Послания Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна
О едином пути спасения
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе верные чада!
В нынешние тяжкие времена много расставляется нам сетей вражиих, удерживающих нас от вступления на путь спасения и удаляющих от сей блаженной цели. Особенно это опасно для тех, кто еще не приобрел должного духовного опыта, но уже ощутил в своей душе внутреннее тяготение к святыням Православия. Сегодня большое количество молодежи, а равно и пожилых людей, с надеждой и упованием ищут в вере вразумления и утещения в скорбях. Но здесь-то и начинается то духовное испытание, которое неизбежно переживает всякий человек, искренне жаждущий найти спасительную истину.
Казалось бы, нечего долго сомневаться и размышлять — пойди в любой православный храм, и там ты обретешь искомое, получишь все потребные указания на пути истинно христианской жизни и духовного совершенствования. Но — увы! — человек грешен, немощен и склонен к беспорядочному умствованию и суемудрию. Уклоняясь с правого пути, он удаляется от истины и попадает в сети врага.
О такой опасности я — по долгу своего архипастырского служения и велению христианской совести — желаю предупредить всех, готовых выслушать мое увещевание: верных церковных чад и тех, кто только ищет еще свою дорогу в храм.
Сегодня безмерно расплодились ложные вероучения и сектантские сообщества, безрассудно и своенравно рассуждающие о вопросах для них недоступных — о Боге, о спасении души, о правилах благочестивой жизни. Молю вас, блюдитесь, дабы не увлечься этим, будьте осторожны и бдительны, памятуя, сколь пагубно может повлиять на душевное здравие общение с подобными обществами.
Вера есть дело несомненно благое. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11,6),— поучает нас святой первоверховный апостол Павел. Но вера эта должна быть правой и непорочной, то есть, точно такой, какую принес на землю Сам Спаситель мира и которую Он передал святым апостолам и Церкви Своей.
Именно в такой вере полно и без всяких искажений заключены догматическое учение христианства и правила жизни духовной, подвижнической — то есть, все то, что служит для вечного спасения. Именно такую Православную веру заповедал Христос Своим ученикам, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28,19—21). Именно эта единственно спасительная, святая вера — вера апостольская, вера отеческая — утвердила Вселенную и посрамила все попытки диавольские воспрепятствовать Божественному Домостроительству человеческого спасения.
Самым кратким и удовлетворительным образом изложена она в Никее-Царьградском Символе веры, который мы читаем в утренних молитвах и поем в наших храмах за Литургией. Эта вера научила тех, кто желал внимать ее увещеваниям, творить добро и распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Через покаяние и святое Крещение она каждого человека вводит в благодатные недра церковные, а через великое Таинство Евхаристии — в тесное общение с Самим Христом. Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать ее неизменно.
От чего же следует удаляться, от каких ложных вероучений блюсти сердце свое и разум? Прежде всего — от всех языческих вер, обоготворяющих явления природы; от восточных учений — кришнаитов, вишнуистов, йогов и им подобных; от всяких нехристианских мировоззрений. От вер хотя и христианских, но допустивших в учение Христово человеческие лжемудрствования, измышления и отступления от ее первоначальной Божественной чистоты. К таковым относится католичество, отпавшее от благодатной полноты церковной жизни еще в 1054 году, протестантизм, отколовшийся от католичества в XVI веке и сам давший начало многочисленным религиозным течениям: лютеранству, кальвинизму, англиканству и иным.
Эти отступления произвели, в свою очередь, множество сект: баптистов и пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы, меннонитов и мормонов, пресвитерианцев и других. Кроме того, уже в наше время появились в России секты «Богородичного центра» и «Белого братства», «церковь Муна» и приверженцы оккультизма, спиритизма, астрологии, гипнотических методов воздействия и т. д. и т. п.
Почему следует удаляться от этих вер и сект? Потому что в них содержатся мудрствования земные, греховные, противоречащие и противоборствующие истинному христианскому вероучению и извращающие правила благочестивой и праведной жизни. Враждовать с их приверженцами не следует и удаляться от общения по делам житейским — тоже, но в молитвенное общение не вступать и ни в коем случае не полагать их учения в основу своей практической и духовной жизни.
Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность святому Православию, и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь.
Другие статьи автора:
-
Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии
№1 ( 1990 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Архипастырское послание митрополита Иоанна по случаю 50-й годовщины начала блокады
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Архипастырское рождественское послание
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
О новых еретических переводах Священного Писания и извратительных толкованиях его «невеждами и неутвержденными»
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской православной церкви
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Грех празднословия
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Приветствие Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна в праздник свв. Апостолов Петра и Павла
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Обращение к учителям Санкт-Петербурга
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
В память святого благоверного великого князя Александра Невского
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Самодержавие и Россия
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Отечество — понятие священное
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Обращение к российским военнослужащим, защищающим таджико-афганскую границу
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Смотрите, не ужасайтесь
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Письмо Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ИОАННА протоиерею Льву Лебедеву
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
О Великом посте
№15 ( 27.03.1996 1996 г. )