Жизнь епархии

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР

Пасхальное поздравление Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Епархии

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми, что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его».

(Стихира Пасхи)

Пасхальная стихира, напоминая Евангельское благовестив, говорит нам о событиях, происходивших через полтора суток после погребения Спасителя. Ранним утром, когда было еще темно,

Мария Магдалина, Иоанна, Мария Иаковля, Саломия и другие жены-мироносицы, с купленными заранее ароматами, отправились ко гробу Христа, чтобы закончить погребальный обряд. Велико было их удивление, когда они увидели «камень отваленным от гроба», и не обнаружили тела Господа Иисуса. Недоумевающим им явились два ангела и сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес» (Лк. 24, 1-10). Апостолы и жены-мироносицы в течение нескольких последних дней пережили такой ужас и страх, что забыли о предсказаниях Господа. Вместо спокойного ожидания Его явления во славе Воскресения, они искали Его там, где обычно почивают умершие.

Воскресший Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, женам-мироносицам и первым последователям. Священное Писание передает нам имена людей, которым явился Воскресший Господь. Отдельным лицам и всем апостолам Он являлся по нескольку раз. Однажды Воскресший Христос явился более, нежели пятистам братьям, апостолу Иакову и даже бывшему гонителю апостолу Павлу (1Кор. 15, 6). История Христианской Церкви сохранила в памяти много случаев явления Воскресшего Господа мученикам, преподобным, святителям и другим подвижникам благочестия. За 2000 лет было так много доказательств Воскресения Христова, что не достанет времени для их проверки. И потому Святая Церковь в Пасхальном каноне второй раз повторяет вопрос Ангела, как бы упрекающего нас за маловерие: «во свете присносущнем Сущего, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробные пелены. Тецыте и миру проповедите: яко воста Господь, умертвивый смерть» (Ипакон).

Жены-мироносицы искали Господа не там, где следовало искать. Их сковали страх и горе. Они забыли все, что им неоднократно говорил Господь. К сожалению, мы повторяем ложный путь поиска Господа, хотя нам никто и ничто не мешает. Мы далеки от тех потрясений, которые пережили жены-мироносицы. Надо идти не к гробам, а к храму. Надо искать смысл жизни и Саму Жизнь не среди мертвящей и убивающей материи, а в обиталище Святого Духа. В прекрасный аккорд пасхальных песнопений вплетается тропарь святому Иоанну Златоусту: «Уст твоих якоже светлость огня вуоссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска...» Только у Христа — Истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир, можно получить благодатное озарение и свет разума.

Мы забываем исторический опыт человечества и повторяем ошибки целых народов, хотя великие русские мыслители показывали своему народу путь к богопознанию. Нам более семидесяти лет старались привить убеждение в приоритетности «ценности» материализма и атеизма. Преподавание богословских дисциплин, как и существование духовных школ, было запрещено. Слово «революция» и его синонимы были возвеличены до уровня догмата и не подлежали критике. В то время образованные люди, не только ученые специалисты, уже были знакомы с мнением по сему вопросу наших русских мыслителей. Один из них, В. С. Соловьев, писал: «Народ или земство, восставшее на Западе против абсолютной Церкви и абсолютного государства и победившее их в своем революционном движении, само не может удержать своего единства и целости, распадается на враждебные классы, а затем необходимо должно распасться и на враждебные личности. Общественный организм Запада, разделившийся сначала на частные организмы, исключающие друг друга, должен, наконец, раздробиться на последние элементы, на атомы общества, т. е. на отдельные лица, и эгоизм корпоративный, кастовый, должен перейти в эгоизм личный... Что же касается до общества духовного, то его, разумеется, совершенно отрицает современный социализм».

Благодарение Воскресшему Господу! Сегодня в нашей стране обстановка изменилась. Открываются духовные и церковные школы, возвращаются к жизни уцелевшие храмы и монастыри. Возрождаются милосердие и благотворительность. Российский народ, православные верующие и все граждане бывшей Российской империи увидели духовную пустоту и падение нравов. Господь открыл нам очи, и мы стали искать дорогу к храму, мы осознали необходимость духовного возрождения. Некоторым возрождение дается легко. Некоторые не могут найти к нему пути и продолжают оставаться «во тьме и сени смертной». Сегодня Церковь еще раз напоминает: имеется только один путь к возрождению — со Христом и Его благодатной помощью. Великие богословы нашей Церкви и религиозные мыслители много раз указывали русскому народу путь к возрождению.

Протопресвитер Александр Шмеман писал: «В мире сем Христос был отвергнут. Он был совершенным явлением жизни, какой замыслил его Бог. В Нем была собрана воедино раздробленная жизнь мира, но мир отверг и убил Его. В этом убийстве (мир) умер сам, ибо потерял последнюю возможность стать тем, чем сотворил его Бог, т. е. раем. И, хотя люди продолжают «верить в прогресс», в возможность бесконечного улучшения жизни, во всевозможные «строительства» , отвержение миром Христа означало конец его».

Известный русский православный богослов протоиерей Георгий Флоровский писал, что Достоевский считал Церковь общественным идеалом. Свобода вполне осуществима только через любовь и братство — в этом тайна соборности, тайна Церкви, как братства и любви во Христе. Его диагноз и вывод — только в Церкви и во Христе люди становятся воистину братьями и только во Христе снимается опасность всякого засилья, насилия и одержимости. Только в Нем человек перестает быть опасен для своего ближнего. Только в Церкви мечтательность угашается, и призраки рассеиваются.

Великий русский религиозный мыслитель В. С. Соловьев верил в то, что только духовная сила Христовой истины может победить силу зла и разрушения, проявляемую ныне в таких небывалых размерах, что русский народ в целости своей живет и движется духом Христовым. И чтобы молитва не была языческим пустословием, необходима полная вера в силу Духа Божьего, совершенная преданность всеблагой воле Божией, решительное отречение от всех внешних вещественных, недостойных дела Божьего средств и орудий.

Духовное возрождение — это возвращение к настоящей христианской жизни. Если святой Иоанн Златоуст говорил об удостоившихся святого крещения как о прекрасных растениях Церкви, цветах духовных, новых воинах Христовых, то станет понятным, на какой духовной и нравственной высоте должен быть христианин. Святой Гоигорий Нисский в слове на Пасху о стихе «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24) говорил следующее: «В сем творении солнце есть чистая жизнь, звезды — добродетели, воздух — светлая общественная деятельность, море — глубина богатства мудрости и знания, трава и растения — доброе учение и божественные догматы, плодоносные деревья — исполнение заповедей. В сем творении созидается полный человек по образу и подобию Божию». Святитель призывает каждого из нас сверять свое духовное состояние с этими замечательными словами. Если нам удалось хоть немного очиститься и духовно возродиться, то сегодня как раз тот день, когда святая Церковь приглашает нас возрадоваться и возвеселиться. Мы всегда должны помнить, что новая жизнь христианина — не что иное, как жизнь Воскресшего. Погребенные с ним в крещении, мы и воскреснем с Ним, потому что уверовали в силу Божию, воскресившую Его из мертвых (Кол. 2, 12; Рим. 6, 4). Этой основной уверенностью определяется и та нравственность, которая обязательна для нового человека, рожденного во Христе. «Если вы воскресли со Христом, ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога»,- говорит св. апостол Павел (Кол. 3, 1).

В радостные пасхальные дни святая Церковь напоминает нам о том, что мы должны искать Воскресшего Господа и, найдя Его, подобно женам-мироносицам, проповедовать о Нем всему миру.

Поиск Христа и Его правды поможет нам, даже в долгом странствовании по духовной пустыне, очиститься, освободиться от рабства греху, войти в землю обетования и увидеть, как она прекрасна. Нет большего блаженства, чем молитвенное единение с Богом. Нет большей радости, чем радость освобождения от чувства вины и падения. Нет большего торжества, чем сознание оправданности и невиновности. Нет лучшего мира и покоя, чем умиротворение в Боге. Такое духовное торжество, такой праздник и ликование души дает Господь на праздник Святой Пасхи всем, ищущим Его. Апостолы и жены-мироносицы рыдали, лишившись Господа. Когда же Он по Воскресении Своем явился им, то сердца их наполнились небывалой радостью, которой, как и обещал Господь, никто не в состоянии был лишить их.

Приветствую Вас, всечестные отцы, иноки, инокини, церковные труженики и верные чада нашей Святой Церкви в Санкт-Петербургской епархии радостным пасхальным приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Молитвенно желаю всем духовного возрождения, обновления и вечной пасхальной радости!

ВЛАДИМИР

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Пасха Христова, 1996 год.

Санкт-Петербург

СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К НАГРАЖДЕНИЮ К ПАСХЕ в 1996 г.

1. Протоиерей Борис Михайлович Глебов Настоятель Исаакиевского собора Служение Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш».
2. Протоиерей Иоанн Иоаннович Белевцев Настоятель Крестовоздвиженского храма села Ополье Кингисеппского р-на Ленинградской обл., профессор СПбДа и С

-"-

3. Протоиерей Александр Васильевич Кудряшов Секретарь СПб Епархиального Управления, преподаватель СПбДА и С, благочинный Царскосельского округа

-"-

4. Протоиерей Олег Васильевич Бекаревич Настоятель храма святого благоверного князя Владимира поселка Лисий Нос

-"-

5. Протоиерей Георгий Христофорович Тельпис Инспектор СПбДА и С

-"-

6. Протоиерей Богдан Игоревич Сойко Настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора, преподаватель СПбДА и С

-"-

7. Протоиерей Николай Иванович Кузьмин Священник Николо-Богоявленского кафедрального собора

-"-

8. Протоиерей Виктор Андреевич Голубев Настоятель храма «Кулич и Пасха»

-"-

9. Протоиерей Модест Борисович Малышев Священник храма святого благоверного князя Владимира поселка Лисий Нос

Служение Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Херувимской песни»

10. Протоиерей Аркадий Васильевич Иванов Преподаватель СПбДА и С

-"-

11. Протоиерей Анатолий Иосифович Мороз Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Усть-Ижоре

-"-

12. Протоиерей Александр Иванович Швец Священник Спасо-Парголовского храма

Митра

13. Протоиерей Виктор Павлович Сашин Священник Серафимовского храма на Серафимовском кладбище Скончался 10 апреля. Награду не получил
14. Протоиерей Вячеслав Михайлович Клюжев Настоятель храма святой великомученицы Екатерины поселка Динамо

Митра

15. Протоиерей Адриан Андреевич Должиков Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца на Средней Рогатке

-"-

16. Протоиерей Алексей Ильич Коровин Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица

-"-

17. Игумен Сергий/Кузьмин Александр Иванович Настоятель Казанского собора, преподаватель СПбДА и С

-"-

18. Протоиерей Борис Борисович Безменов Преподаватель СПбДА и С

-"-

19. Игумен Софроний/Смук Василий Николаевич Преподаватель СПбДА и С

Палица

20. Протоиерей Анатолий Иосифович Метелица Настоятель храма Воскресения Христова села Яблоницы

-"-

21. Протоиерей Константин Михайлович Смирнов Настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа при Конюшенном Ведомстве

-"-

22. Протоиерей Александр Александрович Жарков Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Шувалово

-"-

23. Протоиерей Анатолий Федорович Кожевников Священник Крестовоздвиженского храма г. Пикалево

-"-

24. Протоиерей Геннадий Константинович Катериничев Священник храма Казанской иконы Божией Матери города Луги

-"-

25. Протоиерей Виктор Афанасьевич Сорокин Священник Димитриевского Коломяжского храма

-"-

26. Протоиерей Михаил Викторович Николаев Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Лодейное поле

Палица

27. Протоиерей Николай Иванович Преображенский Священник Свято-Троицкого собора Александро- Невской Лавры, преподаватель СПбДА и С

-"-

28. Протоиерей Виктор Иосифович Грозовский Священник Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры

-"-

29. Священник Алексей Евгеньевич Чухин Настоятель храма Воскресения Христова села Петрова Горка

Сан протоиерея

30. Священник Леонид Анатольевич Степанов Священник Спасо-Преображенского собора города Выборга

-"-

31. Священник Иоанн Михайлович Лущик Священник Николо-Богоявленского Кафедрального собора

Наперсный крест

32. Священник Феодор Андреевич Гуряк Священник Николо-Богоявленского Кафедрального собора

-"-

33. Священник Святослав Викторович Мельник Священник Николо-Богоявленского Кафедрального собора

-"-

34. Священник Борис Леонидович Куприянов Священник Софийского собора города Пушкина

-"-

35. Священник Роман Иванович Грицишин Священник храма Смоленской иконы Божией Матери

-"-

36. Диакон Сергий Иванович Куксевич Личный секретарь Митрополита

Орден князя Владимира III степени

37. Ващенко Михаил Иванович Регент Николо-Богоявленского собора и заведующий Регентским отделением при СПбДА

Орден князя Даниила III степени в связи с 60-летием

38. Игумен Викентий (Кузьмин) Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

Крест с украшениями с возложением митры по положению

39. Прот. Геннадий Бартов Настоятель Свято-Троицкого Измайловского собора

-"-

СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ,
НАГРАЖДЕННЫХ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ АРХИЕРЕЙСКИМИ НАГРАДАМИ

Священник Игорь Викторович Аксенов Настоятель Свято-Троицкого храма г. Выборга

Набедренник

Священник Игорь Валентинович Ападьин Настоятель храма св. блг. кн. Александра Невского пос. Сосновый Бор Выборгского р-на

-"-

Священник Игорь Николаевич Александров Священник храма Илии пророка на Пороховых

-"-

Священник Кирилл Альбертович Борисов Священник Спасо-Парголовского храма в Шувалово

-"-

Священник Игорь Аркадьевич Поляков Настоятель храма вмч. Екатерины на Съездовской линии

Скуфья

Священник Александр Николаевич Чистяков Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Набедренник

Священник Артемий Генрихович Темиров Священник Андреевского собора

-"-

Священник Сергий Владимирович Филимонов Настоятель храма св. вмч. и целителя Пантелеймона на Ручье

-"-

Священник Александр Михайлович Долматов Настоятель Смоленского храма с. Виницы Подпорожского р-на

-"-

Священник Викторин Александрович Кадников Священник храма Святой Живоначальной Троицы с. Гостиницы

-"-

Священник Виктор Федорович Никитин Священник Андреевского собора

Скуфья

Священник Георгий Михайлович Шекула Священник собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Новая Ладога

-"-


Другие статьи автора: