НАШИ ХРАМЫ
И. В. Попов
Церковь Воскресения Христова
у Варшавского вокзала
На левом берегу Обводного канала, возле самого Варшавского вокзала, отделенный от него лишь нешироким бульваром, возвышается кирпичный восьмиглавый храм со стройной колокольней. Еще совсем недавно осквернявшийся расположенным внутри него складом, год назад он был возвращен Церкви, и хотя еще не убрано трамвайное кольцо вокруг храма, здесь уже налаживается полноценная приходская жизнь.
Храм этот — во имя Воскресения Христова — был выстроен здесь в начале XX века и являлся главным храмом Всероссийского Александро-Невского Братства трезвости, столичное отделение которого насчитывало более 70 тысяч членов-братчиков. Поначалу именовавшееся Обществом, основано оно было в 1898 году по инициативе прот. Александра Васильевича Рождественского. Обществу принадлежал стоявший на углу Стремянной и Николаевской (ныне — Марата) улиц деревянный Воскресенский храм, сооруженный в память чудесного спасения Царской семьи 17 октября 1888 года во время железнодорожной катастрофы в Борках, под Харьковом. После возведения на Стремянной каменной Троицкой церкви 1, здание деревянного бывшего на ее месте храма осталось свободным. К тому же Александро-Невское Общество желало выстроить еще одну церковь Общества в Петербурге, которая стала бы центром религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.
По ходатайству председателя Александро-Невского Общества прот. Философа Орнатского, в 1894 году Городская Дума предоставила в собственность Общества участок земли под постройку храма на набережной Обводного канала — между Варшавским и Ново-Московским мостами, близ вокзала Петербург-Варшавской железной дороги. Министерство Путей Сообщения присоединило к нему смежный участок под постройку церковного дома.
Для скорости и по недостатку средств на пожертвованный участок земли у Варшавского вокзала решено было перенести деревянную временную церковь со Стремянной улицы, и впоследствии заменить ее каменным храмом. Это было исполнено, и в том же 1894 году, 4 декабря Архиепископ Финляндский Антоний (впоследствии — митрополит С.-Петербургский и Ладожский) освятил храм во имя Воскресения Словущего (память 13 сентября), в ознаменование бракосочетания Императора Николая 11 и Императрицы Александры Федоровны, состоявшегося 14 ноября того же года.
Район, куда был перенесен храм, до середины XIX века оставался тихой окраиной Петербурга. Прорытый через эту местность в 1766 году Обводный канал долгое время служил границей Петербурга. К югу от него простирались городские выгоны и поля, и лишь после сооружения в 1857 году Балтийской, а спустя три года—Петербург-Варшавской железных дорог и постройки на берегу канала вокзалов, местность эта стала оживленнее, а к концу XIX века здесь сложилась фабрично-заводская окраина Петербурга.
Население этой части города, именовавшейся Нарвской, быстро росло, и в 1903 году вследствие тесноты деревянного временного храма было решено его заменить новым каменным, во имя Воскресения Христова и в ознаменование бракосочетания Их Императорских Величеств. 8 сентября 1903 года было совершено освящение места для его постройки, а 25 июля 1904 года, в первую годовщину Высочайшего одобрения проекта храма, состоялась закладка новой Воскресенской церкви. Авторами проекта были академик архитектуры, профессор Г. Д. Гримм и архитектор Г. Г. фон Голи. К концу следующего года храм был вчерне готов. В ходе его строительства членами Александро-Невского Общества на храм была пожертвована 51 тысяча рублей.
Бесстолпный трехпрестольный храм на четыре тысячи человек с большим куполом и сводом из железобетона сочетал в себе традиции русской архитектуры и модерна. Внешне он был облицован декоративным кирпичом; карнизы, наличники окон и шатер колокольни были отделаны песчаником; работы производились подрядчиком П. О. Меняевым. Пол храма был выстлан харьковскими пирогранитными плитками, в алтарях храма сооружены три дубовых престола, обложенные мрамором, и три такие же жертвенника.
Главный придел церкви Воскресения был освящен митрополитом С.-Петербургским Алексием при пении народного хора 14 декабря 1908 года. Неделю спустя был освящен придел свт. Николая Чудотворца, а левый — во имя св. благ, князя Александра Невского — так и остался до октября 1917 года неосвященным, хотя в нем были установлены иконостас и престол.
Император Николай II так откликнулся, узнав об освящении Воскресенской церкви: «Радуюсь совершившемуся освящению храма Воскресения Христова. Желаю Обществу распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, дальнейшего прочного развития на пользу русского народа».
Образа Воскресенского храма были исполнены учениками иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи; большой наружный образ «Воскресение Христово» был написан в 1909 году художником С. Т. Шелковым. Наружная роспись храма была завершена в 1913—1914 гг. Интерьер храма в 1912 году был украшен картинами кисти профессора Перминова и других известных живописцев, выполненными по картонам, с которых делались мозаичные композиции храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови). Пожертвованы они были в пользу Воскресенской церкви по ходатайству Общества академиком-архитектором А. А. Парландом.
Главной святыней храма была икона Воскресения Христова, пожертвованная Александро-Невскому Обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Да-мианом. Другая икона Христова Воскресения была подарена им же в Воскресенский храм, располагавшийся на бывшей императорской яхте «Марево», которая была в 1912 году пожалована Обществу Императором Николаем II для устройства на ней плавающей церкви и подвижного противоалкогольного музея. Оба образа Воскресения были с частицами камня от Живоносного Гроба Господня.
Другой святыней Воскресенской церкви была икона Святой Троицы, писанная на доске от священного дуба Мамврийского, в изящном киоте из перламутра, являвшаяся благословением Александро-Невскому Обществу от начальника Русской Миссии в Иерусалиме архимандрита Леонида. Помещались в храме икона Афонской Божией Матери и образ явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому, высокохудожественной работы, писанной на полотне огромных размеров. Киот и икона Соловецких Чудотворцев были сооружены на средства бригады кондукторов Варшавской железной дороги и пожертвованы ими в храм.
Св. Плащаница была даром Ф. Е. Шестовой; прихожанами были пожертвованы также два серебряных и позолоченных напрестольных креста и серебряные облачения для священника и диакона.
В новый храм были перенесены пожертвованные еще во временную деревянную Воскресенскую церковь икона прп. Серафима Саровского, привезенная в 1903 году из Сарова, где она была освящена на св. мощах Преподобного; иконы Божией Матери Казанской, «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша». Последняя была очень известна и чтима народом. Пред нею пьяницы давали обеты и служили молебны о Божией помощи в исцелении от недуга.
Церковь Воскресения Христова была настоящим центром борьбы Православия с алкоголизмом: в ней постоянно звучали проповеди и беседы о трезвости. Братчики Александро-Невского Братства прилагали много усилий к возвращению на истинный путь падших сограждан,— храм Воскресения был единственным в городе, где исповедывали женщин легкого поведения. Много трудились члены Общества для пробуждения в народе стремлений по здоровому образу жизни, к христианизации его быта и нравов. Обществом издавались популярные духовные журналы «Отдых Христианина», «Трезвая Жизнь» и «Воскресный Благовест», к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи малоимущим членам Общества раздавались денежные пособия, летом устраивались паломнические поездки на Валаам, для детей — экскурсии в окрестности Петербурга; в храме пели любительский и народный хоры.
На набережной Обводного канала, за храмом, в выстроенном в 1897 году трехэтажном кирпичном доме действовала Воскресенская церковно-приходская школа на 150 человек, рукодельный класс и воскресная школа для взрослых на 300 человек. Здесь же помещалась библиотека-читальня, основанная старостой церкви А. Н. Кутузовым в 1896 году. Одним из первых жертвователей ее был св. и пров. Иоанн Кронштадтский, часто бывавший еще в прежнем, деревянном храме Воскресения. В этом же церковном доме располагался книжный магазин, где продавались приходские листки, брошюры, журналы, книги, издававшиеся типографией, помещавшейся в подвале церкви. Там же находилась контора трезвости.
В 1912 году на колокольню Воскресенской церкви был поднят большой тысячепудовый (весом 1064 пуда 18 фунтов) колокол «Отец Александр», сооруженный членами Александро-Невского Общества трезвости в память покойного учредителя Общества прот. А. В. Рождественского.
Храму принадлежали две часовни: одна — при входе в церковь со стороны канала, другая — перед главным фасадом Варшавского вокзала, на том месте, где сейчас стоит памятник Ленину. Часовня была сооружена на средства А. Н. Дорофина в 1902 году над иконой Спасителя, протягивающего руку утопающему апостолу Петру, кисти И. А. Коркина. Образ этот был установлен здесь 17 октября 1901 года в память спасения Императорской семьи во время железнодорожного крушения в Борках. Икона помещалась в массивном иконостасе из темно-серого сердобольского гранита, поставленного на гранитном же фундаменте.
По субботам на всенощном бдении в Воскресенском храме читался акафист Воскресшему Иисусу и Живоносному Гробу Господню, по четвергам — святителю Николаю Чудотворцу, на особом молебствии после литургии. В воскресенье в храме служился молебен Спасителю, Божией Матери и св. Александру Невскому.
Каждый год на Светлой седмице из храма совершались отличавшиеся многолюдностью и торжественностью крестные ходы в Александро-Невскую Лавру, к раке св. благ. князя Александра Невского в Свято-Троицком соборе, в июне — в Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне, под Петербургом, и 13 сентября — в Казанский собор.
В 1932 году храм Воскресения Христова был закрыт, и 58 лет в нем не совершалась Божественная литургия. Возвращенный верующим в марте 1990 года, он восстанавливается ныне. 9 апреля 1990 года, накануне Св. Пасхи, прот. Стефаном Дымшей было совершено малое освящение храма. В марте 1991 года, к Пасхе, усердием и. о. настоятеля храма иеромонаха Лукиана (Куценко) и прихожан церкви Воскресения был сооружен временный иконостас и начаты восстановительные и реставрационные работы. 2 апреля этого года над колокольней церкви вновь засиял золотом крест, и свой первый после освящения престольный праздник она встретила праздничным пасхальным перезвоном.
Освящение места для постройки храма Воскресения Христова.
1 Закрыта в 1936—38 гг, взорвана в 1966 году, на ее месте стоит баня.
Другие статьи автора:
-
Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры
№1 ( 1990 г. ) -
Николо-Богоявленский кафедральный собор
№1 ( 1990 г. ) -
Спасо-Преображенский собор
№2 ( 1990 г. ) -
Церковь преп. Серафима Саровского
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Князь-Владимирский собор
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Иеродиакон Спиридон (Гнездилов)
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской
на Смоленском кладбище
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Феодоровская икона Божией Матери
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»)
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Румболовской горе во Всеволожске
№13 ( 22.03.1995 1995 г. )