ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Чудотворные Иконы Божией Матери
О. В. Губарева
Тихвинская икона Божией Матери
Пам. 9 июля (26 июня)
Летописи русского севера за 1383 год сохранили рассказ о том, как сотни людей стали свидетелями торжественного шествования, окруженной ослепительным сиянием, Иконы Божией Матери, нареченной Тихвинской. «Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, всю страну Тихвинскую обтекающи, и сущих во тьме невежествия светом боговедения озаряющи, скорбящих радостию осиевающи, заблуждающих же на путь делания заповедей Сына Твоего и Бога Наставляющи».
Сначала чудное явление увидели ладожские рыбаки. Они пытались следовать за иконой, но она быстро летела над водами, и вскоре рыбаки потеряли ее из виду. Через 30 верст на горе Смолкове по молитве жителей икона остановилась и долго предстояла им на воздухе. В память многих свершившихся здесь чудес была срублена первая часовня. Дальше, на пути следования чудотворного образа появилось много часовен и церквей — на реке Оять в селе Вымоченницы, на Куковой горе близ реки Паши, в местечке Кожели.
У реки Тихвины Икону Божией Матери встретили уже крестным ходом. Остановившийся образ окружили тремя венцами будущей церкви, но не это место выбрала Богородица для Своего храма. Наутро икона вместе со срубом таинственно исчезла. Невозможно описать горе поселян. С молитвенным пением, призывающим Царицу Небесную, направились они на поиски святыни. Ее нашли по свету над лесом с другой стороны реки. Икона стояла в воздухе над срубом, перенесенным чудесным образом. На этом освященном месте с благословения архиепископа Алексия к Успению Божией Матери была отстроена церковь. Оставалось установить на ней крест и освятить.
В навечерие праздника некий Георгий, по прозвищу Юраш, отправился оповестить о торжестве окрестные деревни. В лесу он увидел Пресветлую Жену, сидящую на клади, и старца. Боголюбивым сердцем Юраш признал Пресвятую Богородицу и святителя Николая Чудотворца. Матерь Божия попросила его передать строителям: хочет Она, чтобы на Ее церкви был установлен деревянный крест, а не железный, намеченный. Благочестивый муж все рассказал, как было заповедано, но ему никто не поверил, и утром мастер стал подниматься, чтобы установить готовый крест. Вдруг подул ветер, и невидимая сила подхватила работника и легко поставила на землю. Крест воткнулся рядом. С покаянным плачем принялись тогда люди рубить для храма крест деревянный, на месте же чудесного явления Юрашу отслужили молебен и заложили часовню во имя свт. Николая Чудотворца. Из клади, на которой сидела Пречистая Дева в лесу, сделали крест для поклонения. Позже здесь была возведена церковь и монастырь, названный «Беседным».
Такие великие знамения могли быть только от необыкновенной иконы. Откуда же притекла она на Святую Русь, в Тихвинскую землю? Вскоре новгородские купцы привезли весть — Тихвинская икона написана самим святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Это образ Божией Матери Одигитрии, который был послан в Антиохию в дар державному Фео-филу; по смерти его — перенесен в Иерусалим, а в V веке Евдокией, супругой греческого Царя Феодосия Младшего, прислан сестре мужа Пульхерии в Константинополь. Здесь святая икона хранилась в специально воздвигнутом Влахернском соборе 539 лет и исчезла вскоре после заключения Флорентийской Унии, по которой Константинопольский Патриарх отдал власть над Православной Церковью Римскому Папе. Купцы видели пустой киот, ризу, и по размерам и описанию признали чудесно пришедшую по небесам икону. Опечаленные греки поняли, что Богородица покинула их страну за отступничество. Ведь «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». За то, что народ Византии уклонился от указанного Божьего пути, возложив свои упования на запад и войска крестоносцев, его государство пало, оказавшись под властью турок.
Чудотворная икона ушла из оскверненной грехом страны, избрав для своего жительства наше Православное Отечество, чтобы просветить его, указать путь спасения.
Для Божьей проповеди была написана святым Апостолом чудесная икона Одигитрии. Он изобразил Богоматерь на зеленом фоне — это символ земли, где Пресвятая Дева прошла Свой крестный путь вместе с Сыном, где Она скорбела у Его креста, омывала слезами Его мертвую истерзанную плоть, и где первая из людей познала в Своем Сыне Бога. Богородица предстоит очень прямо, лишь немного склонив голову к Младенцу, облеченному Божественной Славой, которая изображена в виде тонких золотых лучей — ассиста. Левая рука, которой Матерь Божия обнимает Христа, словно вовсе и не держит Его. Она образует престол, на котором восседает Господь, Спас Еммануил: «Радуйся, престоле превознесенный, на немже плотию возседе Христос». Богородица правой рукой указывает на Богомладенца. Она, «вводящая многих в чертог Царства Небесного», будто наставляет людей: в Нем — «путь, истина и жизнь». Премудрая Наставница человеческая ведет всех заблудших к «двери спасения», помогая утвердиться в вере и очиститься от грехов, умоляя Сына Своего о прощении каждой грешной души. Сколько молитвенного обращения в жесте Ее правой руки, сколько любви в Ее пресветлом лике! «Владычице милосердная о нас пред Богом Заступнице» молится Господу за весь мир. «Пощади, Боже, наследие Твое, грехи наша вся презрев ныне, ни сие имея молящую Тя на земли безсеменно Тебе рождшую».
Чудесным заступлением для русской земли стала Икона Божией Матери Одигитрии Тихвинской. Не счесть исцелений и знамений, проистекавших от нее, в которых виделось радение Богородицы о наследовании жизни вечной просвещаемой Ею земли.
В XVI веке на святом месте, где была построенная первая деревянная церковь для Тихвинской иконы, был возведен монастырь. Вскоре, под охраной Богородицы, этой обители суждено было стать одним из оплотов борьбы русского севера со шведской интервенцией в Смутное Время.
В 1613 году покоренную и обезглавленную Русь облетела долгожданная весть — избран Царь, юный Михаил из рода Романовых. В Тихвинском монастыре известие приняли как конец власти иноземцев. Воевода Трусов с небольшим царским войском истребил шведский гарнизон и присягнул русскому Государю. Шведы тотчас стянули войска к непокорной обители. Казалось, защитникам грозит неминуемая гибель, и тогда они обратили свои молитвенные взоры к Богородице. Царица Небесная не оставила уповающих на Нее. Лишь только стены монастыря обнесли чудотворной иконой, как на шведов напал непонятный страх, и они в панике бежали. Три раза спасала Божия Матерь обитель Своим чудесным заступлением, а вскоре большая часть Новгородских и Псковских земель была возвращена России.
Но недолго в монастыре царил покой. Монахи совратились в пьянство и блуд, и их ждало назначенное Господом вразумление — очищение огнем, если не очистяться покаянием. С этой вестью явился ночью св. прп. Макарий Желтоводский к юродивому Никите. Но возлюбившая грех братия не послушала юродивого, и монастырь сгорел через неделю. Положила и Богородица предать огню Свою икону, закрыв стеной пламени все подходы к ней. Тогда скорбящие монахи решили погибнуть вместе со своей святыней и с молитвенным пением двинулись прямо в огонь. И — чудо: пламя расступилось, и икона предстала в нем невредимой.
Народными пожертвованиями обитель вскоре была отстроена заново и сохранилась до наших дней.
В следующие века Тихвинская икона прославилась новыми необыкновенными чудесами, список которых велся в специальной монастырской книге. Нескончаемый поток паломников шел к ней со всей православной земли, и каждый стремился внести лепту на ее украшение. Перед революцией убранство чудотворного образа было неслыханно богатым: на золотой ризе, весом около 9,5 кг, было 4 809 брильянтов и алмазов, крупный жемчуг, изумруды, сапфиры, рубины и топазы. На одном из изумрудов, подаренном Императрицей Анной Иоанновной, было вырезано Распятие с предстоящими Богородицей и св. Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом. Икона была помещена в серебряный киот больше пуда весом, перед ней на золотых цепях висела шестикилограммовая лампада, усыпанная драгоценными камнями, на полу стоял трехпудовый серебряный подсвечник. Икона закрывалась многочисленными, принесенными в дар, завесами. Тонким лицевым и золотым шитьем на них были вышиты изображения Богоматери или святых, чаще всего свт. Николая Чудотворца.
В Тихвинском монастыре иконе были посвящены особые службы. Самым почитаемым был праздник омовения в четверг Страстной Седмицы. Начинался он с водосвятного молебна. Затем блюститель иконы открывал устроенную на шарнирах ризу, и Архимандрит, после трех земных поклонов, слегка обмывал образ губкой, чуть смоченной освященной водой; богомольцы подавали чистые платки, их окропляли и прикладывали к иконе; а после монахи и паломники допускались поцеловать и поклониться святыне.
Но как не любил русский народ Тихвинскую икону — не уберег ее. В страшные годы отступления от веры, во Вторую Мировую войну немцы вывезли ее из России. Сначала она попала в Ригу, потом в Регенсбург, в 1949 году — в Покровский собор города Нью-Йорка. Сейчас святыня земли русской находится в Чикаго. Нам же в утешение остались древние чудотворные списки, повторяющие образ «Тихвинской Богоматери» «мерой и подобием».
Уже в XV веке стали делать списки с чудотворного Тихвинского образа, и во многих из них открывалась благодатная сила. Был такой образ и в Санкт-Петербурге. Он хранился в Исаакиевском соборе. Прежней владелицей иконы была Марья Денисовна Востокова. В дом к этой простой женщине каждый день стекались тысячами жители столицы за исцелением. Марья Денисовна понимала, каким сокровищем она обладает, и двери ее небольшой квартиры в мансарде были раскрыты для всех нуждающихся. В 1858 году по просьбе Востоковой и по благословению Митрополита Григория чудотворная икона была перенесена в только что освященный Исаакиевский собор.
Самым удивительным чудом, бывшим от петербургского Тихвинского образа, было исцеление шестнадцатилетней девицы протестантского исповедания Екатерины Левестам, дочери доктора медицины.
Девушка страдала тяжелым поражением нервной системы. Тогда же были опубликованы свидетельства очевидцев и результаты медицинского обследования врачей, лечивших Екатерину. «Благодати Твоея новое знамение дати восхотев, Петрову граду источник чудес отверзла еси, Богомати, в иконе Твоей, да верующие вразумляются, труждающиися и скорбящии обретуют готовое прибежище и заступление, и прославляющи Бога, даровавшего таковая, вопиют Ему: Аллилуиа». (Акафист)
Другие статьи автора:
-
Почитание святых икон
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Священномученик Патриарх Гермоген
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Свт. Иона, митрополит Московский и всея Руси Чудотворец
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Великомученик Георгий Победоносец
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Икона Божией Матери, именуемая «Нечаянная Радость»
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть»
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Благоверные князья Петр и Феврония муромские
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Св. великомученник и целитель Пантелеймон
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Владимирская икона Божией Матери
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Иверская икона Божией Матери
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Икона Знамение Божией Матери
№13 ( 22.03.1995 1995 г. )