Послания Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна
В память святого благоверного великого князя Александра Невского
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братия и сестры, возлюбленные чада мои!
Ныне Святая Православная Церковь, да и весь боголюбивый народ русский отмечает великий и знаменательный для Святой Руси праздник — перенесение честных мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Санкт-Петербург, произошедшее по повелению Петра Великого в 1724 году.
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Напротив — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче и светлее становится в благодарной памяти потомков религиозно-нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все свои силы на служение Святой Руси, самой жизнью своею исполнили евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Такие деятели становятся излюбленными народными героями, они составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Но еще выше значение тех подвижников, житие которых озаряется ореолом святости, имена которых блещут в великом сонме угодников Божиих, в земле Российской просиявших. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, ходатаями и предстателями за него перед светозарным Престолом Божиим. К ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, на их небесную защиту уповает во время скорбей и бедствий.
К числу таковых избранников Божиих и принадлежит святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Имя его — одно из самых славных в истории нашего Отечества, одно из самых светлых и любимых русским народом имен.
Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. При этом подвиг ратной славы предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: агрессоры-иноверцы (псы-рыцари военизированных католических орденов) стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая судьбоносное значение этой Истины Христовой в русской жизни, святой князь Александр принял на себя тяжкий крест державного защитника чистоты веры, хранителя и сберегателя духовной полноты русской православной государственности.
Подвиг смирения ожидал его в отношениях с надменной и пресыщенной победами монгольской Ордой. Хан Батый послал сказать князю: «Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?» Видя в случившемся попущение Божие и наказание за грехи междоусобной княжеской вражды, святой Александр решил признать старшинство хана, не желая терзать Отчизну ужасами еще одной войны.
«Не бойтесь убивающих тело, — провозглашает Слово Божие.— Бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Душа России всегда жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, и потому делом всей его жизни стала забота о сохранении мира на Востоке, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии коварного Запада.
Сделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы главным принципом своей деятельности, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великую и грозную Православную Империю, защитницу и хранительницу Вселенского Православия. Все наши нынешние беды и смуты, весь позор сегодняшней разоренной, разворованной и оболганной России есть страшный результат того, что в XX столетии мы отвергли святыни веры и в безумии своей гордыни свернули с того единственно спасительного пути, который был заповедан нам благоверным великим князем Александром Невским.
Еще в начале века грозно предупреждал русских людей о страшных последствиях вероотступничества великий молитвенник Земли Русской, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. «У нас в России, — говорил он, — на пространстве веков какие великие чудеса были сотворены, какие знамения с неба посланы; каких воздвигал Господь деятелей, строителей России, ее склада и благочестия народного! Каких великих чудотворцев: Сергия Радонежского, Александра Невского, Кирилла Белозерского, Петра, Алексия — митрополитов земли русской — воздвиг и прославил Господь! Разве все это напрасно, а не для утверждения в нас спасительной веры и христианского благочестия? Как попечительно, всеблагостно, премудро созидает Господь наше спасение!
И при всем том Россия, в лице интеллигенции, да и части народа, сделалась неверной Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от Него... Да подумайте же вы, русский народ, трезво, здраво — к чему вы стремитесь? Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного дикого произвола! Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправьтесь! Начните жить мирно, «со страхом Божиим свое спасение устрояйте» (Флп. 3. 12). Да будет слава в вышних Богу и на земле и в России мир, к человекам благоволение».
Сегодня нам как никогда важно понять, что спасение наше — как личное, так и всенародное, общероссийское — прямо зависит от того, сумеем ли мы свергнуть отвратительное умственное иго безбожия, терзающее Русь уже почти восемьдесят лет кряду! Я твердо верую, что по великой милости Божией на этом пути нам будут помогать молитвы державного защитника Земли Русской, благоверного князя Александра Ярославича Невского. Сие и буди, буди! Аминь.
Другие статьи автора:
-
Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии
№1 ( 1990 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Архипастырское послание митрополита Иоанна по случаю 50-й годовщины начала блокады
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Архипастырское рождественское послание
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
О новых еретических переводах Священного Писания и извратительных толкованиях его «невеждами и неутвержденными»
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской православной церкви
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Грех празднословия
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Приветствие Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна в праздник свв. Апостолов Петра и Павла
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Обращение к учителям Санкт-Петербурга
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
О едином пути спасения
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Самодержавие и Россия
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Отечество — понятие священное
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Обращение к российским военнослужащим, защищающим таджико-афганскую границу
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Смотрите, не ужасайтесь
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Письмо Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ИОАННА протоиерею Льву Лебедеву
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
О Великом посте
№15 ( 27.03.1996 1996 г. )