ПРОПОВЕДЬ
Архим. ИОАНН (Крестьянкин)
О Святом праведном отце Иоанне Кронштадтском
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА!
От лица наместника и всей во Христе братии нашей святой обители приветствуем вас с началом предпраздничных дней Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа и днем памяти святого священномученика Игнатия и святого праведного Иоанна Кронштадтского Чудотворца.
Предпраздничные дни будут продолжаться по воскресенье включительно.
Суббота и воскресенье — это дни, которые носят наименование «Суббота пред Рождеством Христовым» и «Воскресенье пред Рождеством Христовым».
О святом священномученике скажу всего лишь несколько слов. Он был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и вторым Епископом Антиохийским. Им положено начало введения в нашем церковном богослужении антифонного пения. За исповедание веры, которой он являлся столпом и утверждением, он принял мученическую кончину в 107 году по Рождестве Христове.
Сегодняшнее слово мы посвятим новопрославленному праведному Иоанну Кронштадтскому и всея России и всего мира Чудотворцу.
Сегодня, возлюбленные други наши, мы молитвенно отмечаем день блаженной кончины недавно прославленного нашей церковью великого угодника земли нашей святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Канонизация его была совершена на Поместном Соборе 8 июня нынешнего года, а 14 июня состоялось торжественное прославление новоявленного святого в городе на Неве, на речке Карповке, где стоит храм бывшего Иоанновского монастыря, с усыпальницей Кронштадтского батюшки.
Отец Иоанн еще при жизни почитался святым за великие чудеса, творимые по его молитвам Силою Божиею, столь обильно в нем обитавшею, tie забыли об этом русские люди и после его кончины ходили молиться к его гробнице, да и в домах своих уже молились ему, как святому, хотя еще и не прославленному. А когда наступили трудные дни для нашей Церкви, и закрыли Иоанновский монастырь, и упорно распространяли слухи о том, что, якобы, перезахоронили его останки тайно от всех на одно из кладбищ города, то не верил в это верующий люд, и продолжали приходить к стенам храма. Ежедневно было можно видеть, как группами и в одиночку стояли люди у стеночки усыпальницы и молились. Верили, что чудеса, творимые им при жизни, продолжают совершаться. И вот наступил этот торжественный, радостный день: впервые соборно и открыто священнослужители во главе с Патриархом и весь народ, собравшийся на площади у собора, на всю страну исповедовали праведника праведником.
«Святый праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас, — едиными усты пели все собравшиеся».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский — бесспорно самое значительное явление не только в Русской православной Церкви конца XIX — начала XX века, но и во всей Православной Церкви мира.
Чем же так прославился отец Иоанн? Заслуженно или нет занимает он более, чем кто-нибудь другой центр русской народной жизни? В чем его величие? Думается, в том, что с первых же дней вступления на путь пастырского делания он всего себя без остатка предал этому служению. В юных годах он мечтал стать миссионером и поехать с проповедью христианского учения к язычникам. Но познакомившись с тем, как и чем живет население большого города, в какой материальной и духовной нищете оно находится, он почувствовал, что и здесь те же язычники, так же нуждающиеся в просвещении. В сердце его сложился образ предстоящей ему духовной деятельности. Он говорил: «Какое высокое достоинство, честь и счастье молиться за людей, за это драгоценное достояние Божие! С какой радостью, бодростью, усердием и любовью надо молиться Богу о людях, купленных бесценной Его кровью».
В Кронштадте, куда сразу же по посвящении был направлен отец Иоанн и где прослужил 53 года, основное население состояло из опустившихся порочных людей, которые ютились в подвалах и землянках, пьянствовали и жили в нищете. К ним-то и пошел отец Иоанн, с них-то и начал он свой дивный подвиг самоотверженного пастырского делания. Он стал посещать их убогие жилища, заходил не на короткое время для совершения той или иной требы, как делают это обычно священники, а приходил и реально помогал наладить нормальную жизнь. Ухаживал за больными, кротко беседовал с пьяницами, убеждая их понять пагубность их поведения, возвращал в семью сбившихся с пути отцов, помогал материально, раздавал все, что имел, и нередко возвращался домой даже без сапог. И в большинстве случаев вот такие падшие люди становились опять людьми, к ним возвращался утраченный человеческий образ. И вот эти гражданские бедняки первыми открыли, так можно сказать, святость отца Иоанна, а затем уже его святость почувствовала вся верующая Россия. Но не сразу правильно поняли его в других слоях общества, и для всеобщего признания потребовалось время. Так, открывшийся в нем дар чудотворения был принят настороженно. Безбожная интеллигенция и некоторые лица из духовного звания распространяли о нем ложные слухи. Но истинного Своего служителя защищал от клеветы сам Бог.
И скоро тысячи людей потекли в Кронштадт. Простой и доступный для всех, не монах, не затворник, не старец, а простой священник, — он благодатию Божией творил чудеса и совершал богослужения с необычной силой и снискал себе поистине всенародную славу.
Родился будущий великий пастырь Русской Православной церкви 19 октября 1829 года на Крайнем Севере, в селе Сура бывшей Архангельской губернии в семье псаломщика. Отец его Илья и мать Феодора были бедными, но очень набожными и благочестивыми. Ребенок родился очень слабеньким, и дабы не умер без святого крещения, его поспешили окрестить, дав имя в честь преподобнаго Иоанна Рыльскаго, память котораго празднуется как раз 19 октября. Вскоре он окреп, и стал здоровым мальчиком, но тогда никто не предполагал, что ему суждено стать величайшим светильником Церкви Христовой, подучив от Бога всю полноту Духа Святого. Благочестивые родителя с ранних лет приучили его к молитве, и под влиянием их собственного примера он вырос благочестивым. Доброе семя, посеянное родителями, прорастало, и уже в пять лет были видны плоды. Он умел сострадать чужому горю, и односельчане часто просили его помолиться, замечая в нем этот благодатный дар. Он сам рассказывал, вспоминая свое детство: «Ночью я любил вставать на молитву. Все спят, тихо, не страшно молиться». И уже в расцвете своей славы, когда приходилось ему много ездить, посещая больных, на вопрос, чем он бывает занят во время своих иногда длительных поездок, отец Иоанн отвечал: «Я молюсь, я постоянно молюсь. Я даже н не представляю себе, как можно быть без молитвы, воистину молитва есть дыхание души». С отцом он постоянно ходил в церковь и полюбил общую молитву и церковные службы и богослужебные книги. Впоследствии он сам говорил, что все свое благочестие он почерпнул из чтения богослужебных книг. И когда сам уже стал священником, особое значение придавал чтению канонов на утрени, и почти всегда читал их сам. «На этом чтении, — говорил он, — я воспитался в церковной жизни». Какое бесконечно глубокое содержание заключается в них, в этих ежедневных воспоминаниях о великих праведниках, об их святой жизни, о их подвигах. И через это чтение душа мало-помалу привыкает к церковной жизни. И если кто-либо решит регулярно, каждодневно читать эти каноны, он будет ежедневно возрастать в духовной жизни». По словам присутствующих в это время на клиросе, в этом потрясающем душу чтении слышалось, чувствовалось умиление, восторженность, радость, твердое упование и глубокое благоговение, и оно врезывалось в память навсегда. Он читал как бы беседуя с присутствующим около него Христом, Божией Материю и святыми, все чувствовали, что тут не простое чтение, а именно беседа с Существом видимым и Сущим, и сам он глубоко переживал то, что читал. Был случай, когда отец Иоанн одному не пришедшему на клирос певцу попенял, в нашем выражении, — пожурил его: «Ну, что же ты не пришел, а я за тебя почитал, помолился. Нет, ты еще не понимаешь, не чувствуешь этих благодатных слов молитвы, ведь когда их читаешь, то весь как бы в огне горишь». Замечательны и высказывания его о Литургии: «Божественная Литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенно ближайшим теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи невидим. Нет ничего на свете святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургия. Храм в это время бывает земным небом».
Повторим вопрос: чем отец Иоанн был так велик, почему так известен, что именно к нему стремились огромные толпы людей, присылали сотни писем с различными просьбами?
Да потому, что ему был дан особый дар помогающей и исцеляющей молитвы. И он щедро делял им людей, жаждущих его молитвенной помощи. Много тысяч душ извлек он из тины греха, много спас от отчаяния, утешил, а молился за людей он настойчиво, даже казалось, что он не просит у Бога, а настойчиво требует исполнения просимого. Он как бы хватается при этом за край ризы Господней, требуя милости душам, вверенным ему от Бога. И неслись эти молитвы за страждущий люд к Богу за каждой совершаемой им Литургией. Совершение отцом Иоанном Литургии не поддается описанию. Он совершал ее с особой, свойственной ему силой, и чтобы постичь его веру и дух, надо было с ним помолиться в алтаре. Вся служба —это непрерывный молитвенный горячий порыв к Богу. Во время ее он воистину посредник между Богом и людьми, ходатай за грехи людские, и он всегда истово совершал богослужение. Во время службы он всегда сосредоточен и самособран так, что Даже трудно представить и передать его состояние, он в это время находится в своем особом мире. Всех присутствующих он поражал глубиной своей молитвы. Это его личное состояние, когда он возгорался душой и сердцем, воспринимая благодать Божию, не могло не передаваться окружающим. Здесь он сознает ответственность за тех людей, которые, обращаясь к нему с различными просьбами, ждут его предстательства пред Богом, надеются, что он испросит, непременно испросит у Бога то, что им необходимо. Очень сильное впечатление производят на присутствующих слова, произносимые после возгласа: «Возлюбим друг друга», когда он, лобызая сослужащих в оба плеча, произносит: «Христос посреде нас, живый и действуяй!». Обычно священнослужители произносят только «Христос посреде нас», а отец Иоанн ощущает при этом присутствие Самого Христа, живого и действующего, и при этом невольно думается: да, вот Он среди нас находится и не как отвлеченная доктрина, а Он — живой посреде нас, живой и даже действует. Один священник по этому поводу пишет: «При этих словах жутко становилось, трепетом великим невольно наполнялась душа. Я готов был упасть на колени пред Престолом, и унес навсегда впечатление от этих слов, как какое-то сокровище». Думаю, что при этом у многих всколыхнулось святое чувство, и прав он, высказывая свое предположение. Все, находящиеся в алтаре, наблюдая за священнодействиями отца Иоанна, и сами переживали вместе с ним. Это передавалось и стоящим в храме, ощущалось, будто все почувствовали, что они живут во Христе, что Он стал близок им, благодаря молитвам отца Иоанна. Сознавая свое недостоинство, многие плакали. Сохранилось письменное свидетельство человека, случайно, как принято говорить, зашедшего в храм во время Литургии. Вот что он пишет: «Я зашел в собор просто от нечего делать. В жизни я много испытал, растерял веру и озлобился. Ни в храме, ни в молитве я не искал успокоения. Но с первых же услышанных мною слов священника, совершавшего службу, меня покорила живая вера в нем. «Христос посреде нас», — произнес он, и я почувствовал, что Христос пришел, что именно Его мне нужно, Его близости мне не доставало для спасения' в этой сутолоке жизни. А когда произнесли «Со страхом Божиим и верою приступите», стало страшно, а приступить нужно, ибо там — жизнь. Я почти инстинктивно двинулся к Чаше, но вспомнил, что я не причащался десятки лет, да и перед причащением надо готовиться. И я отступил и заплакал. После службы отец Иоанн сам подошел ко мне, заговорил со мной, и через несколько дней я стал счастливым и верующим. Каждое произносимое отцом Иоанном слово, каждое движение за Литургией полны глубокого значения. Вот он произносит слова «Пиите от Нея вси...» — и чувствуется, что ему хочется обратить внимание молящихся и сказать ям: «Слышите ли вы, что и за вас, стоящих в данную минуту, а не только за тех, кто стоял тогда у Креста, пролита Божественная Кровь. Не за отвлеченное человечество, а живых людей и даже за тех, кто забыл или отверг Бога». И за всех тех, кто обращался к отцу Иоанну с просьбой помолиться о них, за всех пролита пречистая Кровь Христова, и Она спасает всех, желающих спасения. «В этих словах, — говорит отец Иоанн, — бездна любви Божией, спасающей людей». Такая глубокая вера и молитва пастыря не может быть не услышана. Отсюда и чудеса исцелений, и проявление прозорливости и поток страждущих к Кронштадтскому пастырю. Все спрашивали отца Иоанна, что делает его во время Литургии таким сосредоточенным. Ведь иногда бывает в это время вокруг так много беспорядка. Он отвечал: «Этого я достиг привычкой. Нужно научиться быстро сосредотачиваться, овладевать собою, и путем продолжительной работы над собою можно этого достичь. Пастырь должен научиться распинать себя ради своей паствы». С особой силой воздействовал отец Иоанн на народ во время совершения им таинства исповеди. Перед началом Литургии он проводил общую исповедь. Он вынужден был совершать именно общую исповедь из-за множества исповедников. Об этих необыкновенных исповедях знали очень многие и стремились принять в них участие. Простые по форме, но сильные по духу слова отца Иоанна трогали и буквально потрясали до глубины души и побуждали к искреннему раскаянию. На исповедающихся при этом действовали особые благодатные силы, и исповедь бывала подобием Страшного Суда. Обычно отец Иоанн стоял на амвоне большого Андреевского собора, вмещавшего в себя до пяти тысяч человек, и пламенно горячо молился, испрашивая у Господа прощение всей кающейся людской массе. В соборе царило общее чувство покаяния, люди громко произносили свои грехи, каялись и плакали. Плакал и отец Иоанн, соединяя свои слезы со слезами кающихся. Он смотрел на стоящих своим глубоким взором и своими слезами омывал скверну людских грехов, и в этом проявлялась его глубокая, всеобъемлющая, чистосердечная любовь, к людям. Как истинный пастырь, он душой скорбел за овец своих. Дав некоторое время для покаяния, отец Иоанн спрашивал их: «Покаялись ли вы, желаете ли исправиться?» И услышав утвердительный ответ, поднимал епитрахиль, как бы покрывая всех исповедников, и читал разрешительную молитву. Теперь раздавались уже вздохи облегчения. Для того, чтобы показать действительность общей исповеди, Господь удостоил одного из присутствующих дивного видения: в тот момент, когда отец Иоанн с поднятой епитрахилью читал молитву, он увидел Спасителя, простирающего на всех кающихся Свои руки, как бы объемлющего всех. С пламенным служением и необычайным молитвенным подвигом о. Иоанна связан дивный дар чудотворения, который прославил его не только на всю Россию, но и за ее пределами, по его молитвам совершались при его жизни и по его блаженной кончине великие чудеса. Причем совершались они наедине и при большом стечении народа, и даже заочно. Было достаточно написать ему письмо или прислать телеграмму, и по его молитве чудо совершалось.
Ему ежедневно приходило так много писем, что Кронштадтской почте пришлось открыть специальное отделение только для его переписки. Получал он и огромные суммы денег и все их тратил на благотворительность. В данном вопросе он проявлял удивительную прозорливость, раздавая деньги имен» но нуждающимся.
Тяжел был подвиг этого необыкновенного труженика на ниве Христовой.
И для того, чтобы хотя частично узнать о нем, надо знать, как и чем был заполнен его день. Ежедневно он вставал в 3 часа ночи. Около 4-х часов отправлялся в собор к утрене. У собора уже встречала его толпа народа, жаждущего получить хотя бы благословение. За утреней он всегда сам читал каноны, так как придавал этому большое значение, как уже было сказано выше, и перед Литургией проводил общие исповеди, которые требовали большого напряжения сил физических и духовных, и затем совершал Литургию. Письма и телеграммы ему приносили прямо в алтарь. Он тут же прочитывал их и молился за тех, о ком просили. После службы он отправлялся по бесчисленным просьбам к больным и возвращался домой около полуночи. Можно полагать, что некоторые ночи он совсем не спал.
Так жить и трудиться можно только при благодатной помощи Божией.
Возросшая его известность и слава тоже являлись тяжким подвигом, ибо где бы он не появлялся, моментально около него вырастала толпа жаждавших встречи с ним.
Он охотно делился своим пастырским опытом с другими священнослужителями. Сам о себе он говорил так: «Правда, все это, что я делаю доброго — то делаю по милости Божией. А помощь Божию я на себе вижу во всем».
В утешение и назидание нам о. Иоанн оставил свой знаменитый дневник «Моя жизнь во Христе», три тома проповедей и много отдельных сочинений. Основная мысль всех письменных его творений — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, преданность вере и преданность Православной Церкви, как Единой спасающей.
В проповедях он обращался к народу, призывал: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству».
Все заветы о. Иоанна остаются жизненными и важными и поныне. И сознавая это, мы в радости произносим:
«Светильника веры и благочестия, молитвенника к Богу теплого восхвалим вернии в пениих и в песнях духовных, Иоанна праведного пастыря Кронштадтского, его же Христос чудесы многими прослави и дивно церкви Российстей показа».
Други наши, сейчас, когда мы переживаем крайне сложное время, когда оживают старые ереси и расколы и родятся новые, достойно и праведно нам именно теперь вспомнить о том, что говорил об этом и о чем предупреждал свою паству ныне светло прославленный великий праведник и чудотворец Иоанн Кронштадтский.
Слушайте внимательно.
«Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, но нельзя считать их все за истинное и спасительное. Безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению в вере». Слушайте дальше внимательно. «Самое вредное дело в христианстве, в этой Богооткровений небесной религии есть главенство человека в церкви, например, папы Римского и его мнимой непогрешимости. Сколько погрешностей, величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая папская церковь в догматах, в обрядах, мертвяще злобных отношениях католиков к православным. В хулах и клеветах на Православную Церковь».
Святый праведник говорит: «Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей глава есть Всемогущий царь Победитель ада — Иисус Христос. Царство есть — церковь, воинствующая с началами и властителями и миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесной. Духи злобы воюют с людьми (прислушайтесь!) опытно, умно и метко, хорошо изучив все их страсти и наклонности. Один человек в поле не воин, да и великое общество без главы Христа ничего не может с таким врагом. Только силой Христовой благодати от Церкви, от общественной молитвы, и таинств побеждается враг злокозненный нашего спасения. А католики выдумали новую главу — Папу, унизив Единую Истинную главу Церкви — Христа. Лютеране отпали и без главы остались, англикане тоже — церкви у них нет. Союз с главою прерван, помощи всесильной нет, а потому призыв св. праведного Иоанна — строго держись единой истинной веры и церкви — обращен ко всем жаждущим жизни. Единственный правильный путь в наше лукавое время, исполненное лжи и обмана, — это путь, указываемый и великим праведником: «Борись со всяким злом немедленно, гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью Православию».
Еще надо напомнить в сегодняшний день прославления, отец Иоанн Кронштадтский говорит: «Россию куют беды и напасти. Крепись, Россия, кайся и молись!»
Господь как искусный врач подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни.
«Но я предвижу, — это слова праведного Иоанна, — и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога, во Святую Троицу и будет по завету святого князя Владимира, как единая церковь...»
Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.
Преподобный Серафим Саровский еще в начале прошлого века сказал: «У нас вера православная, церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима. Имущих веру и благочестие — сих врата адовы не одолеют.
Из истории России видно, что есть соответствия внешней судьбы нашей родины с внутренним состоянием народного духа. Поэтому необходимо понять, что как грех привел к катастрофе, так покаяние способно привести к восстановлению России».
Повторю намеренно.
«Необходимо понять, что как грех привел к катастрофе, так покаяние способно привести к восстановлению России».
Многим из вас это стало известно из творений при.. Нила Мироточивого, Афонского подвижника; созвучного с ним так же прп. Калинника Румынского. Оно как-то сейчас соединяется как бы в одно целое, с этим периодом времени, в который мы с вами живем и переживаем. Но предупреждаем с этого места мы, служители церкви: будьте же вы благоразумней, мудры и рассудительны! Глубоко веруйте, что тайна, о кончине мира не известна даже Ангелам. Ответил Сам Христос Своими устами (читаем в 1-й главе Деяний Апостольских). На вопрос, когда это будет, ответ был получен таков: «Не ваше дело». Читаем об этом в 24 главе Апостола и Евангелиста Матфея, читаем об этом также в посланиях к Солунянам или Фессалоникийцам, — тоже однозначный ответ.
Поэтому не будьте дерзкими, не будьте безрассудными, не проникайте в тайны сокровенные, ведомые только Триипостасному Богу и никому больше.
Эти годы — и минувший 90-й, и наступающий 91-й и 92-й будут годами, в которые мы будем подвергаться новым испытаниям. О чем говорили, так и было — грех привел к катастрофе.
Некоторые священнослужители, которые присваивают себе особые непогрешимые сравнения с нами — я не сравниваю это с догматом непогрешимости папы Римскаго — а просто считают, что они именно, вот они — стоят на правильном пути. Других стараются именно ввести в заблуждение, ничего не пережив, ничего не познав, ни с чем не сталкиваясь. Но можно ли ждать сочувствия со стороны, в той или иной болезни, при том или ином недуге, при иной скорби, печали, нужде — когда человек с этим не соприкасался. Он будет к вам очень внимателен, почтителен, с уважением выслушает и ответит, но все это будет веять холодом. А вот когда человек сам это пережил и перенес, тогда он с полслова понимает это, и вы уже чувствуете, что это — не от ума, а из сердца исходит готовность понять этого страждущего человека. И чем только возможно помочь...
Не проникайте в эти сокровенные тайны, особенно женский пол, да и мужской вместе с ним. Строят какие-то свои домыслы и стараются сами сбиться с правильного пути и других сбить. Поэтому годы предстоящей нашей жизни, они будут годами, когда мы будем искупать свою вину за свои грехи. И вот сейчас приходится слышать и, может, что-либо причитывать, хотя бы бегло из-за занятости и недостатка времени — никто не говорит о Промысле Божием, все только указывают вину: «вот в этом вина, вот в этом они не так поступили, вот в этом вы не так ориентировались».
Значит, тогда не существует Промысла Божия, значит, управляют миром люди?! Ведь это же страшное заблуждение! Нет ничего не возглавленного на земле, потому, что все принадлежит Богу. И Бог знает, в какое время ниспослать Свои милости и когда нас посетить Своим праведным гневом. Потому то, что предстоит, и сейчас уже начинающееся и будет продолжаться — это будет призывом к покаянию. И вот о тех двух святых, упомянутых мною — и о прп. Ниле Мироточивом и прп. Калиннике Румынском — это только призыв к покаянию, а не к кончине мира.
А вы уже сейчас берете на себя, хоть отдали бы... А кто мне это открыл?.. Если Господь ответил даже Своим ближайшим ученикам, которые сопутствовали во время его земной жизни, и не позволил им — «Не ваше дело» — это значит: уже положен конец, чтобы никогда Я не слышал из ваших уст такого вопроса, чтобы проникли в эту вековечную тайну. А вот к этому — это есть призыв к покаянию. Вот мы и должны с вами к этому готовиться, вот в эти годы, что посетит нас праведный гнев Божий, для того, чтобы мы с вами опомнились. И начали по-настоящему, так, как каялись современники батюшки о. Иоанна Кронштадтского. А не такими отдельными тремя словами: «делом, словом и помышлением». Это — не покаяние. А вот надо глубоко проанализировать самого себя и со слезами раскаяния принести Господу покаяние. Вот, чего хочет Господь, ждет от нас Господь, чтобы мы все это совершили.
Вот поэтому предупреждаем вас: тверды будьте, бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды, все да будет у вас с любовью. И чтоб обязательно ко всему, как приправа — должно быть рассуждение, и ничего от своего ума.
У нас основой является Священное Писание. А Священное Писание мы должны понимать так, как его истолковывают Святые Отцы. А не так, как многие по своему неведению и по своим, я бы сказал, дерзости и неблагоговению, берутся разрешать такие вековечные тайны.
Поэтому будьте предупреждены, не верьте бабьим басням, потому что последнее время не будут принимать истинное учение, вот о чем мы с вами сейчас говорим, а будут именно что-то измышлять от своего заблудного ума, от чего надо остерегаться нам самим и других остерегать от этого. Так вот поэтому все предстоящее ближайшее и последующее время — это будет время призыва к искреннему покаянию. После покаяния мы почувствуем, как и современники, присутствовавшие на исповеди батюшки праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца, тогда они почувствуют облегчение; так и мы почувствуем облегчение — так снова засияет солнце Любви и Милосердия Божия.
События XX века показали, что мир стоит перед лицом гибели. Все в один голос, только по-разному излагают, а суть одна и та же — дай Господь нам всем мужество очнуться, чтобы понять, что заблудились во мраке обольщения. Вот тогда-то миру и понадобится Неугасимая Лампада — Святая Русь, ибо без нее не выбраться Вселенной из трясины. Россия — будь такою, какая ты нужна Христу!
А мы, чада святой Православной Церкви, должны быть такими, какими нас научают ныне прославляемые святой священномученик Игнатий Богоносец и святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец и стараться все силы без остатка отдать, именно все, что требует от нас наш христианский долг. И так оправдать высокое звание человека и оправдать, что ты — русский, крещеный, православный и верный до последнего издыхания Святой православной Церкви.
Аминь.
20 декабря/2 января 1991 г. Псково-Печерский монастырь
Другие статьи автора:
-
Слово о малом доброделании
№1 ( 1990 г. ) -
Девять заповедей блаженства
№2 ( 1990 г. ) -
Девять заповедей блаженства
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Россия через семь таинств
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Краеугольный камень жизни — Бог
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Собор новомучеников и исповедников российских
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Слово в неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Тайна беззакония
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Притча о сеятеле
№16 ( 29.07.1996 1996 г. ) -
О пути спасения
№17 ( 14.07.1997 1997 г. )