СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

5-е тайноводственное слово

Чтение из соборного Петрова послания: «отложше всяку нечистоту, и всяку лесть, и клевету, и т. д.» (1 Петр. 2, 3).

1. Во время предшествовавших Божиих служб, по человеколюбию Божию, достаточно слышали вы о крещении, о миропомазании и о приобщении тела и крови Христовых. Теперь необходимо перейти к следующему, возложив сегодня венец на духовное здание, воздвигнутое в вашей пользе.

2. Итак, видели вы, что диакон подает для умовения воду иерею и пресвитерам, окружающим Божий жертвенник. Без сомнения же подает он не ради нечистоты телесной, потому что имея телесную нечистоту, вовсе и не вошли бы мы в Церковь. Напротив того, умовение служит знаком, что должно вам быть чистыми от всех грехов и беззаконий. Поскольку руки знаменуют деятельность, то чрез умовение их даем разуметь чистоту и неукоризненность деяний. Не слышал ли ты, как блаженный Давид тайнодействует к сему самому и говорит: «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи» (Пс. 25, 6). Поэтому умовение рук служит знаком невиновности во грехах.

3. Потом диакон взывает: «приимите друг друга, и облобызаем друг друга». Не подумай, что лобзание есть обычное, какое бывает у друзей обыкновенных на торжищах. Не таково это лобзание: оно объединяет взаимно души и требует от них всякого непамятозлобия. Поэтому лобзание это есть знак объединения душ и отгнания всякого памятозлобия. Поэтому Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» (Мф. 5; 2324). Итак, лобзание есть примирение и потому оно свято, как воскликнул негде блаженный Павел, говоря: «целуйте друг друга лобзанием святым» (1 Кор. 16, 20); а Петр сказал: «лобзанием любви» (1 Петр. 5, 14).

4. После этого взывает иерей: «горе сердца!» Ибо действительно в оный страшный час должно иметь сердце, устремленным к Богу, а не долу, прилепленным к земле и к земному. Поэтому иерей повелевает всем в оный час оставить житейские заботы, домашние попечения, и иметь сердце на небе, устремленным к человеколюбцу Богу. Потом ответствуете: ИМАМЫ КО ГОСПОДУ, исповеданием сего соглашаясь с иерейским повелением. Никто же да не предстоит таким, чтобы устами говорить «имамы ко Господу», а мысленно иметь ум, неприлепленный Богу; если же невозможно сие, по немощи человеческой, то всего более прилагать о сем старание в оный час.

5. Потом иерей говорит: БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА. Ибо подлинно должны мы благодарить Господа, что нас недостойных призвал в толикую благодать, что нас, которые были врагами, примирил с Собою и сподобил Духа сыноположения. Потом говорите: ДОСТОЙНО И ПРАВЕДНО. Ибо мы, благодаря, делаем достойное и праведное дело, а Он не то, что праведно, но что выше правды, содевая, облагодетельствовал и сподобил нас стольких благ.

6. После того вспоминаем о небе, и земле, и море, о солнце и луне, о звездах, о всей разумной и неразумной, видимой и невидимой твари, об Ангелах, Архангелах, Силах, Господствах, Началах, Властях, Престолах, многоличных Херувимах, говоря мысленно Давидовыми словами: «Возвеличите Господа со мною» (Пс. 33, 4). Воспоминаем и о Серафимах, которые, как Исаия созерцал Духом Святым, предстоят окрест престола Божия и двумя крылами покрывают лице, двумя — ноги, и двумя летают и говорят: «СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ» (Ис. 6, 2, 3). Ибо для того повторяем это, Серафимами преданное нам, богословие, чтобы в сем песнопении иметь нам общение с премирными воинствами.

7. Потом, освятив себя этими духовными песнями, умоляем человеколюбца Бога ниспослать Святого Духа на предлежащие дары, да сотворит Он хлеб телом Христовым, а вино кровию Христовой. Ибо без сомнения, чего коснется Святый Дух, то освящается и прелагается.

8. Потом, по совершении духовной жертвы, бескровного служения, над умилостивительною сею жертвою умоляем Бога об общем мире Церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах, о споборниках, о сущих в немощах, о труждающихся и, одним словом, о всех, требующих помощи молим все мы и приносим жертву сию.

9. Потом воспоминаем и о прежде усопших святых отцах и епископах, одним словом, о всех у нас прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва.

10. И намереваюсь убедить вас примером, ибо знаю, что многие рассуждают: какая польза душе, отходящей от сего мира с грехами или не с грехами, если творится о ней поминовение в молитве? Если какой царь пошлет в изгнание оскорбивших его, а потом принимающие в них участие соплетут венец и поднесут его царю за подвергшихся наказанию, то ужели не облегчит он наказаний осужденным? Таким же образом и мы, принося Богу моления за усопших, хотя они и грешники, не венец соплетаем, но приносим закланного за грехи наши Христа, за них и за себя умилостивляя человеколюбца Бога.

11. Наконец, после сего повторяем молитву, которую Спаситель передал ученикам своим (Мф. 6, 9—13), с чистою совестию именуя Бога Отцем, и говоря: ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ. Какое превеликое Божие человеколюбие! Отпадшим от Него, дошедшим до крайности во зле, даруется такое забвение всего худого и причастие благодати, что именуют Его Отцом! ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ. А небесами могут быть и носящие в себе «образ Небесного», которым Бог обетовал: «в вас вселюся и похожду».

12. ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ. Имя Божие по естеству свято, хотя говорим, или не говорим сие. Но поскольку иногда бывает оно в согрешающих и поругано, по сказанному: «вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис. 52, 5), то молимся, чтобы в нас святилось имя Божие, не потому что оно из несвятого делается святым, но потому, что в нас бывает свято, когда мы освящены и делаем достойное святыни.

13. ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ. Чистой душе свойственно говорить с дерзновением: ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ. Ибо кто послушал Павла, сказавшего: «да не царствует грех в смертном вашем теле» (Рим. 6, 12), и очистил себя делом, и мыслию, и словом, тот скажет Богу: ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ.

14. ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ. Божественные и блаженные Ангелы Божии творят волю Божию, как сказал псалмопевец Давид: «благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии волю Его» (Пс. 102, 20).
Поэтому, молясь, мысленно говори: как в Ангелах совершается воля Твоя, Владыка, так да будет и во мне на земле.

15. ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ. Хлеб обыкновенный не есть насущный, а сей святой хлеб есть насущный, т. е. имеющий действие на сущность души. Сей хлеб не во чрево вмещается и афедроном исходит (Мф. 15, 17), но сообщается всему твоему составу к пользе тела и души. А слово «днесь» употреблено вместо «ежедневно», как и Павел сказал: «доколе можно говорить ныне» (Евр. 3, 13).

16. И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ. Ибо много у нас грехов; падаем и словом и мыслию, и весьма много делаем достойного осуждения. «Аще речем, яко греха не имамы», то солжем, как говорит Иоанн (1 Ин. 1, 8). И с Богом вступаем в договор, умоляя Его прощать нам грехи, как мы прощаем долги ближним. Поэтому, представляя в уме, взамен чего и что получаем, не станем ждать и медлить взаимным друг другу прощением. Поступки, против нас сделанные, малы, неважны, удобозаглаждаемы, а грехи, сделанные нами против Бога, велики и имеют нужду в человеколюбии, свойственном единому Богу. Поэтому, будь осторожен и по причине неважных и малых прегрешений против тебя, не загради для себя возможности получить от Бога прощение в самых тяжких грехах.

17. И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, Господи. Ужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть нам искушаемыми? Как же сказано в другом месте: муж не искушенный не благоискусен (Сир. 34, 10); и еще: «всяку радость имейте, братия моя егда во искушения впадаете различна» (Иак. 1, 2)? Но, может быть, войти в искушение, значит погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, чрез который трудно перейти. Поэтому одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и нимало не увлекаясь ими. А другие не таковы, входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши, не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65, 1012). Видишь, с каким дерзновением говорят, что прошли искушения и не изнемогли. Сказано: «вывел нас на свободу» (извел еси ны в покой), войти же в покой значит избавиться от искушения.

18. НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО. Если бы словами НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ означалось желание вовсе не быть искушаемыми, то не сказал бы, НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО. Лукавый же есть противник демон, об избавлении от которого молимся. Потом, по совершении молитвы, говоришь: АМИНЬ. Словом АМИНЬ, которое значит ДА БУДЕТ, запечатлевая изреченное в богопреданной молитве.

19. После этого иерей говорит: СВЯТАЯ СВЯТЫМ. Святая — предлежащие дары, приявшие на себя наитие Святого Духа, а святые — вы, сподобившиеся Духа Святого. Поэтому святая приличествует святым. Потом говорите вы: ЕДИН СВЯТ, ЕДИН ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. Ибо, действительно, Он един свят, свят по естеству, а мы, хотя и святы, но не по естеству, а по причастию, подвигам и молитве.

20. После этого слышите псалмопевца, который божественным сладкопением приглашает вас к приобщению святых таин и говорит: «вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9). Не телесной гортани предоставьте суд, нет, не ей, но неколеблющейся вере. Ибо вкушающим повелевается вкусить не хлеба и вина, но того, что изображает собою тело и кровь Христовы.

21. Поэтому, приступая не с разжатыми дланями рук, не с распростертыми перстами подходи, но шуйцу, соделав престолом для десницы, как имеющей принять на себя царя, и согнув длань, приими тело Христово, и скажи при этом: АМИНЬ. Потому, с осторожностию освятив очи прикосновением святого тела, приобщись, внимательно наблюдая, чтобы от него не утратить чего-либо. Ибо, если утратишь что, лишишься чрез это как бы собственного своего члена. И скажи мне, если кто даст тебе золотых опилок, не со всею ли осторожностию будешь держать их, оберегаясь, чтобы не потерять из них чего-либо и не потерпеть ущерба? Поэтому не тем ли с большею осторожностию будешь смотреть, чтобы не упало у тебя и крупицы из того, что драгоценнее золота и дорогих камней?

22. После того, как приобщишься тела Христова, приступи и к чаше с кровию не с распростертыми руками, но в согбенном положении с поклонением и чествованием, говоря: АМИНЬ, освятись, причащаясь и крови Христовой. И пока еще на губах твоих остается влажность, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие орудия чувств. Потом, дождавшись молитвы, благодари Бога, Который сподобил тебя толиких тайн.

23. Содержите предания сии неискаженными и сохраняйте себя непреткновенными. Не отторгайте себя от приобщения, не лишайте себя священных и духовных сих тайн ради греховной скверны. БОГ ЖЕ МИРА ДА ОСВЯТИТ ВАС ВСЕСОВЕРШЕННЫХ: ВСЕСОВЕРШЕННО ВАШЕ ТЕЛО И ДУША И ДУХ ДА СОХРАНИТСЯ В ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Ему слава, честь и держава, со Отцем и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: