ПРОПОВЕДЬ

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово в неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Три дня тому назад, братья и сестры, Святая Церковь праздновала Вознесение Господне.

В течение 40 дней до этого праздника, мы прославляли Воскресшего Господа. В эти дни церковь вспоминала явление Его апостолам и народу и призывала нас к благодатному общению с Ним воскресшим, в душах и сердцах наших.

Этот призыв к общению с Господом, к единению с Ним, а также и к единению со всеми, верующими в Него, получил особое подкрепление в последних словах, сказанных Господом перед вознесением на небо: «...и се Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Какое великое утешение было дано апостолам, а вместе с ними и нам, этими словами Спасителя!

«Идеже бо есть два и или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20).

Какие утешительные слова для каждого христианина!

Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо, но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т. е. собраться «в единении духа и в союзе мира» (Ефес. 4, 3) и Спаситель наш «ту есть», — посреди нас.

Такова сила единомыслия и братского единения и общения!

Через них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках Своих: «Отче Святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино» (Ин. 17, 11, 20): так и Святая Церковь, вслед за Иисусом Христом, тоже не престает до ныне молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос, в важные минуты Своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) Своих учеников по трое к участию в Своей молитве: например, на Фаворе, и пред страданиями в саду Гефсиманском (Лк. 9, 28; Мф. 26, 37); так и св. Церковь в важных случаях всегда искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро, когда ей нужно было узнать волю Божию о чем-либо, она немедленно созывала Соборы, и единогласное решение Соборов принимала за глас Самого Бога.

Так было при Апостолах, так и после них, на Соборе, ныне вспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах. Кстати скажу вам, было всех семь Вселенских и девять поместных соборов, то есть семь таких, на которые собирались пастыри Христова Стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но постановления которых признаны на Вселенских Соборах для всей Церкви обязательными.

Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а затем и отцы соборные выражались и в своих постановлениях (Деян. 15, 28).

По разуму Святой Церкви, братие, нынешняя неделя посвящена памяти Святых Отец 1-го Вселенского Собора.

Воистину достойно и полезно нам, особенно в теперешнее время, слабое духом веры и скудное духом мужества и самоотвержения в исполнении не только христианского, но и просто человеческого долга, почитать этих борцов и защитников веры Христовой и привести на память их подвиг за дело Христово. Ибо ведь если подвиг Христов и дело Христово состояло в том, чтобы всем даровать вечную жизнь, а вечная жизнь по слову Самого Господа в нынешнем Евангелии (Ин. 17, 3) состоит в том, чтобы «знать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа», то скажите, каким благодарным чувством должна исполниться наша душа к сим Богоносным Отцам, кои подвигом своей веры защищали и отстояли многоценное сокровище веры нашей — Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

В настоящий воскресный день Святая Церковь прославляет память Святых 318 отцев, которые присутствовали на Первом Вселенском Соборе.

Собор был созван и открыт в Никее (в Малой Азии) 19 июня в 325 году в течение дней Пятидесятницы.

И как вы не признаете за соборными постановлениями голоса Божия?

Возьмем на рассмотрение хотя бы историю 1-го Вселенского Собора.

В городе Александрии (в Египте) в 4-м веке появился вольнодумец, гордый священник Арий.

Вот перед нами еретик Арий, богохульствующий о Иисусе Христе, будто Он не есть в собственном смысле Сын Божий, Единосущный Отцу, а не более, как тварь, хотя и высшая других тварей.

Учения Ария, несмотря на свою чудовищность, среди полуязыческого греческого люда нашло очень много последователей. Церковь пришла в ужасное смятение, доселе небывалое. Раздается тогда с царского престола клич, и пастыри Церкви спешат со всех сторон на Собор: 318 одних уполномоченных собираются в Никею, за исключением частных лиц и спутников епископских.

Судя по-человечески, казалось бы, толкового чего ждать тут? Собрался народ с разных сторон и из разных стран люди друг друга не видевшие и не знавшие, без переводчика друг друга даже не понимавшие, одни с высшим образованием, другие без всякого образования. Одни в епископском сане, другие в священническом и даже диаконском. Но — открывается Собор и все 318 отцов, как один человек оказываются согласными в своем мнении о ереси Ария. Скажите, кто как не Бог, следовательно, был с отцами Собора и глаголил через них?

В числе их были замечательные светила своего времени, например: Спиридон Тримифунтский, Николай Мирликийский, Иаков Низибийский Фиваидский, Афанасий, впоследствии епископ Александрийский и другие.

Отцы Собора, съехавшиеся со всего Христианского мира, как бы единым сердцем и едиными устами исповедали Божество Иисуса Христа и Его единосущие с Богом-Отцом, и изложили это учение в Символе веры, который и был составлен на этом Соборе с 1-го до 8-го члена.

Первый Вселенский собор

Первый Вселенский собор

Еретик Арий был осужден, определение собора было принято всею Вселенскою Церковью.

И вот потому-то, что отцы, присутствовавшие на Соборах, были осеняемы особым наитием Святого Духа, Святая Церковь и совершает ежегодно память—ныне всех без исключения Отцов 1-го Вселенского Собора, в июле — IV-гo Вселенского Собора и т. д. и потому-то так высоко ценит Святая Церковь постановления соборные, ставя их наряду со Святым Писанием: идеже два, или трие, собраны во имя Христово, — хотя бы то и миряне, — там, сами знаете, и Сам Христос!..

Арий умер. Но не умер тот, кто вложил в ум и сердце, и уста несчастного отступника зло.

Не умер диавол — неутомимый отец лжи и всякой неправды. И по сей день он делает свое дело. Недоступное его влиянию небо с небесной Церковью он силится уязвить на земле, преследуя Церковь земную. Не легко склонить человека на полное безбожие и богохульство, собственный демонский вид в нем отвратителен для человека. Но и этот путь опробован им не без успеха.

70 лет безбожия в России, и плоды его мы пожинаем сейчас. И о них много говорить не надо. Мы их видим своими глазами и чувствуем на себе.

И враг идет окольными путями, все свои силы направляя именно на разрушение Истинной Церкви Божией, путем отделения христианства от Церкви. Он-то знает, что без Церкви люди все равно дойдут до безбожия, потеряют спасение, и смерть земная родит вечные муки.

Посмотрим с вами, дорогие мои, на нынешнее состояние Церкви, на духовное состояние людей нашего времени.

Оценим нынешний день и скажем себе спасается ли мир, или погибель готова ему?

В Церкви ли мы Божией истинной, или дух лестчий и в нас имеет свою часть?

Ведь смотрите, какое половодье настигло мир нынче.

Церковь одна, другая, третья и со счету можно сбиться.

И все истинные, и каждая — самая правая.

Но как же?

Ведь двух истин не бывает. И Христос свидетельствовал о Себе:

«Я есть путь, истина и жизнь». Но в какой же Церкви Христос? Или разделился Он?

Какую Церковь предпочел Он теперь?

Да никакую!

Он создал ее однажды единую и нераздельную во дни Своего земного странствования и создал на все времена до скончания века (мира). И в ней одной пребывает, живый и действуяй. И другой Церкви не быть!

Так которая же она?

Дорогие мои, эта единственная Церковь, та, что чисто неповрежденным хранит христианское учение.

Человек — плохой хранитель. Верен и неизменен только Бог, и только Он в бурном житейском море веками может хранить истину неизменной.

И только наша Церковь, право славящая Правду и Истину, всеми в мире и христианскими и иными исповеданиями, все же называется Православной.

И враги Церкви, скрежещущие на нее зубами и тщащиеся ее уничтожить, тоже свидетельствуют о ней, именуя ее Церковью Православной. Вспомните, как и Пилат, осудивший Христа, свидетельствует о Нем истину, что Он есть Царь Иудейский; и первосвященник возглавляющий преступный Синедрион, пророчествует истины Божии: «Лучше одному человеку умереть за народ».

И так всегда и во всем — Истину похоронить нельзя. Бог хранит ее и свидетельствует миру даже и устами противников истины.

Апостольское преемство, хранящееся Святым Духом в Церкви, являющее преемственную благодать и силу Божию в Таинствах Церкви — еще один вернейший признак Истинности нашей церкви.

Все это Апостолы получили от Христа и возложения своих рук передали ученикам. И все до сих дней едины. И в Православной Церкви видим мы ныне исполнение слов первосвященнической молитвы Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).

И последним, и самым понятным для нас признаком Истинности нашей Святой Православной соборной и апостольской Церкви являются ее страдания.

Они дарованы Церкви Христом, они заповеданы Им ей:

«Последующий Мне да отвергнется себя, да возьмет крест свой и по Мне грядет».

Отвергнется человек земных благ и примет биения, заушения, насмешки и заплевания, примет гонения не на один только день, на сколько даст Господь, — И он Божий.

Отвергнется недолговечного человеческого мудрования, примет Соборный разум Церкви и станет он — ум Бога зряй — и сами собой отвергнутся, не смогут даже и подступить к нему ереси. И Божественная любовь сохранит от раскола — и он Божий несомненно.

И еще один очень важный момент, дорогие мои, чадца Божии. Может быть, затруднительно разобраться человеку — какая же Церковь истинная?

Не хватает у нас ни знаний, ни смысла, ни веры подчас.

Кто есть Истина, где она, в чем?

Как узреть ее, если теперь в мире, как на птичьем базаре, все кричат свое, и кто громче, и кто заманчивее?

Трудно человеку, но не дьяволу. Он — враг истины, и он безошибочно знает ее всегда, находит и неотступно преследует.

Посмотрите, какая Церковь может сравниться в этом с Церковью Православной?

Гонения сменялись нападками ересей, ереси рождали расколы, расколы вскармливали в себе полное неверие, безбожие.

А Святая Православная Церковь все жива, иногда временами совсем обессиленная и замученная, гонимая врагом, но не оставляемая Богом, Им она и жива, и Им будет жить до конца дней мира. Не будем заглядывать далеко в прошлое Церкви, возьмем день сегодняшний и немного вчерашний день Церкви нашей.

Когда же насмеялись над Ним (над Христом) сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды и повели Его, чтобы распять Его» (Мк. 15, 20).

— Не увидим ли мы в этих словах, как верно идет за своим Христом-Спасителем наша Церковь?

Гонения XX века от богоборцев превзошли все прежние гонения по своей жестокости. Они истребили христиан больше, чем все предыдущие гонители вместе взятые. Они бесчестили Церковь, как бесчестили в свое время Христа, совершая насилие над совестью ее иерархов, над совестью народа Божия.

А теперь, когда и без того малое стадо умалилось и еще, а народ наш уже не Божий, дойдя в атеизме и отрицании всякой духовности предела, устрашился смрада тления и смерти, пахнувшим на него из будущего; ринулся было назад к вере, к Богу, — все тот же человекоубийца — диавол стоит на страже. Его велением целый букет всяких вер и разнообразие всяких церквей и сект готовы принять возжаждавших спасения.

— Здесь и римо-католики, богатые деньгами и корыстью. Утрудят ли себя, пришедшие к ним, чтобы узнать, кто они?

Насторожит ли тот факт, что они до XI-го века были наши,,«но вышли от нас, и потому все узнали, что они не наши. Ибо, если бы были наши, то остались бы с нами».

Да, они называются христиане, но не сохранили верность, нарушили догматы.

И отсекла их Церковь, и оставил их Бог.

Отпав от Церкви, латинство отпало любви Божией.

Здесь и церковь протестантская, родившаяся в XVI веке расколом с Римом.

Для протестанта истины — только то, что ему нравится, что он сам считает за истину.

Здесь и униаты, подкрашивающиеся под православие.

И секты христианские: баптисты, пятидесятники и другие, и др. мудрствующие о Христе, но отшедшие от Его Церкви.

А отвыкшие в течение долгих лет мыслить по-церковному русские люди, теперь потеряли мысль о Церкви, как о новой жизни. И взгляд на веру только, как на учение, которое принимается умом, противопоставляет Евангелие и Христа — Церкви и делает их веру безжизненной.

Есть Евангелие, есть Христос, но нет Церкви — это значит, что нет и спасения.

И смеется враг Церкви, как смеялся над поруганным Христом, и путь Церкви на свою Голгофу продолжается.

Обессиленной, обескровленной, обезлюдевшей Российской Православной Церкви взваливают на плечи еще и тот Крест, на котором будут ее распинать и дальше. Ей отдают, да еще так, что и отказаться нельзя, разрушенные до основания здания храмов, забытые монастыри, к которым и дороги заросли бурьяном.

А враг тем временем и в единстве православных христиан сеет свои плевелы — разномыслие и раздоры. И на пагубный всем пример, брат, пьющий из одной чаши с братом, и вкушающий на одной Трапезе Господней требует своей части в наследии Божием.

Плачем мы пред Господом об ожесточении наших братьев за рубежом, плачем и о помрачении такой всегда нашей, всегда старшей и родной, и всегда особо любимой Церкви Православной на Украине. Ведь там, на Днепре, возжигалась первая свеча Православия. Воды Днепра стали водами Иорданскими для нас. И труды и молитвы Киево-Печерских подвижников пленили Православием всю тогда языческую Русь.

А нынче «брат с братом судится, и при том пред неверными», — звучит укоризной нам Святое Евангелие.

Но кто услышит?

Диавол бесчинствует уже руками верующих, руками православных.

А как же не воспринять и еще более соблазнительные духовно одичавшему человеку учения — «Бог один», прииди к нему и завтра сам ты станешь Богом.

А молодежь хочет быть богом, молодежь хочет властвовать и владеть.

И вот она уже у индуистов, у буддистов, у кришнаитов учится духовности, и восточные культы идут на завоевание Православной России.

И безумное увлечение оккультизмом, это добровольное любопытное обращение к бесам, сначала трагедией, а потом и полной гибелью оканчивается для соблазнившихся.

Сколько таких еще живых телом, но мертвых душой, искалеченных жизней вошло сейчас в ограду Церкви; сколько лежит на пороге ее не в силах войти в Церковь, ибо для многих уже наступила духовная смерть. И бесы, принимающие вид ангелов света, шепчут помыслами, говорят с трибун, кричат всеми средствами информации: «Человек — вот наш бог», «Будете как боги! Будете выше Бога».

И опять повторяется история падения. Прародители из рая пали на землю, современные боги падают с земли в ад. И туне теперь звучит предостережение:

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 810). И «на то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (/ Ин. 3, 8).

Но кто разрушит их теперь, эти страшные дела, если Сын Божий изгоняется, забывается людьми? И на место поклонения и благодарности за Его великую жертву, снова приходит идолопоклонство, служащее плоти и бесам?

Дорогие мои, нельзя в наше время жить бездумно!

Мы все, даже и те, кто давно в ограде Церкви, испытываемся сейчас на силу всяких соблазнов, и в том числе, на силу и нового религиозного сознания ложной христианской духовности. И во всем этом явен апокалипсический образ «великого отступления», который охватит весь род человеческий перед концом света. И о котором напоминает нам Господь ныне ежедневно.

Думаете, случайно попустил Господь оскверниться великим святыням на Голгофе в храме Гроба Господня. Не предвестник ли это того, что решительный последний период борьбы диавола с Богом и со Христом Его близок?

Берегитесь, дорогие, чтобы кто-нибудь не прельстил вас!

Крепко держитесь за Православие. Бережно храните благодать, дарованную нам Богом! Бодрствуйте и молитесь!

В тихости совершайте труд во спасение свое по заветам Господа и руководством и наукой святых отцов.

Не забывайте, но осмысливайте слова Господни: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Вот где свобода! Вот где спасение!

Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений. Он бьется, но выбиться из них не может.

Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой.

Волю вяжут страсти и не дают ей простора действовать, бьется она, как связанный по рукам и ногам, а выбиться не может.

Но прилепись ко Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды.

Сердце облежат постоянные тревоги и отдыха ему не дают.

Но прилепись ко Господу, и Он упокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, к блаженной, полной отрады и простора, вечности.

Слава Бессмертному Богу — Отцу невидимому!

Слава Бессмертному Богу — Сыну явившему Себя во плоти!

Слава Бессмертному Богу — Духу Святому, глаголавшему через пророков, апостолов и святых Отцов!

Пресвятая Троица слава Тебе! Аминь.

 

7 июля/25 мая 1992 г.   

Архим. Иоанн.
Псково-Печерский монастырь


Другие статьи автора: