Жизнь епархии
Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн
Отечество — понятие священное
Обращение Высокопреосвященнейшего ИОАННА, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне
Отечество — понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, «от Которого именуется каждое отечество» (Еф., 3:15). А дар Божий надлежит хранить, как зеницу ока. Сильное Отечество — это слава народа, униженное и поруганное — его горечь и срам, защита — святой долг каждого насельника земли русской.
Великая Отечественная война явила миру пример поразительного единодушия народов России в святом отношении к Родине. Таджик и узбек, грузин и абхаз встали на защиту страны плечом к плечу с русским солдатом. У всех была одна Отчизна, одна к ней любовь и единое понятие о своем долге. Перед лицом смертельной угрозы иноземного порабощения были напрочь отвергнуты иудины лозунги о «проклятии патриотизма», «поражении собственного правительства» и прочие космополитические изуверские выкладки. Великая трагедия раскрыла глаза даже самым закоренелым русофобам и «общечеловекам», наследники которых, впрочем, и поныне пытаются внушить нам, что патриотизм — низменное, «животное» чувство. Люди, к которым пришла беда, каждым биением своего сердца ощущали, что во все времена, для любого народа защита своих рубежей считалась первейшей и священной обязанностью граждан, ибо никакой враг не приносит на штыках освобождение, он несет лишь смерть, разруху и рабство.
Вспомните: после оголтелой двадцатилетней борьбы обезумевших властей с «великодержавным шовинизмом» они вдруг вспомнили, что русский народ — это великий народ, что Советский Союз — это прежде всего Великая Россия. Газеты пестрели патриотическими призывами, взывая к лучшим чертам именно русского народа; на экранах кинотеатров демонстрировались фильмы прежде всего о русской истории; и вновь примером для граждан нашей земли стали не Робеспьеры и клары цеткины, а славные и громкие имена Димитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра Невского с их непоколебимой верой: «Кто пойдет на нас с мечом — от меча и погибнет!»
Это единодушие и сплоченность людей, обретение своих корней, своих святынь и стали залогом нашей Победы.
Русская Православная Церковь с первых же дней войны подняла свой голос в защиту Родины. Сегодня мало кто знает, что уже 22 июня 1941 года российский первоиерарх митрополит Сергий (Страгородский) воззвал с церковного амвона:
«Повторяются времена Батыя, Карла Шведского, Наполеона. Потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой... принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же славного имени и мы — православные, родные им по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью служить ему в тяжкий час испытания всем, чем каждый может...»
И во всех уголках земли Российской, где только сохранились храмы, звучали те же призывы.
«Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждой грабительства и порабощения, — обращался к ленинградцам митрополит Алексий (Симан- ский), — на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих.
Но война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом».
Патриотическая деятельность Церкви была хорошо известна Сталину, особенно по письмам с фронта. Он осознал насущную необходимость в перемене государственной политики в отношении Православия, тем более, что во время войны, несмотря на всю предыдущую травлю и репрессии, люди вновь потянулись в уцелевшие храмы, ибо большая, настоящая беда всегда очищает сердца и подсказывает верную дорогу...
Сегодня, спустя полвека с памятной весны 45-го, всем нам, наследникам Великой Победы, надлежит прежде всего помнить, что она досталась нам благодаря народному единодушию и единению. Страшно представить, что было бы с нашей Родиной, если бы враг напал на Россию не летом 41-го, а скажем, весной 95-го, когда все наше общество разобщено, разуверено, поделено на «суверенитеты» и пылает пожарами «горячих точек»...
Да и уберегли ли мы все то, что с таким трудом отстояли наши ветераны? Увы: сегодня русскую землю растаскивают у нас из-под носа безо всякой войны: миллионы русских «ближнего зарубежья» оказались в полоне, словно во времена татаро- монгольского нашествия. Еще немного — и мы, пожалуй, действительно, пригласим шведов хозяйничать под Полтаву и на берега Невы, Нечерноземье отдадим потомкам Чингисхана, а Кремль поделим между поляками и французами — нам ведь родной земли не жалко!
А что же сами ветераны? Уберегли ли мы их самих — стяжавших нам Победу своим потом и кровью? Это сегодня мы произносим им теплые слова благодарности и дарим подарки — а вчера? а завтра?.. Защитники Российской земли нуждаются не в единовременных подачках, а в нормальной обеспеченной старости, и добиться этого — наша прямая обязанность, наш долг перед Родиной.
Из века в век во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормляя его любовью, воодушевляя на подвиг во имя Родины, вразумляя пастырским словом, назидая своим богатым духовным опытом. «О вождех и воинах, на поле брани за Отечество живот свой положивших», доныне ежедневно возносятся молитвы в тысячах храмов по всей России. «Во блаженном успении вечный покой» для тех, кто не пощадил жизни своей во имя любимой Родины, не устают молитвенно испрашивать тысячи священников за богослужением.
Без прошлого у народа и государства нет будущего. Здоровая историческая память — залог жизнеспособности нации и крепости Державы Российской. Забвение подвигов предков — тяжкий грех, грозящий нравственным одичанием и утратой совести. Так пусть же всем павшим в той страшной войне, доныне назидающим нас своим героическим примером самоотверженности и жертвенности на полях сражений, всегда — отныне и до века - возглашается в наших сердцах, как в храмах Божиих, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!.. Аминь.
Другие статьи автора:
-
Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии
№1 ( 1990 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Архипастырское послание митрополита Иоанна по случаю 50-й годовщины начала блокады
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Архипастырское рождественское послание
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
О новых еретических переводах Священного Писания и извратительных толкованиях его «невеждами и неутвержденными»
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской православной церкви
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Грех празднословия
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Приветствие Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна в праздник свв. Апостолов Петра и Павла
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Обращение к учителям Санкт-Петербурга
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
В память святого благоверного великого князя Александра Невского
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
О едином пути спасения
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Самодержавие и Россия
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Обращение к российским военнослужащим, защищающим таджико-афганскую границу
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Смотрите, не ужасайтесь
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Письмо Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ИОАННА протоиерею Льву Лебедеву
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
О Великом посте
№15 ( 27.03.1996 1996 г. )