МЕСЯЦЕСЛОВ

Н. К. Симаков

Икона Казанской Божией Матери

Икона Казанской Божией Матери в Князь-Владимирском соборе Ленинграда

Икона Казанской Божией Матери в Князь-Владимирском соборе Ленинграда

Казанская икона Божией Матери — одна из бесценных святынь Российских — явлена была в Казани в 1579 году. В этот год случился в городе страшный пожар: полгорода обратилось в пепел, сгорел и дом стрельца Онучина. И вот однажды дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне явилась икона Божией Матери и был от нее голос Самой Богородицы, которая сказала, что икона Ее находится в земле — там, где до пожара стоял дом Онучиных. И велела Она передать архиерею и воеводам, чтобы они взяли икону из земли.

Девочка сначала не решалась рассказать о своем сне, но потом доверилась матери. Однако та не придала значения ее словам.

И вновь приснился Матроне сон, в котором Матерь Божия повелела ей рассказать о Ее явлении. Мать же опять не послушалась девочку.

Тогда последовало третье, уже грозное, явление. Во время дневного сна девочка была чудом перенесена на середину двора и там перед ней явилась икона Божией Матери; от нее исходило золотое сияние и был голос Матроне: «Если ты не поведаешь глаголов (т. е. слов) Моих, то икона явится в другом месте, а ты погибнешь». С плачем стала просить Матрона, чтобы мать пошла к городским властям, если не хочет ее смерти.

На этот раз мать вняла просьбе дочери, но над ней только посмеялись и никто не поверил ее словам. Тогда женщина сама решила искать икону на месте сгоревшаго дома.

Узнав о явлении, многие люди стали приходить и помогать ей; перекопали весь двор, но ничего не нашли. Взяла заступ Матрона и пошла сама копать в том месте, где была печь прежде. И вскоре, к великой радости, обнаружила что-то завернутое в кусок сукна. Когда развернули сукно, то увидели икону Божией Матери с младенцем. Она была совершенно новая, как будто только что написанная, и сияла.

К месту обретения иконы собрались толпы народа, и архиепископ Иеремия, узнав о чудном событии, тотчас поспешил с крестным ходом и, подойдя к иконе, пал пред нею ниц, со слезами моля Матерь Божию о прощении своего неведения.

Икона была перенесена в ближайшую церковь святителя Николая. Священником этого храма и очевидцем всех событий был будущий Святейший Патриарх Ермоген.

Список иконы отправили царю Иоанну Грозному. Узнав о явлении, царь повелел устроить на месте обретения иконы храм и основать женский монастырь.

Во время шествия с иконой во вновь отстроенный Благовещенский собор получили исцеления два слепца — Иосиф и Никита. Чудеса от иконы начались исцелением слепых. Это было знамением (т. е. знаком) того, что икона явилась для просвещения духовным светом, для прозрения людей, омраченных неверием.

То, что икона была явлена на только что присоединенной окраине России, было знаком небесного покровительства Божией Матери, простертого над всей страной. Она стала всенародной святыней, ибо народ чувствовал особое участие Богородицы в исторических судьбах России.

В 1594 году, будучи митрополитом Казанским, святитель Ермоген составил сказание о чудесах от Казанской иконы. Матрона приняла постриг в монастыре, основанном на месте явления иконы и впоследствии стала его игуменьей. Здесь же окончила жизнь свою в постриге после кончины мужа и ее мать.

До 1612 года чудотворную икону почитали только в Казани и праздновали ее день 8 июля (21 июля по нов. ст.) — в день ее обретения.

Но вот наступили трудные для страны и народа годы — так называемое Смутное время (на рубеже XVI—XVII вв.). Род Рюриковичей был пресечен, и самой вере православной угрожала опасность. Многими городами овладели враги. Всюду совершались преступления, беззакония, грабежи, убийства. Впервые за всю историю Земли Русской враги взяли Новгород Великий. Шведы учинили там ужасное разорение. Все храмы были осквернены, и в них устроены конюшни, ценности были разграблены и вывезены. После ухода шведов в Новгороде осталось около 700 жителей.

Вся страна была в пожарах — воистину край погибели и поругания. В Астрахани стоял самозванец Лжедмитрий, в Смоленске находились поляки. По стране бродили шайки разбойников, убивали и грабили. Это было время безначалия, когда каждый думал только о себе, о своей выгоде, а не о спасении Руси. Ужас объял народ и наступил предел поругания — Лжедмитрий в столице. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями. Спасения, казалось, ждать было неоткуда.

Но были и в те времена молитвенники и печальники за русскую землю, но как мало их оставалось. Увы, только во времена тяжких бедствий мы начинаем понимать, что молитвою все держится. Так было и тогда. Люди стали в отчаянии обращаться в молитве ко Господу и заступничеству Божией Матери и всех святых. И милость Божия была явлена русскому народу — услышал Господь голос духовного вождя, личным подвигом и огненным словом подвигшаго народ на спасение и возрождения Отчизны. Этим духовным вождем стал святитель Ермоген, тот самый, который описал явление иконы Казанской Божией Матери и чудеса от нее. Овдовев, он принял постриг, стал митрополитом Казанским, позже — Патриархом Московским и всея Руси. Он был великий почитатель Божией Матери и в своих решительных действиях во имя спасения страны всегда опирался на молитвенную Ее помощь.

Преодолевая неимоверные трудности и опасности, гонцы — «бесстрашные люди», как их называл Патриарх, проникали к нему в заключение (он был пленен поляками в Москве). Голос Святителя не переставал доходить до страны и в устной передаче, и письменно — при помощи «грамоток». За голосом Патриарха громко звучал на всю страну и голос иноков Свято-Троицкой Сергиевой Обители, в течении 16 месяцев выдержавшей осаду поляков и «воров». Во главе с келарем Авраамием Палицыным и архимандритом преп. Дионисием иноки явили пример духовного подъема, государственной мудрости и большого мужества, много способствуя делу объединения здоровых сил народа.

Призывы Патриарха Ермогена и иноков Троице-Сергиевой Лавры не остались без ответа. Из разных концов страны стали собираться земские ополчения. Выступила и Казанская дружина; с нею был как благословение Божией Матери образ Казанский — список с чудотворной иконы.

Первое ополчение Прокопия Ляпунова потерпело неудачу, хотя и стояло уже под самой Москвой. 26 мая 1611 года русское воинство отбило у поляков Новодевичий монастырь и взяло много их в плен. Но между начальниками отрядом не было единства — начались ссоры, вражда. Тогда поляки потребовали, чтобы Патриарх Ермоген подписал грамоту о роспуске ополчения, угрожая ему смертью. Святейший отказался. Тогда его заточили в Чудов монастырь. В августе 1611 года Патриарх написал из темницы грамоту, в которой призывал весь русский народ стать на защиту Москвы, на защиту Родины и святой веры, и благословил новые земские ополчения на Москву. Грамоту эту читали во всех церквях, на площадях сел и городов. Она-то и подготовила поход нового ополчения.

Центром собора сил земли Русской стал Нижний Новгород. «Станем за святую Русь, за дом Пречистыя Богородицы...»,— обратился к народу нижегородский земский староста Косьма Минин. Нижегородское ополчение под предводительством князя Пожарского двинулось к Москве. Когда там получили известие о сборах Минина и Пожарского, бояре и поляки потребовали от Патриарха, чтобы он отговорил нижегородцев. Патриарх же ответил: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения. А на изменников да изольется гнев Божий...». Тогда Патриарха уморили голодом. 17 февраля патриарх Ермоген мученически скончался в Чудовом монастыре.

Летом 1612 года ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве. Против ополчения было все: не хватало оружия и средств для содержания войска, русские отряды под Москвой не принадлежавшие ополчению, выказывали вражду и измену. Но несмотря на многочисленность и хорошее вооружение польского войска, ополчение осадило Кремль. Оно простояло до осени, не имея сил для штурма. Кончилось продовольствие; войска теряли остатки надежды. Тогда, решившись на последний штурм, все воинство и народ наложили на себя трехдневный пост и начали торжественный молебен перед иконой Казанской Божией Матери.

Князь Пожарский дал обет в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь иконы Казанской Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом и венчиком.

Поистине чудесная помощь Владычицы не замедлила проявиться.

Вестником победы стал томящийся среди врагов ослепший архиепископ Фессалоникийский Арсений, прибывший ранее с Константинопольским Патриархом Иеремией. Однажды, когда святитель молился на своем одре в полночь, келья его осветилась необычным светом, и он, внезапно прозрев, увидел пред собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений,— сказал преподобный,— ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Русь спасена».

Видение, исцелившее старца и вернувшее ему крепость телесную, стало известно всем воинам и укрепило надежду на спасение.

Русские войска взяли Новодевичий монастырь, отогнали от Москвы шедшаго на помощь полякам гетмана Хоткевича, который в результате не смог оказать помощь польскому гарнизону. Штурм Москвы состоялся 22 октября. Русские войска взяли Китай-город, затем Кремль. Чудотворный образ Божией Матери находился в передовых рядах войска. Благоговея перед небесной помощью избранной Воеводы (так называют Матерь Божию), ополчение совершило торжественный молебен и крестный ход с иконой Казанской Божией Матери в благодарность за избавление от врагов. На лобном месте крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. Тогда же запели все воины тропарь Казанской иконе — творение патриарха Ермогена, и все стали на колени перед иконой Божией Матери, которая даровала победу над поляками и положила конец великому разорению и неустройству страны.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Сретенской улице в Москве храм в честь Введения Божией Матери и поместил туда икону Казанскую. У иконы стало совершаться множество чудесных исцелений. Они описаны во многих книгах тех лет.

Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Божией Матери, повелел чествовать в Москве чудотворный образ дважды в год: 8 июля (по ст. ст.) — день явления чудотворной иконы в Казани, и 22 октября (по ст. ст.) — память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.

Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых.

Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

После основания в 1703 году Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы.

Из Казанской часовни, разобранной по указу императора Петра I в 1707 году, икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая царица, а оттуда в 1737 году вместе с другими тремя того же названия иконами,— во вновь построенную императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. И, наконец, в 1811 году — в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора.

В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы небесной. Известно, например, что князь М. И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона все серебро, отнятое казаками от французов, принесено в дар Казанскому собору, признавая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной.

После 1812 года вера в чудесное заступление Матери Божией ради молитв Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.

В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Она находится в Князь-Владимирском соборе нашего города.

Петербургская икона Казанской Божией Матери, также как и московская икона, представляет собой список с явленной Казанской иконы. Она написана в самом конце 17-го столетия или в начале 18-го столетия по заказу вдовствующей царицы Параскевы Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича, брата Петра 1-го.

Москва. Чудов монастырь в Кремле

Москва. Чудов монастырь в Кремле

Другие статьи автора: