ЯВЛЕНИЯ МИЛОСТИ БОЖИЕЙ

А. М. Любомудров

Обновление образа Покрова Пресвятой Богородицы в С.-Петербургском Иоанновском монастыре

История Православной Церкви знает множество случаев чудесного обновления икон. В начале 1920-х годов, когда сбылось предсказание великого пастыря Иоанна Кронштадтского о нечестивых правителях, которые «зальют всю землю кровью и слезами», обновления икон приняли массовый характер в Петроградской, Псковской, Новгородской епархиях, на Украине, в Оптиной пустыни. Обновление или мироточение иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв народа к покаянию и усердной молитве.

Такие знамения умножаются и в наше смутное время, особенно с 1991 г., когда Россия оказалась вновь ввергнутой в пучину огненных испытаний. Подобное чудо на глазах множества людей совершилось в одном из святых мест Санкт-Петербурга — Иоанновском монастыре на Карповке, где находится усыпальница св. праведного Иоанна Кронштадтского. Здесь чудесно обновился большой образ Покрова Богоматери, который по промыслу Божию был обретен и принесен в монастырь в 1991 году. История его появления в Иоанновской обители такова.

Незадолго перед освящением главного храма монастыря в честь Двенадцати Апостолов, которое произошло 12 июля 1991 г., насельницы монастыря обратились с просьбой к приходам пожертвовать иконы для этого храма. Несколько икон из своих запасников пожертвовали приходы церкви Смоленской Божией Матери, Спасо-Парголовского храма и другие. Когда старшая монахиня Иоанновской обители (первой настоятельницей в начале века была благочестивая схиигумения Ангелина († 8 февр. 1927), покоящаяся ныне на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры).

Около дня Преполовения Пятидесятницы (т. е. около 20 мая) 1992 г. алтарница монахиня Иринея заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова и часть образа вокруг Лика стали яркими, светящимися, в то время как остальная часть иконы оставалась по-прежнему темной. За иконой стали наблюдать священнослужители, которые свидетельствуют, что ее обновление происходило буквально на глазах: каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими, насыщенными, а мельчайшие трещины, сетью которых был покрыт живописный слой, сами собой зарастали. Обновление шло сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Началось оно, как полагают, вскоре после Пасхи 1992 г.

Когда Святейший Патриарх Алексий, посетивший Иоанновский монастырь в июле 1992 г., узнал об этом чуде, он благословил вынести икону в храм для всенародного поклонения и почитать ее пением пред ней Акафиста Покрову Богородицы. Патриарх благословил также проповедовать об этом чуде Господнем, которое не должно быть сокрыто от народа Божия. На праздник Покрова 1992 г. образ был торжественно изнесен из алтаря и установлен на средине храма Двенадцати Апостолов, а затем перенесен в левый придел (который предполагается освятить в честь праздника Покрова), где и находится ныне. По благословению Святейшего Патриарха каждую неделю по пятницам после вечернего богослужения перед образом поется проникновенный Акафист Покрову.

Образ очень почитается сестрами обители и прихожанами. Божия Матерь изображена стоящей на облаке и простирающей над землей Свой омофор — такой, какой увидел Ее св. Андрей во Влахернской церкви Константинополя. Вокруг нимба надпись: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором», а внизу иконы строка из Акафиста: «Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице». Очи Божией Матери наполнены слезами (как свидетельствовал св. Андрей, он видел Богородицу всю в слезах). Архиепископ Серафим (Соболев) в Слове на праздник Покрова так говорит об этом: «...Как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она нас больше любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи».

Образ поистине живой: в нем постоянно происходят некие изменения; особенным, тихим светом сияет он в Богородичные праздники. Сестры рассказывают, как постепенно проступали на иконе руки Пречистой Девы, Ее омофор, конец которого озарился затем золотистым светом, как обозначалась тень от омофора. К дню Покрова 1992 г. еще оставалась темной часть иконы ниже колен Божией Матери. Спустя год уже отчетливо проступили, обрели зеленый цвет концы туфелек Богородицы.

Позже открылось еще одно знаменательное обстоятельство: образ оказался связан с памятью св. прав. Иоанна Кронштадтского. На обратной стороне иконы обнаружили надписи: «Лесна», «иерей Иоанн Смирнов», «1902 г.» Как известно, Леснинский монастырь, расположенный на территории Польши, с самого основания находился под духовным окормлением и попечением праведного Кронштадтского пастыря, который в одном из писем так трогательно отзывался о Леснинской обители: «Она — моя питомица была и есть; я всегда помогал ей». Можно предположить, что образ Покрова был написан для Леснинской обители иереем Иоанном Смирновым, вероятно, служившим в ней. Во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован вглубь России (впоследствии переведен в Сербию, в настоящее время находится во Франции). В 1915 г. часть сестер переехала в Петербургский Иоанновский монастырь. Праведный отец Иоанн Кройштадтский прозревал эти события и за много лет до них позаботился об устройстве монахинь-леснянок. Об этом сохранился рассказ инокини Леснинского монастыря Параскевы:

«При сооружении Иоанновского монастыря делали пристройку жилого корпуса. Приехавший как-то о. Иоанн посетил постройку и сказал: «Прибавьте, прибавьте для Леснинских монашенок». Никто ничего не понял, но воля о. Иоанна была выполнена и пристройка была увеличена.

И что же, через несколько лет после кончины отца Иоанна, во время Германской войны, после эвакуации западного края, где находился Леснинский монастырь, часть сестер его в числе 40 человек нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря.

Тогда только вспомнили пророческие слова о. Иоанна и поняли, к чему он это сказал».

Образ Покрова был, вероятно, привезен сестрами из Лесны и, может быть, какое-то время находился в Иоанновской обители. После закрытия монастыря икона хранилась где-то в Петербурге, а после открытия вновь пришла в обитель, основанную Батюшкой Иоанном, где и совершилось ее чудесное обновление.

Леснинский-Богородицкий монастырь в Седлецкой губернии
Леснинский-Богородицкий монастырь в Седлецкой губернии

 

Благодатный образ из Лесны побуждает напомнить о том, каким был Леснинский монастырь и обратить внимание на те его черты, которые могут послужить примером для современной церковно-монастырской жизни.

Свято-Богородицкая женская община, первая в Холмско-Варшавской епархии, была основана в 1885 г. в местечке Лесна Седлецкой губернии. Здесь, на самой западной окраине России, на протяжении многих веков шла борьба православия с воинствующим католицизмом, в результате мощной латинской пропаганды часть местного русского населения перешла в униатстсво, другая же часть на десятки лет оказалась вообще оторванной от церковного общения: люди перестали крестить детей, умирали без церковного напутствия. В эту среду забывших веру предков людей и было решено внести свет Истины, тепло и любовь, которыми на Руси особенно отличались именно женские общины. Первыми Леснинскими насельницами стали графиня Е. В. Ефимовская (впоследствии — игумения Екатерина), прибывшая сюда по благословению прп. Амвросия Оптинского с пятью инокинями и двумя девочками-сиротами. Начальное обустройство обители сопровождалось многими скорбями. Окрестные жители, настроенные враждебно к православию, встретили монахинь с недоверием и неприязнью. Сестры часто не имели самого необходимого. Им самим приходилось носить дрова и воду, топить печи, делать всю черную работу. Порой совсем не было средств к существованию — но твердое упование на Бога не покидало инокинь и не обманывало их. Община росла молитвами, трудами и слезами. В 1889 г. она насчитывала уже несколько десятков монахинь и была преобразована в общежительный монастырь. Поддержку и помощь обители оказывали Государь Император Николай Александрович с Императрицей Александрой Феодоровной, дважды посетившие Лесну, и, как уже говорилось, о. Иоанн Кронштадтский. 10 декабря 1902 г. Батюшка Иоанн сам освятил Троицкую церковь при подворье Леснинского монастыря, открытом в Петербурге на 'Черной речке. Благодаря неустанным трудам и молитвам замечательной подвижницы — игумении Екатерины († 28 октября 1928 г.) Леснинская обитель стала примером миссионерского монастыря. Она вела большую благотворительную деятельность, имела больницу, богадельню для престарелых, иконописную мастерскую. Монастырь ревностно выполнял свою задачу — привлекать к Православной Церкви местное население, и важнейшую роль здесь сыграла монастырская школа-приют для девочек (сироток и детей бедных родителей). Глубокое воцерковление молодых девушек оказывало действенное влияние на весь народ. «Воспитание будущих жен и матерей в православном духе есть наилучшее и наивернейшее средство возвращения в лоно Церкви заблудших, отторгнутых или упорствующих овец», — писал о деятельности Леснинского монастыря священник И. Фудель.

В школе-приюте одновременно обучалось несколько сотен учащихся, программа была рассчитана на четыре года. Окончив школу, воспитанницы прекрасно знали грамоту, Слово Божие, молитвы, богослужение, а также домашнее хозяйство и рукоделие. Впоследствии была создана аналогичная школа-приют для мальчиков. Преподавали монахини, причем по числу сестер с высшим образованием Леснинский монастырь был сопоставим только с Шамординской обителью. Школа-приют имела свой храм, в котором дети пели в хоре, помогали при богослужении. Не для этого ли храма и была написана чудесно обновившаяся ныне икона с надписью «Радуйся, безматерних сирот незримая воспитательнице»?

Православное воспитание детей при монастыре, осуществляемое под руководством матушки Екатерины, принесло благодатные плоды. Враждебность окружающего униатского и безбожного населения была постепенно преодолена христианской любовью, которая изливалась Леснинской общиной на всех без исключения. Благодаря этой любви и свету Леснинский монастырь стал духовным центром края, той крепостью, около которой группировались «главные силы в борьбе с инославною пропагандой и антинациональными стремлениями». Каждого приезжавшего в Лесну сестры встречали необычайно приветливо, окружали теплом и лаской, и у паломника появлялась уверенность, что здесь, в этой обители, его поймут, разделят все скорби, разрешат недоумения.

Сестры-«леснянки», несомненно, сохраняли эту атмосферу христианской любви и после того, как переехали в обитель на Карповке. Ныне этот дух любви и твердое стояние в Православии, завещанные святым Кронштадтским пастырем, возрождаются в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга молитвенным предстательством Батюшки Иоанна и под благодатным Покровом Богоматери, запечатленным на Ее чудесно обновившемся образе.