СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский
Беседа о расслабленном при купели
(Ин. 5, 1 — 14)
1. Где явится Иисус, там и спасение. Видит ли мытаря, сидящего на мытнице, делает его апостолом и евангелистом. Погребен ли с мертвыми — воскрешает мертвых. Слепым дарует зрение, а глухим — слух. И купели обходит, не здания осматривая, но исцеляя больных.
2. Была «в Иерусалиме овчая купель, пять притвор имущи» (Ин. 5, 2), четыре притвора вокруг и пятый в середине; «в ней слежаще множество болящих» (3), но велико было и неверие иудеев. Целитель же и Врач душ и тел мерою подавал исцеление; врачует сперва много лет болевшего, чтобы его скорее освободить от страданий. Не день и не два, даже и не первый год, но тридцать восемь лет приходилось ему лежать. Страдая продолжительною болезнию, известен был зрителям и показал силу Врачующего. Все знали расслабленного по давности, а великий Врач, хотя и показал силу Свою, но был отвергаем приемлющими Его с худым расположением.
3. Обходя купель, Он видит, не вопросами дознавшись, но Божественною силою восполняет, что нужно было узнать. «Видев» (6), не спрашивая с какого времени лежит, но «видев», узнает это Ведавший и прежде, нежели видел. Ибо если о том, что на сердце, «не требоваше, да кто вопросит» о человеке (Ин. 16, 30): «Сам бо ведяше, что бе в человеце» (Ин. 2, 24), тем более знал о болезнях, приходящих отвне.
4. Видит Он человека, лежащего, обремененного весьма тяжкою болезнию, ибо велико было бремя грехов его и долговременно болезненное страдание. Предложенный болящему вопрос, как бы выражает его желание. «Хощеши ли цел быти. (Ин. 5,6). И не сказал ничего более, но оставил при обоюдном разумении вопроса, которого смысл был двоякий. Поскольку не телом только, но душою страдал расслабленный, согласно со сказанным ему впоследствии: «се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5, 14); то вопросил его: «хощеши ли цел быти?» Какая великая сила Врача, который помощь предоставляет хотению! Поскольку спасение от веры, то и сказано расслабленному: «хощеши ли?» — чтобы за хотением последовало и действие. Изречь это мог только Иисус, а врачи телесные не в силах сказать этого. Врачующие болезни чувственные не могут говорить всякому: «хочешь ли быть здоров?» Иисус и хотение дарует, и веру приемлет, и дар дает безвозмездно.
5. Спаситель проходил некогда путем, и сидели два слепца, которые не видели телесно, но имели просвещенный ум. Ибо Кого не познавали книжники, Того указывали вопиявшие слепцы. Фарисеи, изучившие Закон, упражнявшиеся в нем с детства до старости и состарившиеся в невежестве, говорили: «Сего не вемы, откуду есть» (Ин. 9, 29), ибо «во своя прииде, и свои Его не прияша» (Ин. 1, 11), а слепцы вопияли, говоря: «помилуй ны, Сыне Давидов» (Мф. 20, 30). И Кого не познали изучившие Закон, Того познали не имевшие и очей, служивших для чтения. Спаситель, подошедши к ним, сказал: «веруете ли, яко могу сие сотворити?» (Мф. 9, 28). И «что хощета, да сотворю вама?» (Мф. 20, 32). Не говорит: что по вашему желанию сказать Мне вам? Но «что хощета, да сотворю вама?». Потому что Он Творец и Жизнодавец и не теперь начал творить. Отец Его всегда делает, и Он делает вместе с Отцом (Ин. 5, 17), и по мановению Отца есть Творец всяческих. Он, Единый от Единого непосредственно рожденный, вопрошает слепых, говоря: «что хощета, да сотворю вама?». Вопрошает не потому, что не знает, что хотят (это было ясно), но для того, чтобы сообразно с словом их, дать им дар, и чтобы они оправдались от своих словес. Ибо Ведущий сердца, без сомнения, знал, что будет сказано, но ожидал слова, чтобы вопрос привлек за собою действие.
6. Так, явившись и к сему расслабленному и предлагая Свою помощь недужному (и нимало неудивительно, что пришел к лежащему при купели, когда снисшел с небес, чтобы предложить Свою помощь нам всем), Врач вопрошает его: «хощеши ли цел быти?». А этим вопросом влек его к познанию и побуждал к вопросу. Это — дар великой благодати, потому что был безмездный. Больной нашел добровольно пришедшего к нему Врача, и говорит Ему: «Ей, Господи» (Иоан. 5, 7). Долговременность болезней моих делает вожделенным для меня здравие; желаю быть здравым, но «человека не имам» (7). Не унывай, человек, что не имеешь ты человека. Пред тобою предстоит Бог; в одном Он человек, а в другом — Бог. Ибо должно исповедовать и то и другое. Нет пользы в исповедании человечества, когда не исповедуется Божество; такое исповедание навлечет более клятву, потому что проклят, «иже надеется на человека» (Иер. 17, 5). Поэтому и мы, если, надеясь на Иисуса, надеемся на человека, не присоединяя в надежде своей и Божества, то наследуем клятву. Ныне же исповедуем и Бога и человека, то и другое исповедуем истинно; действительно поклоняясь Богу, рожденному от истинного Отца, и человеку, не мечтательно, но в самой действительности родившемуся, ожидаем истинного спасения.
7. Хочу «цел быти, но человека не имам». Видишь, не там ли явил Свою действенность, где оскудело спасение? Многие недужные имели свои домы, а также знакомых, или кого другого. А этот, подлинно угнетенный всякою нищетою, не имея никакой возможности получить помощь отвне, оставленный в совершенном одиночестве, возымел помощником единородного Божия Сына. «Хощеши ли цел быти? Ей, Господи, но человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет меня в купель». Имеешь у себя источник: «яко у Тебе источник живота» (Пс. 35, 10) — источник, дающий от себя источники. Если кто испиет от воды сей, «реки от чрева его истекут» (Иоан. 7, 38), не воды долу текущей, но воды биющей вверх (вода Иисусова делает скачущими не свыше долу, но от земного к небесному), «воды текущия в живот вечный» (Иоан., 14); потому что Иисус — источник благо.
8. И чего ждешь от купели? С тобою Тот, Кто ходит по водам, запрещает ветрам, укрощает море, не Себе только постилает море, как твердую опору, но и Петру даровал силу ходить по водам. Ибо, когда была самая темная ночь, и явился Свет, но не был Он узнан (ходящий по водам Иисус неузнаваем был по чертам лица, только свойство голоса показывало Его присутствие); ученики, почитая Его за призрак, убоялись, Иисус же сказал им: «Аз есмь, не бойтесь» (Мф. 14, 27); тогда Петр говорит Ему: «аще Ты еси», Которого знаю, или, лучше сказать, Которого явил мне Отец, «повели мне приити к Тебе по водам» (28), и Иисус, со всею щедростию подавая сие, говорит ему: «прииди» (29).
9. Так при водах купели предстоял Укротитель и Творец вод. Ему говорит расслабленный: «человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель». Спаситель говорит ему. для чего ждешь возмущения вод? Уврачуйся невозмутимо. Для чего ожидаешь видимого движения? Повеление исполняется по слову скорее мгновения. Всмотрись только в действенность источника, познай во плоти видимого Бога, и взирай не на видимое, но на совершаемое видимым. «Человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель». Иисус же говорит ему: для чего ожидаешь малого? Для чего ищешь врачевания в водах? «Востани» изрекло тебе Воскресение. Ибо Спаситель везде и для всех бывает всем; для алчущих — хлебом; для жаждущих — водою; для мертвых — воскресением; для недужных — врачом; для грешников — искуплением.
10. «Востани, возми одр твой, и ходи» (Иоан. 5, 8). Но сперва восстань, сперва свергни с себя недуг, а потом восприими крепость веры. Укрепись сперва против одра, который носит тебя на себе, над деревянного утварью учись носить носившего тебя долгое время. И тот деревянный одр повелел носить Спаситель, о котором сказано: «Одр сотвори себе Царь от древес ливанских. Столпы его сотвори сребряны, восклонение его багряно, внутрь его камение постлано» (Песн. 3, 9, 10). Это — знамения страдания, представленные в брачных песнях, и трезвенных и целомудренных. Ибо не почитай сих песней выражением плотской и страстной любви, принимая речение по понятию многих, и нимало не углубляясь в их силу. Напротив того, сии брачные изречения исполнены целомудрия. И если не понимаешь песней, то обратись к притчам, и от последних восходи к первым в порядке и постепенно. «Премудрость созда себе дом» (Прем. 9, 1); речь идет как бы о жене. «И посла своя рабы» (3); и в другом месте говорит еще: «воз-желей ея, и соблюдет тя» (Притч. 4, 6). Разумеется любовь не к жене, а премудрости, так и изгнание любви плотской, потому что премудрости свойственны не страсти, но мудрые помышления. «Кони женои-стовни сотворишася» (Иер. 5, 8) — вот неразумное стремление! Поэтому, если услышишь в Песнях что-либо сказанное о женихе и невесте, не падай до земли, не с страстным движением выслушивай это, сим бесстрастным побеждай в себе страсти.
11. Поэтому в Песнях изучай то, что божественно, исполнено целомудрия, указует на страдание Христово. Ибо, повествуя о страдании Спасителевом, именует он и место: «Внидох в вертоград» (Песн. 5, 1) ради погребенного там. Упомянули и об ароматах: полным приял миро мое (5), потому что домостроительство исполнено. И о том, что по воскресении, сказали: «ядох хлеб мой с медом моим» (Песн. 5, 1), потому что дали Ему «от пчел сот» (Лук. 24, 42). И о вине есмирнисмене упомянули также Песни: «напою Тя от вина с вонями строенаго» (Песн. 8, 2). О мире же, возлиянном на главу Его, сказано в другом месте: «Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благоухание» (Песн. 1, 11); потому что «возлежащу Ему в дому Симона прокаженного, пришедши жена, сокрушиши алавастр мира нарднаго пистикия: и возливаше Ему на главу» (Мк. 14, 3). Так и о кресте сказано: «одр», т. е. древо крестное, подъемлющее на себе Господа. «Столпы его сотвори сребряны»: начало креста было серебро — предательство. Как в преукрашенном доме распростерт вверху золотой потолок, все же это убранство возносят на себе столпы, так серебро было началом и распятию и воскресению Христову. Если бы не предал Иуда, Христос не был бы распят. Поэтому, как начало славного страдания, «столпы его сотвори сребряны».
12. «Восход его багрян»: потому и облекли Его в багряницу, делая это на поругание, однако же пророчески, потому что Христос был Царь. Хотя в посмеяние наипаче сделали это, однакоже сделали на этот раз, и сделанное стало знамением царского сана. Венец был терновый, но все же венец, притом сплетенный воинами, потому что цари провозглашаются воинами. «Восход его багрян, внутрь его камение постлано». Внимательные ученики Церкви знают «лифостротон, глаголемый Гаввафа», в доме Пилатовом (Иоан. 19, 13).
13. Сказано же это мною по случаю отступления от одра расслабленного к одру цареву. Итак, Господь сказал ему: «востани, возми одр твой и ходи» (Иоан. 5, 8). Болезнь долговременная, но врачевство действует весьма скоро; расслабление многолетнее — укрепление же весьма скорое! Ибо здесь Творец телесных жил, Который различно врачевал слепых, и помазание брением обращал в чудное врачество, потому что, если и имеющему зрение покрыть глаза брением, это попрепятствует ему видеть, а Иисус брением даровал зрение и невидящим. А иным и иначе явлена также сила Его. Расслабленному же изрек: «востани, возми одр твой и ходи». Какое, думаешь, изумление объяло видевших это? Чудно было видимое, но ужасно и неверие; многолетняя болезнь врачуется, а долговременное неверие осталось неуврачеванным; иудеи пребыли в страстях, и не пожелали уврачевания.
14. Но если должно было изумляться совершившемуся, то должно было и поклониться Врачу душ и телес. Они же возроптали, потому что были потомки ропотников и превращающие доброе в худое, называющие горькое сладким и сладкое горьким (Ис. 5, 20). А Иисус со всяким смотрением делал в субботу, делая, что выше субботы, чтобы убеждало самое делание. Поскольку слово преоборается словом, а дело — непреоборимо, то врачевал Он в субботу, уча тому, чтобы не было прекословия, но самое дело убеждало видящих.
15. Иудеи говорили: «суббота есть, и не достоит ти взяти одра твоего» (Ин. 5, 10). Здесь был Сам Законоположник, а некто другой сказал «не достоит ти!». «Постави, Господи, законоположителя над ними» (Пс. 9, 21), сказано о Спасителе. Исцеленный пред этим по душе и по телу, у Премудрости заимствовал мудрое слово, немедленно ответствует, не зная, как ответить по закону, давая же краткий ответ, говорит: «все вы знаете долговременную болезнь мою, знаете, сколько лет лежал я на одре, бедствовал в одиночестве, никто из вас не показал заботливости о мне, чтобы взять и ввергнуть первого в купель и там исцелить. Почему же, не показав заботливости тогда, теперь приняли на себя законодательную власть, говоря: «не достоит ти взяти одра твоего»? Поэтому, дам вам самый короткий ответ: «Иже мя сотвори цела, Той мне рече» (Ин. 5, 11). Если презираете меня, то с изумлением взирайте на дело. Ни пластыря не прилагал, ни других каких не употреблял врачебных средств или пособий, но изрек слово, и последовало дело; повелел, и исполняю повеление. Благопокорен стал я этому повелению уврачевавшего Своим повелением. Если бы Повелевший не силен был исцелять Своими повелениями, то не должно было бы слушаться этих повелений. Поскольку же словом повелел прекратиться долговременному и видимому недугу, то по всей справедливости слушаю Того, Кого послушала болезнь и удалилась. «Иже мя сотвори цела, Той мне рече: возми одр твой».
16. «Исцелевый же не ведяше, кто есть» Исцеливший (Ин. 5, 13). Из этого видно, как далек был от тщеславия Спаситель наш; исцелив, Он «уклонися», чтобы не приобрести известности этим исцелением. А мы поступаем совершенно напротив: если случится когда видеть сон, или оказать помощь возложением рук, или призыванием имени Божия изгнать беса, не только не скрываем дела, но еще и хвалимся, когда и не спрашивают. Иисус же, делами Своими научая нас не говорить о себе, совершив исцеление, «уклонися», чтобы не стать известным благовременно Он удаляется и благовременно приходит. Когда надлежало распространиться похвалам за доброе дело, тогда удаляется. А когда народ разошелся, тогда, чтобы к телесному исцелению присовокупить и душевное врачевание, приходит и говорит: «се здрав еси: ктому не согрешай» (Ин. 5, 14).
17. Различно поступает Врач; иногда врачует сперва душу, а потом тело, иногда же наоборот. «Ктому не согрешай, да не горше ти что будет», научая одного, учит многих. Ибо не к нему одному идет это слово, но и ко всем нам. Если подвергнемся когда страданиям, или печалям, или нуждам, никто да не вменяет сего Богу. «Бог бо несть искушаем злыми, не искушает же Той никогоже» (Иак. 1, 13), но «кийждо» из нас «пленицами грехов затязаем» (Притч. 5, 22), наказуется. «Ктому не согрешай, да не горше ти что будет». Всякий человек да слышит сказанное. Кто прежде сего блудодействовал, пусть отложит страсть. Кто прежде сего был любостяжатель, пусть соделается милостивым. Да слышит хищник: «ктому не согрешай». Велико непамятозлобие Божие, преизобильна благодать! Но безмерного долготерпения не обращай в повод к презорству; не греши по той причине, что Бог долготерпелив. Напротив того, исцелись, наконец, от плотских страстей и сам скажи ныне кстати чтенное «когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших» (Рим. 7, 5). Если же Апостол говорит «когда жили мы по плоти», то разумеет не эту плоть, которою мы обложены, но дела плотские. Нося еще плоть, сказал он, «когда жили мы по плоти». В каком смысле Бог, намереваясь навести потоп, сказал: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть», потому что дух превращен в плотское произволение; в таком смысле и здесь Апостол говорит: «когда жили мы по плоти».
18. Поэтому никто да не будет во плоти, но и во плоти пребывая, да не ходит по плоти. Ибо Апостол не того хочет, чтобы мы не делали худого, совершенно удалившись из мира, но чтобы, во плоти пребывая, порабощали плоть и не были у нее в подчинении. Будем не раболепствовать ей, но владеть ею. Пищу станем употреблять умеренно, не чревоугодию предаваясь, но обуздывая чрево, чтобы владеть и тем, что от чрева. Тело да будет в подчинении у души, а не душа увлекается плотскими удовольствиями. «Ктому не согрешай, да не горше ти что будет». Всем проповедует слово это. О, если бы слышало это всякое ухо! Ибо не всякий плотский слух, приемля слово, приемлет уже иное и в разум. Поэтому-то Спаситель, беседуя с имеющими плотской слух, сказал: «имеяй уши слышати, да слышит» (Мф. 11, 15).
19. Поэтому да послушает всякий Иисуса, и ктому не согрешает. Притечем же к Тому, Кто прощает грехи. И если мы недужны, к Нему прибегнем. Если болезнуем душою, последуем за Врачем ведения. Если алчем, приимем хлеб. Если стали мы мертвы, восприимем воскресение; если состарились в неведении, у Премудрости испросим себе мудрости.
20. Но слово завлекло нас к тому, что продлили мы слово и, может быть, воспрепятствовали тем отеческому поучению. Время же призывает к слышанию высших глаголов, чтобы воспользовавшись высшими наставлениями, самыми делами восслали мы славословие Богу. Ему слава и ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.
Другие статьи автора:
-
Cлово предогласительное, или предисловие к словам огласительным
№1 ( 1990 г. ) -
1-е огласительное слово к просвещаемым, первоначальное учение приступающим ко крещению
№1 ( 1990 г. ) -
2-е огласительное слово к просвещаемым,
о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике
№1 ( 1990 г. ) -
3-е огласительное слово к просвещаемым,
о крещении
№1 ( 1990 г. ) -
4-е огласительное слово к просвещаемым,
о десяти догматах
№1 ( 1990 г. ) -
5-е огласительное слово к просвещаемым, о вере
№2 ( 1990 г. ) -
6-е огласительное слово к просвещаемым, о единоначалии Божием, на слова: «верую во Единого Бога» и об ересях
№2 ( 1990 г. ) -
7-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Бога Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
8-е огласительное слово к просвещаемым, на слово: «Вседержителя»
№2 ( 1990 г. ) -
9-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
№2 ( 1990 г. ) -
10-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во Единого Господа Иисуса Христа»
№2 ( 1990 г. ) -
11-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Им же вся быша»
№2 ( 1990 г. ) -
12-е огласительное слово к просвещаемым, на слова «воплотившагося и вочеловечившагося»
№2 ( 1990 г. ) -
13-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «распятого и погребеннаго»
№2 ( 1990 г. ) -
14-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и воскресшего из мертвых в третий день, и восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
15-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и Грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», и об антихристе
№2 ( 1990 г. ) -
16-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшаго пророки»
№2 ( 1990 г. ) -
17-е огласительное слово к просвещаемым, в дополнение учения о Святом Духе
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
18-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во едину, святую, соборную церковь, и в воскресение плоти, и в жизнь вечную»
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
1-е тайноводственное слово к новопросвещенным
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
2-е тайноводственное слово о крещении
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
3-е тайнодейственное слово о миропомазании
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
4-е тайноводственное слово о Теле Христовом и о Крови Христовой
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
5-е тайноводственное слово
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Послание к благочестивейшему царю Константину о явившемся на небесах и виденном в Иерусалиме знамении креста из лучей света
№3 ( 02.09.1991 1991 г. )