ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

Н. К. Симаков

Архиепископ Иларион (Троицкий)
(1886—1929 гг.)

Архиепископ Иларион (в миру Василий Александрович) родился в 1886 году в семье священника с. Липицы, Серпуховского уезда Московской губернии. Его отличало большое прилежание и любовь к обучению. Он превосходно учился, начиная с духовного училища и кончая Духовной академией, которую он окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия. «Очерки из истории догмата о Церкви», одна из первых крупных его богословских работ, за которую он получает степень магистра богословия. В стенах обители прп. Сергия Радонежского 28 марта 1913 года он принимает монашеский постриг с именем Илариона, а затем вскоре был рукоположен во иеромонаха. В этом же году он становится инспектором Московской духовной академии, его утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета и возводят в сан архимандрита. Впоследствии он был удостоен ученой степени доктора богословия. Архимандрит Иларион был выдающийся богослов, проповедник и церковный деятель русской православной церкви. Его труды характерны церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, проникшим в наше богословие с митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств. Его по праву можно назвать богословом церкви, т. к. большинство его богословских работ были посвящены именно раскрытию православного учения о церкви. Он стал богословом церкви не только в своих творениях, но и в своей жизни и деятельности. Архимандрит Иларион был горячим сторонником восстановления патриаршества, и как член Поместного Собора 1917—1918 г., вдохновенно выступал на Соборе в защиту Патриаршества. 12 мая 1920 г. архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Его современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник — оратор и певец, блестящий полемист с атеистами, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Любимец народа, он был блестящий проповедник-оратор. Его проповеди звучат с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению.

Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий — епископов, называвших его за ум и твердость в вере — «Великим».

В июне 1923 года Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа.

В период, когда обновленцы ведут борьбу с церковью, архиепископ Иларион становится на ее защиту и отдает этому все свои силы. Он занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий. Для обновленцев он становится грозой и неотделим от Святейшего Патриарха Тихона. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был осужден в Соловки, так вместе со всей церковью начинается его крестный путь.

И здесь, в Соловецком лагере, архиепископ Иларион остается верным богословом Церкви Христовой, ее исповедником и мучеником. Те, кто в это время находились в Соловках вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой красоты, подлинного смирения, детской кротости. Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей — нестяжания кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка Иларион от этой шутки был в восторге. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиепископов на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Владыко Иларион был в числе епископов, выработавших в сентябре 1927 года текст так называемого «Послания соловецких епископов» — послания, имевшего громадное значение в борьбе с возникшими тогда разделениями. Как богослов Церкви, архиепископ Иларион, мыслил и утверждал, что только при соборности Церкви произойдет умиротворение церковное, вызванное обновленчеством и расколами, и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях — советского государства.

Крестный путь его завершился в декабре 1929 года. Он был отправлен на вечное поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из тюремной больницы в Ленинграде он писал: «Я тяжко болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».

В больнице ему заявили, что его надо обрить, на что Преосвященный ответил: «Делайте со мной что хотите». В бреду говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет».

Ангел смерти стоял уже у главы страдальца. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал, и что он может поправиться. Архиепископ Иларион едва слышно прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» И с этими словами исповедник Христов скончался.1

Владыку Илариона похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, впоследствии Патриарха Алексея.

Вся жизнь архиепископа Илариона Троицкого была наполнена верой и любовью к Церкви Христовой, он стал ее богословом, мучеником и исповедником.


1 Вестник Ленинградской духовной академии 1990, № 2. Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев). «Церковные деятели Русской Православной Церкви 20—30 годов», стр. 35.


Другие статьи автора:


← Предыдущая статья   |   Выпуск 6 (03.03.1992 г.) . Содержание   |   Следующая статья →
← Предыдущая статья в этой рубрике   |   Следующая статья в этой рубрике →