СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

10-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «и во Единого Господа Иисуса Христа»

Чтение из Первого послания к Коринфянам: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. (1 Кор. 8, 5. 6).

1. Научившиеся веровать во единого Бога Отца, Вседержителя, должны веровать и во Единородного Сына. Ибо «всякий отвергающийся Сына, не имеет и Отца» (1 Иоан. 2, 23). «Я есмь дверь», говорит Иисус (Иоан. 10, 9). «Никто не приходит к Отцу, как только чрез меня» (Иоан. 14, 6). Если отвергнешь дверь сию, то заключено для тебя будет ведение, возводящее ко Отцу. Никто же «знает Отца, токмо Сын», и кому Сын откроет (Мф. 11, 27). Если отвергнешь дающего откровение, то пребудешь в неведении. В Евангелии изречено определение: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36). Ибо Отец гневается, когда уничижен Единородный Сын. Несносно царю, если бесчестят и простого воина. А когда обесчещен кто-либо из именитых его телохранителей или друзей, тогда паче возрастает его гнев. Если же оскорбит кто самого единородного сына царева, кто умолит отца, прогневанного оскорблением единородного сына?

2. Поэтому, если кто хочет благочестно чтить Бога, то да поклоняется Сыну, иначе Отец не приемлет служения. С небеси возгласил Отец, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17); Отец благоволил о Сыне. Если не будешь благоволить и ты, то не имеешь в себе жизни. Не увлекайся тем, что лукаво говорят иудеи: «Бог един», но, познав единого Бога, что есть и единородный Сын Божий. Не я первый сказал это, но Псалмопевц от лица Сына говорит: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой» (Пс. 2, 7). Поэтому внимай не тому, что говорят иудеи, но что говорят пророки. Чему дивишься, если пророческие вещания ни во что ставят побивание камнями и умерщвление пророков?

3. Веруй во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного. Единого же именуем Господа Иисуса Христа, да и сыновство будет единородно. Именуем единого, чтобы не предположил ты иного сына. Именуем Единого, чтобы многоименность действенности не расточил ты злочестиво на многих сынов. Ибо именуется Он дверию (Иоан. 10, 7); при этом именовании представляй не дверь из дерева, но дверь разумную, живую, различающую входящих. Именуется путем (Иоан. 14, 6), но это путь — не ногами попираемый, а ведущий к Отцу небесному. Называется овчатем (Деян. 8, 32), но — это овча не безсловесное, а честною кровию Своею очищающее вселенную от грехов, ведомое пред стрегущим, и знающее, когда должно молчать. Сие овча называется также и Пастырем, Который говорит: «Я есмь пастырь добрый» (Иоан. 10, 11). Он — овча по человечеству, и Пастырь по человеколюбию Божества. И хочешь ли знать, что есть словесные овцы? Спаситель говорил Апостолам: «Вот Я посылаю вас как овец среди волков» (Мф. 10, 16). Именуется также львом (Быт. 49, 9 ), но это — лев не пожирающий людей, а именованием сим как бы указующий на то, что царственно, твердо и надежно в Его ипостаси; именуется же львом в противоположность льву — сопернику, который рыкает и поглощает обольщенных. Ибо Спаситель пришел, не переменив кротости естества Своего, но как сильный «лев от колена Иудина» (Откр. 5, 5), спасая верующих, а попирая сопротивника. Именуется камнем (1 Петр. 2, 4); но это не камень — неодушевленный, обделываемый руками человеческими, но «камень краеугольный... верующий в него не постыдится» (Ис. 28, 16).

4. Именуется Христом (Деян. 4, 27), но не человеческими помазан руками, а вечно помазан Отцем на превышающее человека первосвященство. Именуется мертвым (Откр. 1, 18), но не пребыл между мертвыми, как все сущие во аде, един же «между мертвыми брошенный» (Пс. 87, 16). Именуется «Сыном человеческим» (Мф. 16, 13), но ведет род не от земли, подобно каждому из нас, а грядет на облаках судить живых и мертвых. Именуется Господом (Лук. 2, 11), но не в смысле неточном, как именуемые господами у людей, а как имеющий естественное и вечное господство. Именуется Иисусом в полном значении слова, заимствуя именование от спасительного врачевания. Именуется Сыном (Мф. 3, 17) не как по присвоению усыновленный, но как естественно рожденный. И много именований у нашего Спасителя. Поэтому, чтобы множество именований не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблуждения еретиков, утверждающих, что иной есть Христос, иной — Иисус, иной — дверь и т. д., Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: «во единого Господа Иисуса Христа». Ибо хотя именований много, но Именуемый один.

5. Спаситель для каждого особенным образом бывает на пользу. Для имеющих нужду в веселии бывает Он виноградною лозою. Для имеющих нужду войти Он — дверь. Для имеющих нужду принести молитвы Он — Ходатай и Архиерей. Также для имеющих грехи бывает овчатем, чтобы за них быть закланным. Для всех бывает всем, а Сам в Себе пребывает, каков Он по естеству. Ибо, пребывая таковым и имея истинно непреложное достоинство сыновства, как наилучший врач и сострадательный наставник, приспособляется Он к нашим немощам, между тем, как Он в действительности — Господь, не за преспеяние приял право господствовать, но по естеству имеет достоинство господства, и не в каком-либо не собственном смысле, как мы называемся господами, но по самой истине именуется Господом, потому что по мановению Отца господствует над собственными Своими созданиями. Мы господствуем над равными и подобострастными нам, а нередко и над старшими нас, и часто юный господин начальствует над старыми слугами, но не таково господство Господа нашего Иисуса Христа; напротив того, Он, во-первых, Творец, а потом Господь; сперва сотворил все по Отчей воле, а потом господствует над тем, что от Него имеет бытие.

6. «Христос Господь, родившийся во граде Давидове» (Лук. 2, 11). И хочешь ли узнать, что Христос и до Своего вочеловечения есть Господь, как и Отец, хочешь ли не верою только принять сказанное, но иметь доказательство из ветхозаветного Писания? Обратись к первой книге — Бытия. Бог говорит: «сотворим человека» не по образу Моему, но «по образу Нашему» (Быт. 1, 26). И когда сотворен человек, сказано: «и сотвори Господь человека, по образу Божию сотвори его» (27). В Писании не Отцем только ограничено достоинство Божества, но включен и Сын, а тем показано, что человек есть тварь не Бога только, но и Господа нашего Иисуса Христа, потому что и Он — истинный Бог. Сей, действующий со Отцем, Господь действовал с Ним и при Содоме, по Писанию, в котором сказано: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт. 19, 24). Сей Господь явился также Моисею, в какой мере мог он видеть. Ибо Господь человеколюбив и всегда применяется к нашим немощам.

7. А чтобы знать тебе, что Он именно явился Моисею, прими свидетельство от Павла, который говорит: «ибо пили из духовного последующего камня, камень же был Христос» (1 Кор. 10, 4); и еще: «верою Моисей оставил Египет» (Евр. 11, 27); вслед за сим: «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища» (Евр. 11, 26). Сей-то Моисей говорит Ему: «Открой мне путь Твой» (Исx. 33, 13). Видишь ли, что и пророки видели тогда Христа, но поскольку каждый вмещал. «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя» (Мех. 33, 13). Но Он говорит: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Итак, поскольку никто из живущих не мог видеть Божества, то восприял Он лице человечества, чтобы видя оное, стали мы живы. Когда же и сие самое лице благоволил показать в малой славе, когда «просияло лице Его, как солнце» (Мф. 17, 2), тогда ученики, убоявшись, падают ниц. Но если просветившееся лице плоти, не в той мере, в какой мог просветить Совершающий сие, но в какой могли вместить ученики, устрашило их, и не могли они вынести сего, то мог ли бы кто возвести взор на достоинство Божества? Великого желаешь, говорит Господь Моисею, но не отвергаю ненасытимого твоего желания, «и то, о чем ты говорил, Я сделаю» (Исх. 33, 17), но поскольку можешь вместить; вот «поставлю тебя в расселине скалы» (22), ибо, как малый, пребываешь ты в малом очертании.

8. Утверди же себе, что будет здесь сказано, чтоб оградить себя от иудеев. Но наша цель — показать, что Господь Иисус Христос был у Отца. Поэтому Господь говорит Моисею: «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою» (19). Он — Господь, какого же призывает Господа? Видим, как прикровенно преподал благочестивое учение об Отце и Сыне? Потом, далее, слово в слово написан: «И сошел Господь в облаке и остановился там близ него и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: «Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячу родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исх. 34 5—7). Потом, вслед за сим Моисей, приникнув и поклонившись пред Господом, призывающим Отца, говорит: «да идеши, Господи, с ними» (9).

9. Имеешь у себя это первое доказательство; вот и другое ясное: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Мене» (Пс. 109, 1). Господь говорит это Господу, а не рабу, Господу всяческих, Своему Сыну, Которому «все покорил». «Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все», и далее: «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 27. 28). Единородный Сын есть Господь всяческих. Сын же благопокорен Отцу, не восхитил господство, но по естеству приял оное от произволившего на сие Отца. Ибо и Сын не восхитил, и Отец не оскудел в щедротах, чтобы сообщить. Так говорит Сам Сын: «все предано Мне Отцом Моим» (Мф. 11, 27). «Предано Мне», не как не имеющему прежде; и превосходно соблюдаю данное, не лишая Давшего.

10. Поэтому Сын Божий есть Господь; Господь, родившийся в Вифлееме иудейском, как Ангелом сказано пастырям: «Я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук. 2,1011). О Нем в другом месте говорит некто из Апостолов: «Он послал слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех» (Деян. 10, 36). Когда же говорит «всех»; ничего не изъемлет из-под Его господства. И Ангелы, и Архангелы, и начала, и Власти и что-либо сотворенным именуемое у Ангелов — все состоит под господством Сына. Он — Господь Ангелов, как сказано в Евангелии: «Тогда оставляет Его диавол и се — Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4,11). Не сказано: помогали Ему, но «служили Ему», что свойственно рабам. Когда надлежало Ему родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, приняв на себя служение Ему, как собственное свое достоинство. И когда надлежало Ему идти в Египет, сокрушить «идолы египетские» (Пс. 19, 1 ), Ангел также является во сне Иосифу. Когда был Он распят и воскрес, Ангел благовествовал и, как добрый служитель, говорит же нам: «и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Вот я сказал вам» (Мф. 28, 7). А этим как бы говорит: «не преступил я повеления, свидетельствуюсь тем, что сказал вам это, чтобы, если вознерадите, укоризна пала не на меня, но на вознерадевших». Поэтому един Господь Иисус Христос. О Нем говорит и нынешнее чтение: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8, 5. 6).

11. Иисус же Христос имеет два имени: «Иисус», потому что спасает, и «Христос», потому что священствует. И, зная сие, богомудрый пророк Моисей двум избранным из всех мужей дал сии два наименования, преемника власти своей Авсия переименовав Иисусом (Числ. 13, 17), а брата своего Аарона наименовал Христом (Левит. 14, 5), чтобы двумя избранными мужами изобразить первосвященничекое и царское достоинство единого грядущего Иисуса Христа. И Христос, подобно Аарону, есть первосвященник, потому что «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 5, 5. 6). Иисус же Навин во многом имеет на себе Его образ. Став вождем народным, начал сие от Иордана, откуда и Христос, крестившись, начал благовествовать. Двенадцать мужей для раздела наследия поставил сын Навина; и двенадцать апостолов посылает Иисус в целую вселенную проповедниками истины. Прообразовавший Иисус спас уверовавшую блудницу Раав, а Иисус истинный говорит: вот «мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие» (Мф. 21, 31 ). При прообразовавшем стены Иерихонские от одного восклицания пали; и поскольку речено Иисусом: «не останется здесь камня на камне» (Мф. 24, 2), пал этот здесь перед нами стоявший Храм иудейский, не потому, что определение сие было причиною падения, но потому, что виною падения стал грех беззаконных.

12. Един есть Господь Христос: имя чудное, не прямо предвозглашенное пророками. Ибо Исаия пророк говорит: «Грядет Спаситель твой; награда Его с ним» (Ис. 62, 11). Словом же «Спаситель» переводится еврейское слово «Иисус». Ибо пророчественная благодать, провидя, что иудеи будут убийцами Господа, прикрыла именование, чтобы предузнав ясно, не приступили тотчас к злоумышлению. Иисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божиею силою, и сказал Иосифу: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус» (Мф. 1, 20. 21)! И, объясняя причину сего наименования, вслед за сим говорит: «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (21). Рассуди же, каким образом, еще не родившись, имеет «людей Своих», если бы не был и до рождения? И сие-то говорит пророк от лица Его: «от чрева матери Моей называл имя Мое» (Ис. 49, 1 ), потому что предречено Ангелом, что наречется Иисусом. Пророк говорит также и об Иродовом злоумышлени: «тенью руки Своей покрывал Меня» (2).

