Проповедь
Архим. Иоанн (Крестъянкин)
О пути спасения
(Слово в неделю 32-ю о Закхее. Перенесение мощей Иоанна Златоуста)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Други наши!
Круг церковного богослужебного чина снова привел нас к вратам Великого поста. И мы в преддверии его опять, как и ежегодно, встречаемся с Закхеем — «праведным», «справедливым», по имени (ибо это значит имя его), но грешным по делам человеком, начальником мытарей, который очень долго и Бога не боялся и людей не стыдился.
Но, именно этот, грешнейший многих грешников человек удостоился войти в церковную историю тем, что он дал образ первых шагов грешного человека навстречу Господу, и пример его жизни явил откровение о милосердии и внимании Христа к этим первым шагам грешного человека.
И сегодня, так совпали нынче дни, мы с вами особенно молитвенно поминаем того, кто ежедневно напоминает нам о себе, чей орган души, сердца и уст сподобился Божиим велением пропеть миру единственные, неповторимые слова, дающие жизнь миру — слова Божественной литургии.
Мы поминаем великого учителя Вселенской Церкви — святого святителя Иоанна Златоустого. Ибо это день памяти возвращения святых его мощей из заточения в Царьград на свой патриарший престол, откуда человеческим коварством и клеветой сбросила его сатанинская злоба, желая разбить этот Богоизбранный сосуд.
Но величие духа Святителя, всецело от младенческих лет преданного Богу, победило бури жизни, и слова: «Слава Богу за все», — увенчали его многотрудную, многоскорбную и многоплодную жизнь.
«О, Иоанне! Житие твое в правду скорби исполнено бе, но смерть твоя честная, гроб твой славен, мзда твоя многа», — так оценили современники Святителя жизнь его сразу после его отшествия.
А как оценим мы эту поистине великую в Боге жизнь через 1585 лет после его кончины, если и по сей день мы ходим к источникам живой воды, водимые его учением, его словом?
И, если пример Закхея-мытаря — это начало обращения грешника к Богу, то великий Златоуст всей своей прожитой жизнью, своей смертью и своей жизнью после смерти оставил пример, как надо жить с Богом и как можно достигнуть жизнью Богоподобия и святости, чтобы жить вечно и на земле и на небе. Но начнем беседу нашу сегодняшнюю с первых шагов, с обращения к Богу, начнем с Закхея, ибо подобно ему мало ли людей еще блуждают по распути-ям жизни во мгле житейского тумана, озираясь туда и сюда, водимые призрачными целями, вдали от Бога.
Богатство и страсть к наживе; сладострастие; слава, любая, пусть даже и недобрая, но слава, выделяющая из общей массы, из толпы — вот удел многих. Не узнаем ли мы и себя в этой толкотне и в этой людской толпе?
И здесь же и Закхей-мытарь — славный неправедным богатством и униженный всеобщим презрением и от богатых и от бедных.
Толпа жаждет хлеба и зрелищ, и она вокруг Христа, и ее любопытство скользнет по Нему лишь взором, и пойдет дальше, и угаснет, поглощаемое житейскими земными заботами и пристрастиями.
Любопытство же Закхея, уязвленное слухами о праведнике и чудотворце, который не гнушается ни прокаженными, ни грешниками, желает видеть невероятное, неслыханное — человека, умеющего любить.
И Закхей делает первый шаг. Он выбирается из толпы, он забегает вперед ее и, забывая себя, забывая, кто он по положению, по возрасту, делает совершенно невероятное, забирается на дерево, поднимается над землей.
Маленький, важный и уже пожилой человек, забыв как он выглядит в глазах толпы, карабкается ввысь.
И в тот же миг, желая видеть человека Христа, он встретил Христа-Бога.
«Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», — слышит Закхей слова Спасителя, обращенные к нему, слова, вознаграждающие его первоначальные усилия.
И, дорогие мои, в жизни Закхея совершилось чудо!
До встречи души с Богом! И в настоящее время это самое реальное, самое настоящее чудо, которое совершается ежедневно и которое многие из нас уже пережили в момент своего обращения к Богу.
Сейчас многие говорят о видениях и откровениях, как о чуде, и многие пытаются утвердить веру свою этим, забывая, что это может быть, а чаще всего и есть, просто прелесть и вражий козни на дерзнувшего сопротивляться духу времени.
А вот то, что он — современный человек, выросший и воспитанный без Бога, приходит в Церковь, и что Господь и его встречает словами: «Сегодня Мне надобно быть у тебя... ныне спасение дому сему...», — вот это не мнимое, а действительное чудо. И сколько еще таких чудес Божиих, составляющих наш религиозный опыт, нашу жизнь в Боге, откроет нам Господь. Нам же надо только учиться видеть и хранить каждое ощутимое касание Бога к нам, только это даст твердость в вере.
А Закхей, потрясенный чудом, весь как бы сгорел в благодарной самоотдаче себя Господу: «Господи! Половину имения я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И это уже следующий шаг навстречу Богу, это уже началась его новая жизнь в Боге. Так он пошел за Христом по пути спасения.
Вот и мы с вами уже в Церкви, и чудо встречи со Христом в жизни многих из нас уже состоялось.
Но сделали ли мы свой следующий шаг за Христом, не омертвела ли снова душа наша, не отдались ли мы маленьким приобретениям и пристрастиям? А может и вздыхает душа, но только в самоусладительной возне и копошении в себе и вокруг себя, опять парализованная землей, и, отвергая правду Божию, ищет своей правды.
Да, первая ревность о Боге, рожденная встречей, постепенно слабеет. И устремленный к Богу человек начинает ощущать, что шаги его за Христом становятся все тяжелее, и иго Христово, благое и легкое, которого мы не ощущали раньше, как бремя, гнетет нас к земле. И так хочется сбросить этот гнет заповедей и даже нарушить верность догматам, а мир и толпа начинают особенно теснить обращенного, и диавол вспоминает нашу первую любовь к нему и подступает к нам со множеством своих соблазнов.
И в этот момент так часто многие в недоумении опускают руки, и тиранская власть печали сокрушает все в жизни нашей, стирая и само светлое воспоминание о Божией благодати и милости Божией к нам.
И один вопрос сверлит сознание наше: «Почему померк свет, как ушло то, чего казалось должно хватить на всю жизнь?» И ведь заметьте, дорогие мои, многие в этот ранний период нашествия печали еще с большим усилием и даже с каким-то иступлением усиливают внешнее делание, внешние подвиги.
Но увы! Внешняя и внутренняя жизнь сокрушается все больше, и часто человек возвращается вспять на прежнее, а иногда и на более худшее.
Почему? Но, как у Закхея-мытаря в трудное время его духовного взросления оказались рядом Апостолы Христовы, воспитавшие его и приведшие в свое время и к святительскому служению (как гласит предание), так и рядом с нами есть и народ Божий, и пастыри Христовы, и Святители, и вся Церковь с Пасты-реначальником Христом. И Господь Сам через чело-веков вразумляет искренно и с верой идущего к Нему. И недостало бы нам времени перечислить всех великих мужей Божиих, воспитанных Церковью, и в свое время воспитывающих тех, кто идет вслед за ними ко Христу.
Только надо действительно идти вослед. И ныне в почитание памяти Великого учителя вселенной Иоанна Златоуста пойдемте же по пути спасения за Христом, водимые воссиявшей от его уст Божественной благодатью. А в области учительства он один сделал так много, что и здесь нам придется ограничить свою ревность, коснувшись наиболее важных в настоящий момент жизненных вопросов, и в его писаниях и в его жизни поищем и найдем мы ответ на свои «почему».
Кто из нас не знает, какое тяжкое, какое смутное время переживает сейчас наш народ, наша Церковь. Никогда на ниве Христовой не было столько плевел и таких разнообразных, как ныне. Никогда враг человеческого спасения — диавол не употреблял столько усилий к разрушению Царства Божия на земле нашей. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как теперь, и никогда, наверное, и мы верующие не были так бессильны, слабы и маловерны.
И говорили мы с вами ранее о том, почему именно, Церковь — Корабль спасения и его кормчие подвергаются гонениям, клеветам, наветам и всякой другой воинствующей на нее брани.
Но полно, только ли ныне в 20-м веке явилось бедствие это? Послушайте же, что говорит Святой Иоанн Златоуст о Церкви в 404 году.
«О чем скорбишь ты и крушишься?» — обращается Святитель-мученик из жестокого заточения к своей современнице за три года до своей мученической кончины, гонимый все больше и все дальше без всякой своей вины — единственно за свою ревность по Богу и ревность о погибающем человеке.
«О чем скорбишь ты и крушишься? Что смущает душу твою? Что жестокая и мрачная непогода облегла Церковь, и все обратила в безлунную ночь? Что день ото дня высоко поднимаются волны мучась родами жестоких кораблекрушений? Что больше и больше растет и умножается гибель вселенной? Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш уже обратился в плач: и радость — в печаль».
Предчувствие гибели мира в 4-м веке снедает душу святого мужа. Грозовые тучи грядущих бедствий зрят праведные мужи и старцы Оптинские в начале 20-го века, те мужи, которых в наше время мы уже видим в сонме святых. И апокалипсические казни коснулись и нас грешных. Но вот чудо, в этом всеобщем бедствии и сокрушении рождаются и восстают светила духа — святые и Божий люди.
И в 4-м веке — многие ведомые, среди них Вселенский учитель Иоанн Златоуст, и неведомые, кого учил он и кому писал свои письма из изгнания. И в 20-м веке — многие ведомые — Святитель и Патриарх Тихон, праведный Иоанн Кронштадтский, и тоже многие и ведомые и неведомые святые, и праведные, и мученики, и святители, и пастыри, и миряне. И все бедствия, сквозь которые пришлось им пройти, им не только не помешали, но сделали их еще более блистательными.
И опять наш вопрос: «Но, почему то, что одним в погибель, для других вящая слава?» И вот ответ за всех за них Святителя Иоанна Златоуста:
«Видя бедствия я не отказываюсь от лучших надежд моих; думаю о Правителе всех происшествий, о Господе, Который не искусством побеждает непогоды, но единым мановением укрощает бурю».
Итак, исполнено всеми ими слово Апостола: «Смиритесь пред Господом и вознесет вас...» А нам это еще предстоит исполнить, чтобы дальше идти за Христом и во след Его учеников.
И повторяю еще раз, други наши: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». Смиримся же под крепкую руку Божию, принимая все от руки Его. В этом наше спасение.
«Но не вдруг, не вначале чудодействует Господь, — продолжает свое наблюдение и наставление Св. Златоуст, — а когда большинство станет терять надежду, Он явит Собственную силу с одной стороны, а с другой воспитает терпение в терпящих».
И он же, Златоуст, этот великий учитель Церкви и великий терпеливец, предупреждает нас с вами: «Не упадайте же духом. И помните, что одно только ужасно, одно есть действительное искушение— это грех». Только грех страшен, все прочее пустое — «баснь».
Все проходит. «Укажешь ли ты мне на коварство, или на притворство, или на обманы, на лесть, на злоречие, на обвинения, на изгнания, ...хоть на борьбу целой вселенной. Каковы бы ни были все наши неприятности, но они временны и кратковременны, существуют для смертного тела, но не вредят бодрому духу. Итак, пусть ничто случайное не возмущает тебя; не зови того и того, не гоняйся за тенью, ибо помощь человеческая — тень. «Иисуса, Которому служишь, Иисуса зови непрестанно; одно мановение Его— и вмиг все изменится. Он вдруг начинает все приводить в тишину и всему давать неожиданный оборот, ибо Бог может нам даровать не только те блага, которых мы ожидаем и надеемся, но может сделать несравненно больше и бесконечно лучше.
Так вот в чем кроется наше расстройство, дорогие мои, — оставаясь внешне со Христом, мы внутренне опять о Нем забываем, и не мы идем за Ним, но Его ведем за собой. «Смотри, Господи, любуйся на мои труды, на мои подвиги, и я сделаю еще и то, и то.
Я! Я и я! И вот наше «я» заслонило от нас Христа, и наше «я» изнемогает от собственной немощи и бессилия. А Христос только смотрит на нас с некоторой укоризной, как на несмышленых детей Своих, позволяя вполне насладиться нашим бессилием, чтобы мы опять пришли к Нему теперь уже сами.
А Иоанн Златоуст вместе с Апостолом Иаковом утверждает для нас единственно спасительный путь: «оставь свое», «покорись Богу» и этой покорностью Ему противостанешь диаволу. И только тогда эта страшная темная сила убежит от нас.
«Не смущайся же, но всегда и за все благодари Бога, прославляй, зови, моли, повергайся пред Ним; не тревожься, хотя бы пред тобою восстали тысячи тревог и смятений. В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель. Он Един может и падших восстановить, и заблудших обратить, и соблазнившихся исправить, и грешников, совершивших тысячи преступлений, переменить и сделать праведными. Если Он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче поправить Ему то, что есть и что дано было».
А всем нам немощным, но несомненно верующим во Христа, не следует опускать руки и головы, но надо нам приводить на память и сердце слова, сказанные Господом Апостолу Павлу: «Довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9).
И, други мои, не явно ли нам сейчас, что многое из настоящего уже было и прежде, и пусть мы не видим теперь знамений и чудес, но находим мы и теперь дела, не уступающие чудесам, ясные следы Промысла Божия и помощи Божией.
Так каждому из нас предлежит делать дела своего личного спасения. Каждому из нас дан крест нашей личной жизни, указан путь, и, именно на нем, ты только и будешь полезен, только на нем будешь делать дело по воле Божией, а не по своей или еще хуже — по вражией; именно на это дело, отпускаются нам от Бога нужные силы и разумение.
Так отвечают нам на наши вопросы примеры жизни праведников Божиих и их учения.
Вот пожелание Св. Златоуста через письма его каждому христианину: «...Желал бы я тебе такого утешения, чтобы ты вовсе не смущалась, не плакала, а жила бы весело и спокойно...» верой Богу и надеждой на Него.
А нам с вами, други наши, остается только смертью Иоанна Златоуста еще утвердиться, что у Бога нет мертвых, но все живы, и что идут праведники во след любимого Христа своим крестным путем, своей вольной волей.
Ведь когда через 30 лет после смерти Святителя император Феодосии соизволил вернуть его гроб из изгнания в столицу, то Святитель не пожелал исполнить его волю. Посланные не могли сдвинуть гроб с места, так он стал тяжел. И восчувствовал правитель свое согрешение пред праведником. И оплакал он пред усопшим, как пред живым, и свое согрешение и грех матери своей — гонение и смерть Златоуста от ее злобы. И написал Феодосии письмо покаянное и отправил письмо ко гробу Святого, моля Златоуста вернуться: «Прости ми дерзнутое начинание, покрой пучиною твоея премудрости; покаянию всех учивый, прости мя кающегося; и яко детям отца любящим, по-даждь себя нам, и возвесели любящих тя пришествием твоим ...О, честнейший отче, прииди с миром во своя, и своя с любовию примут тя».
И положили письмо-покаяние во гроб Святителя и отслужили всемощное пение над гробом. И стал гроб легок. Таков был ответ Златоуста на покаяние. И возвратились святые мощи изволением Святителя Иоанна Златоуста в Царьград. И многие чудеса, как сияние Божественной славы Златоуста, окружили гроб его.
Одно из них, о котором никак нельзя умолчать — это то, что гроб императрицы Евдоксии, виновницы его злостраданий, наказанной от Бога еще при жизни тяжкой и страшной болезнью, и после смерти ее не-знавший покоя, но постоянно сотрясавшийся, — затих. Мать по молитве сына за нее получила прощение от Святителя.
И вот, други мои, мы и подошли с вами к сути нынешнего праздника, — «претерпевый до конца, той спасется». Спасется сам и спасет многих, не без основания добавим мы.
Через 30 лет после своей мученической кончины во изгнании Святитель Иоанн Златоуст мощами своими возвращается на свой Патриарший престол. Когда рака с гробом его была поставлена в церкви и Патриарх открыл гроб, тело Святителя Иоанна Златоуста оказалось нетленным. Народ, ошеломленный чудом, воскликнул: «Приими престол твой Отче». И новое еще глубже потрясшее чудо: Святитель отверз сомкнутые смертию уста и архипастырская рука поднялась для последнего архипастырского благословения. И истинно христианская любовь Святителя-мученика в этом последнем пожелании даровала из-за гроба прощение всем и любящим его, и гнавшим его.
«Мир всем». Мир всем — во след Христа грядущим от ныне и до века. Аминь.
Псково-Печерский монастырь 1991 г.
Другие статьи автора:
-
Слово о малом доброделании
№1 ( 1990 г. ) -
Девять заповедей блаженства
№2 ( 1990 г. ) -
Девять заповедей блаженства
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Россия через семь таинств
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
О Святом праведном отце Иоанне Кронштадтском
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Краеугольный камень жизни — Бог
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Собор новомучеников и исповедников российских
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Слово в неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Тайна беззакония
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Притча о сеятеле
№16 ( 29.07.1996 1996 г. )