НАШИ ХРАМЫ

И. В. Попов

Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской
на Смоленском кладбище

Из Малой Невы берет свое начало неширокая, тихая и спокойная река Смоленка, отделяющая остров Голодай от Васильевского. По обоим берегам ее раскинулось одно из старейших городских кладбищ — Смоленское. Название свое оно получило из-за того, что в первые годы строительства Петербурга здесь хоронили строителей новой столицы — плотников и землемеров, выходцев из Смоленской губернии. Над их прахом земляки устроили часовенку, в которой поставили сооруженную или привезенную ими с родины икону Смоленской Божией Матери.

Первые официальные данные о возникшем в 1730-х годах в этой местности, получившей название Смоленского поля, кладбище, относятся к 1740 году, когда Святейший Синод дозволил здесь погребение умерших горожан. Левобережная часть нового кладбища стала именоваться Смоленским Православным кладбищем. Постепенно разросшееся в размерах, оно и по сей день остается одним из старейших и обширнейших кладбищ Петербурга.

Огромный зеленый массив его начинается сразу же за аркой кладбищенских ворот и бывшей богадельней. Под аркой укреплена мраморная доска, напоминающая о том, что здесь, на Смоленском кладбище, в 1828 году была похоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева. Справа от входа, среди старинных надгробий могил и крестов возвышается выстроенная в классическом стиле с «византийским» куполом, обращенная южным фасадом на небольшую площадь, церковь во имя Смоленской Божией Матери, единственный оставшийся на кладбище действующий храм...

Первая деревянная церковь на Смоленском кладбище была построена по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны на губернские средства, и после двух лет постройки, 30 сентября 1760 года, освящена во имя Смоленской Божией Матери. Спустя 12 лет она была заново отремонтирована, и к ней пристроен теплый придел во имя Михаила Архангела, освященный 6 ноября 1772 года.

Иконостас главного придела.

Иконостас главного придела.

Когда в 1783 году настоятелем церкви стал энергичный и деятельный протоиерей Георгий Петров, его трудами и усердием на средства от произведенного по всей епархии сбора пожертвований на кладбище был выстроен новый каменный храм. Митрополит С.-Петербургский Гавриил (Петров), прибывший 2 июня 1786 года на Смоленское кладбище, собственноручно указал место для возведения новой церкви. 19 июля того же года был заложен, а спустя три года окончен постройкой новый каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Строился он по проекту профессора архитектуры А. А. Иванова, за работами наблюдали помощники архитектора Петр Газен и Михаил Быков.

В сооружении нового храма большое участие принимала знаменитая петербургская юродивая Блаженная Ксения. Неустанно каждую ночь она тайно помогала строителям. Пока рабочие спали, Ксения таскала на леса и стены строившейся церкви необходимые для ее строительства кирпичи.

26 сентября 1790 года первым в новопостроенном храме был освящен придел во имя Апостола Иоанна Богослова, в который был перенесен иконостас из упраздненной деревянной Иоанно-Богословской церкви на Выборгской стороне. Главный престол в честь Смоленской Божией Матери был освящен через пять дней, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1790 года. Иконостас центрального придела храма вырезали охтенские мастера во главе с Яковом Дунаевым; местные образа Спасителя и Божией Матери были написаны и пожертвованы в храм академиком живописи, адъюнкт-ректором Петербургской Академии Художеств И. А. Акимовым. Иконы пророков Иезекииля и Даниила на северных и южных вратах были писаны Г. И. Козловым. И. А. Акимовым было написано большинство замечательных икон в Смоленском храме, в том числе главная его святыня — образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, являющийся списком с чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в Смоленске, той самой, что сопровождала русское православное воинство в Отечественную войну 1812 года. В дни защиты Отечества от нашествия «двунадесяти языков» духовенство и прихожане церкви принимали деятельное участие в сборе пожертвований на военные нужды.

В 1807—1809 годах при церкви архитектором Л. Руска были выстроены часовня и богадельня, а также ворота при входе на кладбище. В то же время архитектор Андриан Захаров пристраивает к церкви северный придел. В 1813—1815 годах, когда храм стал теплым, С. А. Безсоновым была сделана новая роспись храма.

С 1825 по 1832 годы настоятелем храма служил профессор Петербургской Духовной Академии, доктор богословия, протоиерей Иоаким Симеонович Кочетов, сменивший на этом посту умершего прот. Георгия Петрова. В его бытность Смоленская церковь претерпела значительные перестройки. В 1831 году на средства церковного старосты купца 1 гильдии Илии Антонова была начата пристройка к храму с юга Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же была построена колокольня, и сооружена новая паперть. Самый большой колокол, весом 251 пуд, был отлит в 1831 году, другой — в полтора раза легче, был пожертвован Илией Антоновым в 1830 году. Всего на колокольне было 12 колоколов.

Придел Блаженной Ксении Петербургской.

Придел Блаженной Ксении Петербургской.

В 1858 году подкупольная часть храма была расписана в византийском стиле художником В. В. Васильевым. Им были исполнены росписи «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение дочери Иаира», «Воскрешение сына наинской вдовы». В 1891 году в храме был освящен придел св. Василия Исповедника, год спустя — поновлены храм и колокольня, а в пристройке, сооруженной по проекту академика К. Н. Вербицкого, 10 октября того же года был освящен придел св. Иоанна Предтечи, Архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, в память И. С. Семенова — Шипинского, с иконостасом в византийском стиле. В 1903 году заново были отремонтированы Иоанно-Богословский и Ильинский приделы храма. К тому времени храм выглядел очень благолепно: интерьер его был прекрасно расписан и украшен иконами кисти лучших русских художников: ректора Петербургской Академии Художеств Шамшина, Боровиковского, Тютрюмова, Рейля-на, Садикова.

Среди святынь храма, кроме особо чтимой иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, украшенной в 1848 году богатой ризой с бриллиантовыми и иными украшениями, был деревянный резной аналогий с серебряной вызолоченной доской и выпуклостью в виде яйца с короной вверху. На выпуклости было вырезано Распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. В доске было 10 прорезей с частицами вложенных святых мощей: Апостола Матфея, Варфоломея, Варнавы, Стефана, мученика Кириака, Пимена Великого, целителя Пантелеимона, Мартиниана, князя Феодора, мученицы Анастасии.

На жертвеннике, в алтаре главного придела, была поставлена икона святителя Николая Чудотворца, украшенная серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями. Ею свт. Иннокентий Иркутский благословил сибирского купца Филатова. По завещанию последней из его потомков, икона перешла в Смоленскую церковь. В центральном приделе храма помещался образ Успения Божией Матери, пожертвованный Киевским митрополитом Филаретом.

После 1917 года церковь находилась в ведении «обновленцев», а в 1940 году была закрыта и, по-видимому, разграблена. Свой современный облик храм приобрел в 1947 году, когда после семилетнего перерыва здесь возобновились богослужения. Всем миром прихожане восстанавливали свой храм и его внутреннее убранство. С 1947 по 1950 годы в церкви имелся лишь один освященный престол — главный, во имя Смоленской Божией Матери.

В 1950 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), в храм была передана особо чтимая Милующая икона Божией Матери, называемая также «Достойно есть», список с главного образа Святой Горы Афон. Икона эта в 1887 году была пожертвована иеромонахом Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне Арсением в строившийся храм Милующей Божией Матери в Галерной Гавани. 24 мая 1950 года придел во имя Милующей Божией Матери в Смоленской церкви был освящен.

Прихожане храма благоговейно поклоняются и другим намоленным образам — иконе св. Иоанна Богослова, написанной в царствование Императора Петра Великого, Толгской иконе Божией Матери «в чудесах» ярославского письма конца XVII века, изображающей события из истории Толгского монастыря близ Ярославля. В центральном приделе помещается икона Валаамской Божией Матери и образ св. великомученицы Екатерины, пред которым каждый понедельник читается акафист святой Христовой Угоднице.

Выделяется в храме большой, писанный на стекле, запрестольный образ Богоматери с Младенцем, переданный в Смоленскую церковь в 1950 году. Икона эта была исполнена в начале XX века для церкви Клинического повивального института в Петербурге. Рождественский придел храма украшает Вифлеемская пещера (Вертеп). Здесь горит неугасимая лампада, а на Рождество устанавливаются елочки.

16 февраля 1990 года в храме был освящен четвертый придел — в честь святой Блаженной Ксении Петербургской, строительницы и покровительницы этой церкви. В нем пред царскими вратами на аналое помещена икона Блаженной Ксении, справа от нее — большой образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

В 1990 году храм Смоленской Божией Матери отметил свое 200-летие. В память этого события была отлита медаль, а 10 августа, на престольный праздник церкви, в храме Святейшим Патриархом Алексием II вместе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Иоанном была свершена Божественная литургия, за которой последовал молебен в честь Смоленской иконы Божией Матери и 200-летия Смоленского храма.

Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской, одна из старейших в Петербурге, и поныне остается единственным действующим храмом для жителей западной части Васильевского острова и Голодая.

Смоленский храм является также и усыпальницей: под церковью сооружен склеп, где похоронены настоятель храма прот. Иоаким Кочетов, граф С. С. Ланской, профессора Петербургского университета К. А. Неволин и Н. И. Надеждин.

Кроме Смоленского храма, на кладбище было еще несколько церквей и часовен. При входе на кладбище на берегу реки Смоленки стоит Воскресенская церковь, возведенная усердием причта и настоятеля Смоленской церкви и кладбища прот. Сперанского в 1901 —1904 годах. Выстроен храм по проекту архитектора В. А. Демяновского в стиле московского нарышкинского барокко конца XVII — начала XVIII веков. В этой церкви кроме центрального, Воскресенского придела, были еще два — во имя Божией Матери «Утоли Моя Печали» и Всех святых. В храме похоронен профессор Петербургского университета М. М. Стасюлевич, в 1921 году здесь отпевали Александра Блока. Закрыт был храм в 1935 году и ныне сохраняется в плачевном состоянии.

К югу от Смоленской церкви возвышалась старинная Троицкая церковь. Освященная в 1792 году во имя Архангела Михаила, в 1818 г. она была перестроена стараниями духовника Их Императорских Величеств протопресвитера П. Криницкого. После наводнения 1824 года она была выстроена в камне и в 1831 году освящена в честь Святой Живоначальной Троицы. Перестроенная еще раз в начале века, она была взорвана в 1930 году.

Часовня святой Блаженной Ксении Петербургской.

Часовня святой Блаженной Ксении Петербургской.

В глубине Смоленского кладбища стоит маленькая аккуратная часовня блаженной Ксении Петербургской. Вскоре после кончины в конце XVIII века знаменитой петербургской юродивой Ксении Григорьевны Петровой, могила ее, располагавшаяся за Троицкой церковью, стала привлекать сюда множество народа. Богомольцы приходили сюда с упованием и верой в то, что блаженная Ксения не призрит их молитв и поможет в скорбях. Многие брали с собой и уносили в горстях землицу с могилы Блаженной, когда же над могилой была установлена плита, люди отбивали от нее по кусочку и так разнесли всю по домам. То же случилось и со второй плитой. Забирая эти кусочки, богомольцы оставляли на могилке свои посильные денежные пожертвования. На собранные таким образом деньги сначала была сделана ограда вокруг могилы, а в 1830-х годах выстроена часовня с дубовым иконостасом, расширенная в 1894 году пристройкой стеклянной галереи. Осенью 1901 года по проекту А. А. Всеславина была начата постройка новой часовни в русском стиле, освященной по завершении строительства 12 октября 1902 года. В изголовье мраморной гробницы Блаженной Ксении был поставлен иконостас из мрамора и висел мозаичный образ распятого Христа, пред которым горела неугасимая лампада. На стенах висело множество икон в киотах, среди них — две серебряные, которые подарил в часовню по обету князь Масальский, вернувшись с русско-турецкой войны 1877— 1878 годов. За алтарем часовни, в стене, была установлена мраморная доска со словами: «Здесь покоится тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего в хоре, полковника Андрея Федоровича Петрова».

Каждый год 24 января тысячи богомольцев, в том числе инославных, приходили к часовне почтить память Блаженной. Закрыта была часовня в 1936 году, после войны в 1947 — открыта, вновь закрыта в 1960-м, и отдана под скульптурную мастерскую. Все годы, пока часовня была закрыта, не ослабевал поток богомольцев у ее стен. Люди все равно шли сюда и горячо молились на могиле Блаженной, прося ее помощи и заступления. В 1983 году часовня окончательно была возвращена верующим и 10 августа 1987 года, на праздник Смоленской Божией Матери, после годовой реставрации освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. Причисление Блаженной Ксении к лику святых Русской Православной Церковью состоялось в 1988 году, в канун празднования 1000-летия Крещения Руси.

Другая деревянная часовня на кладбище стояла над могилой умершей в 1853 году Анны юродивой, приблизительно на половине пути между входом на кладбище и часовней Блаженной Ксении.

При Смоленском кладбище существовала богадельня для вдов и сирот духовенства С.-Петербургской епархии, при которой помещалась часовня; вдовий дом для вдов, сирот и заштатных священно- и церковнослужителей Смоленского кладбища. Ксенинский дом трудолюбия для бедных женщин был устроен в 1903 году и состоял под покровительством С.-Петербургского митрополита Антония (Вадковского). При кладбище действовала также церковно-приходская школа и епархиальный приют для детей воинов, погибших в войне с Японией.

В 1914 году архитектор В. П. Бобров разработал проект еще одного кладбищенского храма, но из-за начавшейся Первой мировой войны и революции он остался неосуществленным.

Смоленское кладбище — одно из самых знаменитых в Петербурге. Здесь похоронены многие известные живописцы: А. И. Куинджи, Г. И. Угрюмов, И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, В. Л. Боровиковский и В. Е. Маковский, скульпторы И. П. Мартос, М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, композиторы Д. С. Бортнянский и К. Н. Лядов, поэт В. Г. Бенедиктов, географ и путешественник П. П. Семенов-Тянь-Шанский, многие известные государственные деятели, военачальники, мореплаватели, актеры, ученые. В северной части кладбища находятся братские могилы солдат лейб-гвардии Финляндского полка, погибших при взрыве в 1880 году Халтуриным столовой Зимнего дворца, а также юнкеров Павловского училища, погибших при подавлении поднятого юнкерами против большевиков восстания в Петрограде 27 октября (9 ноября) 1917 года.

Неподалеку от часовни блаженной Ксении находится могила сорока мучеников — сорока священников, закопанных большевиками в землю живыми в дни лютых гонений на Церковь от безбожников за исповедание Веры.

К северу от Православного Смоленского кладбища на правом берегу реки Смоленки расположены существующие с середины XVIII века лютеранское (немецкое) и армянское Смоленские кладбища. Расположенная на последнем Воскресенская церковь в 1989 году была возвращена армянской общине. Рядом с этими кладбищами находятся братские захоронения умерших в блокаду горожан.

Престольными праздниками в храме Смоленской Божией Матери являются:

24 января (6 февраля н. ст.) — св. блаженной Ксении Петербургской,
11 (24) июня — Божией Матери Милующей или «Достойно есть»,
28 июля (10 августа н. ст.) —Смоленской Божией Матери,
25 декабря (7 января н. ст.) — Рождество Христово.

Особо посещаются богомольцами также родительские субботы, Радоница, дни тезоименитых святых — св. Екатерины (24 ноября/7 декабря н. ст.), св. Варвары (4/17 декабря), свт. Николая Чудотворца (9/22 мая; 6/19 декабря).


Другие статьи автора: