ПРОПОВЕДЬ

Архим. ИОАНН (Крестьянкин)

Краеугольный камень жизни — Бог

 

ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА!

«Камень, который отвергли строители,
тот самый сделался главою угла» (Мф. 21, 42).

Краеугольный Камень жизни — Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет все здание жизни.

Это — от Господа. Это закон жизни.

И история народов ветхозаветных, и история народов нового времени, и история нашей Родины свидетельствуют об этом.

Дивный рай насадил Господь — Великий Виноградарь единым мановением Своим.

Ввел Он в него человека хранить и возделывать рай сладости.

И Бог был в нем все и во всем.

Но пал человек, и вечная радость и сладость райской жизни в присутствии Божием сменились трудами и потами земными где редкие радости смешаны с горем, и грех сторожит добро.

И грехом смерть вошла в мир.

И отдал Господь — Великий Виноградарь виноградник жизни — землю человеку.

И оградил Он жизнь от смерти надежной оградой — Законом Божиим и заповедями, чтобы ничто чуждое не похищало человека у Бога.

И водрузил Господь в винограднике жизни сторожевую башню — совесть, неподкупного и неусы-паемого хранителя чистоты и правды души.

Завещал Господь человеку обладать, возделывать, растить плоды и радоваться жизни. Но и опять, как в раю когда-то, дал Господь заповедь людям — помнить, что жизнь души его, счастье души только в Боге.

Господь отдал человеку виноградник жизни, чтобы плоды ее, взращенные им, творили спасение души человека.      

Научил Господь человека, как возделывать землю виноградника, чтобы плодов его было в достатке и избытке для жизни, и научил, как возделывать и почву души своей, чтобы живой виноградник человеческий жил в мире, любви и довольстве.

Устроил все Господь и отдал в руки человека и почил от всех трудов Своих, отошел как Творец, предав сотворенное в другие творческие руки, в руки человека.

И теперь сам человек взращивает виноградник жизни на земле, сам творит спасение души своей.

Но Господь-Домовладыка не оставил мир. Он, дав ему законы жизни, блюдет и надзирает, как живет мир. Господь готов во всякий момент оказать спасительную помощь человеку-делателю.

И Он же приходит получить и плоды трудов делателя, когда созрела жизнь.

Но что делает человек?

Как когда-то в раю он пожелал быть Богом, поспешно последуя нашептыванию врага, так и днесь он стремится строить свою «вавилонскую» башню, замышляет насадить свой виноградник, не желая возделывать Божий. И примеры живших до него поколений и разбившихся своим богоборчеством о краеугольный камень жизни — о Бога, стираются в сознании и памяти, и все начинается сначала.

Стихия зла, отравляя жизнь, развращая почву души человека, ослабляет связь человека с небом и ставит своей задачей изгнать в человеке и саму память о Боге, как о единственном Источнике жизни, о Господине души. И зло в человеческой душе, взращенное злом мира— сатаной, ширится, растет, и человек, как продавшийся раб греха, ежедневно понукаемый злом, перестает ощущать и испытывать ежедневные промыслительные удары от Бога. Он воображает, что только он один и есть настоящий хозяин своей жизни.

Душа — моя, жизнь — моя,... способности, и силы жизни и все дарования — мои...

Я думаю... я убежден... я хочу... я делаю... все «я», «я», «я».

Все от меня и мое.

И закружилась человеческая жизнь, и Богу нет в ней места.

Но не может измениться в мире природа существующего. И изгоняя из виноградника жизни Жизнь, человек пожинает смерть, запустение и тлен.

И слышим мы слова нынешнего Евангелия: «Что сотворит хозяин виноградника делателя лукавым и злым?— Злых зле погубит, и виноградник предаст иным делателям, иже воздадут Ему плоды во времена своя». И эти Евангельские слова жизни сбылись в мире уже не однажды в истории разных народов. И во всей силе они явились в истории иудейского народа, отвергшего Иисуса Христа как Мессию и Сына Божия.

Получив в наследие от Бога обетованную землю, они закружились в веселии жизни, и многие удары Промыслительной Божией руки вменяли в случайные неудачи, продолжая утверждаться в самости и себялюбивом эгоизме.

Посланцы Божий — боговдохновенные пророки, приходящие в рубищах, а не в злате, были изгоняемы, как отребье мира.

Сын Божий, пришедший открыть гибнущему народу объятия Отца Небесного, напомнить о смысле жизни, погибает от их рук.

«И схватив Его (Сына Божия), убили и выбросили вон из виноградника».

И в тот же миг кончилась жизнь. Ибо Бог изгнан.

Милость Божия отступила, давая место собственному человеческому злу. И сразу по вознесении Христа на небо стали проявляться в Израиле необыкновенные явления природы и страшные народные бедствия, и смертоносная, все живое пожирающая, война положила конец иудейскому царству.

Приведу вам для наглядности описание происходящего там из книги историка Иосифа Флавия, очевидца событий.

«Все несчастия, какие постигли народ от начала мира, были ничто сравнительно с тем, какие обрушились на иудеев. Солдаты бросались в город (а в нем собралось по случаю праздника иудейской пасхи до 2-х миллионов человек), умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и жгли дома с их жителями. Врывались в дома для грабежа, они находили их полными трупов, умерших от голода и болезней. И, если они чувствовали некоторую жалость при виде мертвых, зато были совершенно немилосердны к живым. Город до такой степени был переполнен кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от нее».

В это страшное время от огня, меча, болезней, голода погибло до 1,5 миллиона человек, 97 тысяч было отправлено в Рим для потехи народа в цирках, где их предавали многообразным смертям, а оставшихся в живых продавали в рабство за баснословную дешевую цену.

И вспомним на этом страшном пепелище смерти слова Сына — Бога, пришедшего спасти погибающее:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих... и вы не захотели!»

«Се, оставляется вам дом ваш пуст». Ушел Бог, и смерть воцарилась там, где цвела жизнь.

«Пришел Господин виноградника — Бог и предал смерти виноградарей и отдал виноградник другим».

И назвал Господь новых делателей христианами — новым Израилем, чтобы они работали в Божьем винограднике, принося плоды во время свое Господу.

И вот уже 20 столетий возделывается новый сад жизни где все от Бога, все Им, и все к Нему. А камень жизни — Христос Бог, Которого убили прежние делатели, стал во главу угла, и это краеугольный Камень в оснований данного нам нового виноградника — основатель нашей Православной Церкви, которую никакие силы ада одолеть не смогут.

— И закон Божий — Святое Евангелие — новая ограда.

— И новое точило виноградника —благодатные Таинства Христовой Церкви возрождают, освящают и укрепляют силы делателей.

— И Столп и утверждение Истины в центре виноградника — Святая Православная Церковь, храм Божий, где ежедневно приносится бескровная жертва за грехи людей, и Святые Христовы Тайны ходатайствуют вечную жизнь делателям виноградни
ка Христова.

И по-прежнему совесть человеческая — сторожевая башня всяческой чистоты.

Но почему мы, Новый Израиль, опять теперь ощущаем на себе дыхание гнева Божия? Стихийные бедствия сменяют одно другое: то солнце яростно прожигает виноградник жизни, то проливные дожди обещают голод, то опустошительные пожары и землетрясения несут смерть живущим. И неслыханные доселе болезни поражают само начало жизни — младенцев.

А лохматое, страшное зло разгуливает свободно, вламываясь в жизнь, и руками человека — делателя сеет разрушение и смерть. И человек становится изощреннее беса во зле.

Да все те бедствия и скорби, которые переносит наша родина ныне, некогда Православная Русь,— это ведь явные признаки, что в нашем винограднике, в нашей жизни явились злые делатели, которые глумятся над верой, богохульствуют, попирают святыню, отвергают духовную власть пастырей, которые сами себе голова, угождая во всем своим капризам и запанибрата относясь к начальствующим. Нарушают таинство брака, законность власти. Не будучи призваны к учительству, они проповедуют свое измышленное лжеучение вопреки учению Церкви.

И обещанное Господом зло приходит на злых делателей.

Оглянемся же на себя, заглянем в виноградник своей души, ведь каждому из нас вручен Господом свой сад, свой виноградник, плоды которого получают тоже должное возмездие.

Есть ли в нашем винограднике Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что приносить Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи!»

Не трудится ли и наша душа уже в одной упряжке со злыми делателями?

И вдруг ничего Божьего не найдется и в нас. Вдруг окажется, что при внешнем подобии православной жизни внутреннее в лучшем случае — наша самость, а то и откровенно вражье.

И, дорогие мои, со всей ответственностью священника я говорю вам — именно об этом свидетельствуют сейчас бедствия жизни нашей. Даже большинство тех, кто находится в ограде Церкви, холодным расчетливым умом исповедуя Бога, не приникли к Нему любовью сердца своего, оставляя сердце в плену страстей и похотей своих, отдавая его не небу, но земле всецело.

И, оставаясь внешне верующим, мы жизнью своей подобимся поваленным гробам, которые рассыпаются в прах при первом касании к ним и малейшего искушения и испытания.

Но вернемся к сегодняшней притче относительно нашей души, нашего виноградника, данного каждому из нас Богом. Ведь многие из здесь присутствующих будут возражать не признавая своей ответственности за Божий виноградник Православной Руси. Но стоит ли возражать?

Если всмотреться в себя, в свою душу, то ясно увидим, что и наша немалая лепта есть в делах злых делателей, и мы далеко ушли от Бога. И притча показывает нам те этапы духовного пути подавления в себе света Божьего, которые оканчиваются полным и сознательным отрывом от Бога и смертью души.

Притча рассказывает, как хозяин виноградника, хозяин душ наших, Бог, посылает слуг Своих за плодами души. Он посылает Ангелов Своих, Ангелов — Хранителей наших, голос которых постоянно звучит в душе нашей, они возбуждают голос совести нашей, и мы часто слышим в ответ на свои поступки и мысли: «Не так живешь, исправься...» И это воздействие Ангела Божия — слуги промыслительного попечения о нас Самого Бога звучит в наиболее благоприятные моменты жизни человека, когда душа легче всего откликается на Божественное промыслительное напоминание.

Но мы сначала просто отмахиваемся от этих неприятных нам напоминаний.

Нам некогда заняться этим делом — подумать о добром, осмыслить наши поступки и слова в свете Божественной Истины, у нас свое дело, более для нас важное в настоящий момент.

И добро, и сама мысль о добре становятся для нас чужды. Истина прогоняется из души ни с чем. А голос совести постепенно слабнет.

И это первый этап истребления Бога в душе. И с него начинается болезнь души.

Учащающееся отмахивание души от зова Божьего переходит в ожесточение душ. Упреки совести начинают раздражать нас.

И в этом состоянии человек, раздражаясь на все святое, на все Божие, переходит в нападение на него.

И по слову притчи человек, с ожесточением набрасываясь на то, что было святым, что возглавляло его жизнь, «камнями» — грубыми тяжелыми ударами, исходящими из животной природы человека, разбивает то нежное и великое, что жило в глубине души и освещало жизнь. Упиваясь сладостью порока, он перестает видеть бездну, разверзающуюся под его ногами. И человек с цинизмом топчет святыню, бесчестит ее, как будто сила зла, уже возросшая в человеке, боится этой святыни.

И после этого душа опускается на следующую ступень своего истребления. Святое совсем не допускается в душу. Зов совести прекратился. Погас свет, и в человеке воцарилось и хозяйничает животное, звериное, плотское. И это время полного духовного закостенения. И в притче звучит: «И опять иного послал: и того убили».

И вот в душе, освободившейся от сторожевой башни — совести, развертывается бесшабашный, неудержимый разгул зла.

Зло воцарилось в человеке и должно удовлетворять себя. А человек становится жалким послушным рабом зла.

И в угаре этого кружения человек уже не замечает тьмы вокруг себя, разложения н смрада и стремительно летит к пропасти, к гибели конечной.

И звучит притча:

«И многих других, то били, то убивали».

И вот наступает последний этап — гибель.

Но гибели непременно предшествует последнее и сильнейшее воздействие на душу человеческую Промысла Божия.

Последний раз открывает Господь душе Свои объятия, открывает, что ради нее, ради человеческой души, дал Господь земле все лучшее и даже единственного Сына Своего, и что любовь Бога — Сына к падшему человеку способна покрыть все преступления человека.

И вот в этот последний призыв Божией любви к человеку, душа, утопающая в грехе, совершает последний акт своего падения — она убивает в себе Бога.

И последним натиском разнузданного ума и грязного сердца, объявляется, что Бога нет, что жизнь человека Богу не подотчетна, и Бог выкидывается из мысли и сознания.

«И схвативши его (Сына-Бога), убили и выбросили вон из виноградника».

И теперь зло воцарилось в душе безраздельно и властно. И со злом воцаряются тьма, разложение, гибель, смерть...

Нет Бога — и жизни в винограднике нет.

Снято ограждение — Закон Божий, повалена сторожевая башня — совесть, запустело, замусорилось и загнило точило — добрые дела, рождаемые Божией благодатью.

И в бывшем саду души царит смерть.

Зло подточило питательные корни, страсти засушили зелень, и повеяло дыханием гнили — плода не жди!

Виноградник души вытоптан пороком и засох. А с гибелью души блекнут в человеке и естественные способности, блекнет разрушенный ум. Жалкая бессильная одряхлевшая воля пресмыкается по земле. Смерть, единственная, только довершит дело. Страшна картина гибели души, смерти всего живого.

Но именно поэтому и оставил нам Господь притчу сию, чтобы могли мы избежать смерти.чтобы не запустел, не погиб виноградник наших душ. Ведь именно, с гибели души человека начинается гибель целого народа, начинается гибель мира.

И потому, что мы переживаем сейчас, явствует, что и наши души больны, и что все меньше в мире живых Божиих душ, а значит все ближе к нам час, когда «придет Господь и предаст смерти злых виноградарей».

И закончил Господь притчу словами ветхозаветного писания.

Они обращены и к нам. Запомните их крепко. Они — и общий вывод притчи.

«Неужели вы не читали сего в Писании? Зачем же вы забыли Откровенную Истину! что камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла».

Так не забудем, дорогие мои, что краеугольный Камень жизни — Бог.

Поспешим же делать дела Божий, пока есть еще время, пока еще время собирания плодов.

Отдадим Богу спелые грозди добрых дел наших для Бога, ради Бога и во славу Божию, связывая на каждый час свое своеволие и самость, страшась участи отвергнутых Богом, да не отымется и от нас Царствие Божие.

«Призри с небес Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя». Аминь.


Другие статьи автора: