ПРОПОВЕДЬ
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Притча о сеятеле
(Слово на Евангельское чтение Нед. 21-й по Пятидесятнице)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, что начало быть..»
(Ин. 1, 3)
Други наши, каждый день совершается в мире в Церкви Божией Божественная служба, и звучит Слово Божие.
Звучит то самое всемогущее творческое Слово Божие, которым однажды сотворил Господь мир и которому Он даровал силу жизни на все века -хранить и воссоздавать жизнь на земле. И дал Господь человеку несомненное уверение истинности Слова Своего неопровержимыми Божественными пророчествами всего имеющего случиться в мире.
«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделано, говорю...» — внимайте, веруйте, живите по Слову Моему — говорит Господь. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35). И пророчества совершаются над миром, над народами.
Погиб в потопе водном первый мир, утонув ранее в нечестии своем, изгнав из жизни своей Бога.
Копит и собирает горящие угли зла второй мир, уже заготовив впрок такое количество огня, что,' оно способно пожрать вселенную и все зло на ней. И предчувствие, что мы — современники «последних времен» носится в воздухе. А процесс отступления от Бога все растет в наши дни, а с этим близится и к завершению предсказанное Господом Иисусом Христом, но кто слышит, кто видит и разумеет происходящее?
Таких все меньше. И опять исполняются пророчества: «Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите» (Ис. 6, 10).
Но Господь долготерпит и ждет, и продолжает сеять семена жизни. И поколения сменяют одно другое, и к каждому из них ежедневно выходит Великий Сеятель Слова — Бог, чтобы сеять семена Своего Божественного учения, коими только и может жить мир.
И как же трудится Творец жизни на ниве Своей, как силится насадить, взрастить, спасти и сохранить жизнь!
Он учит, наставляет, обличает. Стучит и стучит в души человеческие. Сеет везде и всюду по всей вселенной, по дорогам и распутиям, по городам и селениям, днем и ночью, без устали, без отдыха, чтобы спасти еще возможно некоторых. Мир же в свое время будет безответен пред Богом. И не Бог будет судить мир, но мир сам осудит себя, будучи поставлен пред своей вопиющей неправдой. И не будет на земле человека, которому бы на троне его жизни не встретился Господь со Своим Словом Правды, словом Любви, словом великого долготерпения.
И не будет на земле человека, чьего бы сердца не касалось веяние зова Божьего. Этот зов ведь слышится не только в голосе Церкви, но и в голосе совести человека, и в обстоятельствах его жизни.
Слышал человек, но не ответил, не захотел ответить.
Но отчего же семена Божественного учения, самовластно сильные и предобрые, видимо не произрастают в жизни? Все меньше слышащих, все меньше исполняющих. И мир скользит по зыбкому распутию к конечной своей погибели.
Отчего гибнет столь доброе семя и труд столь усердного и столь Великого Делателя?
Не от Сеятеля, сеющего жизнь, происходит смерть, и не от семени, дарованного могущественной Божественной рукой, вырастают волчцы и терния, готовые на сожжение.
«Милости Господней исполнь земля» — и в этом мы усомниться не можем, так давно и премудро сотворен мир.
Но что же тогда? Остается посмотреть на землю, приемлющую семя, остается посмотреть на себя. Зов Божий несомненно был в жизни каждого из нас.
Кому-то встретился Предтеча Божий — человек горячей живой веры, чья-то душа встрепенулась благодатью Церковной службы. И не счесть всех возможностей и вариантов касания к душе Духа Божия.
И зов был. Найдите каждый этот сладкий миг в своей жизни, найдите непременно, это важно очень. Это живой религиозный опыт каждого из нас.
Но дальше посмотрим, как же мы откликнулись на этот зов? Как мы отдались Божественному призыву? Ведь даже Господь всей Своей силой и всей Своей любовью не может спасти нас без нашего участия. Великий дар свободы, избрать благое или злое, делает нас сотворцами своему Творцу-Богу, или соучастниками губителя своего — врага рода человеческого.
