СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский
8-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слово: «Вседержителя»
Чтение из Иеремии: «Боже великий, сильный, Которому имя — Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах» и проч. (Иер. 32, 18.19).
1. Тем, что веруем во единого Бога, отсекаем мы всякое заблуждение многобожия, действуя сим оружием против язычников и против всякой сопротивной еретической силы, а когда присовокупляем: «во единого Бога Отца», ратоборствуем сим с обрезанными, отвергающими единородного Сына Божия. Ибо по сказанному вчерашний день, прежде ясного изложения учения о Господе нашем Иисусе Христе, самым наименованием «Отец» выражаем уже, что Он Отец Сыну, и потому, как скоро представляем в мысли, что есть Бог, представляем вместе, что имеет Он Сына. Но присовокупляем еще к сказанному, что Бог есть ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. И говорим это, как вместе против язычников и иудеев, так и против всех еретиков.
2. Из язычников же иные называли Бога душею мира, другие говорили, что власть Его только на небе, но не простирается до земли; иные же, разделяя заблуждение сих последних и худо воспользовавшись изречением, в котором говорится: «и до облаков истина Твоя» (Пс. 107, 5), осмелились промысл Божий ограничивать облаками и небом, а что на земле — представлять то чуждым Богу. Но забыли они о псалме, в котором говорится: «Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Пс. 138,8). Если выше неба нет ничего, а ниже земли — ад, то владеющий преисподним досязает и до земли.
3. Также и еретики, как сказано было прежде, не знают единого Бога Вседержителя. Ибо тот Вседержитель, Кто всем обладает, все содержит в своей власти. А утверждающие, что есть владыка души, и есть другой — владыка тела, ни одного из них не признают совершенным, потому что у каждого недостает того, что есть у другого. И кто имеет власть над душею, но не имеет ее над телом, тот будет ли Вседержитель? Также, кто владычествует над телами, но не владычествует над духами, тот будет ли Вседержитель? Но их изобличает Господь, говоря вопреки им: «Бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Ибо если Отец Господа нашего Иисуса Христа не имеет власти над тем и другим, то как подвергает то и другое наказанию? И как возможет взять не ему принадлежащее тело и ввергнуть в геенну, «если прежде не свяжет сильного и тогда расхитит дом его» (Мф. 12, 29)?
4. Божественному же Писанию и догматам истины ведом Единый Бог, Который все содержит Своею силою, и многое терпит по изволению. Он во власти Своей содержит и идолослужителей, но терпит их по снисхождению. Обладает и отмещущими Его еретиками, оставляет же их по долготерпению, а не по бессилию, как побеждаемый. Ибо диавол, «начало создания Господня, сотворен поруган быти» не Богом (это не достойно Его), но «Ангелы» (Иов. 40, 14), Им сотворенными. Попустил же Бог жить диаволу для двух целей: чтобы и он, побеждаемый, более посрамился, и люди были увенчаны. Всемудрое, подлинно Божие промышление! Лукавое произволение обращает Оно в повод к спасению верных. Как братоненавистное произволение Иосифовых братьев Бог обратил в повод показать собственное Свое домостроительство и, попустив им продать брата по ненависти, извлек из сего удобство соделать царем, кого хотел: так попустил вести брань диаволу, чтобы побеждающие были увенчаны, и, по совершении победы, диавол больше был посрамлен, как побежденный низшими, а люди заслужили великую славу, как победившие того, кто был некогда Архангелом.
5. Поэтому ничто не изъято от действия Божией силы. Писание говорит о Боге: «Все служит Тебе» (Пс. 118, 91 ). Но если «все служит Ему», то один Сын Его и один Святый Дух Его вне всего этого, и все, что «служит» Ему, служит Владыке чрез единого Сына во Святом Духе, поэтому, Бог обладает всеми, и терпит убийц, разбойников, блудниц, по долготерпению определив срок, когда воздаст каждому, чтобы те, кому дан должайший срок, и у кого нераскаянное сердце, подверглись большему осуждению. Цари у людей царствуют на земле, но не без власти свыше. Сие некогда изведал на себе Навуходоносор, сказав о Боге: «Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды» (Дан. 4, 31 ).
6. Богатство, золото и серебро — не достояние диавола, как думают некоторые, ибо «у верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола» (мелкая монета) (Притч. 17, 6), а диавол не вернее всех. И Бог ясно говорит чрез Пророка: «Мое злато и Мое сребро» (Агг. 2, 9), кому хочу, даю это. Только пользуйся им хорошо, серебро не укоризненно. Когда же и хорошим пользуешься худо, тогда, не желая слышать укоризну своему распоряжению, нечестиво возводишь укоризну на Создателя. Человеку и посредством имения можно приобретать себе оправдание: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25, 35), без сомнения, из своего имущества. «Наг был, и вы одели Меня» (36) — тоже опять из своего имения. И хочешь ли знать, что имущество может стать дверию в небесное Царство? Сказано: «Продай имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21).
7. Сказано же сие мною ради еретиков, которые предают проклятию обладание собственностью, имуществом и рабами. Не того хочу, чтобы ты был рабом своего имущества, и не того также, чтобы, как на врагов, взирал ты на данное тебе в услужение Богом. Поэтому на говори, что имущество есть достояние диавола. Если и скажет он: «все это дам тебе» (Мф. 4, 9), «ибо она (слава) предана мне» (Лук. 4, 6), то человек может опровергнуть это слово, потому что лжецу верить не должно. Но, может быть, сказал он и правду, вынужденный присущею силою. Ибо не говорит: «все это дам тебе», потому что это мое, но: «ибо мне предано». Не присвоил себе владычества, но признался, что ему вверено это и распоряжается им временно. Но пусть толкователи при времени войдут в исследование: лжет ли он или говорит правду.
8. Поэтому, един есть Бог Отец, Вседержитель, Которого бесславить дерзнули еретики. Ибо дерзнули обесславить Господа Саваофа, «сидящего на Херувимех» (Пс. 79, 2). Дерзнули похулить Господа Адонаи. Дерзнули похулить Бога, по сказанию пророков, Вседержителя. Но ты поклоняйся единому Богу Вседержителю, Отцу Господа нашего Иисуса Христа, бегай заблуждений многобожия, бегай всякой ереси, и скажи с Иовом: «Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа» (Иов. 5. 8, 9). Во всем этом «честь Вседержителева» (Иов. 37, 22). Ему слава во веки веков! Аминь.
Другие статьи автора:
-
Cлово предогласительное, или предисловие к словам огласительным
№1 ( 1990 г. ) -
1-е огласительное слово к просвещаемым, первоначальное учение приступающим ко крещению
№1 ( 1990 г. ) -
2-е огласительное слово к просвещаемым,
о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике
№1 ( 1990 г. ) -
3-е огласительное слово к просвещаемым,
о крещении
№1 ( 1990 г. ) -
4-е огласительное слово к просвещаемым,
о десяти догматах
№1 ( 1990 г. ) -
5-е огласительное слово к просвещаемым, о вере
№2 ( 1990 г. ) -
6-е огласительное слово к просвещаемым, о единоначалии Божием, на слова: «верую во Единого Бога» и об ересях
№2 ( 1990 г. ) -
7-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Бога Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
9-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
№2 ( 1990 г. ) -
10-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во Единого Господа Иисуса Христа»
№2 ( 1990 г. ) -
11-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Им же вся быша»
№2 ( 1990 г. ) -
12-е огласительное слово к просвещаемым, на слова «воплотившагося и вочеловечившагося»
№2 ( 1990 г. ) -
13-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «распятого и погребеннаго»
№2 ( 1990 г. ) -
14-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и воскресшего из мертвых в третий день, и восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
15-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и Грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», и об антихристе
№2 ( 1990 г. ) -
16-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшаго пророки»
№2 ( 1990 г. ) -
17-е огласительное слово к просвещаемым, в дополнение учения о Святом Духе
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
18-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во едину, святую, соборную церковь, и в воскресение плоти, и в жизнь вечную»
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
1-е тайноводственное слово к новопросвещенным
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
2-е тайноводственное слово о крещении
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
3-е тайнодейственное слово о миропомазании
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
4-е тайноводственное слово о Теле Христовом и о Крови Христовой
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
5-е тайноводственное слово
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Беседа о расслабленном при купели
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Послание к благочестивейшему царю Константину о явившемся на небесах и виденном в Иерусалиме знамении креста из лучей света
№3 ( 02.09.1991 1991 г. )