в Причащении Святых Христовых Тайн, а в том, как мы должны причащаться.
На этот вопрос святая Церковь отвечает нам Евангельским повествованием о Тайной Вечери, словами тропаря в Великий Четверток и словами своих богослужений на этот день. Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как причастился Иуда — предатель. Он причастился в суд и осуждение будучи одержим страстью сребролюбия. Постепенно сия страсть овладевала им, а к моменту предательства она стала господствующею силою в душе Иуды. Он позабыл, какия великие милости изливал на него Господь. Св. Иоанн Златоуст говорит, что при отправлении Апостолов на проповедь Иуда вместе с другими учениками Христа получил дарования исцелять всякие недуги в людях и воскрешать мертвых; и в силу этих дарований он действительно совершал исцеления всевозможных болезней и воскрешал мертвых.
На Тайной Вечери Господь обнаружил перед ним Свое крайнее смирение и умыл его ноги. А в саду Гефсиманском, в самый момент предательства, Спаситель назвал его другом Своим в ответ на предательское лобзание. Все это позабыл Иуда всецело отдавшись страсти сребролюбия. Поэтому, как только он причастился Тела и Крови Христовых, так сатана окончательно вошел в его душу и повел его на предательство Христа. Но предательством не ограничилась страсть сребролюбия Иуды. Она довела его до отчаяния, а потом — до самоубийства.
Как же мы должны, возлюбленные, причащаться Христовых Тайн? Так, как причастились св. Апостолы. Они восприяли сие великое таинство будучи объяты любовью ко Христу. Сердца их таяли от этой любви к Нему. Св. Иоанн Богослов возлежал на груди Господа. Все прочие Апостолы, разумеется, кроме Иуды — предателя, не могли удержать в себе этой любви и выражали ее в изъявлениях своей готовности умереть за Христа. Действительно, они и умерли бы вместе со своим Божественным Учителем, если бы Он не сказал пришедшему за Ним народу в саду Гефсиманском: «Если Меня ищите, оставьте их, пусть идут» (Ин. XVIII, 8.).
Так будем и мы, возлюбленныя чада мои, причащаться в любви ко Христу. Если эта любовь будет в нас, то никакая страсть не овладеет нами и никаким грехом мы не отпадем от Него, ибо, по слову Апостола: «Любовь никогда не перестанет» (7 Кор. XIII, 8.).
Если эта любовь будет в нас, то тогда исполним мы все спасительныя заповеди, ибо Господь сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое... Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. XIV, 21—24.).
А через соблюдения заповедей мы достигаем невинной детской чистоты, когда св. Тайны Христовы действуют на нас разительно. Св. Иоанн Златоуст в своем творении о воспитании людей говорит, что принятие Тела и Крови Христа невинными детьми действует на них поразительно в особенности во время их болезней. Душа младенца от сего таинства чувствует успокоение и радость, а тело исцеляется от всевозможных болезней.
Эту истину очень хорошо раскрывает в своих творениях наш великий богослов Епископ Феофан Затворник. О. Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе» свидетельствует, что вкушение Тела и Крови Христа чистыми и невинными детьми есть самое лучшее врачевство в их болезнях. «И сколько раз,— говорит он,— я причащал больных младенцев, и всегда они выздоравливали от самых даже безнадежных недугов».
Причащение св. Божественных Тайн при наличии любви ко Христу и соблюдении заповедей сообщает нам особенную бодрость и силу. Сам о. Иоанн Кронштадтский представляет собой дивное доказательство этой истины. Нередко он спал только два часа в сутки и, несмотря на это, весь день его проходил в огненной деятельности и в непрестанных богослужениях и молитвах для исцеления больных и утешения страждущих.
За любовь ко Христу и за исполнение заповедей мы исполняемся от св. Причастия Божественной радостью, согласно обетованию Христа: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей..., да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин. XV, 10—П.). И эту радость св. Причащения всегда и неизменно испытывали все угодники Божии, все истинные последователи Христовы.
Если, наконец, мы будем причащаться в любви ко Христу, то Божественный свет сего таинства будет озарять нас. Сей свет будет отгонять от нас бесов, которые, как духи тьмы, не выносят Божественного света, он будет опалять и уничтожать в нас наши страсти, и мы будем просвещаться, как просветились от св. Причастия Апостолы на Тайной Вечери, о чем в нынешнем тропаре говорится в таких словах: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся». Свет сего страшного Таинства, будучи нашим достоянием, перейдет с нами в загробный мир, он отгонит от нас бесов, когда наши души будут проходить воздушные мытарства и сделается источником вечной радости для нас в небесном Царстве Христовом.
Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с принятием Тела и Крови Христа. От всего сердца желаю вам, чтобы вы причастились не так, как причастился Иуда—предатель, а как святые ученики Христовы на Тайной Вечере. Дай Бог, чтоб после сего причастия, все страсти, если они были у вас, никогда не возвращались бы к вам. Да пребывает всегда в вашей жизни любовь ко Христу с неуклонным соблюдением вами всех божественных заповедей. Тогда св. Причащение будет источником исцеления всяких ваших недугов, и телесных, и душевных. Тогда бодрость и сила, и божественная радость будут всегда присущи вам. Тогда благодатный свет принятых вами Тела и Крови Христа, будет всегда просвещать вас, а после вашей смерти Господь осуществит над вами слова Свои: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. XIII, 43.).
Другие статьи автора:
-
В день праздника Святой Троицы
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Слово на день праздника Преображения Господня
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Слово в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы
№8 ( 02.06.1992 1992 г. )