И вот в нынешнем Евангельском чтении Сам Господь толкует нам притчу, и непосредственно из Его уст уясняются причины, почему же чтение и слышание, и даже знание Слова Божия не приносят спасительных плодов.
Слово Жизни сеет Господь в живое человеческое сердце. Но оно-то, наше сердце, оставленное без внимания, как часто становится бессильным к принятию семени.
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял
- иное упало при дороге;
- иное упало на каменистое место;
- иное упало в терние;
- а иное упало на добрую землю и дало плод...»
Вот оно наше сердце — сейчас оно — камень, но завтра усилием воли и трудом нашим может стать плодородной землей;
- сейчас оно — придорожье и распутье жизни, и какой только мусор не нашел в нем себе место, и какое зло не прижилось в нем, а завтра то же самое сердце наше, омытое покаянием и заботливым вниманием к нему, станет возделанной и тучной пахотой и всякому добру пристанищем;
- сейчас оно — сердце, поросшее тернием греха, а завтра станет оно же, прополотое и ухоженное, готовой к принятию доброго семени почвой.
И это четыре состояния души человеческой, и только при одном семя Божие даст плод в Жизнь Вечную.
Рассмотрим внимательнее все эти состояния нашей души и уразумеем, та ли мы почва, что может принять семя, и взрастить, и дать плод. Ведь мы уже поняли, что различие в принятии Слова Божия в людях зависит не от природы человеческой, но от нашей с вами свободной воли.
Душа человеческая подобна дороге. По ней проходят и ее топчут тысячи людей, сквозь нее непрестанным потоком идут и сменяются одно другим жизненные влияния и впечатления.
Разбойник-телевизор впился в душу и держит ее своей мертвой хваткой до полного ее отупения. И нет душе отдыха, нет ей покоя. И в этой сумятице, в ряду общих впечатлений проскользнет промелькнет слово о Боге и Божие Слово.
Но ничего не задерживается в такой душе надолго. Жажда новизны быстро стирает прошлое, и опять пуста душа. А ветры злотворных учений подымают в душе вихрь злых помыслов, а возбужденные страсти спешат исполнить их.
Вот и распутье жизни в душе человека. Господь посеял семя жизни, но тяжелые ступни торжествующего зла потоптали семя. А то и хищными птицами налетят в момент слышания Слова Божия рассеянность наша и думы житейские. И опять труд Великого Сеятеля оказался напрасным. Семя похищено, не коснувшись души человеческой. Она осталась пуста, и холодно ей в мире и неуютно. А Слово Божие кратко:
«Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает Слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4, 4-15).
И будем ли мы винить теперь Сеятеля? Разве не в нашей власти уже было семя. А если диавол и — хищник, то не от нас ли с вами зависит не дать ему расхищать наше.
«Трезвитесь, бодрствуйте. Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7).
Но вот и другая скорбь уже ощутима нами, и жалуемся мы, что окамененное нечувствие возобладало душой. И мы страдаем, чувствуя безнадежность этого состояния. И Господь подтверждает наши худшие опасения.
«Посеянное на каменистом месте означает тех, которые... не имеют в себе корня и непостоянны..., когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются (Мк. 4, 5-6). Временами веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8, 13).
Да, в нас горело сердце к Богу. Мы помним радость и окрыленность души, когда пронзило ее великое это открытие — есть, есть Бог! И как преобразился мир в тот момент, как ликовало сердце, первый раз впитывая Божественное Евангельское Слово.
Но вдруг опять поблек мир. И то, что недавно радовало и привлекало к Богу, стало невыносимыми веригами и путами, мешающими жить.
Да это, дорогие мои, Слово Божие позвало нас на подвиг самоотречения, оно потребовало связать нашу самость, наши привязанности, потребовало от нас жертвы любви. Это оно посягнуло на идолов, гнездившихся в душе нашей. И не всем, оказывается, по силам поднять руку на идола.
И вот какое-то время томится душа, желая совместить несовместимое — служить Богу и велиару одновременно. Но сердце-то уже сделало выбор, и делами жизни нашей Бог предается нами. И нет дерзновения в душе, нет живой Божией силы в нас, чтобы противостать искушениям жизни, противостать диаволу.
И видим мы, как хило в нас Слово Истины, как безжизненно, как близко к умиранию. Оказывается, недостаточно только слышать Слово Божие, надо еще усилием своей воли, своих трудов принять его, как единственный свет Истины, единственную жизнь.
А как неприметно, но действенно и верно, восстают на нашу жизнь в Боге — печали, богатство и сласти житейские. Суетная привязанность к земному и временному, наполняя наше сердце, подавляет в нем действие и слова Божия и Божией благодати. И все это Господь называет одним словом -терпение.
«Взошли терния и заглушили слово, и оно не дало плода». Пристрастие к земному рождает непрестанную непреходящую заботу о нем. Начинается с заботы приобрести, казалось бы, необходимое, но как быстро этого необходимого становится все больше и больше. И закружилось колесо — умножать любым путем, хранить его, боясь лишиться приобретенного. И вот уже густые терния подавили сердце, заглушили в нем все доброе, украли время.
А опаснейшие терния духа — страстные влечения — сласти житейские. Корень их находится в глубине человеческого сердца, ибо это тот иной закон в удах наших, который противоборствует закону Божию и пленяет нас закону греховному. И эти злые корни суть дела плотские, о которых срамно и глаголати, и о которых сказано, что делающие такие дела «Царствия Божия не наследят» (Гал. 5. 20, 21). А начинается во многих это зло так безобидно — с детских шалостей, которые неприметно становятся спутниками жизни, а результат их — погибель еще здесь на земле. Расстройство психики, отсутствие воли. И эти-то злые отрасли, как терния и волчцы, беспрестанно растут и возрождаются даже и тогда, когда мы хотим их искоренить, но недостаточно решительно и беспощадно. И не забудем, дорогие мои, что мы живем в мире зла, мы немощны, мы склонны ко греху. Грех нас сторожит на каждом шагу. И если мы даем ему свободу, то он, разрастаясь в нас раковой опухолью, пожирает нашу жизнь.
Но как же, как жить нам, чтобы услышать благой глас Отца Небесного:
«О, добрый и верный рабе, вниди в радость Господа Твоего»!
Как стать плодоносной землей, которая «услышав слово, хранит его в добром и чистом сердце и приносит плод в терпении»? (Лк. 8, 15).
Надо всецело предаться Богу любовью к Нему, и страхом Божиим, и вниманием к себе, и молитвой ограждать себя на всякий час, чтобы все три предыдущие состояния не укоренились в душе. На ниве души должен стоять неусыпный страж — чистая совесть, которая сокрушит и окаменение сердечное и предаст плевелы страстей огню ранее, чем они укоренятся в нас и поведут за собой. А огонь Божественной любви и пламенное желание вечной жизни родят молитву, и Божия благодать, привлеченная ею, сделает нас непоколебимыми в стоянии в Истине.
Но нельзя, дорогие мои, ожидать на душевной ниве скороспелости семени истины и добра. Всякое семя взращивается в терпении, в борениях, в потах, во многих днях, годах, в великой терпеливости. Так и Господь говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши». «Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него». И обетования Спасителя увенчают труды наши еще в этой жизни.
«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая приидет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Апок. 3, 10).
А то, что нынче во всем мире наступила именно такая година, уже ни у кого не вызывает сомнения.
«Тайна беззакония» , восставшая в свое время на самого Бога и изгнанная на землю, объявила еще тогда беспощадную не на жизнь, а на смерть войну на все Божественное, в чем бы и как бы оно не проявлялось:
- на христианское государство, хранящее нравственный уклад народной жизни;
- на христианскую церковь, несущую слово Божественной Истины;
- на христианскую душу, держащую светоч Божественного учения, как путеводную звезду, в сгущающейся тьме обезумевшего беззаконием мира.
«Предтечи антихриста» уничтожили православную Россию.
Они исказили, одурачили чуждыми сатанинскими идеями народ, насаждая их всеми возможными неправдами, лестью, обманом, кровью, вытравливая правду Божию из сознания народного.
И вот сегодня на наших глазах происходит едва ли не последний страшный натиск сил ада на то, что еще хранило остатки истинной Божественной духовности, — на Православную Русскую Церковь. Гонение на Церковь сейчас приняло скрытые, но наиболее изощренные формы. И именно теперь, когда объявлена во всем мире вожделенная «свобода», вся наша жизнь показывает, что дана одна единственная свобода — свобода творить зло, свобода лить кровь, свобода красть, свобода тайно и явно убивать души.
Полк сатанинских сект, оккультных ересей, каббалистика, теософия, астрология, гипноз, кодирование, медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методики, «лечения» калечения людей, которые Церковным вероучением определяются, как чародейство и колдовство, нашли сейчас на родине нашей высоких покровителей. И все средства массовой информации отданы враждебным Православию разрушительным силам, стремящимся отравить чистые, животворные источники православного христианского учения, оболгать их, оклеветать и ошельмовать.
Далеко не надо ходить за примерами. Со всех концов нашей родины задолго до 28 октября стал слышаться вопль верующих: «Не конец ли света обещан с телевизионных экранов в этот день? Сообщите!» Да и как не смутиться, если авторитетные государственные печатные издания тоже предупреждают о грядущих 28 октября событиях.
А слово Божественной Истины говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36).
Но русские люди отвратили слух от Истины, чтобы верить басням.
И притихла в этот день Россия, все напряженно ожидали, как будут развиваться события.
Но 28 октября прошло. А 29-го все облегченно вздохнули, еще раз уверившись в справедливости своего безверия. А ошельмованные заведомой ложью люди теперь уже не захотят никогда прикасаться к истинам Веры, живой и действенной. И лжеучителя, и лжепророки, купившие свободу творить зло на Руси, завершат страшное дело убийства души народной.
Да, «тайна беззакония» довершает сейчас свое сатанинское дело.
Мир зримо оскудел «духом Божиим», но стал очень богат «духом заблуждения».
«Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Мф. 24, 6), — говорит Истина — Слово Божие. И оно же предупредило нас о имеющей явиться страшной, последней брани, когда «восстанет народ на народ и царство на царство».
И это значит, что народ Божий — православные христиане, вписанные в Книгу жизни и принадлежащие Царству Божию, должны повести ее с народом беззакония — богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы.
И народ Божий победит, ибо убьет беззаконников Господь духом уст Своих. Но пока это совершится, терпеть нам надо и явить верность свою избранию Божию.
И сегодня я повторю всем нам призыв нашего современного иерарха Митрополита и старца Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского, прозвучавший на весь мир в эти скорбные для России и Русского народа дни. И это голос Церкви Православной.
«Восстанем же, братия! Будем бдительны. Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Приведем жизнь свою в соответствие со спасительным вероучением Православной Церкви.
Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его:
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих...
Итак, будь ревностен и покайся.» (Апок. 3, 15-19).
Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию — возрождению Дома Пресвятой Богородицы — Православной России!»
«Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6). Аминь.
Псково-Печерский монастырь
Другие статьи автора:
-
Слово о малом доброделании
№1 ( 1990 г. ) -
Девять заповедей блаженства
№2 ( 1990 г. ) -
Девять заповедей блаженства
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Россия через семь таинств
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
О Святом праведном отце Иоанне Кронштадтском
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Краеугольный камень жизни — Бог
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Собор новомучеников и исповедников российских
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Слово в неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Тайна беззакония
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
О пути спасения
№17 ( 14.07.1997 1997 г. )