13. Итак, Иисус по-еврейски значит Спаситель, а на еллинском языке — врачующий. Ибо Он — Врач душ и телес, и Целитель духов; исцеляет слепотствующих чувственно, и просвещает умы; врачует видимо хромых, и указует грешникам путь к покаянию, говоря расслабленному: «не греши больше» (Иоан. 5, 14), и: «возьми постель твою и ходи» (8). Поскольку тело расслаблено душевным грехом, то исцелил прежде душу, чтобы даровать исцеление и телу. Поэтому, у кого душа страждет во грехах, тот имеет Врача. И если кто здесь маловерен, да скажет Ему: «помоги моему неверию» (Мф. 9, 24). Если кто обложен и телесными немощами, да не останется в неверии, но да приступит и поскольку Иисус врачует и их, да познает, что Иисус есть Христос.

14. Иудеи признают, что Он есть Иисус, но не признают, что Он и Христос. Поэтому-то Апостол говорит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос» (1 Иоан. 2, 22). А Христос есть Первосвященник, имеющий «священство непреходящее» (Евр. 7, 24); не во времени начал Он священствовать, и не имеет себе другого преемника в первосвященстве, как слышал ты во время Божией службы в день недельный, когда предлагали мы беседу на слова «по чину Мелхиседекову». Не по плотскому преемству приял Он первосвященство и помазан не уготованным елеем, но прежде веков от Отца, и постольку отличен от иных, поскольку священство Его утверждено клятвою. «Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь и не раскается» (Евр. 5, 21 ). Достаточно было для утверждения, чтобы восхотел только Отец, но это — сугубый способ утверждения, когда за изволением следует и клятва, «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» (Евр. 6, 18), исповедующие Иисуса Христа, Сына Божия.

15. Сего-то пришедшего Христа иудеи отринули, а бесы исповедали. Но не был Он неведом праотцу Давиду, который говорит: «поставлю светильник помазанному Моему» (Пс. 131, 17). И одни толкуют, что светильник есть светлость пророчества, а другие, что светильник есть восприятая от Девы плоть, по словам Апостола: «но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7). Не был Он неведом и пророку, который говорит: «и объявляет человеку намерения Его» (Амос. 4, 13). Знал Его Моисей, знал Его Исаия, знал Его и Иеремия. Ни одному из пророков не был Он неведом. Познали Его и бесы, потому что запрещал им, и сказано, «что они знают, что Он Христос» (Лук. 4, 41). Не познали первосвященники, а бесы исповедали; не познали первосвященники, а жена-самарянка проповедала, говоря: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, не Он ли Христос? (Иоан. 4, 29).

16. Сей Иисус Христос есть пришедший «Первосвященник будущих благ» (Евр. 9, 11), но щедродаровитости Божества всем нам сообщивший Свое именование. Цари-человеки имеют царское именование, не разделимое с прочими человеками; Иисус же Христос, Сын Божий, сподобил нас именоваться христианами. Но иной скажет: имя христианин есть именование новое, прежде сего не было оно в употреблении, а нововводимое нередко оспаривается по самой необычайности. В этом предохранил нас пророк, говоря: «А рабов Своих назовет иным именем, которое благословится на земле» (Ис. 65, 15. 16). Допросим иудеев: «работаете вы Господу, или нет? Покажите же новое ваше имя. Ибо иудеями и израильтянами назывались вы при Моисее, и при других пророках, и по возвращении из Вавилона, так называетесь и до настоящего времени. Где же новое имя? А мы, поскольку работаем Господу, имеем новое имя. Имя сие новое, но оно такое новое имя, «которое благословится на земле». Имя сие объяло собою вселенную, потому что иудеи в одной только стране, а христиане — до пределов вселенной. Ими возвещается имя Единородного Сына Божия.»

17. Желаешь ли знать, что Апостолы знали и проповедывали имя Христово, лучше же сказать, имели в себе Самого Христа? Павел говорит слушающим его: «вы ищите доказательства на то, Христос ли говорит во мне?» (2 Кор. 13, 3) Павел возвещает Христа, говоря: «ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа, а мы рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4, 5). Кто же сей Павел? Тот, кто прежде был гонителем. Великое подлинное чудо! Кто прежде гнал, тот возвещает Христа. И почему возвещает? Не преклонен ли к тому деньгами? Но никто не преклонял его таким средством. Или видел Христа лицом к лицу и Им убежден? Но Христос вознесся уже на небо. Пошел воздвигнуть гонение, и чрез три дня сей гонитель в Дамаске уже проповедник. Какое же это силою? Иные во свидетели о деле своем призывают своих, а я представил тебе в свидетели бывшего прежде врагом. Еще ли сомневаешься? Важно свидетельство Петра и Иоанна, но оставляет место подозрению, потому что они были свои. Но, если бывший прежде врагом Христу впоследствии умирает за Него, кто усумнится еще в истине?

18. Коснувшись сего словом, подивился я подлинно домостроительству Святого Духа: почему послания прочих ограничил малым числом, а прежнему гонителю Павлу даровал написать четырнадцать посланий? Сие не потому, что Петр или Иоанн были меньше, и Дух удержал благодать. Да не будет сего! Напротив того, чтобы учение было несомненно, бывшему прежде врагом и гонителем даровал написать большее число посланий, во удостоверение тем всех. «И все слышавшие дивились» о Павле «и говорили: не тот ли это самый» бывший прежде гонителем? «Да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести» в Иерусалим (Деян. 9, 21 ). Не дивитесь, говорит Павел: «трудно мне идти против рожна» (5); знаю, что «и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15, 9), впрочем «по неведению» (1 Тим. 1,13). Я полагал, что проповедь о Христе есть нарушение закона, и не знал, что Христос пришел «не разорити, но исполнити» закон (Мф. 5, 17 ). «Благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно» (1 Тим. 1,14).

19. Много, возлюбленные, истинных свидетельств о Христе. Свидетельствует с небеси Отец о Сыне; свидетельствует Дух Святый, снисшедший телесным образом (Лук. 3, 22) в виде голубя. Свидетельствует Архангел Гавриил, благовествующий Марии. Свидетельствует Дева Богородица. Свидетельствует блаженное вместилище яслей. Свидетельствует Египет, приявший Владыку, юного еще телом. Свидетельствует Симеон, принявший Его в объятия и изрекший: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» (Лук. 2, 2931). Свидетельствует о Нем и Анна пророчица, благоговейнейшая воздержница и подвижница. Свидетельствует Иоанн Креститель, величайший из пророков, началовождь нового завета, и некоторым образом сопрягающий оба завета, и ветхий и новый. Из рек свидетельствует Иордан, из морей свидетельствует Тивериадское море. Свидетельствуют слепые; свидетельствуют хромые; свидетельствуют воскрешенные мертвые; свидетельствуют бесы, говоря: «что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Марк. 1,24). Свидетельствуют ветры, внимающие Его повелению и утихающие. Свидетельствуют пять хлебов, умножившиеся для напитания пяти тысяч. Свидетельствует святое древо Креста, доныне у нас видимое, и почти уже целую вселенную собою наполнившее чрез приемлющих от него здесь с верою. Свидетельствует та пальма в долине, которая восхвалившим тогда отрокам дала ваии. Свидетельствует разумеющим Гефсимания, как бы доныне еще указующая Иуду. Свидетельствует видом своим эта возвышающаяся святая Голгофа; свидетельствует Гроб святыни, и доныне лежащий камень. Свидетельствует солнце, сияющее ныне, а тогда, во время спасительного страдания, померкшее. Свидетельствует тьма, бывшая тогда от часа шестого до девятого. Свидетельствует свет, воссиявший от часа девятого и до вечера. Свидетельствует святая гора Елеонская, с которой восшел ко Отцу; свидетельствуют и дожденосные облака, приявшие Владыку, о которых сказал Псалмопевец: «Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23, 7). Свидетельствуют бывшие некогда врагами, в числе которых и блаженный Павел, не долго враждовавший, но много времени послуживший. Свидетельствуют двенадцать апостолов не словами только, но принятыми мучениями и смертию своею, проповедавшие истину. Свидетельствует тень Петрова, Христовыим именем врачевавшая недужных; свидетельствуют «платки и опоясания с тела его» (Деян. 19, 21), Христовою также силою врачевавшие тогда чрез Павла. Свидетельствуют персы и готы и все из язычников, умирающие за Того, Кого не видели плотскими очами. Свидетельствуют бесы, доныне изгоняемые верными. 20. Так много различных свидетелей, и их еще больше! Ужели и после этого не уверует кто в Господа, о Котором они свидетельствуют? Если кто и не веровал прежде, да верует теперь. Если же и прежде был верным, да приимет вящшее приращение веры, продолжая веровать в Господа нашего Иисуса Христа, и да знает, Чье носит на себе имя. Христианином ты назван: береги это имя, да не похулится ради тебя Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, но да просветятся паче добрые дела твои пред человеками, чтобы видящие человеки о Иисусе Христе, Господе нашем, прославили Отца, сущего на небесах. Ему слава ныне и во веки веков! Аминь.

Святая Земля. Иордан. С гравюры XIX века

Святая Земля. Иордан. С гравюры XIX века

Другие статьи автора: