СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Прп. ИУСТИН (Попович)

Главная истина Православия — Богочеловек

Все истины Православия происходят и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина — Богочеловек Христос.

Если вы до конца усвоите какую-либо православную истину, то увидите, что ее сердцевина — Богочеловек Христос. И правда, все истины Православия ни что иное, как различные варианты одной Истины — Богочеловека Христа. Православие православно Богочеловеком. И ничем другим, и никем другим. Отсюда и второе название Православия — Богочеловечество. В нем ничего нет от человека и человеческого, но все исходит от Богочеловека и бывает по Богочеловеку. А это значит: главную, вечную истину жизни своей и мира человек переживает и сознает только при помощи Богочеловека и по Богочеловеку

И еще: истину о человеке, о цели и смысле жизни человек сознает в полноте только через Богочеловека.

Без Него и вне Его нет настоящего человека, так как человек становится настоящим только через Богочеловека и в Богочеловеке. Вне Его человек превращается в привидение, в пугало, в бессмыслицу. И на месте человека вы находите отходы человека, обломки человека, огрызки человека. А потому и настоящее человечество суть единственно в богочеловечестве. И другого не дано под небом.

Почему Богочеловек главная истина Православия? Потому что он разрешил все вопросы, которые терзают и мучают дух человека: вопросы жизни и смерти, вопросы добра и зла, вопросы земли и неба, вопросы истины и лжи, вопросы любви и ненависти, вопросы правды и неправды. Одним словом: вопросы человека и Бога.

Почему Богочеловек главная истина Православия? Потому что своей земной жизнью убедительнейше доказал, что Он воплощенная, очеловеченная, личностно вечная Истина, вечная Правда, вечная Любовь, вечная Радость, вечная Сила — Всеистина, Всеправда, Вселюбовь, Всерадость, Всесила. Все божественные совершенства Он принес с небес на землю. И не только принес, но и научил нас, и дал нам благодатные силы, чтоб мы их использовали в нашей жизни, в своих мыслях, в своих чувствах, в своих делах. А поэтому наше призвание — воплотить их в себе и в мире вокруг нас.

Посмотрите на лучших среди лучших в роде людском. В каждом из них Богочеловек представляет это самое лучшее, самое главное, самое вечное, что в них есть. Так Он свет Просветителей, мученичество мучеников, правдивость Праведников, апостольство Апостолов, доброта Добрых, милосердие Милосердных, любовь Любящих.

Почему Богочеловек все и вся в Православии? Потому что Он, Один из Святой Троицы, воплощенный Сын Божий, незаменим и как Бог, и как Утешитель, и как Заступник, и как Учитель, и как Спаситель. Измученный земной трагикой, человек единственно в Нем, всемилостивом Господе Иисусе, обретает Бога, который воистину может утешить во всяком бедствии и тоске, обретает заступника, который воистину может защитить от всякого зла, Спасителя, который воистину может спасти от смерти и греха, Учителя, который может научить вечной истине и Правде.

Богочеловек все и вся в Православии, так как безмерно возвышает до Бога, делает Богом по благодати. Он это сделал не принижая человека, сравнивая его с Богом, и наполнил человека всеми божественными совершенствами. Как никто Богочеловек прославил человека: даровал ему вечную Любовь, вечную Правду, вечную Радость, вечное Добро, вечное Блаженство. И человек через Богочеловека обрел божественное величие.

И если главная истина Православия — Богочеловек, то главная истина всякого инославия — человек сам по воле чувств, души, тела, сущности. Нет цельной Человеческой личности в инославии, она вся разбита на атомы, частицы. И все это делается во славу человеческой личности.

Но как бессмысленно «искусство ради искусства», также бессмысленен «человек ради человека» . Этот путь ведет к самому лукавому, трусливому пандемонизму, в котором верховный идол — человек. И нигде более трусливого идола мы не встретим.

Начальная истина Православия — человек не ради человека, но ради Бога. Или точнее — ради Богочеловека. А потому мы во имя человека остаемся с Богочеловеком. Только в Нем обретает человеческое существо свою возможную разумность, только в Нем возможно оправдание человеческого бытия. В этой истине постигаются все тайны неба и земли, ценности всех миров, о которых человек может размышлять, вся радость и все совершенство, которое человек может познать. Опосредованно и личностно Богочеловек в Православии есть все, а в Нем и человек, в то время как в инославии все — это только человек сам по себе

По сути, Православие есть ни что другое как чудесная личность Богочеловека Христа, пронизывающая века, воплощенная как Церковь. Православие имеет свою печать, свой знак, по которому и распознается. Это светлый лик Богочеловека Иисуса. Все, что стоит вне этого Лика — не православно. Все, что не несет богочеловеческой Правды, Истины, Любви, Вечности — не православно. Все, кто стремится воплотить Богочеловеческое Евангелие в мире сем методами и средствами мира сего и методами царств мира сего — не православны, но подпадают в рабство третьему искушению дьявола.

Быть православным значит — иметь постоянно в своей душе Богочеловека, жить Им, мыслить Им, чувствовать Им, ходить под Ним. Другими словами, быть православным значит быть христоносцем и духоносцем. Этого человек достигает тогда, когда в теле Христовом, в Церкви, всецело, от начала и до конца все свое существо исполняет Богочеловеком Христом. Из-за этого православный человек постоянно распят молитвами между небом и землей, как радуга, которая связует кончик неба с глубинами земными. И пока мы в теле молитвенно ходим по печальному земному муравейнику, душой возносимся в горнее, туда где Христос сидит одесную Бога, ибо жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 1-3).

Богочеловек — движитель всех миров, всего: от атомов до херувимов. Каждый, уклоняющийся от этого движителя погружается в ужас, муки и стенания. Отклонился Люцифер и стал — Сатаной, отклонились ангелы и стали — бесами, отклонился во многом человек и стал — нечеловек. Любая тварь, отклоняющаяся от Него, неминуемо срывается в хаос и тоску.

А когда народ, в своей массе, отрекается от Богочеловека, тогда его история становится путешествием через преисподнюю с ее ужасами.

Монастырь Челие, где почивают мощи прп. Иустина (Поповича)

Монастырь Челие, где почивают мощи прп. Иустина (Поповича)

Богочеловек не только главная истина Православия, но его сила и мощь, потому что только Он спасает человека от смерти, греха, дьявола. Это никогда не мог, не может и никогда не сможет сделать человек, даже самый великий, не сможет и человечество в целом. Поражение будет всегда концом борьбы человека со смертью, грехом, с дьяволом, если он не предводительствуется Богочеловеком. Только через Богочеловека Христа человек побеждает и смерть, и грех, и дьявола. А поэтому смысл жизни человека: исполниться Богочеловеком, в Его теле — в Православной Церкви, преобразиться Им через благодатные подвиги, усилиться Им силой Духа Святого, обессмертиться Им, обожиться и обогочеловечиться. В этом смысл, настоящий смысл всего рода людского. В этом радость, настоящая радость в безмерном море горестей и отравляющей тоски мира сего.

Православие — это Православие Богочеловека. И мы, православные, исповедуя Богочеловека, тем самым исповедуем христоликость человека, божественное его происхождения, божественную его возвышенность, а тем самым исповедуем божественную ценность и неприкосновенность человеческой личности. Получается, что борьба за Богочеловека, есть борьба за человека, за человека с Ликом Бога и Христа.


Другие статьи автора: