МЕСЯЦЕСЛОВ

В. Антонов

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение — последний из великих праздников перед Рождеством Христовым. Может показаться непонятным, почему частному событию из жизни Божией Матери Церковь посвящает один из своих двунадесятых праздников, им отмечает эпизод из Ее раннего детства — поступление в Иерусалимский храм. Ведь чествуя это событие, Церковь ставит его вровень с событиями мировой важности из истории спасения человечества — Рождением, Крещением, Вознесением Самого Спасителя, делает Введение преддверием величайшего праздника — Рождества Господа нашего. Имеются ли для этого серьезные основания? Несомненно.

Они заключены в самой сути Введения, которое в жизни будущей Богоматери, в деле Ее приготовления быть «приятелищем Бога невместимого», чистейшим сосудом Сына Божьего, являлось событием огромнейшей важности. Поступление во храм имело в жизни Божьей Матери не меньшее значение, чем, например, крещение в жизни Христа. Оно настолько переменило дальнейшую жизнь юной Пресвятой Девы, что его можно назвать вторым Ее рождением для новой жизни — жизни, посвященной одному Богу.

Но и прежде того, как Пресвятая Дева в трехлетнем возрасте была приведена своими родителями в иерусалимский храм, чтобы исполнить данный ими Богу обет, Она, согласно преданию, росла в их доме в обстановке благочестия, благоговения и чистоты, оберегаемая от всего тлетворного и порочного. Мать Богородицы — праведная Анна даже от самой себя удаляла все нечистое, дабы ее малейшая нечистота не коснулась Дочери. «И она освятила ложе свое, и все скверное она отдаляла от себя ради Нее».

Все, что в своем доме прав. Анна делала для себя и особенно для своей божественной Марии, делала она с молитвой. «И взяла Ее мать, и кормила Ее и воспела песнь, говоря: буду петь хвалу Господу моему, ибо Он посетил меня от хулы врагов моих».

Однако как ни заботливо оберегали Иоаким и Анна маленькую Марию от всего нечистого и порочного, они все-таки справедливо полагали, что лучше всего Ее чистота сохранится не в их доме, а в доме Божьем. «Когда исполнилось Марии два года, Иоаким сказал Анне, жене своей: «отведем Ее в храм Господень, дабы исполнить обет, данный нами; убоимся, да не разгневается на нас Господь и не отнимет у нас это дитя». И сказала Анна: «подождем до третьего года, ибо боюсь я, что будет звать отца и мать своих». Только это опасение, что ребенок будет тосковать по родителям не полностью отдаст свою любовь Богу, заставило отложить на один год исполнение обета.

Само введение, вступление в храм не могло пройти незаметно и заурядно-обычно, не сопровождаясь чудесными знамениями от Бога, Который по Своему промыслу приготовил совершенно особую судьбу для кроткой Богоотроковицы. И вот настал сей день, ставший в Иерусалиме не только священным торжеством, но и общенародным праздником. Отец Приснодевы собрал всех своих многочисленных родственников, друзей и не забыл пригласить «непорочных дев еврейских», которые, «поя, играя и ликуя», возглавили с зажженными светильниками шествие по узким улицам Иерусалима к возвышающемуся на горе Мориа величественному храму. За ними праведные родители вели под руки свою празднично одетую Дочь, далее шли родственники, знакомые и просто посторонние, привлеченные необычным шествием.

На паперть храма навстречу вышел первосвященник Захария и священнослужители, приветствуя торжественными песнопениями приход Пресвятой Девы. И тут случилось нечто неожиданное. Когда родители, поставив Марию на первую ступень лестницы к храму, сняли с нее дорожные одежды и облачили в лучшие и дорогие, Отроковица, без всякой посторонней помощи, сама стала подниматься по довольно высоким ступеням, числом пятнадцать. В этом присутствующие увидели знак Божьей благодати, предсказывающий будущую славу и величие Той, Которая только что вступила на порог Божьего дома.

Пораженный этим знаком или имея от Бога таинственное внушение, первосвященник Захария поступил совершенно неожиданно, даже сверхнеожиданно. Он в какое-то время ввел Богоотроковицу в Святое Святых — священнейшую часть храма, скрытую за тяжелой завесой, куда сам входил только раз в году, в день праздника очищения, после долгого поста и молитвы, и куда входить простому смертному было строго-настрого запрещено. Быть в Святое Святых означало видеть Бога и говорить с Ним, всем существом чувствовать действительную близость Всевышнего. И здесь, у жилища Бога, предстояло Пресвятой Богородице провести годы как Деве, Которой Самой предназначалось стать «божественным храмом».

«Днесь храм одушевленный и великого царя в храм входит, тому уготоватися в божественное жилище» поется об этом во время праздничного богослужения. «В храм законный входы совершает храм Божий, небесная скиния, из нея же нам сущым во тьме свет возсия».

Церковная служба подчеркивает, что влияние ветхозаветного храма на детски чистую душу Богоотроковицы было столь сильно, что оно как бы исподволь, постепенно готовило само Боговоплощение, наполняя Божеством Ее душу. По этой причине праздник Введения в богослужении тесно связан с Рождеством Христовым. Весь он — гимн святости и чистоте Приснодевы, Которую родители привели в дар Богу от себя и всего человечества, предугадывая Её высокое назначение.

Праздник Введения во храм появился в церковном календаре много позже других. На православном Востоке он впервые упоминается в начале VIII века, но прошло еще три-четыре столетия, прежде чем он вошел в повсеместный обиход. На христианский Запад праздник пришел из Православия еще позже — в XIV веке.

Николо-Бабайский мужской монастырь на Волге.

Николо-Бабайский мужской монастырь на Волге.

 


Другие статьи автора: