Святые Отцы Церкви
Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский.
1-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме
и заключающее в себе первоначальное учение приступающим ко крещению
Чтение из Исаии: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих» и пр. (Ис. 1, 16)
1. Теперь по призванию, а вскоре и по благодати, ученики Нового Завета и общники Тайн Христовых! «Сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иезек. 18, 31), да будет веселие небесным. Ибо, если, по Евангелию, бывает «радость о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 7), то кольми паче подвигнет небесных к веселию спасение стольких душ. Вступив на добрый и превосходный путь, благоговейно теките поприщем благочестия. Ибо готовый к избавлению вашему Единородный Сын Божий предстоит и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Вы, покрытые тяжестию грехопадений и связанные пленицами собственных грехов, слышите сей пророческий глас: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1, 16), чтобы воззвал вам Ангельский лик: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» (Пс. 31, 1). Вы, которые теперь только возжгли светильники веры, соблюдайте их в руках своих неугасимыми, чтобы Тот, Кто тогда, на этой всесвятой Голгофе, разбойнику за веру отверз рай, и вам даровал воспеть брачную песнь.
2. Если кто здесь раб греха, да уготовится верою к свободному возрождению сыноположения и, сложив с себя бедственнейшее рабство греху, прияв же блаженнейшее рабство Господу, да сподобится наследовать небесное царство. Посредством исповеди совлекитесь, «отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Ефес. 4, 22), чтобы облечься «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10). Приобретите верою «залог Духа Святаго» (2 Кор. 5, 5), чтобы могли вы быть принятыми в вечные обители. Приступите к таинственной печати, чтобы соделаться удобоведомыми Владыке. Сопричислитесь к святому и словесному стаду Христову, назначенному стоять одесную Его и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо те, на ком лежит еще греховная чешуя, поставляются ошую, потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом при возрождении крещением. Разумею же не возрождение тел, но духовное возрождение души, потому что тела рождаются от видимых родителей, а души возрождаются верою. Ибо «дух дышат, где хочет» (Ин. 3, 8). И тогда, если будешь достоин, услышишь: «добре, благий рабе и верный» (Мф. 25, 21), только сделалось бы явным, что не имеешь в совести никакой нечистоты лицемерия.
3. Ибо, если кто из предстоящих здесь думает искусить благодать, то себя обольщает, и не знает силы. Нелицемерную душу имей, человек, ради испытующего «сердца и утробы» (Пс. 7, 10). Как приступающие к набору воинов входят в исследование о возрасте и телесном сложении набираемых, так и Господь, вписуя в воинство Свое души, испытует произволения. И если кто имеет сокрытое лицемерие, отвергает сего человека, как неспособного к истинному служению в воинстве. А если найдет достойного,— с готовностию дает ему благодать. Не дают же «святыни псам» (Мф. 7, 6). Где видит добрую совесть, там дает чудную спасительную печать, которой трепещут демоны, и которую знают Ангелы, дает, чтобы одни гонимые бежали от запечатленного, другие — с любовию прияли его, как своего. Посему приемлющим духовную сию и спасительную печать потребно и собственное произволение. Ибо как писчая трость или стрела имеют нужду в действующем, так и благодать имеет потребность в верующих.
4. Приемлешь на себя оружие нетленное, но духовное. Насаждаешься уже в мысленном раю. Получаешь новое имя, которого прежде не имел. До сего времени ты был оглашенным, теперь будешь именоваться верным. Пересаждаешься уже к маслинам духовным, от маслины дикой привитой к маслине доброй (Рим. 11, 24), от грехов к правде, от скверн к чистоте. Приобщись к святой Лозе. Но если пребудешь на Лозе, то возрастешь, как ветвь плодовитая. А если не пребудешь, истреблен будешь огнем (Иоан. 15, 4— 6). Поэтому принесем достойные плоды. Да не будет с нами того же, что было с оною бесплодною смоковницею; иначе Иисус и ныне, пришедши, проклянет за бесплодие. Напротив того, пусть всякому можно будет сказать о себе: «А я как зеленеющая маслина в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51, 10). Я — маслина не чувственная, но духовная, светоносная. Посему, Божие дело — насаждать и напоевать, а твое — приносить плод. Божие дело — даровать, а твое — принять и соблюсти. Не пренебрегай благодатию, потому что дается туне; напротив того, прияв, соблюдай благоговейно.
5. Настоящее время дано тебе для исповеди. Исповедуйся во всем, что тобою сделано, словом и делом, во дни и в ночи. Исповедуйся «во время благоприятное, и в день спасения» (2 Кор. 6, 2). Приими небесное сокровище. Будь внимателен к заклинаниям, присутствуй при оглашениях, помни, что будет сказано. Ибо говорится не для того только, чтобы слышать тебе, но чтобы верою запечатлеть сказанное. Истреби в себе всякое человеческое попечение, потому что подвизаешься о душе, а мирское оставляешь совершенно. И оставляемое тобою маловажно, а даруемое Господом велико. Оставь настоящее, и веруй в будущее. Столько лет провел ты в суетном занятии миром, ужели для души своей сорока дней не употребишь на молитву? «Остановитесь: и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45, 11), говорит Писание. Избегай праздного многоглаголания, не осуждай других и осуждающего не слушай с удовольствием, но паче готов будь к молитвам. Подвижничеством докажи неослабность сердца своего. Очисти сосуд свой, чтобы приять в него большую благодать. Оставление грехов дается всем равно, но причастие Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, то мало и приемлешь. А если сделаешь много, то велика и награда. Ради себя самого подвизаешься, имей в виду полезное.
6. Если имеешь что на кого, оставь. Приходишь сюда получить оставление грехов, необходимо и тебе простить согрешившего. Иначе с каким лицом скажешь Господу: «оставь мне многие грехи мои», когда сам ты и немногих не простил такому же, как ты рабу? Будь прилежен к службам Божиим, не только теперь, когда служители церкви требуют от тебя прилежания, но и по принятии благодати. Если хорошо это, пока ты не приял, ужели перестанешь быть хорошим и после даяния? Если, пока не был ты привит, полезно было для тебя орошение и возделывание, то не гораздо ли полезнее будет по насаждении. Подвизайся о душе своей, а наипаче в таковые дни. Питай свою душу божественными чтениями. Ибо Господь уготовал тебе трапезу духовную. Скажи, подобно Псалмопевцу: «Господь — Пастырь мой! Я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою» (Пс. 22, 1—3), да возвеселятся Ангелы, и Сам Христос, великий Архиерей, прияв произволение ваше, принося всех вас к Отцу, скажет: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис. 8, 11). Он да соблюдет всех вас благоугодными Ему. Ему слава и держава в бесконечные веки веков! Аминь.
Собор на месте Благовещения Пресвятой Богородицы (снимок слева).
Вифлеем. Храм на месте Рождества Христова.
Другие статьи автора:
-
Cлово предогласительное, или предисловие к словам огласительным
№1 ( 1990 г. ) -
2-е огласительное слово к просвещаемым,
о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике
№1 ( 1990 г. ) -
3-е огласительное слово к просвещаемым,
о крещении
№1 ( 1990 г. ) -
4-е огласительное слово к просвещаемым,
о десяти догматах
№1 ( 1990 г. ) -
5-е огласительное слово к просвещаемым, о вере
№2 ( 1990 г. ) -
6-е огласительное слово к просвещаемым, о единоначалии Божием, на слова: «верую во Единого Бога» и об ересях
№2 ( 1990 г. ) -
7-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Бога Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
8-е огласительное слово к просвещаемым, на слово: «Вседержителя»
№2 ( 1990 г. ) -
9-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
№2 ( 1990 г. ) -
10-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во Единого Господа Иисуса Христа»
№2 ( 1990 г. ) -
11-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Им же вся быша»
№2 ( 1990 г. ) -
12-е огласительное слово к просвещаемым, на слова «воплотившагося и вочеловечившагося»
№2 ( 1990 г. ) -
13-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «распятого и погребеннаго»
№2 ( 1990 г. ) -
14-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и воскресшего из мертвых в третий день, и восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
15-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и Грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», и об антихристе
№2 ( 1990 г. ) -
16-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшаго пророки»
№2 ( 1990 г. ) -
17-е огласительное слово к просвещаемым, в дополнение учения о Святом Духе
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
18-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во едину, святую, соборную церковь, и в воскресение плоти, и в жизнь вечную»
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
1-е тайноводственное слово к новопросвещенным
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
2-е тайноводственное слово о крещении
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
3-е тайнодейственное слово о миропомазании
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
4-е тайноводственное слово о Теле Христовом и о Крови Христовой
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
5-е тайноводственное слово
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Беседа о расслабленном при купели
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Послание к благочестивейшему царю Константину о явившемся на небесах и виденном в Иерусалиме знамении креста из лучей света
№3 ( 02.09.1991 1991 г. )