Проповедь

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

Тайна беззакония

«Сию же дщерь Авраамлю сушу, юже связа сатана се осмоенадесяте лето».

(Лк. 13, 16)

Дорогие мои, други наши!

Сегодняшнее воскресное Евангельское чтение особенно дает нам повод говорить о бытии диавола, о разрушающей, смертоносной деятельности его.

И жизнь наша теперешняя настоятельно требует, чтобы мы все очень внимательно отнеслись к этой теме. Ибо незнание наше, или стыдливое замалчивание, или даже отрицание бытия этой страшной силы делает нас пред ней совершенно безоружными, и она может вести нас, как овец на заклание, в погибель. Ведь мы порой и даже часто, перестаем понимать, где свет, где тьма, где жизнь, где смерть. И самой большой победой этой силы без сомнения надо признать то, что она многим поколе-ниям людей внушила, что ее нет.

Но до некоторого времени, пока духовное зрение людей еще не было совершенно атрофировано, диавол действовал осторожно, силой внушения.

Теперь же, в наше время, когда беспечность и духовный сон обнажили нас от покрова Божией благодати и силы духа, он встает перед нами во всем своем злобном обличии, он выступает как живая реальность, и реальность лютая.

Господь в свое время возвестил всем живущим на земле и верующим слову Его предостерегающее и должное настораживать и призывать к особенной бдительности слово Свое: «Я видел сатану, спадшаго с неба, как молнию» (Лк. 10, 18).

А в другом месте Писания говорится о нем же: «и не нашлось ему места на небе и в страшной ярости сошел он на землю» — чтобы ходить по ней, обитать на ней, и «рыкать, аки лев, ища кого поглотить». И стал он губитель — диавол «князем мира сего», а вместе с ним водворились и властвуют на земле бесчисленные полчища его клевретов. И с тех пор местом обитания их стала голубая бездна, которая отделяет Церковь воинствующую от Церкви торжествующей.

Самый первый и горький опыт его коварной власти на себе понесли наши праотцы Адам и Ева. Ибо его стараниями они познали сладость греха и вкусили горечь смерти. А он с тех далеких времен без устали делает свое дело. И главной его задачей на все времена, есть и будет борьба с Богом за души людей, где место битвы — сердца человеческие.

Все совершается там; там уместится и бездна ада, и там — искра веры, сохраненная Богом от тлетворного дыхания вражия, родит пламень Божественной любви — ходатай Вечной радости.

И нам, дорогие мои, надо пристально всматриваться во все происходящие вокруг нас и лично с нами, события. Надо знать свое сердце, ибо невнимание и незнание не оправдают нас в день Страшного Суда, который неотвратимо приближается к земле.

«Идите от Меня проклятии в огонь вечный угото-ванный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41),-— скажет Сын человеческий тем, кто не знал, кто не хотел знать.

Примеров одержимости и насилия людей бесовской силой много в Писании: это и сегодняшний евангельский образ женщины, 18 лет согбенной (связанной) от диавола; это и двое одержимых, живших во гробах (в могильных склепах), сильных страшной бесовской силой разрывающих кованые цепи, коими пытались связать их, неуправляемые разумной силой действия; это и бесноватый, которого бес бросал то в огонь, то в воду, желая погубить его; и многие другие.

И всегда Господь, исцеляя бесноватых, не называл беснование естественной болезнью. Он прямо признавал виновниками ее бесов, и изгонял их.

Но эти примеры по жестокосердию нашему и недомыслию не трогают нашего сердца, когда мы читаем или слышим о них. Ведь это было когда-то и где-то, а многие даже имеют дерзость в глубине сердца усомниться примером чужой жизни, а некоторые идут и еще дальше, неверием отвергая слова Божественного Писания.

Но вот теперь нам с вами уже и не отдаленные примеры, а наша собственная жизнь дает знать о насилии и тиранстве над нами и самого диавола и сынов противления, то есть людей, которые стали исполнителями его злой воли на земле.

Вслушайтесь внимательно, дорогие мои, в слова святого пророка Божия Исаии, вслушайтесь и вдумайтесь в слова этого Ветхозаветного Богослова. Не о нас ли и не о нашем ли времени говорит пророк, живший за 759 лет до Рождества Христова?

«Земля опустошена вконец и совершенно разграблена. Сетует уныла земля; поникла уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли и немного осталось людей. Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается... и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет» (Исаия 24, 3—6; 16, 19—20).

Да, о нас!

Это мы преступили Закон Божий!
Это мы нарушили Его завет!
Это мы забыли Бога!

И наша матушка-кормилица земля уже родит одни терния и волчцы от злобы живущих на ней. И небо, когда-то дарящее людям светлый дождь жизни и плодоносную росу, сеет на головы химическую отравляющую влагу, и ветер Чернобыля обжигает мир своим смертоносным дыханием. И разгул зла, лукавства и вражды идет по земле. И нет молитвы, чтобы залить этот пожар зла, нет духовной силы, чтобы предотвратить грядущую гибель.

Неужели все это сотворил человек?! Нет, дорогие мои, человек ограничен, и жизнь его 70, от силы 80 лет, и он иногда не успевает даже и осознать своего назначения на земле, сходя в могилу. И нет у него ни времени, ни сил, ни воображения, чтобы посеять столько бед и зла, чтобы хватило на все человечество.

Все то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность великий дирижер — сатана, тот, кто посеял в нас малое.

Он и вырастил малое в большое. И это называется Тайной беззакония. И тайна беззакония восходит от силы в силу именно потому, что вконец ослабело наше сопротивление ей, наше понятие о ней. Мы забываем Бога, забываем небо, забываем вечность в своем обольщении. И на этой почве всецелого погружения людей в плотскую жизнь и разрастается чудовищный разврат.

Младенцы, зачатые в беззаконии, появляются в мир больными и одержимыми от рождения духом злобы, и лукавством превосходят взрослых. Отроки, не зная детского простодушия, играют во взрослых и в одуряющих химических реактивах ищут особых видений и одушевлений, зачастую находят в них же и смерть. Юноши и девушки, не зная и самого понятия невинности и чистоты, погружаются в блато такой грязи, о которой и помыслить страшно и срамно глаголати. И наркотический угар для многих становится единственно реальной жизнью. А грохот бесовского шума, ворвавшийся в дома наши с телевизионных экранов, оглушил, одурил всех от малого до большого и вовлек всех в водоворот адского кружения, поработив души насилием.

И мы, не задумываясь, и значит добровольно, впускаем в дома свои телевизионных колдунов всякого ранга и учимся у них, как быстрее и надежнее, безвозвратно погубить душу. И цепи, скованные из тьмы предательства, измен, стихийной гордости, лжи и самомнения, все крепче облегают наши сердца, связывают наш ум и руки и все наше существо. И мы становимся неспособными ни к чему доброму. И светлый Ангел-Хранитель стоит поодаль, оплакивая сердца наши, ставшие игралищем бесов.

И нормой жизни становится — «ходи по трупам, задавленных тобою, рви кусок из чужого рта и плюй на всяческие заветы». А тот враг, что посеял страшные плевелы злобы и гордыню лжеименного разума, — человекоубийца искони, лжец и отец лжи любуется плодами дел своих.

Он преуспел. Он одолел людей. И Бог, теперь не столько отрицаем, сколько вытесняем из сердца человека всякими его пристрастиями и житейским попечением.

Бог просто забыт. «Сыне, даждь Ми твое сердце», — просит, зовет Господь.

Да где оно, наше сердце?! И есть ли уже оно? А если и есть, то нет в нем уголка — местечка для Бога, для света и тишины, для мира и любви, и страшно нам, что Свет Божий откроет для нас самих страшный хлам нашего сердца. И мы опять гоним Бога и бежим от всего, что может обнаружить наше истинное лицо.

Да это опять и не мы, дорогие мои, а все тот же человекоубийца, увлекающий нас все дальше и дальше к отпадению от уготованного людям Сыном Божиим спасения. Он уже сам вошел в наше сердце и овладел им.

Но не мог диавол этого сделать без нашего согласия. Ведь Премудрость Божия так сотворила человека, что без него или против его воли ни спасти, ни погубить человека нельзя. И сами мы отвергая Бога неверием или, веря в Бога, но отвергая заповеданные Им дела, — отвергаем спасение свое. И не принимая темную, безвидную и страшную силу диавольскую, но делая дела ее, — мы сами отдаем себя в ее руки и мы сами готовим себе бездну ада.

Так знайте же, дорогие мои, что диавол не иначе проникает в нас, как овладев нашим умом и нашими помышлениями. У одних он похищает из ума и сердца веру, у других его смрадное дыхание испепеляет страх Божий; третьих, поразив тщеславием, ведет в плен других страстей, ибо тщеславие и гордыня родят такие пороки в нас, что открывают врата души всем бесам. И человек не замечает, как становится одержимым. И надо помнить нам, что основной отличительной чертой диавольской брани является приспособление, и что брань с нами злые духи ведут непрестанно, и разнообразию ее несть числа. Главное же, что надо нам непременно знать, что подход их к нам незаметен, и действие постепенно. Начав с малого, злые духи переходят к великому влиянию на нас. Бесовская хитрость и лукавство, как правило, услужливо идут навстречу нашим же желаниям и стремлениям и даже доброе и невинное способны превратить в орудие свое.

Вот теперь много молодежи ринулось в церковь, кто уже состарившись в скверне греха, кто отчаявшись разобраться в превратностях жизни и изуве- рившись в ее приманках, а кто и задумавшись о смысле бытия. Люди делают страшный рывок из объятий сатанинских, люди тянутся к Богу. И Бог открывает им Свои Отеческие Объятия. И все было бы хорошо, если бы они по-детски припали ко всему что дает Господь в Церкви своим чадам, и начали бы учиться в Церкви заново мыслить, заново чувствовать и заново жить.

Но нет! Великий ухажер — диавол у самого порога Церкви похищает у большинства из них смиренное сознание того, кто он и зачем сюда пришел. И человек не входит, а «вваливается» в Церковь со всем тем, что есть и было в нем от прожитой жизни, и с этих своих позиций сразу начинает судить и рядить, что в Церкви так, а что изменить пора. И он «уже знает, что такое благодать и как она выглядит» и, еще не начал быть православным христианином, становится судией и учителем. И снова Господь изгоняется им из своего сердца.

И где? Прямо в Церкви. А человек этого уже и не почувствует, ведь он в Церкви, ведь он пролистал уже все книги и ему уже пора и священный сан принимать, а ей уже пора одеваться в монашеские одежды.

Но, дорогие мои, они примут и священный сан, они примут и монашество, но все это уже без Бога, водимые той же силой, что вела их в жизни до прихода в Церковь и что так ловко обманула и теперь. А дальше жди и других исключительных и только на почве искаженной веры явлений. Без труда, без борьбы и без крестных страданий воспринятое — христианство без жизни, но только по имени, а значит и без Бога, явит различные обольщения в видениях и откровениях. Оно будет внутренними голосами руководить своей жертвой, а у кого-то оно заполнит ум и сердце хульными образами и словами.

И горе, если человек — невежда в вере и если снова не ринется он за помощью к Богу, готовому помочь даже и изменнику.

Надо нам с вами помнить, что в душе светлой и чистой и одна какая-нибудь мысль, брошенная от диавола, тотчас произведет смущение, тяжесть и сердечную боль, а в душе же, омраченной грехом еще темной и оскверненной, даже и присутствие его будет незаметно. И этой неприметности помогает сам дух злобы, ибо она ему выгодна. И он, тирански властвует грешником, старается держать его в обольщении, будто бы человек действует сам собой, или внушает, что Ангел, светлый образ которого принял лукавый, уже почтил его жизнь.

Обольщенный, как мотылек летит на огонек бесовского видения или откровения, который смертельно опалит его душу. Он желал чуда, искал откровения и оно явилось. А у человека даже мысли не возникает о своей во грехе прожитой жизни, которая уже стеной стала между ним и Богом. И еще сколько надо трудиться, чтобы эту стену разбить, чтобы увидеть Свет Истины. Трудно обмануть истинно верующих. Смирение и страх Божий предостерегут, а Дух Святой, охраняющий их, откроет им правду и наставит на всякую истину. Да и знают они со слов Самого Спасителя Христа, что должно придти соблазнам, и остерегаются и самих их. Из жизни отцов — подвижников мы знаем, что они узнавали беса, являвшегося им даже и в образе Христа.

Духовная же слепота едва ли не большинства современных людей и даже именующих себя христианами поразит их все умножающимися бесовскими соблазнами. Уже теперь мы слышим и читаем в периодической печати о всяких явлениях — знамениях то на небе, то на земле: о светящихся летающих объектах, о «добреньких» инопланетянах, о «барабашках», которые вторгаются в жизнь наших современников и диктуют им нормы жизни и поведения уже не в помыслах их, но зримо делом, творя мнимые чудеса, и приучая соблазнившихся полному послушанию себе. Есть даже случаи самоубийств, совершенных по внушению этих опекунов. И никого не смущает наплыв их и не возникает ни у кого мысль: «а откуда же они, почему пришли и где были раньше?»

И если бы кто-то все эти явления в той же печати назвал своим именем, что это разгулявшиеся, разыгравшиеся с омраченным обезбоженным миром бесы, у читателей все равно не возникла бы способность осмыслить и понять, что же несут для них в себе эти явления и игры.

А эти новые, открывшиеся в последнее время, способности целительства духовным прозрением, ясновидением и прозорливостью у многих и очень многих людей всякого возраста и с различным образованием. От юноши, с горем пополам еще только осваивающим школьную программу, до преподавателя вуза, и от тетушки-домохозяйки до дамы, образованной во всех отношениях.

И поразительно, что все они, не обремененные, никаким знанием в области медицины, воспринимают открытие, как дар неба.

Дар-то, дар! До от кого и зачем, и что принесет он «врачу» и больному?

Врачу — бесовскую гордыню, а доверившемуся ему пациенту — нарушение всех душевных и духовных сил — одержимость.

Но это будем потом. А пока все хотят быть здоровыми и любой ценой. И в этом опять Богоборчество.

Христианин истинный, а не по имени только и моде, непременно вспомнит по поводу всех этих явлений, как поступили святые Апостолы с девицей, имеющей духа прорицательного и доставлявшего тем доход своим господам.

Вспомнят и отбегут от духа льстеца, а остальные сами погрузятся губительный обман и повлекут за собой многих.

И все это, дорогие мои, знамение времени. Все это значит, что христианство, как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы удаляется из среды человеческой, предоставляя мир падению. И у всех живущих теперь есть это предощущение грядущей в мир катастрофы, но человечество, томимое тяжким предчувствием, не хочет остановиться, задуматься, понять, что с ним происходит. Диавольские силы парализовали ум и сердце живущих грехом, который согнул и исказил человека настолько, что он перестает видеть Бога, и не может выпрямиться, чтобы ум его осиял свет Божественной Истины, и тьма исчезла.

Так вспомним же, дорогие мои, как одним мановением Спасителя, одним Его словом, Словом Божественной Любви распрямилась согбенная, страдавшая от насилия диавола 18 лет.

Припадем к Спасителю — Христу и сами с мольбой и любовью отрясем узы греха, отбежим соблазнов и обольщений диавольских.

Припадем к Спасителю и уже этим «противостанем диаволу, и убежит от нас».

Научимся же понимать и беречь добро души своей, будем сторожить входы в свою душу, научимся видеть себя, и тогда мы увидим все дела и козни диавола в нас и против нас. Будем молиться, чтобы дал нам Господь бодрый ум, трезвую совесть, открыл духовное зрение. И главное, никогда не будем забывать о своем исконном враге, воюющем на нас. И помня, что сила борителя крепка, а наша сила немощна, смиренно припадем несомненной верой к Тому, чья Сила сильнее всякой другой силы.

Господи, имя Тебе — Сила, подкрепи же нас всех изнемогающих и падающих. Аминь.

Архим. ИОАНН

Псково-Печерский монастырь, 1991 г.


Другие статьи автора: