ПРОПОВЕДЬ

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

Россия через семь таинств

Проповедь в день празднования 1000-летия крещения Руси

ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!

«Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю русскую озарившаго и святых сродников наших сонм велий в ней прославльшаго»

 Сегодня, други мои, на Руси ДЕНЬ АНГЕЛА — день памяти всех святых нашей Русской земли, и этот день мы отмечаем ежегодно.

Но нынче празднование памяти русских Святых угодников Божиих, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь православные христиане, особенно и величаво еще и тем, что тысяча лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее ду# жизни.

И этот 1000-летний юбилей заставляет обернуться всех на историю, на пройденный прожитый путь, и особо оценить то событие, которое случилось так давно и которым живет по сию пору Россия. И этого не могут не признать, не могут не оценить все живущие независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. И единодушно звучит и празднуется торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное.

«С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры» — говорят и современные ученые.

И именно поэтому весь мир «от восток солнца до запад» отмечает сегодня день 1000-летнего юбилея КРЕЩЕНИЯ РУСИ.

«Без Мене не можете творити ничесоже»,— сказал Господь.

И сколько племен и народов ушли из истории в небытие, а Россы, вскормленные благодатию Святого Духа, данного Господом им, как дар в Святом Крещении, стали великою Русью, Россией.

Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим.

«Люби ближнего своего, как самого себя,— в этом весь закон и пророки».

Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требует, чтобы воплотить его в жизнь. Но 1000-летняя история показала всему миру, что только этим можно жить, и только это слово родит к жизни и вскармливает, и выращивает, и хранит.

Хранит и нас Господь, пока мы храним это слово жизни — Любовь.

А с чего начиналось, что пережито и как развивалось, и кто бы первым на этом нелегком пути, ведущим по жизни даже и в жизнь вечную?

В кратком слове трудно охватить все, но основное надо вспомнить.

ПЕРВЫЙ век — Христос — Сын Божий пришел в мир и всего три года жизнью и словом являет миру новые моральные духовные ценности, неслыханные доселе миру.

Любовь! Гимн любви! Любовь даже до смерти! Любовь к врагам!

И кто может это слышать, а кто воспринимать? 12 человек —12 апостолов, и среди них Андрей Первозванный.

Вдумайтесь, только 12 человек!

Но воистину, Сын Божий в мир явился. Ибо от одного, и притом умершего и воскресшего родилось то, что потрясло и изменило целый мир.

Христос умер и воскрес, а 12 безвестных и неведомых пошли в мир и понесли искры новой веры и учения. И к русским племенам дошел Самовидец Христа апостол Андрей. И водрузил на Киевских горах Крест и сказал слово сильное и неложное благодатию Святого Духа — «На этих горах возсияет благодать Божия».

Апостол Андрей сказал слово — семя посеял, но сколько времени трудился Господь, чтобы семя прозябло, трудился Сам неведомо и незримо во мраке языческого жестокого мира, среди избранных людей.

Об этом молчит история; как все мы видим, жизнь в 10 веке вдруг, как всплеск, являет миру опять первого и равноапостольного князя Владимира.

Теперь мы говорим, что он святой, и теперь стоит он на Киевских горах с крестом в руке, взирая на Русь и на плоды своих трудов.

Теперь он Святой!

Но тогда, 1000 лет назад, князь-язычник, достигший в жизни всех пределов земных наслаждений, безудержный и грубый во всем, сын зла, если мерить христианскими понятиями. Он словно вобрал в себя один все прошлое Руси. Его восхождение к вершинам власти связано с убийством родного брата. Как бы он мог перевоплотиться в нового человека?

Но, достиг его Христос, и он не стал советоваться со своей разнузданной плотью и кровью, но повернулся ко Христу и отдал Ему свое сердце. И всех своих позвал за собою.

Жестоко и решительно слово князя: «Кто не придет креститься, тот не друг мне».

И пошли верные за своим князем, поверив и его избранию, и поняв разницу между Перуном-богом, требовавшим кровавых жертв, и Христом-Богом,— любви ко всем людям.

И разумеется, человеческая природа сразу не могла измениться. Люди оставались людьми со всеми присущими им достоинствами и недостатками, но Заповеди Божий уже звучали в ушах и сердцах и связывали грех, живущий еще в сердцах, и вели к нравственному возрождению. Русь приняла путь Христа, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А какой пример князя Владимира, на котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, который призвал к жизни целый великий народ.

И святой князь Владимир, отмеченный этим чудом, стоит на вратах христианской Руси. И по сей день завещание другого русского князя Владимира (Мономаха) своим детям, а значит и нам, ведет по жизни и в жизнь вечную. Только приими, только живи им, только поверь, тем более, что уже все подтверждено самой прожитой 1000-летней жизнью. Нам говорит он:

«Мы, люди, грешны, грешны и смертны и если кто сотворит нам зло, то мы хотим его поглотить и скорее пролить кровь его. А Господь наш, владея и жизнью и смертию, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь... Как отец, чадо любя, его бьет и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их ПОКАЯНИЕМ, СЛЕЗАМИ и МИЛОСТЫНЕЮ.

Владимир «Красное солнышко» — так прозвал русский народ святого равноапостольного князя Владимира — своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, радость и саму жизнь.

В X веке от угодника Божия и от государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь русского народа от самого Крещения и доныне, то увидим, что наша Русь идет путем, который определил ей дух и пример ее крестителя.

Поколение за поколением рождалось на русской земле и было поставлено перед выбором одного из двух царств и избрало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомкам уроки своего жизненного пути в святых своих. И ничто так не может увлекать и одушевлять, как наглядный пример; и ни от кого нельзя так легко и радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренно и радостно работает Христу.

Угодники Божий, молитвенники земли русской — сколько их?

Им же несть числа во всей истории, явленных и не явленных — множество святых мужей, святых жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов... и разные свойства русской религиозности являют они; но роднит их то, что все они напоены одним духом — Духом святой веры и церковного благочестия, духом христианским.

Историческое значение русской жизни было разным: были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить, течет ли она вперед или назад. И вот, теперь, через 1000 лет можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от святого князя Владимира до сего дня.

Их — шести;, и седьмой приближается, и как-то оно само сравнение напрашивается этих семи периодов с семью Христовыми Таинствами.

ПЕРВЫЙ период — Владимирский — соответствует Тайне Святого Крещения. Он короток, но необычайно знаменателен вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа, вследствие устремления к новой цели. Рождение от воды и Духа. И вот появляются первые святые наставники к истинной вере и наши ходатаи ко Владыце.

Плоды, достойные святости отца — два сына св. князя Владимира — первые мученики и блаженные страстотерпцы Борис и Глеб.

Послушайте, о други мои, посмотрите, как идет на крест подвигом веры юный сын великого князя Борис: «Сердце мое горит, душа мне разум мутит, к кому обратиться и к кому направить эту горькую печаль, к брату ли, чтобы был мне вместо отца, но думаю, что теперь он предается суете мирской и об убийстве моем помышляет; если он на убийство мое решится, то мученик я буду перед Богом, так как я не воспротивлюсь, ибо писано: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать...»,— так готовится принять смерть проповедник христианского незлобия.

ВТОРОЙ период — следует за первым и тянется до монгольского ига. И этот период соответствует Тайне Миропомазания.

В этот период народ мужает и лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, когда над каждой отдельной русской душой должно было совершиться перерождение и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного.

А миропомазание, как тайна, и означает утверждение в вере печатью дара Духа Святого. «Проповедует Православие и паче труды вопиет священная и великая Лавра от преподобного Антония начало приемшая».

Сколько достопамятных деяний и примеров дают они — Божий угодники монахи — там и летописцы и духовники и безмездные целители — врачи душ и телес.

ТРЕТИЙ период — соответствует Тайне святого Покаяния, ибо в рабстве, в слезах и в горе под властью монголов протекает он.

Было необходимо, накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народа суровым ветром рабства.

И этот трудный период направлен на достижение главной цели — очищение духа от земли и избрание Царства Божия.

И в этот период дарует Господь чудных житием и разумом мужей и послушания рачителей, сонм святителей: Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Собор преподобных и множество других. Недостает времени, чтобы перечислить всех явленных на Руси святых в этот прискорбный период.

ЧЕТВЕРТЫЙ период — от свержения монгольского ига и до царя Петра.

Освобождение началось Куликовской битвой, где явил величие духа благоверный воин — князь Димитрий Донской, любовь народная к которому и благодарная память, пронесенная через века, объявила его сегодня святым.

Этот блестящий период свободы отвечает святой Тайне Брака.

Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху.

На русской земле нераздельно царствует Христос, русская земля украшается бесчисленными святыми.— Это период свадебного пира — соединение народа с Богом. В этот период более 150 новых святых встают пред престолом Божиим ходатаями за свой народ. И среди них преподобные, епископы, князья, Христа ради юродивые, строители, миссионеры, богоносные отцы — ПИР ВЕРЫ.

ПЯТЫЙ период — соответствует святой Тайне Елеосвящения. И исторически начинается от царя Петра и до первой мировой войны продолжается.

Синодальный период, в течение которого русская интеллигенция разлагается и колеблется. Уходят из России на Запад и приносят вместо былых своих добродетелей — чужие заблуждения.

Число забывших Бога и избравших для себя кумиром царство земное лихорадочно растет. Идолы, сокрушенные св. князем, оживают в душах колеблющихся. И река русской религиозной жизни замедляет свое течение.

ШЕСТОЙ период — от первой мировой войны и доныне. Этот период соответствует Тайне Причащения.

Никогда русский народ — «малое стадо» — так искренно не соединялся с возлюбленным им Христом, как теперь, когда неверующие попирают святыню, когда «князю мира сего» попущено до времени опять явить свою силу и власть. И мрачный злой дух напрягается, но народ причащается и особенно омывается страданием подвига жизни крестной, еще теснее соединяющей его со Христом.

И даст Господь в свой СЕДЬМОЙ период восполнить сосуды веры христианской и Сам осветит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во имя Сына Божия снова и снова свободно избрать людям Царство Божие — Царство Небесное — целью жизни на земле.

И будет соответствовать этот период святой Тайне Рукоположения. И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами.

Но, други мои, когда бы ни жили мы, во все времена бесценно благо спасения души человеческой. И только это и является целью жизни человека, и только о спасении бесценной души печется Господь. И в самые трудные периоды жизни мы в изумлении видим, как сила Божия в нашей немощи совершается, и преклоняемся мы перед Божиим величием и чудом, явленном в Промысле Божием. И не будем ходить далеко за примерами.

В 1918 году, когда в предсмертной агонии кончался многовековой уклад русской жизни, и в муках рождения появилось неведомое, когда все сокрушалось вокруг, Господь ставит Свою земную Церковь на прочный фундамент ПАТРИАРШЕСТВА.

Всмотритесь — ведь это чудо и дело рук Божиих.

Церковь земная и Церковь Небесная — это ТЕЛО ХРИСТОВО, и не может не сострадать скорби и не сорадоваться радости того, или иного его члена, и не может Церковь Небесная торжествующая и ликующая не принимать участия в другой ее части, живущей еще исповеданием и часто страданием. И потому посылаются в Церкви земной посланцы небесные — новые святые, новые молитвенники и новые чудотворцы, дающие нам свою духовную энергию и силу.

Перечислю лишь святых, пришедших в нашу Церковь в современный нам исторический период с 1917 года.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский.

В 1977 году, по обращению Священного Синода Православной Церкви в Америке канонизирован и причислен к лику святых на Руси митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов).

Любовь и благодарность японцев к своему миссионеру, принесшему в Японию Свет Христовой Истины,— Святителю Русской Православной Церкви Николаю (Касаткину) — в 1970 году причислила его к лику святых.

Из Константинопольской Церкви пришел к нам Иоанн Русский, канонизированный там в 1962 году.

Из Америки в 1970 году вернулся в Россию святой Герман Аляскинский, ушедший на Аляску из Валаамского монастыря в 1794 году.

А ныне, в юбилейный год, даровал Господь новых ходатаев, исполненных Божией благодати.

В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, то так ярко горели их сердца к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас, и нам светит теперь на нашем пути к Богу. Ибо делом явили они истинность и достоверность силы своих молитв, своих дел, в служении Богу, Церкви и людям.

И ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 6-го по 9 июня, возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен:

«Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для Всероссийского церковного преклонения —

1. Благоверного князя великого Московского Димитрия Донского (13501389 гг.), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни, «отдавшего душу свою за други своя».

Димитрий Донской защищал Христову веру, основывая монастыри, строил храмы, благотворил бедным.

2. Преподобного Андрея иконописца (Рублева 1360 г.) — постника и аскета, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе «Святая Троица», известной и почитаемой всем миром. Преподобный Иосиф Волоцкий писал об Андрее Рублеве, что тот сподобился видения и созерцания невещественного Божественного Света. А по смерти своей монах Андрей являлся своему сподвижнику иконописцу Даниилу облаченным в сияющие ризы.

3. Преподобного Максима Грека (14701556) св. чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он, как духовный учитель, углубил святоотеческие традиции.

4. Митрополита Московского и всея Руси Макария (1482—1563 г.) — подвигом и добродетельной и постнической жизни сподобился дара прозорливости и чудотворения. Церковная его деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Церкви.

5. Схиархимандрита Паисия Величковского (1722—1794 гг.) — возродившего на Руси школы старчества.

6. Блаженную Ксению Петербургскую (конец XVIII— начало XIX вв.) — подвиги любви к ближним она пронесла через всю многострадальную жизнь и получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения, и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

7. Епископа Кавказского Игнатия Брянчанинова (1807—1867 гг.) — подвижника благочестия и учителя христианской жизни и духовного писателя.

8. Иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812— 1891 гг.) — старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

9. Епископа Феофана Затворника (1815— 1894) — явившего высоту и святость жизни в плодотворном служении Церкви, сохраняя православную чистоту и богопросвещенность.

Молитвами новопрославленных святых да даст Господь Свою милость и благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному предстательству.

Милостив Господь — это ПИР ВЕРЫ, это, чтобы не смущалось сердце наше никакими трудностями жизни, это чтобы видели мы, что не оставил Господь Церковь Свою и нас, ее членов, чтобы насыщались мы плодами ее, вдохновлялись примерами жизни и высоким подвигом тех, кто уже достиг вожделенного Небесного Царства и ликует со Ангелами.

Угодники Божий, святые Русские, явленные и не явленные, но ведомые Богу,— они с нами, они рядом всегда, они зовут нас: «УЧИТЕСЬ, МОЛИТЕСЬ, ПРОСИТЕ!», и примет нас Господь, и примут нас они, как собратьев: как друзей — житницу Христову для вечной радости.

Други мои! Поздравляю вас с неземной нынешней радостью, посетившей нас!

Не забывайте молиться им,— новым святым, и особенно теперь, когда они в силе и величии того, что сотворил с нами Господь.

«РАДУЙТЕСЯ ПРАВЕДНИИ О ГОСПОДЕ, ПРАВЫМ ПОДОБАЕТ ПОХВАЛО».

Други наши, сегодняшнюю Литургию предваряла торжественная панихида, за которой мы с вами молили Бога о живых, трудившихся, радовавшихся и страдавших и отошедших в путь всея земли людях.

А после Литургии первый раз праздничным молебном возвестили мы о явлении новых наших.святых. И в молитве ко всем русским Угодникам Божиим, земная жизнь которых завершилась столь чудно, ибо дела их — светлые крылья Ангелов, возносивших их к Божию Престолу,— будем просить их молить Бога о нас.

Мы будем петь их величание и пойдем с крестным ходом, чтобы все живое обрадовалось нашей радости и нашему нынешнему торжеству.

И будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых, молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси Православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих Заповедей и заветов.

И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.

«Христос, воцарися, Христос прославися, велий ecu Господи и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!»

Боже наш — СЛАВА ТЕБЕ за все и за вся во веки веков. Аминь.

Псково-Печерский монастырь 30 мая/12 июня 1988 г.


Другие статьи автора: