ОБИТЕЛИ СВЯТОЙ РУСИ

А.Е. Крылов

Судьба Никандровой пустыни

На протяжении пяти веков на юге Лужского уезда С.-Петербургской губернии и пограничных с ним уездах Псковской жители почитают память прп. пустынножителя Никандра (пам. 24.09), прославленного аскетическими подвигами основателя некогда знаменитой Никандровой пустыни.

Каждый год в дни престольных праздников и на память Преподобного в затерянный среди лесов и болот монастырь шли лесными тропами благочестивые крестьяне, ехали петербургские, псковские и новгородские купцы, богомольные местные помещики, а порой и русские Великие Князья.

В девяти верстах западнее древнего русского города Порхова, возведенного в 1239 году молодым новгородским князем Александром Ярославичем, будущим героем Невской битвы и Ледового побоища, Св. блгв. вел. князем Александром Невским, как боевой крепости Новгородской земли для защиты от алчных западных соседей — литовцев и немцев, на огромной площади почти в 150 квадратных верст, раскинулся дремучий Никандровский лес. Богат он строевой древесиной, ягодами и грибами, боровой дичью и промысловым зверем. Неповторимое очарование лесу придают тихоструйные речки и ручьи, покойные озера и мшистые болота, среди которых возвышаются живописные холмы и гривы, покрытые березами и соснами. А еще славится Никандровский лес святыми целебными источниками, близ которых в 80-х годах XVI-гo века иеромонах Исаия основал Свято-Благовещенскую обитель. Позже монашеское братство получило имя преподобного Никандра (1506/07—1581/82) —псковского пустынножителя, проведшего в этом диком лесу в отшельничестве, в строгом посте и неустанных молитвах, более полувека своей подвижнической жизни и причисленного Русской Православной Церковью в 1687 году к лику святых.

История Никандровой пустыни полна интереснейших событий,— возникнув накануне Смутного времени и дожив до установления в России большевицкого режима, монастырь испытал на себе как милость Царствовавших Государей и крупных вельмож, так и тяжелые удары судьбы.

Начало святой обители было благополучным. Вокруг инока Исаии, прожившего в лесу несколько лет отшельником, собирается группа мирян, пожелавших посвятить себя монашеству. Новгородским архиепископом Александром Исаия был рукоположен в иеромонаха и вскоре на том месте, где прежде стояла келия прп. Никандра, стал создаваться монастырь. Строительство его началось с возведения над местом погребения пустынножителя Благовещенской церкви. В храм с погоста Тишинка была перенесена икона Благовещения Божией Матери. Перенесение иконы и строительство церкви было сделано по завещанию прп. Никандра. Святая икона дала название не только соборной церкви монастыря, но и всей обители.

Усердным почитателям памяти преподобного Никандра и щедрым дарителем скромной пустыни был сын бывшего порхавского воеводы Яков Матвеевич Шаврук-Муравьев. В середине XVII века с благословения новгородского митрополита Никона, впоследствии патриарха Московского и всея Руси, он построил в монастыре три церкви: во имя преподобного Никандра, прп. Александра Свирского и Святой Троицы. Все три храма были деревянные.

Большое содействие Никандровой пустыни оказывали русские Цари. В 1667 и 1677 гг. Царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю много пустошей. Щедро жаловал обитель и царь Феодор Алексеевич. Монастырю дары эти были жизненно необходимы, ибо несколькими годами ранее он испытал два тяжелейших разорения. В 1665 году поляки, вторгнувшиеся в псковские и новгородские земли, не остановились перед тем, чтобы взять штурмом затерянную в глухом лесу тихую пустынь. Иноки с большим мужеством защищали свою обитель, дело доходило до рукопашных схваток, но силы были слишком неравны. Рассвирепевшие от оказанного сопротивления иноземные солдаты убили монахов, разграбили монастырь, а игумена увели в плен, где он находился почти год. В 1673 году пустынь постигла новая беда: случился сильный пожар, уничтоживший все деревянные строения.

Свято-Благовещенская Никандрова мужская пустынь. Фото 1910-х гг.
Свято-Благовещенская Никандрова мужская пустынь. Фото 1910-х гг.

Но святая обитель не погибла, она воскресла из пепла к новой жизни и окрепла. Вместо сгоревших деревянных церквей были построены каменные. В южной стене соборной Благовещенской церкви был установлен гроб с мощами пустынножителя Никандра. В 1687 году в жизни монастыря произошло великое торжество: 29 июня по благословению патриарха Иоакима были обретены мощи Преподобного. Найденные нетленными, они были переложены в новую раку и установлены на прежнем месте. Православная Церковь причислила прп. Никандра к лику святых. Было написано житие прп. чудотворца Никандра и составлена служба ему, установлен праздник памяти Угодника в день его преставления — 24 сентября. Память святого совершается также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. При соборной церкви настоятели монастыря устроили придел во имя святых апостолов Петра и Павла, в память обретения мощей преподобного Никандра — 29 июня. В этот день в обители начали совершать третье празднование преподобному. С тех пор Благовещенская обитель стала именоваться Свято-Благовещенской Никандровой пустынью.

В 1764 году, по учреждении штатов, когда по указу Императрицы Екатерины II большинство русских монастырей было упразднено, Никандрова пустынь была оставлена на своем содержании, в ней положено быть строителю и шести инокам.

В конце XVIII-гo века скромный заштатный монастырь, несмотря на это, возвысился и благоустроился в бытность его настоятелем архимандрита Геннадия, — при нем на небольшую обитель, уединившуюся в глухих псковских лесах, посыпались щедрые дары Императора Павла I. Царским указом от 20 ноября 1830 года численность монашествующей братии была определена в 30 человек. В том же году монастырь был причислен к ордену св. Иоанна Иерусалимского и ему была пожалована многокрестная ризница с крестами ордена.

Новый подъем Никандровой пустыни пришелся на 50-е годы прошлого века, когда обитель возглавил архимандрит Игнатий. В 1855 году по случаю избавления жителей Порхова от холеры, свирепствовавшей в 1831, 1848 и 1853 годах, был установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов.

В конце 19-го века Никандрову монастырю принадлежало 4836 десятин окружающих его земель и 14 пустошей в уезде общей площадью 2081 десятина.

Годовой доход пустыни составил 19 тысяч рублей. В обители жило 17 монахов и 99 послушников. Монастырь содержал школу на 45 детей в сельце Любовце, имел мелочную лавку, а в Порхове — подворье.

Пустынь занимала довольно большую площадь. В плане это был шестиугольник с протяженностью стен 233 сажени (496 метров). Внутри монастыря размещалось много строений. Церквей было четыре. В центре возвышался Благовещенский храм, главной святыней которого была рака с мощами Св. Никандра. Она была серебряная, чеканная с чернеными по сторонам клеймами и кипарисовой верхней доской, на которой был изображен Преп. Никандр с нимбом вокруг головы, сделанным из дорогих камней. Рака была изготовлена в 1797 году на средства графа Н. П. Шереметева. Он пожертвовал обители также два громадных серебряных подсвечника весом более 7 пудов и серебряные вызолоченные ризы на иконы Спасителя, Знамения Божией Матери и большую храмовую икону Благовещения. Серебра на эти предметы пошло 12 пудов 20 фунтов, золота 15 фунтов, камней — 16255 штук. Около раки на стене находился образ преподобного Никандра во весь рост. Одной из драгоценных реликвий Благовещенской церкви было Евангелие 1698 года весом в 1 пуд 15 фунтов.

Над Благовещенской церковью находилась церковь Святой Троицы, возведенная в 1801 году вместо сгоревшей деревянной. Были еще церковь святителя Геннадия, Патриарха Цареградского, построенная архимандритом Геннадием в 1802 году, и деревянная церковь святых Кирилла и Мефодия. Она была поставлена в 1891 году на кладбище.

Кроме четырех церквей, в монастыре было еще пять часовен. Они стояли по углам монастыря. В одной из них хранился дубовый гроб, в котором находились мощи преподобного Никандра до переложения их в раку. Небольшие деревянные часовенки были построены также на всех святых ключах, — прпп. Зосимы и Савватия Соловецких — на «Глазном», во имя Явления прп. Александра Свирского — на дальнем, в 2-х километрах за кладбищем.

Четыре раза в году в пустыни совершались крестные ходы: 15 мая, по случаю избавления жителей Порхова от холеры, — от монастыря до города; там икона прп. Никандра оставалась до 23 мая, 29 июня — к часовне Петра и Павла; 1 августа — к часовне около ярмарочной заставы и 24 сентября — вокруг обители с обнесением мощей прп. Никандра.

Еще живы некоторые порховичи, помнящие монастырь, его службы, крестные ходы. Это были впечатляющие, незабываемые праздники. Особенно охотно вспоминают старожилы города о крестном ходе 15 мая (совершался до 1931 г. Ред.). Вот как рассказывает об этом в своих воспоминаниях старый порховчанин Борис Васильевич Богданов:

«К выносу иконы преподобного Никандра в монастыре собиралось огромное количество народа. Икону выносили из церкви, ставили на высокие носилки с ножками. Желающих нести лик с изображением любимого святого было множество. Ковчег с иконой несли на плечах попеременно, так как путь был далекий (от монастыря до города 19 верст). Походная процессия растягивалась на многие сотни метров. Все встречные становились в ряд на колени, и икону проносили над их головами.

Путь процессии проходил через деревни Веснино и Вячок, Сторожевую гору и деревню Селище. За два дня крестный ход добирался до Порхова. При приближении к городу во всех церквах били в колокола. Встречать святыню обители выходили за город священнослужители с хоругвями и крестами. Встречный крестный ход (из 12-ти приходов) возглавляла Подоклинская местночтимая икона Божией Матери «Отрада» (пам. 21.01). В этот день во всех городских церквах начинались богослужения которые шли несколько дней.


Изъяснение плана Благовещенской Никандровой пустыни

  1. Соборная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
  2. Церковь Святой Троицы.
  3. Колокольня со святыми Воротами.
  4. Часовня Святого Креста.
  5. Церковь прп. Геннадия.
  6. Настоятельские кельи.
  7. Трапеза и братские кельи.
  8. Ограда с башнями.
  9. Конный двор со службами.
  10. Мастерские и кладовые.
  11. Гостиницы.
  12. Ярмарочные балаганы.
  13. Ярмарочные службы.
  14. Фуражный сарай.
  15. Дорога на кладбище с часовнею.
  16. Монастырские огороды и сады.
  17. Братская баня.
  18. Шоссе к г. Порхову.
  19. Дорога к часовне прп. Никандра.
  20. Дорога к источнику.

Крестный ход продолжался по городу. От Троицкого собора, находившегося в центре города, он проводился по кольцевому маршруту, захватывая Духовную и Троицкую слободки на противоположном от собора берегу реки Шелони, делящей Порхов на две части. В течение всего крестного хода над городом плыл радостный благовест — колокольный звон всех городских церквей».

Большие толпы народа собирались у стен монастыря и в другие праздники. Здесь на лугу устраивались торговые ярмарки с разнообразными товарами. Приезжали порховские, псковские и купцы из других городов. Большим спросом пользовались знаменитые талибские снетки из Псковского озера. Ежегодно образ Преподобного обносился крестным ходом по всем приходам и деревням Порховского уезда.

Порхов. Благовещенский и Троицкий соборы
Порхов. Благовещенский и Троицкий соборы

 

К мощам любимого народом святого и его величественной иконе, не только в дни торжественных праздников и богатых ярмарок шли люди в этот чудесный уголок девственного леса, но и во всякое время по молитвам своим получая исцеление от разных недугов. Способствовали этому и издавна известные расположенные вблизи монастыря св. источники с целебной водой, где богомольцы излечивались при заболеваниях кожи, суставов и других органов. Все источники (а их было более пяти), были освящены и благоустроены. Над хорошими срубами были поставлены часовни, вокруг стояли удобные скамейки. Дорожки, ведущие к источникам, были ухожены, регулярно посыпались желтым песком. Паломник чувствовал себя здесь умиротворенным и быстро набирался сил и здоровья.

Для богомольцев, пришедших в монастырь издалека, была построена большая гостиница. В трапезной стояли длинные чисто выскобленные столы с двумя рядами скамеек. Чистота поддерживалась на всей территории монастыря. В обитель стекались богомольцы из разных губерний России. По преданию, каждый паломник, приходивший в пустынь, должен был принести с собой камень и положить его на дорогу. Так была вымощена дорога, идущая через монастырь от деревни Веснино до сельца Любовец (общая протяженность 14,5 километров). Остатки ее кое-где еще можно видеть.

У Никандрова монастыря было образцовое хозяйство, обеспечивавшее иноков и послушников всем необходимым для жизни. В конюшне стояли огромные вороные битюги для перевозки грузов, на скотном дворе содержались дойные коровы. В обители были большие огороды, где выращивались картофель и овощи, фруктовые сады, пасека. Были здесь и свои мастерские — сапожная и портняжная, в течение всей осени работали ветряная мельница и крупорушка, обслуживавшие не только монастырь, но и близлежащие деревушки. Лес давал грибы и ягоды, речки и озера — рыбу.

Порхов. Подворье Никандровой пустыни. Фото 1910-х гг.
Порхов. Подворье Никандровой пустыни. Фото 1910-х гг.

 

Никандрова пустынь процветала вплоть до большевицкого переворота. После 1917 года, когда власть в Порхове взяли революционные солдаты и рабочие, стало ясно, что дни ее сочтены. Началась массовая национализация фабрик и заводов, крупных мастерских и частных лавок. Конфисковывались дома, крестьянами захватывалась господская земля. Все это сопровождалось антирелигиозной пропагандой и борьбой с Православной Церковью. Местные власти косились на приютившийся на территории «их» уезда последний «оплот мракобесия и религиозного фанатизма», но пока терпели его. Впрочем, случай закрыть обитель скоро представился. В августе 1919 года сюда вторгся со своим отрядом «атаман крестьянских и партизанских отрядов, командующий войсками Псковского и Гдовского районов» служивший с февраля по ноябрь 1918 г. в Красной, а затем в Северо-Западной Белой армии, подполковник С. Н. Булак-Балахович и учинил разгром. Были разграблены церкви, монастырская казна, сожжено подворье, превращены в груды макулатуры библиотека и архив.

Никандрова пустынь. Часовня прп. Никандра
Никандрова пустынь. Часовня прп. Никандра

 

Похозяйничав в обители с неделю, отряды батьки Булак-Балаховича отступили, и их сменили красные части. Войска атамана перед отступлением ограбили   монастырь и увели большую часть скота. С ними ушли также почти все молодые монахи.

После водворения в крае красных войск, в 1920 году Никандров монастырь был вторично разграблен большевиками, рака прп. Никандра — осквернена. А через два года — в 1922 году — обитель была закрыта. Почти ничего не известно о дальнейшей судьбе иноков пустыни. Последним настоятелем обители был архим. Мефодий, духовником — иеромонах Тихон, казначеем — иеромонах Даниил. Помнят старожилы и юродивого звонаря — о. Власия. Часть монахов после закрытия обители перебрались в Псково-Печорский монастырь, самые старые и больные остались доживать свой век в богадельне, организованной на базе монастыря для престарелых и нетрудоспособных. В конце 20-х годов богадельня была закрыта, и на месте обители организована сельскохозяйственная коммуна. Коммунары, жители деревни Любовец, что в семи километрах от монастыря, поселились в двухэтажном доме настоятеля и заняли под свои нужды хозяйственные строения монастыря. На 20 гектарах земли, выделенной им районными властями, они выращивали рожь, овес, овощи, разводили скот. При коммунарах оставался жить и один монах обители, имени которого никто не помнит.

О том, как выглядел монастырь в то время, рассказывает 69-летняя жительница деревни Любовец — Валентина Ивановна Хорькова:— Я тогда была еще девочкой, но монастырь помню хорошо. Издалека был виден, стены длинные, белые, над ними церкви возвышаются. Особенно запомнилась Благовещенская церковь. Какая красивая была! Купол голубой, а по нему звезды золотые рассыпаны. Внутрь войдешь — радостный трепет охватывает. Особенно, помню, поразили меня огромные подсвечники. Нигде больше таких не видела. Рядом стояли еще две церкви. Очень много было хозяйственных построек: квасоварня, кузница, житница, разные погреба. По всему монастырю — дорожки из плит. Райский утолок. Теперь нет ничего...

После коммуны, распущенной лет через шесть, на ее месте некоторое время действовала кустарная мастерская. В начале 1930-х годов монастырь был разгромлен. Разгромом святой обители руководили порховские коммунисты, выполняли их волю отрекшиеся от Бога мужики из соседних деревень. Взрывали и ломали церкви, часовни, монастырские стены, иноческие кельи, хозяйственные строения. Своеобразную заботу погромщики проявили о большом колоколе, висевшем на звоннице над монастырскими воротами (весом 360 пудов 37 фунтов; 13 пудов весил его язык). Чтобы он не разбился, падая, при ударе о землю, на снег (это происходило зимой) положили большую кучу хвороста. Напряглись, потянули за веревки — и 300-пудовый богатырь, могучий призывной звон которого во дни богослужения был слышен за 20 верст, качнувшись, рухнул вниз, пробив насквозь кучу хвороста и сугроб. Удар о мерзлую землю был так силен, что от колокола откололся большой кусок. И далеко окрест разнесся сжимающий сердце гул сокрушенного исполина... С помощью ваг взвалили на дровни, и лошади, натягивая изо всех сил гужи, потащили его по застывшему в снегах лесу в Порхов. Говорят, по дороге колокол упал с дровней, словно не желая покидать родную обитель...

Дальнейшая судьба колокола неизвестна, большие монастырские часы, были увезены во Псков и до сих пор, «украшают» областной Дом Советов. Кирпич же от разломанных монастырских построек местное население развезло по домам для своих нужд.

Из всех монастырских строений до начала Великой Отечественной войны сохранился лишь прекрасный дом настоятеля. В годы 2-й Мировой войны была предпринята попытка возобновления монастыря, — в 1941 г. Митрополитом Литовским и Виленским, экзархом Латвии и Эстонии Высокопреосвященным Сергием (Воскресенским). Им настоятелем Никандровой пустыни был назначен иеромонах Андрей (Тишко), однако после его трагической гибели монастырь пустовал. Затем его облюбовали для себя немцы, создав здесь контору по заготовке древесины. Пилить лес заставляли окрестное население. Лес был сильно вырублен, целые составы с порховской древесиной отправлялись в Германию. Отступая под ударами советских войск, немцы успели разрушить дом настоятеля. Правда, первый этаж уцелел, и в нем до начала 50-х годов жил местный егерь. Позже и этот дом был разобран на кирпичи, и теперь от него ничего не осталось.

После войны любители легкой наживы из числа жителей деревни Дуброво перекопали все монастырское кладбище в поисках драгоценностей. Следы действий святотатцев сохранились до наших дней: надгробные плиты сдвинуты с мест, рядом зияют ямы, каменные кресты одни — прислонены к деревьям, другие — просто лежат на земле...

— А что стало с теми людьми, что надругались над телами усопших? — спросил я у старейшей, 87-летней жительницы деревни Любовец — Татьяны Васильевны Васильевой.

— Всех наказал Господь, — вздохнув, ответила Татьяна Васильевна.— Один повесился, другого убили в Прибалтике, третьи пропали неизвестно где, даже родственники ничего не знают.

Что же осталось от некогда цветущего монастыря, принимавшего паломников со всей России? Человек, добравшийся сюда ныне по разбитой тяжелыми машинами и тракторами дороге, увидит остатки кирпичной монастырской стены и колокольни, фундаменты каких-то зданий, несколько старых дубов, труднопроходимую туевую аллею, заросшие пруды. Невдалеке от монастыря — три колодца-источника целебной вкусной воды (до четвертого нужно долго идти) и заброшенное кладбище. А поднявшись по узкой тропинке на небольшой крутой холм в центре монастыря, поросший деревьями и декоративным кустарником, пришедший сюда увидит скромной железный крест в простой бетонной раковине за низкой железной оградой, в киоте на кресте — икона с изображением седобородого монаха во весь рост.

Жители окрестных деревень нисколько не сомневаются, что здесь под спудом покоятся мощи преподобного Никандра, хотя никто не скажет, кто и когда предал их земле после того, как рака святого была вскрыта и обследована советской комиссией в 1920 году1. Крест на месте разрушенной Благовещенской церкви появился после войны. Современный же вид могила прп. Никандра приобрела около десяти лет назад. Прежде она была обложена диким камнем — известняком, крест был деревянный, а ограды не было совсем. Она производила суровое впечатление могилы аскета. В Пасху, в Благовещение, в день святых апостолов Петра и Павла, в день памяти преподобного Никандра и в другие дни сюда, в заросший высокими травами монастырь приходят небольшими группками жители ближних деревень и горожане, чтобы поклониться месту подвига и трудов крестьянского сына Никона из псковской деревни Виделебье, ставшего известным всем православным христианам прп. Никандром пустынножителем, святым подвижником, всю свою тяжелую жизнь молившимся Богу за всех нас, грешных, и чье присутствие до сих пор ясно ощущается в этом поруганном, но по-прежнему и навсегда святом месте...

Никандрова пустынь. Остатки основания колокольни и бывшего дома настоятеля.
Никандрова пустынь. Остатки основания колокольни и бывшего дома настоятеля.
Современный вид

 

Вместо эпилога

Наш рассказ о Никандровой пустыни был бы неполным, если бы мы не сообщили еще нескольких фактов, касающихся судьбы монастыря. В настоящее время от деревни Любовец в сторону монастыря строится насыпная дорога. Строительство ведут псковские дорожники. Для чего? Директор Порховского лесхоза А. Т. Орлов, по чьей инициативе началось строительство дороги, заявил, что оно было вызвано противопожарной безопасностью леса, необходимыми санитарными рубками и тем обстоятельством, что паломникам тяжело добираться до монастыря по старой дороге. Хотелось бы верить этому заявлению руководителя лесхоза и тому, что от деятельности его организации не пострадает лес вокруг святой обители. Жаль только, что строительство дороге не будет продолжено от монастыря до деревни Веснино, в сторону Порхова: старинная монастырская дорога изуродована современной тяжелой техникой, мосты через речку Демянку и широкий канал сгнили и обрушились. А желающих добраться до бывшего монастыря именно с этой стороны немало. Летом 1992 года по инициативе Порховского музея истории края его сотрудники начали проводить пешеходные экскурсии с отдыхающими курорта «Хилово», расположенного в 11 километрах от монастыря. Организуются небольшие группы из порховичей. Приезжают на священные руины паломники из Пскова, С.-Петербурга и других городов. Посещают могилу преподобного Никандра, молятся и возжигают на ней свечи, совершают омовение на святых ключах (кстати, в одном из колодцев рабочие Порховского лесхоза в июле 1992 года поставили новый сруб, сделали навес. Спаси их Господи!). Святое место не остается пустым.

Но многие люди мечтают о другом: о восстановлении иноческой обители, о том, чтобы она вновь стала духовным центром нашего края, чтобы сюда, как в прежние, до бесовской большевицкой смуты времена, шли и шли по лесным дорогам, с просветленными лицами и молитвой на устах, тысячи паломников со всей святой Руси.

Господи, сделай так!


1 По другой версии, мощи прп. Никандра были тайно похоронены в Любовце.— Ред.