Жизнь епархии
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР
Пасхальное поздравление Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира
Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Епархии
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми, что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его».
(Стихира Пасхи)
Пасхальная стихира, напоминая Евангельское благовестив, говорит нам о событиях, происходивших через полтора суток после погребения Спасителя. Ранним утром, когда было еще темно,
Мария Магдалина, Иоанна, Мария Иаковля, Саломия и другие жены-мироносицы, с купленными заранее ароматами, отправились ко гробу Христа, чтобы закончить погребальный обряд. Велико было их удивление, когда они увидели «камень отваленным от гроба», и не обнаружили тела Господа Иисуса. Недоумевающим им явились два ангела и сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес» (Лк. 24, 1-10). Апостолы и жены-мироносицы в течение нескольких последних дней пережили такой ужас и страх, что забыли о предсказаниях Господа. Вместо спокойного ожидания Его явления во славе Воскресения, они искали Его там, где обычно почивают умершие.
Воскресший Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, женам-мироносицам и первым последователям. Священное Писание передает нам имена людей, которым явился Воскресший Господь. Отдельным лицам и всем апостолам Он являлся по нескольку раз. Однажды Воскресший Христос явился более, нежели пятистам братьям, апостолу Иакову и даже бывшему гонителю апостолу Павлу (1Кор. 15, 6). История Христианской Церкви сохранила в памяти много случаев явления Воскресшего Господа мученикам, преподобным, святителям и другим подвижникам благочестия. За 2000 лет было так много доказательств Воскресения Христова, что не достанет времени для их проверки. И потому Святая Церковь в Пасхальном каноне второй раз повторяет вопрос Ангела, как бы упрекающего нас за маловерие: «во свете присносущнем Сущего, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробные пелены. Тецыте и миру проповедите: яко воста Господь, умертвивый смерть» (Ипакон).
Жены-мироносицы искали Господа не там, где следовало искать. Их сковали страх и горе. Они забыли все, что им неоднократно говорил Господь. К сожалению, мы повторяем ложный путь поиска Господа, хотя нам никто и ничто не мешает. Мы далеки от тех потрясений, которые пережили жены-мироносицы. Надо идти не к гробам, а к храму. Надо искать смысл жизни и Саму Жизнь не среди мертвящей и убивающей материи, а в обиталище Святого Духа. В прекрасный аккорд пасхальных песнопений вплетается тропарь святому Иоанну Златоусту: «Уст твоих якоже светлость огня вуоссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска...» Только у Христа — Истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир, можно получить благодатное озарение и свет разума.
Мы забываем исторический опыт человечества и повторяем ошибки целых народов, хотя великие русские мыслители показывали своему народу путь к богопознанию. Нам более семидесяти лет старались привить убеждение в приоритетности «ценности» материализма и атеизма. Преподавание богословских дисциплин, как и существование духовных школ, было запрещено. Слово «революция» и его синонимы были возвеличены до уровня догмата и не подлежали критике. В то время образованные люди, не только ученые специалисты, уже были знакомы с мнением по сему вопросу наших русских мыслителей. Один из них, В. С. Соловьев, писал: «Народ или земство, восставшее на Западе против абсолютной Церкви и абсолютного государства и победившее их в своем революционном движении, само не может удержать своего единства и целости, распадается на враждебные классы, а затем необходимо должно распасться и на враждебные личности. Общественный организм Запада, разделившийся сначала на частные организмы, исключающие друг друга, должен, наконец, раздробиться на последние элементы, на атомы общества, т. е. на отдельные лица, и эгоизм корпоративный, кастовый, должен перейти в эгоизм личный... Что же касается до общества духовного, то его, разумеется, совершенно отрицает современный социализм».
Благодарение Воскресшему Господу! Сегодня в нашей стране обстановка изменилась. Открываются духовные и церковные школы, возвращаются к жизни уцелевшие храмы и монастыри. Возрождаются милосердие и благотворительность. Российский народ, православные верующие и все граждане бывшей Российской империи увидели духовную пустоту и падение нравов. Господь открыл нам очи, и мы стали искать дорогу к храму, мы осознали необходимость духовного возрождения. Некоторым возрождение дается легко. Некоторые не могут найти к нему пути и продолжают оставаться «во тьме и сени смертной». Сегодня Церковь еще раз напоминает: имеется только один путь к возрождению — со Христом и Его благодатной помощью. Великие богословы нашей Церкви и религиозные мыслители много раз указывали русскому народу путь к возрождению.
Протопресвитер Александр Шмеман писал: «В мире сем Христос был отвергнут. Он был совершенным явлением жизни, какой замыслил его Бог. В Нем была собрана воедино раздробленная жизнь мира, но мир отверг и убил Его. В этом убийстве (мир) умер сам, ибо потерял последнюю возможность стать тем, чем сотворил его Бог, т. е. раем. И, хотя люди продолжают «верить в прогресс», в возможность бесконечного улучшения жизни, во всевозможные «строительства» , отвержение миром Христа означало конец его».
Известный русский православный богослов протоиерей Георгий Флоровский писал, что Достоевский считал Церковь общественным идеалом. Свобода вполне осуществима только через любовь и братство — в этом тайна соборности, тайна Церкви, как братства и любви во Христе. Его диагноз и вывод — только в Церкви и во Христе люди становятся воистину братьями и только во Христе снимается опасность всякого засилья, насилия и одержимости. Только в Нем человек перестает быть опасен для своего ближнего. Только в Церкви мечтательность угашается, и призраки рассеиваются.
Великий русский религиозный мыслитель В. С. Соловьев верил в то, что только духовная сила Христовой истины может победить силу зла и разрушения, проявляемую ныне в таких небывалых размерах, что русский народ в целости своей живет и движется духом Христовым. И чтобы молитва не была языческим пустословием, необходима полная вера в силу Духа Божьего, совершенная преданность всеблагой воле Божией, решительное отречение от всех внешних вещественных, недостойных дела Божьего средств и орудий.
Духовное возрождение — это возвращение к настоящей христианской жизни. Если святой Иоанн Златоуст говорил об удостоившихся святого крещения как о прекрасных растениях Церкви, цветах духовных, новых воинах Христовых, то станет понятным, на какой духовной и нравственной высоте должен быть христианин. Святой Гоигорий Нисский в слове на Пасху о стихе «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24) говорил следующее: «В сем творении солнце есть чистая жизнь, звезды — добродетели, воздух — светлая общественная деятельность, море — глубина богатства мудрости и знания, трава и растения — доброе учение и божественные догматы, плодоносные деревья — исполнение заповедей. В сем творении созидается полный человек по образу и подобию Божию». Святитель призывает каждого из нас сверять свое духовное состояние с этими замечательными словами. Если нам удалось хоть немного очиститься и духовно возродиться, то сегодня как раз тот день, когда святая Церковь приглашает нас возрадоваться и возвеселиться. Мы всегда должны помнить, что новая жизнь христианина — не что иное, как жизнь Воскресшего. Погребенные с ним в крещении, мы и воскреснем с Ним, потому что уверовали в силу Божию, воскресившую Его из мертвых (Кол. 2, 12; Рим. 6, 4). Этой основной уверенностью определяется и та нравственность, которая обязательна для нового человека, рожденного во Христе. «Если вы воскресли со Христом, ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога»,- говорит св. апостол Павел (Кол. 3, 1).
В радостные пасхальные дни святая Церковь напоминает нам о том, что мы должны искать Воскресшего Господа и, найдя Его, подобно женам-мироносицам, проповедовать о Нем всему миру.
Поиск Христа и Его правды поможет нам, даже в долгом странствовании по духовной пустыне, очиститься, освободиться от рабства греху, войти в землю обетования и увидеть, как она прекрасна. Нет большего блаженства, чем молитвенное единение с Богом. Нет большей радости, чем радость освобождения от чувства вины и падения. Нет большего торжества, чем сознание оправданности и невиновности. Нет лучшего мира и покоя, чем умиротворение в Боге. Такое духовное торжество, такой праздник и ликование души дает Господь на праздник Святой Пасхи всем, ищущим Его. Апостолы и жены-мироносицы рыдали, лишившись Господа. Когда же Он по Воскресении Своем явился им, то сердца их наполнились небывалой радостью, которой, как и обещал Господь, никто не в состоянии был лишить их.
Приветствую Вас, всечестные отцы, иноки, инокини, церковные труженики и верные чада нашей Святой Церкви в Санкт-Петербургской епархии радостным пасхальным приветствием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Молитвенно желаю всем духовного возрождения, обновления и вечной пасхальной радости!
ВЛАДИМИР
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
Пасха Христова, 1996 год.
Санкт-Петербург
СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К НАГРАЖДЕНИЮ К ПАСХЕ в 1996 г.
1. | Протоиерей Борис Михайлович Глебов | Настоятель Исаакиевского собора | Служение Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш». |
2. | Протоиерей Иоанн Иоаннович Белевцев | Настоятель Крестовоздвиженского храма села Ополье Кингисеппского р-на Ленинградской обл., профессор СПбДа и С | -"- |
3. | Протоиерей Александр Васильевич Кудряшов | Секретарь СПб Епархиального Управления, преподаватель СПбДА и С, благочинный Царскосельского округа | -"- |
4. | Протоиерей Олег Васильевич Бекаревич | Настоятель храма святого благоверного князя Владимира поселка Лисий Нос | -"- |
5. | Протоиерей Георгий Христофорович Тельпис | Инспектор СПбДА и С | -"- |
6. | Протоиерей Богдан Игоревич Сойко | Настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора, преподаватель СПбДА и С | -"- |
7. | Протоиерей Николай Иванович Кузьмин | Священник Николо-Богоявленского кафедрального собора | -"- |
8. | Протоиерей Виктор Андреевич Голубев | Настоятель храма «Кулич и Пасха» | -"- |
9. | Протоиерей Модест Борисович Малышев | Священник храма святого благоверного князя Владимира поселка Лисий Нос | Служение Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Херувимской песни» |
10. | Протоиерей Аркадий Васильевич Иванов | Преподаватель СПбДА и С | -"- |
11. | Протоиерей Анатолий Иосифович Мороз | Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Усть-Ижоре | -"- |
12. | Протоиерей Александр Иванович Швец | Священник Спасо-Парголовского храма | Митра |
13. | Протоиерей Виктор Павлович Сашин | Священник Серафимовского храма на Серафимовском кладбище | Скончался 10 апреля. Награду не получил |
14. | Протоиерей Вячеслав Михайлович Клюжев | Настоятель храма святой великомученицы Екатерины поселка Динамо | Митра |
15. | Протоиерей Адриан Андреевич Должиков | Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца на Средней Рогатке | -"- |
16. | Протоиерей Алексей Ильич Коровин | Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица | -"- |
17. | Игумен Сергий/Кузьмин Александр Иванович | Настоятель Казанского собора, преподаватель СПбДА и С | -"- |
18. | Протоиерей Борис Борисович Безменов | Преподаватель СПбДА и С | -"- |
19. | Игумен Софроний/Смук Василий Николаевич | Преподаватель СПбДА и С | Палица |
20. | Протоиерей Анатолий Иосифович Метелица | Настоятель храма Воскресения Христова села Яблоницы | -"- |
21. | Протоиерей Константин Михайлович Смирнов | Настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа при Конюшенном Ведомстве | -"- |
22. | Протоиерей Александр Александрович Жарков | Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Шувалово | -"- |
23. | Протоиерей Анатолий Федорович Кожевников | Священник Крестовоздвиженского храма г. Пикалево | -"- |
24. | Протоиерей Геннадий Константинович Катериничев | Священник храма Казанской иконы Божией Матери города Луги | -"- |
25. | Протоиерей Виктор Афанасьевич Сорокин | Священник Димитриевского Коломяжского храма | -"- |
26. | Протоиерей Михаил Викторович Николаев | Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Лодейное поле | Палица |
27. | Протоиерей Николай Иванович Преображенский | Священник Свято-Троицкого собора Александро- Невской Лавры, преподаватель СПбДА и С | -"- |
28. | Протоиерей Виктор Иосифович Грозовский | Священник Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры | -"- |
29. | Священник Алексей Евгеньевич Чухин | Настоятель храма Воскресения Христова села Петрова Горка | Сан протоиерея |
30. | Священник Леонид Анатольевич Степанов | Священник Спасо-Преображенского собора города Выборга | -"- |
31. | Священник Иоанн Михайлович Лущик | Священник Николо-Богоявленского Кафедрального собора | Наперсный крест |
32. | Священник Феодор Андреевич Гуряк | Священник Николо-Богоявленского Кафедрального собора | -"- |
33. | Священник Святослав Викторович Мельник | Священник Николо-Богоявленского Кафедрального собора | -"- |
34. | Священник Борис Леонидович Куприянов | Священник Софийского собора города Пушкина | -"- |
35. | Священник Роман Иванович Грицишин | Священник храма Смоленской иконы Божией Матери | -"- |
36. | Диакон Сергий Иванович Куксевич | Личный секретарь Митрополита | Орден князя Владимира III степени |
37. | Ващенко Михаил Иванович | Регент Николо-Богоявленского собора и заведующий Регентским отделением при СПбДА | Орден князя Даниила III степени в связи с 60-летием |
38. | Игумен Викентий (Кузьмин) | Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры | Крест с украшениями с возложением митры по положению |
39. | Прот. Геннадий Бартов | Настоятель Свято-Троицкого Измайловского собора | -"- |
СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ,
НАГРАЖДЕННЫХ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ АРХИЕРЕЙСКИМИ НАГРАДАМИ
Священник Игорь Викторович Аксенов | Настоятель Свято-Троицкого храма г. Выборга | Набедренник |
Священник Игорь Валентинович Ападьин | Настоятель храма св. блг. кн. Александра Невского пос. Сосновый Бор Выборгского р-на | -"- |
Священник Игорь Николаевич Александров | Священник храма Илии пророка на Пороховых | -"- |
Священник Кирилл Альбертович Борисов | Священник Спасо-Парголовского храма в Шувалово | -"- |
Священник Игорь Аркадьевич Поляков | Настоятель храма вмч. Екатерины на Съездовской линии | Скуфья |
Священник Александр Николаевич Чистяков | Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Набедренник |
Священник Артемий Генрихович Темиров | Священник Андреевского собора | -"- |
Священник Сергий Владимирович Филимонов | Настоятель храма св. вмч. и целителя Пантелеймона на Ручье | -"- |
Священник Александр Михайлович Долматов | Настоятель Смоленского храма с. Виницы Подпорожского р-на | -"- |
Священник Викторин Александрович Кадников | Священник храма Святой Живоначальной Троицы с. Гостиницы | -"- |
Священник Виктор Федорович Никитин | Священник Андреевского собора | Скуфья |
Священник Георгий Михайлович Шекула | Священник собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Новая Ладога | -"- |