ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

О. В. Губарева

Владимирская икона Божией Матери

Память 26 августа (8 сентября)
Празднование также 21 мая (3 июня) и 23 июня (6 июля)

Величайшая святыня земли русской, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, с древнейших времен была хранительницей российской столицы, ее Государей и церковных иерархов. Перед ее пречистым ликом монархи принимали священное венчание и миропомазание на царство. Перед нею они молились о своих детях, брали клятву на верность Отечеству, перед смертью вверялись ее предстательству. При избрании Митрополитов и Патриархов эта икона служила благословением. Имена избираемых, запечатанные Царем, полагались в панагии на пелену в киоте Владимирской иконы: «Кого изволит избрать Она Сама». После молебна Царь, или старейший из святителей снимал печать и объявлял собору имя избранника. В честь чудесных знамений, бывших от нее, Церковью устанавливались праздники, а при выносе иконы с крестным ходом православные христиане падали перед ней ниц как перед Самой Богородицей. Не было такого случая в жизни Государей, нашего Отечества и всякого верующего, чтобы напрасной оказалась молитва перед этой чудотворной иконой. «Сама Богородица,— говорит летопись,— соблюдала не только Свой образ, но и всю Церковь и весь мир, покрывая и защищая его.»

Поколениями Владимирская Икона Божией Матери чтилась как символ нашего Отечества. Ее образ несли в своих сердцах русские солдаты, тоскуя о родном доме. «Сподобил бы Бог нас возвратиться в царственный град Москву с победою и Пречистый Богородицы Владимирския чудотворный образ видеть»,— писали они издалека. И защищая Отчизну, русские воины тоже говорили о ней. «Яко уже есть нам умрети, нежели предати на поругание Пречистыя Богородицы Владимирския»,— призывали Минин и Пожарский перед походом на осажденную Москву. Ей в Смутное время Патриарх Иов вручил судьбу всей Православной Церкви. Когда польские прислужники самозванца стали рвать с него святительские одежды, он положил свою панагию к образу Владимирской Богоматери со словами: «Здесь перед сею иконою я девятнадцать лет хранил целостность веры, ныне вижу бедствие Церкви. Матерь Божия, спаси Православие!» И не прошло года, как уже к ней припадал за благословением Шуйский, моля о помощи в свержении власти самозванца.

По преданию русской Православной Церкви Владимирская Икона Божией Матери была написана Апостолом и Евангелистом Лукой на доске того стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своею Матерью и Святым Иосифом. Увидев Свое изображение, Богородица повторила пророчество: «отныне ублажат Мя вси роди»,— и благословила образ словами: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сей иконой да будет».

«Умиление» — так на Руси называют иконописный извод Владимирской иконы. Нежно прижимается Богомладенец к лику Своей Матери, обнимая Ее двумя руками. А Сама Пресвятая Дева в невыразимой скорби и любви подняла глаза и, словно ища защиты Сыну, оградила Его руками от мира.

Темная фигура Богоматери, Ее лик, будто едва проступающий из глубин древней трапезной доски, приводит на память слова старинных церковных песнопений: «Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя сей ядуща спастися». (Последование ко Святому Причащению.) Богородица — «земля», родившая «Хлеб Небесный» и положившая Его на груди Своей, как «трапезо, носящая обилие очищения.» Из утробы Ее, из темной тварной природы неизреченно родился миру Свет. Маленький Отрок, золотой колос небесный, нежно прижавшийся к груди Матери, уже словно предлежит на жертвенной трапезе и одаривает, как солнце, вспыхнувшее во тьме, весь мир Своим Божественным Светом.

На Русь чудотворная икона попала в XII веке как подарок константинопольского Патриарха Великому Князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Она была поставлена в отчине киевских великих князей Вышгороде. Но это были уже годы заката Киевской Руси, разоренной начавшейся междуусобицей. Стало возвышаться новое княжество, Владимиро-Суздальское, подальше от беспокойной половецкой степи, чтобы передать впоследствии бразды правления своему ближайшему соседу — Москве.

Предание говорит, что чудотворная Икона Богоматери сама несколько раз сходила со своего места, словно указывая, что надлежит ей перебраться в другие земли. В 1155 году ее перевез во Владимир князь Андрей Боголюбский. Уже по дороге от иконы начали происходить чудотворения: молитвой перед ней князя спасен утонувший было всадник, посланный искать брод; чудесно воскрешена убитая понесшими лошадьми жена священника и исцелен его слуга, сломавший при этом ногу. Место для княжеской резиденции тоже было выбрано Самой Пречистой. Недалеко от Владимира лошади встали и отказались дальше идти, а ночью князю было видение, в котором Богородица велела везти Свою икону во Владимир. На месте чудесного знамения была построена церковь и небольшой княжеский городок, получивший название Боголюбово.

Специально для иконы, которая с тех пор стала называться Владимирскою, был построен на высоком берегу Клязьмы белокаменный Успенский собор. Маленький город стал богатеть и вскоре затмил своим величием соседа и соперника Суздаль, а когда Андрей Боголюбский получил великое княжение, он не стал возвращаться в Киев, утвердив престол во Владимире.

Будучи свидетелем множества чудес, явленных Богоматерью через Свою икону, князь очень чтил ее и всегда уповал на ее заступление. Поэтому, отправляясь в поход против волжских болгар, он взял икону с собой для защиты и помощи. Перед боем усердно ей молился и славную победу русских войск всецело приписал заступлению Богоматери. С этих пор и стала Владимирская икона покровом и стеной русской державе.

В 1395 году в юго-восточные пределы России вступил ужаснейший из завоевателей Темир-Аксак (Железный Хромец), или Тамерлан. Сметя на своем пути целые государства, он устремился на наше несчастное Отечество, все выжигая на своем пути, грабя и убивая безоружных. Юный великий князь Василий Дмитриевич Донской показал себя достойным сыном своего святого родителя. Собрав войска он выступил за Коломну к берегу Оки. В Москве в это время народ пребывал в страхе и отчаянии, не веря в возможное избавление от жестокого владыки Востока. Чтобы успокоить москвичей, великий князь приказал Митрополиту Киприану привезти из Владимира икону, писанную Апостолом Лукой. Вот как описывает сретение чудотворного Владимирского образа Н. М. Карамзин в своей «Истории»: «бесчисленное множество людей на обеих сторонах дороги преклоняли колена, с усердием и слезами взывая: Матерь Божия! Спаси землю Русскую!.. Митрополит Киприан, Епископы и все духовенство в ризах служебных, с крестами и кадилами; за ними Владимир Андреевич Храбрый, семейство великокняжеское, бояре и народ встретили святыню вне града на Кучковом поле, где ныне монастырь Сретенский; увидев оную вдали, падали ниц и в радостном предчувствии уже благодарили небо. Поставили образ в соборном храме Успения и спокойнее ждали вестей от Великого Князя».

И Богородица не посрамила уповающих на Нее. В тот день, когда Москва встречала Владимирскую икону, Тамерлан без видимых причин повернул свои войска вспять и устремился с лица русской земли. На совете вождей он объяснил свое отступление тем, что путь ему преградило Небо. Трижды он видел один сон: на него движется войско святителей с жезлами в руках, а над ними — лучезарная Жена, грозно взирающая и преграждающая рукой путь к Москве.

Узнав об этом, православная столица в слезах благодарения соорудила каменный храм и монастырь на Кучковом поле, а Церковью был установлен праздник Сретения иконы Владимирской Богоматери 26 августа (8 сентября) в память об особой небесной милости России.

Еще не раз заграждала чудотворная икона путь к Москве грабительским набегам татар. В 1451 году столицу осадил ногайский царевич Мазовша. Он выжег посады и подступил к самым стенам Кремля. После тяжкой дневной битвы святой Митрополит Иона всю ночь молился на стенах города Заступнице Москвы. И, предстательством Богородицы, татары, напуганные каким-то шумом, в беспорядке бежали, побросав свою добычу.

23 июня (6 июля) русская Церковь празднует чудесное вмешательство Богородицы при Великом стоянии на Угре в 1480 году. Ожидавшее сражения на берегу реки русское войско по приказу царя Иоанна III стало отступать на более выгодные рубежи. Татары же, увидев, неожиданно для себя противоположный берег Угры пустым, подумали, что их ждет засада, и бежали, объятые непонятным страхом.

В последний раз Владимирская икона защитила Москву от нашествия орды крымских, ногайских и казанских татар в 1521 году. Предводитель их огромного войска хан Менгли-Гирей послал вперед отряда выжечь посады около Москвы. Разведчики в страхе вернулись, крича: «Не медли, хан, бежим, идет на нас бесчисленное войско!» Менгли-Гирей не сразу поверил им, послал других всадников, но и им открылось то же видение: бесчисленное воинство, движущееся от стен Кремля.

Словно Сына Своего обнимала Богородица народ-Богоносец, ограждая его от всяких бед. Православная же Русь, прильнув к Ней, Своей Божественной Церкви, с верою, надеждою и любовью, всегда уповала на Ее небесное предстательство, славословила в песнопениях и молилась:

«Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд». (Тропарь, гл. 4-й)


Другие статьи автора: