НАШИ ХРАМЫ
И. В. Попов
Князь-Владимирский собор
В 1988 году вся Россия и весь православный мир отметили тысячелетие крещения Руси. В городе на Неве центром проведения торжеств, посвященных этому знаменательному событию, был Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Столетием раньше, когда праздновалось девятисотлетие крещения св. князем Владимиром киевлян в водах Днепра, весь православный Петербург пришел в расположенный на Петербургской стороне собор, посвященный святому крестителю Руси, который и стал центром торжеств.
Грандиозный крестный ход из Князь-Владимирского собора прошел через центр города на Дворцовую площадь, где был отслужен благодарственный молебен по случаю праздника.
Возникновение этого замечательного собора, одного из самых старых и знаменитых в Петербурге, относится к самому началу XVIII века. Было это в 1712 году вскоре после основания нашего города. На Петербургском острове, за Кронверком, недалеко от берега Малой Невы, приблизительно там, где за четыре года до того построили деревянную Успенскую церковь, по указанию петербургского вице-губернатора Я. Корсакова была заложена мазанковая, с тем же названием, но с двумя приделами—св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Приделы были освящены в 1717 году, а сам храм—5 апреля 1719 года Митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), подворье которого стояло поблизости. Вскоре по освящении храм был наименован собором и по значению занял четвертое место в Петербурге, после Троицкого, Петропавловского и Исаакиевского соборов.
В народе его именовали Успенским собором на Мокруше (из-за того, что это место часто затоплялось), или по приделу—Николы Мокрого.
К 1735 году здание обветшало, и Императрица Анна Иоанновна повелела выстроить рядом новый каменный собор и посвятить его св. Иоанну Предтече, имя которого носили ее отец и внук. Возведение нового храма было начато в 1740 году по проекту архитектора Пьетро Трезини, шло быстро и уже через два года было вчерне окончено.
Год спустя из-за неправильной ориентации храма строительство было приостановлено и возобновлено лишь в 1747 году. По повелению Императрицы Елизаветы Петровны из Москвы были затребованы чертежи знаменитых Кремлевских соборов, чтобы достроить храм «о пяти главах по древнему российскому обычаю». Завершение строительства собора велось по образу Успенского Кремлевского собора, с добавлением колокольни.
Затянувшаяся из-за недостатка средств перестройка окончилась лишь при Императрице Екатерине Второй, которая, по преданию, увидела собор из окон Зимнего дворца и, узнав печальную его историю, повелела поспешить с достройкой. Из представленных проектов достройки, авторами которых были известнейшие архитекторы того времени, был выбран самый простой, красивый и дешевый — архитектора А. Ринальди, получивший в 1766 году утверждение Императрицы.
Хотя летом 1772 года пожар уничтожил старый деревянный, окончательно обветшавший Успенский собор и сильно повредил новый, почти уже законченный, 8 сентября 1773 года в нем был все-таки освящен Успенский придел. Указом от 31 мая 1783 года завершение строительных работ было велено передать Конторе строений Александро-Невского монастыря, а общее руководство работ поручено архитектору И. Е. Старову.
1 октября 1789 года новый храм, строившийся почти полвека, был освящен, но уже не в честь Успения Божией Матери, но в память св. равноапостольного князя Владимира, 800-летие крещения которым Руси, отмечалось годом ранее. Правый Никольский придел освящен в 1799 году.
По Указу Императора Николая Первого от 22 июля 1845 года собор стал собором кавалеров ордена св. кн. Владимира. В день его учреждения, 22 сентября, в храме ежегодно служилась литургия с молебным пением св. крестителю Руси, а модель ордена была укреплена над главным входом в храм.
В 1802 году в соборе были устроены хоры, а в 1859 году по инициативе настоятеля прот. В. Полисадо-ва весь собор стал теплым. В 1866 году Успенский и Никольский приделы были перенесены к главному алтарю и освящены снова. На этом достройки и перестройки собора закончились, и он приобрел вид, который сохраняет в настоящее время.
С мая 1856 года к собору приписали каменную Троицкую часовню, а в 1882—86 гг. по проекту Н. Н. Ковригина на углу Большого проспекта Петербургской стороны построили каменную часовню в память Императора Александра Второго — Казанскую, сохранившуюся и доныне на углу Владимирского сквера, близ Тучкова моста. Сейчас рассматривается вопрос о ее возвращении собору.
С 1806 года при храме действовало Князь-Владимирское духовное училище, одно из четырех бывших в ту пору в епархии, а с 1875 года в приходе начало работать благотворительное общество и основан приходский приют для сирот, полусирот и детей беднейших семей, где они не только призревались, но_ и обучались ремеслам. С 1902 года при нем работала церковно-приходская школа.
В прошлом веке большие реставрационные работы в соборе проводились не раз: в 1882 году, к 100-летию основания ордена св. Владимира, в 1888 году — к празднованию 900-летия Крещения Руси и в 1889 — по случаю 100-летия собора.
Когда в 1922 году собор захватили «живоцерковники», возглавляемые прот. В. Красницким, прихожане почти не ходили в храм; то вскоре от сырости и промерзания он стал разрушаться и потому постановлением Президиума Ленсовета от 30 октября 1926 года был закрыт как «угрожающий по своему техническому состоянию общественной безопасности». Год собор стоял закрытый, а затем был возвращен православным. Его настоятелем в 1930—32 гг. был известный проповедник прот. Александр Медведский.
В дни блокады собор продолжал действовать. Духовенство во главе с настоятелем прот. М. Славнитским, по примеру Митрополита Алексия (Симанского), разделяло со своей паствой военные тяготы и ободряло верующих в тяжелые годы. В храме ежедневно совершались богослужения, не прекращавшиеся даже при налетах немецкой авиации. Здесь же шел сбор пожертвований на танковую колонну им. Дмитрия Донского.
Послевоенная реставрация 1951—52 гг. вернула зданию прежнее благолепие, и ныне Князь-Владимирский собор является одной из главных православных святынь города, памятником русского зодчества XVIII века и одним из наиболее величественных петербургских храмов.
В 1988 году Князь-Владимирский собор стал одним из главных центров юбилейных торжеств во время празднования 1000-летия Крещения Руси, а год спустя отметил свое 200-летие. По этому случаю Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси) было совершено торжественное богослужение.
Стиль здания характерен для переходной эпохи от барокко к классицизму. Это — базилика, которая внешне напоминает Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Над алтарной частью возвышается пятиглавие, главный вход завершен стройной трехъярусной колокольней высотою более 57 метров. На ней 7 колоколов, самый большой из них весит около 5 тонн и отлит в 1779 году.
Собор изнутри довольно обширен и может вместить до трех тысяч человек. Росписей ни на стенах, ни на сводах, ни в куполе нет, кроме изображения в парусах храма четырех Евангелистов, написанных, вероятно, К. П. Брюлловым. В центре висит паникадило в византийском стиле — удачная стилизация под древность.
Алтари отделены невысокими иконостасами. Первоначальный проект принадлежит И. Е. Старову, но в 1823 году иконостасы были заменены новыми. Выполнены они в ампирном стиле и являются замечательными образцами художественной резьбы по дереву. Образа в иконостасах размещены в два яруса, в нижнем — местные, в верхнем — праздничные. Посредине каждого из иконостасов — дополнительный ярус, где представлены: в центральном приделе — Господь Саваоф в медальоне, а над Ним — Распятие с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Богословом, в боковых — изображение Тайной Вечери. Живопись в иконостасах — XVIII—XIX столетий.
В главном приделе интересны местные иконы Спасителя и Успения Божией Матери. Некоторые сюжеты выполнены в духе итальянского Возрождения, например, «Бегство в Египет». В алтаре, на стене апсиды висит грандиозная композиция «Св. Евхаристия», копия росписи В. М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Там же находится большой запрестольный поясной образ Спасителя, витраж, исполненный в 1910 году.
На западной стене храма размещены копии с картин европейских художников: «Оплакивание Христа» П. Веронезе и «Преображение» Рафаэля, а также с неизвестных авторов: «Уверение ап. Фомы», «Богородица с Младенцем Иисусом и св. Иоанном Предтечей», «Рождество Христово» и копия с картины «Моление о Чаше» русского художника Ф. Бруни.
Главная святыня — чудотворная икона Казанской Божией Матери — принесена в него в 1932 году из закрытого Казанского собора. Она — старинный список с явленного в Казани чудотворного образа.
С переездом Царской семьи из Москвы в Петербург в 1710 году вдовствующая Царица Прасковья Федоровна привезла икону в град святого Петра, поместив ее вначале в Казанскую часовню недалеко от домика Петра Великого, откуда она была перенесена затем в церковь Рождества Богородицы, стоявшую на месте нынешнего Казанского собора. Когда собор был окончен, икону поместили в нем на самом почетном месте. Оправленный в новую ризу, старинный образ находится в малахитовом киоте у правого клироса центрального придела. Митрополит Гор Ливанских Илия Караме, все годы Второй Мировой войны моливший Матерь Божию о спасении России, возложил 11 ноября 1947 года на Казанскую икону золотой венец, украшенный драгоценными камнями.
Справа от иконы Казанской Божией Матери висит храмовый образ св. кн. Владимира, изображенного в полный рост в красном княжеском плаще. В храме имеются еще три изображения св. равноапостольного князя Владимира: в алтаре Успенского придела, копия с образа св. князя Владимира работы В. М. Васнецова над входом в притвор, и над дверью из притвора в храм.
Напротив Казанской иконы, у левого клироса помещается икона Божией Матери Скоропослушницы, а слева — преп. Сергия Радонежского.
В главном приделе находятся также образа Иверской Божией Матери, список с чудотворной иконы Богоматери в Иверском монастыре на Афоне; свт. Николая Чудотворца в вызолоченной ризе, который по времени написания старше самого храма; иконы Тихвинской Божией Матери и Божией Матери «Знамение», а также Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В соборе есть еще несколько образов Святителя и Чудотворца Николая, и хорошего письма образ преп. Серафима Саровского с житием.
В Успенском приделе можно увидеть интересный, большой образ св. блг. великого князя Александра Невского, изображенного в полный рост, написанный «в лето 1930 месяца ноемвря в 16 день» архидиаконом Свято-Троице-Сергиевой Лавры Серафимом Вавиловым.
В алтаре Успенского придела хранится образ Успения Божией Матери, из подворья Киево-Печерской Лавры в С.-Петербурге. Это список с чудотворной иконы Успения Божией Матери, главной святыни Лавры. В собор попал после закрытия подворья.
В Никольском приделе помещается образ Покрова Божией Матери, писанный в 1898 году как благословение Свято-Афонской горы келлии св. Иоанна Златоустаго старца иеросхимонаха Кирилла с братиею. Рядом стоит большая с ниспускающимися лампадами Голгофа, сооруженная в 1894 году и бывшая в ту пору новинкой в церковном обиходе.
В соборе сохранились замечательные Евангелия, в том числе большое, именуемое Берлинским. Оно было напечатано в 1689 году, и имеет драгоценный, изящной работы, оклад из позолоченного серебра с пятью живописными миниатюрами в медальонах, изображающими Воскресение Христово и четырех Евангелистов. По преданию, Евангелие было пожертвовано в собор Императрицей Елизаветой Петровной. Вес его — более пуда.
В главном алтаре находится крест-мощевик, вделанный в небольшой образ, и бронзовая дарохранительница 1770 года, имеющая вид храма с вертоградом и гробом Господним в середине. Изображения все позолочены.
Как ценная реликвия сберегается деревянный восьмиконечный крест, положенный под престол прежней Успенской церкви при ее освящении.
Престольные праздники храма:
6 мая — перенесение мощей свт. Николая Чудотворца в Бар-град;
8 (21) июля — явление иконы Казанской Божией Матери;
15 (28) июля — св. равноапостольного князя Владимира;
15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;
22 октября (4 ноября) — перенесение чудотворной иконы Казанской Божией Матери в 1612 году при освобождении от поляков;
19 декабря — преставление свт. Николая Чудотворца.
До сих пор Князь-Владимирский собор остается единственным действующим приходским храмом на Петроградской Стороне и, благодаря Казанской иконе, посещается всеми православными людьми, которые приезжают в наш город. Торжественно праздновалось его 200-летие в 1989 году и, по этому случаю, была выпущена юбилейная настольная медаль, которая раздавалась богомольцам.
Другие статьи автора:
-
Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры
№1 ( 1990 г. ) -
Николо-Богоявленский кафедральный собор
№1 ( 1990 г. ) -
Спасо-Преображенский собор
№2 ( 1990 г. ) -
Церковь преп. Серафима Саровского
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Иеродиакон Спиридон (Гнездилов)
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской
на Смоленском кладбище
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Церковь Воскресения Христова
у Варшавского вокзала
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Феодоровская икона Божией Матери
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»)
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Румболовской горе во Всеволожске
№13 ( 22.03.1995 1995 г. )