Обители Святой Руси

Н. А. Яковлев

Свято-Троицкий Творожковский монастырь

Творожковский монастырь. Собор Святой Троицы и Святые ворота в ограде монастыря и монастырского кладбища

Творожковский монастырь. Собор Святой Троицы и Святые ворота в ограде монастыря и монастырского кладбища

Творожковский женский монастырь. Свято-Троицкий собор. Снимок 1992 г.

Творожковский женский монастырь. Свято-Троицкий собор. Снимок 1992 г.

Если ехать по территории бывшего Гдовского уезда Петербургской епархии (ныне Псковская область) на северо-запад, то, свернув от райцентра Струги-Красные и Струги-Белые и оставив позади 30 верст живописной всхолмленной местности, с часто чередующимися полями и рощицами, оврагами и горушками, можно попасть в село Творожково. Слева от дороги тянется старинная ограда из дикого камня с аркой святых ворот и угловой башенкой. За нею — группа старых деревьев, скрывающих в своей тени здание храма. Перед нами — бывший Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь.

Сто лет назад здесь можно было бы увидеть насельниц обители, хлопотавших на огороде и в садах; тут и там по территории монастыря стояли различные хозяйственные постройки, везде не прекращался труд; блистали на солнце золоченые кресты собора, спешили к службе богомольцы. Сейчас все в полном запустении. От строений монастыря остались лишь развалины, мало что сохранилось и в памяти местных жителей.

История Творожковского монастыря не столь долгая, как у большинства обителей на Святой Руси, — ибо насчитывает немногим более 100 лет. Монастырь был основан Александрой Филипповной фон-Розе, одной из замечательных русских женщин прошлого века.

Родилась она 5 апреля 1809 года в семье потомственных дворян Шмаковых, известных своими благочестием и благотворительностью. В детстве Саша особенно была привязана к бабушке, очень набожному человеку. В 1823 году она с отличием окончила Смольный институт, а через несколько лет после ранней смерти родителей вышла замуж за остзейского немца Карла Андреевича фон-Розе, человека доброго и благородного, по вероисповеданию лютеранина. Уже в эти счастливые годы душу молодой, красивой и богатой женщины посещала порой какая-то тайная, необъяснимая печаль — она стремилась к тишине и уединению, мечтала устроить домовый храм, посвя щенный Святой Троице. После неожиданной смерти в 1849 году своей двухлетней дочери у Александры Филипповны появилась мысль: оставить мужа и удалиться в монастырь. Однако духовные лица, к которым она обращалась за советом, не благословляли ее на этот подвиг. Тогда она посвятила себя делу благотворительности — щедро подавала нищим и убогим, посещала тюрьмы и больницы. Под впечатлением благочестивой жизни жены Карл Андреевич принял Православие, получив при крещении имя Николай.

В 1858 году супруги купили в Гдовском уезде имение Творожково с деревнями Барский дубок и Гаврилова Гора. Имение, правда, существовало лишь на бумаге — жилого дома не было, на берегу озера стояли полуразвалившиеся службы. Супруги решили осуществить свою давнюю мечту об устройстве здесь женской обители. Занимаясь заготовкой леса для постройки дома, Николай Андреевич простудился, захворал и 14 июня 1858 года скончался. Все заботы по хозяйственному управлению имением легли на его вдову. Зимой она ездила по женским монастырям, а, встречаясь с архиереями и священниками, обращалась к ним за советами об устройстве обители. В 1859 году она подала прошение митрополиту Санкт-Петербургскому Григорию об основании женской общины, но получила отказ, так как Творожково находилось неподалеку от приходской церкви в Быстреевском погосте.

Знакомые в Петербурге советовали Александре Филипповне бросить мысль о монастыре, однако, спустя некоторое время, она подала новое прошение новому митрополиту Исидору, и 16 августа 1862 года Синод выпустил указ об учреждении женской общины и приюта для девиц духовного звания в Творожкове, и сразу началась постройка деревянного дома с церковью божией Матери Всех Скорбящих Радости. Появились и первые сестры, будущие насельницы монастыря. В 1865 году Святейший Синод подтвердил свое разрешение на учреждение общины, перечислив передаваемое в ее собственность имущество А. Ф. фон-Розе: имение Творожково и участок земли в 619 десятин со всеми угодьями, скотом, рыбной ловлей и постройками.

Близился торжественый день освящения храма. В общину была переведена из Новгородского Зверина монастыря монахиня Калерия, хорошо знавшая устав. Она учила сестер церковному чтению, шитью ряс, камилавок. Дьякон Быстреевского погоста готовил хор, составлявший 15 человек.

В указе консистории от 7 июля 1866 года говорилось: «1. Основательницу общины, вдову коллежского асессора Александру фон-Розе утвердить начальницею общины... 2. ...дозволить ей облечься в рясофор». 28 декабря Александра Филипповна была пострижена с именем Ангелина, а 29 декабря домовая церковь общины была освящена игуменом Антонием, настоятелем Череменецкого монастыря. Службу в ней совершал причт Быстреевского погоста.

К началу 1870-х годов в новой общине имелись: церковь, двухэтажный приют, 2 новых флигеля и разные службы. Церковь находилась на втором этаже дома, была маленькой и уютной. В иконостасе находилась почитаемая в обители икона Божией Матери Всех Скорбящих Радосте.

Всего в общине было 26 сестер, которые все делали сами: пахали, жали и молотили рожь, косили сено, пилили дрова, ухаживали за маленьким стадом. «Ревностным попечителем общины, истинным пастырем малого, робкого стада» стал благочинный игумен Авраам, новый настоятель Череменецкого монастыря. Он давно знал монахиню Ангелину, поддерживал ее еще тогда, когда она взялась за дело.

Должность начальницы общины мало повлияла на Александру Филипповну. Она жила в тесной келье, носила старую, заштопанную рясу, пенсию за мужа отдавала бедным и всячески помогала окрестным крестьянам: снабжала хлебом в неурожай, сама их врачевала. По воспоминаниям знавших ее, «...никогда не пропускала она ни одного церковного богослужения, сама читала в церкви Шестопсалмие и кафизмы внятно и неспешно... Вся ее жизнь, начиная с высокого призвания, — жить и, работать на благо ближних, кончая самым заурядным домашним делом, — была преисполнена смирения и полнейшей нестяжательности».

Стремясь сделать со временем общину монастырем, матушка Ангелина задумала выстроить в Творожкове каменный храм. В марте 1873 года она пригласила петербургского архитектора академика М. А. Шурупова, который, осмотрев место будущего строительства, по возвращении в Петербург составил план пятиглавого однопрестольного собора с двухъярусной колокольней. План и смета были утверждены митрополитом Исидором, а затем Строительным отделением Петербургского губернского правления. 28 октября 1874 года вышел указ консистории, разрешающий возведение Троицкого храма. Была создана строительная комиссия из начальницы общины, священника Петра Недремского, инженера-архитектора Ф. И. Черненко, крестьянина Косьмы Ефимова с участием инженера и архитектора Михайловского замка штабс-капитана Николая Ивановича Неверова, который помогал безвозмездно наблюдать за строительством.

Свято-Троицкий монастырь. С литографии конца XIX в.

Свято-Троицкий монастырь. С литографии конца XIX в.

Часовня в ограде Творожковского монастыря

Часовня в ограде Творожковского монастыря

Весной 1875 года начались работы нулевого цикла: выкопан котлован и сложен фундамент из булыжного камня. 15 августа благочинный игумен Авраам торжественно заложил новую церковь. К октябрю стены были возведены до окон. Неверова, не имевшего разрешения на постройку храмов, сменил Черненко, а после его смерти летом 1876 года, за работами следил сам Шурупов.

Строительство шло медленно — денег постоянно не хватало. При смете 30 тысяч рублей Ангелина начала работы, имея всего 7 тысяч своих личных средств, и стройматериалов на 3 тысячи. Вся надежда была на Божию помощью. И она пришла. Каждый год тысячу рублей стала пересылать жительница Петербурга Марфа Матвеевна Лемешева; помог деньгами, а затем прислал плотников столичный купец М. И. Травин. Безвозмездно трудились богомольцы, местные крестьяне. Будучи уже в летах, все чаще страдая телесно, матушка Ангелина последние силы отдавала будущему храму. Она «...ежечасно наблюдала за всем. Наверх к рабочим она не могла уже сама всходить, но приставила способную к делу сестру ...вечером расспрашивала ее о всех подробностях работы... до 3-х часов ночи занималась делами, сама записывала отчеты. Входила, во все дела общины».

Строительство близилось в 1877 году к завершению: были возведены купола и колокольня с высоким шпилем. В 1879 году приступили к внутренней и внешней отделке храма — штукатурным и росписным работам. За несколько дней до Рождества был привезен и установлен иконостас. Однако, к глубокому горю сестер общины и всех, хорошо знавших матушку Ангелину, ей не суждено было дожить до торжества освящения.

В начале 1880 года, на первой неделе Великого Поста, она заболела воспалением легких. Состояние ее ухудшалось. После соборования, благословив сестер, она попросила поставить ее на ноги и, поклонившись сестрам до земли, испросила у них прощения. 17 марта она тихо «уснула сном праведницы». Проститься приехали постоянные благотворители общины М. М. Лемешева, М. И. Травин, игумен Авраам и многие другие. Через пять дней матушка Ангелина была погребена с юго-восточной стороны храма, у алтаря.

С кончиной матушки сестры общины, жители окрестных деревень, богомольцы, да и все, кто встречался с нею, потеряли духовную мать, разумную хозяйку, наставницу и защитницу. Мало кто из них знал, что она прекрасно говорила на двух языках, умела петь и музицировать. «Глубокое смирение и чистая любовь к ближнему украшали блаженную старицу. Вся ее жизнь проходила в благодатном настроении молитвы», — писали о ней в воспоминаниях.

В мае 1880 года исправляющей должность начальницы общины была назначена казначея Агриппина Батеньева. При ней начали строить деревянную гостиницу. После Пасхи была закончена ограда с двумя башнями и Святыми воротами. Денег опять не хватало. Снова выручил Травин, бесплатно достроивший гостиницу. Матушка Агриппина, видя свое бессилие, отказалась от места начальницы. В Творожково была назначена постриженная недавно в мантию монахиня Георгия (в миру София Ивановна Снигиревская) из Новодевичьего монастыря в Петербурге. 13 января 1882 года она прибыла в обитель и занялась прежде всего завершением храма. 5 сентября 1882 года он был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы; храм был освящен о. Кириллом Аристотелевым. Высокий и стройный храм стал украшением всей округи. Храм в обычном для архитектора Шурупова русско-византийском стиле с элементами романского, был построен кораблем, с колокольней над папертью. Над восьмериком возвышались пять глав: центральный барабан был световым, его окружали четыре декоративных главки. Внутри храм украшала роспись и высокий золоченый иконостас. Отапливался он пятью печами.

В годы управления матушки Георгии были достроены деревянная гостиница, каменный келейный корпус, многочисленные хозяйственные службы, привезены и повешены колокола. Будучи хорошей художницей, матушка сама писала иконы, позолотила кресты и шары на куполах. В общине был введен строгий устав по образцу Новодевичьего монастыря. Появилась богодельня, где жили восемь старушек.

Хозяйство надежно обеспечивало сестер и всех опекаемых продуктами. Кроме того, доход с основного капитала в 10 тысяч рублей, с земли (часть ее сдавалась в аренду) ежегодные 1 тыс. руб. перечисления Лемешевой позволили общине существовать самостоятельно, не обращаясь за помощью к казне.

29 января 1887 года Георгия подала прошение новому благочинному архимандриту Игнатию (Малышеву), настоятелю Троице-Сергиевой пустыни, ходатайствовать перед епархиальным архиереем о возведении общины в ранг монастыря. Поддерживая ходатайство, митрополит Исидор писал, что община существует более 20 лет, «имеет все необходимое для прохождения иноческой жизни... Сестры, в числе 30-ти, занимаются полевыми и другими хозяйственными работами, несут церковное послушание при Богослужениях». 24 июля (8 августа) 1887 года Троицкая женская община, по определению Святейшего Синода стала «Свято-Троицким Творожковским женским общежительным монастырем, и с таким числом монашествующих, какое по своим средствам обитель в состоянии будет содержать». Мечта всей жизни матушки Ангелины исполнилась.

Выполнив волю основательницы обители, полностью устроив жизнь в монастыре, Георгия возвратилась в Петербург, в Воскресенский монастырь. Указом Синода от 11 ноября 1887 года на ее место была назначена Арсения (в миру Анна Баскакова), монахиня того же монастыря, где она была ризничей. 11 декабря, в звании игумений, она приехала в Творожково с двумя родными сестрами-монахинями — Антонией и Венедиктой.

В марте 1892 года в Петербурге скончалась Лемешева, давняя благодетельница Творожковской обители, которая завещала монастырю каменный трехэтажный дом на Прядильной улице. Возможно, тогда появилась мысль устроить в этом доме подворье, где можно было бы разместить кельи, гостиницу и часовню. Творожковское подворье в Петербурге, однако, появилось несколько позже, уже в XX веке.

При игумений Арсении в обители жили 13 монахинь и 50 послушниц. В приюте содержались девочки-сироты 7—12 лет. Обучившись Закону Божьему, чтению, письму, арифметике, хоровому пению и пению по нотам, различным рукоделиям, они либо возвращались к родственникам, либо оставались в монастыре как будущие насельницы. В конце века в монастыре были проведены большие ремонтные работы, построены дома для священника, рабочих и богомольцев, сараи, пчельник и другие службы. Библиотека пополнилась большим количеством книг, которые подарил митрополит Исидор.

Радостное чувство охватывало богомольца или просто путешествовавшего, подъезжавшего к монастырю. Большой белый храм с зелеными куполами красиво высился над озером. Рядом находилась домовая церковь. Ее можно было узнать по золотому кресту на главке и небольшой звоннице. Монастырь окружала каменная ограда со Святыми воротами и двумя башенками на углах. В одной из них была часовня, в другой — сторожка. Везде были разбиты цветники, радовали глаз ухоженные заботливыми руками сады и огороды. На озере можно было видеть послушниц, занятых рыбной ловлей. Рожь, овес, лен, самые разные овощи, ягоды, фрукты — все это сажалось, собиралось и хранилось монахинями. Горько сознавать, что все это было разрушено и разграблено.

6 июля 1905 года в Творожковский монастырь была назначена новая настоятельница — игуменья Валерия. В ее управление скончался в 1906 году прот. Всеволод Николаевский, служивший в монастыре с 1884 года и на его место был назначен священник Черм-ской церкви Гдовского уезда о. Иоанн Тихомиров.

В 1911 году в Петербурге, на Романской улице, было заложено монастырское подворье с домовой церковью. Автором проекта был епархиальный архитектор А. А. Апраксин. Уже 2 декабря 1912 года состоялось освящение главного Троицкого престола подвор-ского храма. Второй престол в нем был освящен в честь святого Петра, митрополита Московского. В этот столичный храм был переведен в 1915 году из Творожкова о. Иоанн Тихомиров. В 1916 году у монастыря появился другой подворский храм — в Старой Деревне по Благовещенской улице, в небольшом деревянном доме, который пожертвовала монастырю одна из послушниц.

Страшные дни для Творожковской обители наступили с установлением в России безбожной власти. Как и большинство монастырей он был закрыт, монахини и послушницы выгнаны и разбрелись кто куда.

При закрытии монастыря в 1928 году его имущество было передано коммуне «Заря». Троицкий собор остался действовать как приходская церковь. Храму осталось 1,5 десятины и три дома, а так как большую часть земли занимало кладбище и парк, то средств существования было мало. Началась пятилетка безбожия— в феврале 1930 года храм заперли, ключи отобрали. Когда, спустя почти два года его открыли инспектору райотдела, состояние было плачевным: «все вещи находятся в состоянии порчи... ризы, полотенца, занавеси хранятся в непорядке, часть разбросана на полу... Постройка от сырости начинает портиться, отстает от стен штукатурка. Стены покрываются плесенью и вся постройка находится в стадии разрушения».

Члены коммуны «Заря» попытались вскоре юридически ликвидировать храм и перестроить его под школу. Они созвали собрания бедноты окрестных деревень и пленум Симано-Лоегского сельсовета. В резолюциях повторялось стереотипное обвинение: «Через антисоветски настроенных и классово чуждых верующих (монашки, лишенцы, кулаки) вокруг этой церкви ведется бешеная антиколхозная агитация».

9 ноября 1930 года президиум Струго-Красненского райисполкома постановил закрыть Творожковскую церковь. Циничны строки протокола: «...во время хозяйственных работ богослужение и колокольный звон мешают нормальному ходу работ... отсутствие соответствующих помещений тормозит развитие культурно-просветительной работы при коммуне и окружающих деревень».

Обманутый безбожниками народ не понимал, что не будет храма— не будет ни просвещения, ни достатка, ни дорог, ни всего, что нужно для жизни. И сегодня в округе — пустые бесхозные поля, брошенные деревни, никому ненужные школы.

9 июля 1931 года секретариат Ленинградского облисполкома подтвердил решение о закрытии церкви, которую велено было передать под школу колхозной молодежи, колокола— в «Рудметаллторг». В октябре 1931 года все, что еще оставалось в храме, было отдано акционерному обществу Ленторг.

И все же, не так долго хозяйничали темные силы на Руси. В октябре 1992 года в храме Творожковского подворья в Петербурге состоялось первое богослужение — в день праздника покрова Пресвятой Богородицы. В августе 1994 года весь комплекс подворья был передан епархии. Сейчас здесь центр православного просвещения с катехизаторскими курсами. Идет ремонт, в верхнем храме регулярно проводятся службы. Все чаще появляются в самом Творожковском монастыре верующие из Петербурга. 4 августа 1994 года на могилах матушки Ангелины и настоятельницы Георгии были вновь установлены кресты. К счастью, место их погребения не было осквернено. Летом 1995 года Троицкий собор был очищен изнутри от завалов битого кирпича, с крыши убрали выросшие там за полвека деревья, на куполе был установлен крест.

Бог даст, воскреснет вскоре жизнь и в Творожковской обители.


Другие статьи автора: