ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ
Н. К. Симаков
Святой град Иерусалим и святыни Палестины
12.02.96 г. Понедельник. Отъезд в Палестину.
Сегодня мы вылетаем на Святую Землю.
Наша паломническая группа состоит из 12 человек: священник, отец Илия, трое мужчин, остальные женщины — в основном, пожилого возраста. Мы успели познакомиться еще позавчера, когда встретились впервые в агентстве «Визит IE» на Мойке, 24, которое постоянно организует и отправляет паломнические группы в Палестину. За день до отъезда был отслужен молебен в Воскресенском храме у Варшавского вокзала о даровании всем паломникам благословения Божия.
Вылетели из Петербурга в 10.30 утра, пролетаем над Черным морем, долго летим над Турцией, затем над Средиземным морем. Наконец (после 4 часов полета), в иллюминаторе показалась земля — это Палестина. На душе у всех волнение и радость, предчувствие встречи со Святой Землей, на которой жили Сам Спаситель, Божия Матерь и Святые Апостолы. В аэропорту Бен-Гурион нас встречает присланная из Горненского монастыря послушница Людмила. Она просит нас садиться в автобус и вместе с небольшой группой паломников из Москвы мы трогаемся в путь. «Главное-это храм Гроба Господня, — обращаясь к нам, начинает свой рассказ послушница Людмила. — Греки, теперь уже не те, нет у них сильной веры православной, но они хранят храм Гроба Господня, как главную святыню и готовы, если надо, умереть за него». Затем она предлагает всем нам сегодня же пойти на ночную службу, так как обычно греки служат в храме Гроба Господня по ночам. Из ее рассказа мы узнаем, что в праздники, двунадесятые и великие, двери храма открыты для всех, но в другие дни служат при закрытых дверях и не пускают никого. Для того, чтобы там служить, необходимо получить благословение Патриарха Иерусалимского, блаженнейшего Диодора.
Вскоре наш автобус въехал в Иерусалим, мы проехали новые, современные кварталы города, построенные из белого камня. Иерусалим — вечный, священный, библейский город, раскинувшийся на иудейских холмах, город Святого царя Давида и Господа нашего Иисуса Христа, оказался вдруг рядом. Автобус довез нас до Горненского монастыря, хотя и не смог проехать метров 200 по очень узкой улочке. Пешком, с молитвой «Богородице Дево Радуйся...», мы подошли к обители. Она расположена в горной стране Иудиной, куда, как повествует святой евангелист Лука, пришла Богородица после Благовещения к своей родственнице Святой Елизавете. В обители монастыря нас встретила мать игуменья Георгия с сестрами. Они были искренне рады нашему приезду, мы привезли им письма, книги, газеты, журналы, гостинцы из России. Нас тотчас же разместили по двухместным келиям, уютным и теплым. В монастыре в это время уже отцветал миндаль и зеленела трава. В центре св. обители расположен небольшой храм Казанской иконы Божией Матери. В нем и был отслужен благодарственный молебен. В храме — благолепно, хорошо, ощущаешь себя как дома, в России. Пресвятая Богородица -Одигитрия, поистине стала нашей путеводительницей по Святой Земле. Она привела нас сюда в Иерусалим. На молитве все ощутили Ее благодатный покров. После окончания молебна паломники приложились к св. иконам и отправились на братский ужин. На нем мать Георгия рассказала нам, куда нас повезут, какие святыни мы можем посетить. Она предупредила, что паломничество — это испытание и надо быть осторожными, опасаясь козней врага.
Уже поздним вечером, видя залитый множеством огней ночной Иерусалим, мы долго не могли заснуть и до конца поверить, что мы уже на Святой Земле Палестины.
13.02.96 г. Вторник. Иерусалим.
Ранним утром после молебна и завтрака мы едем в старый Иерусалим, Гефсиманию, к месту погребения Пресвятой Богородицы. Таинственный, подземный храм погребения Божией Матери предстает перед нами. Мы были поражены видом, который открылся нам. Внизу идет греческая служба. Пока спускаемся по лестнице, прикладываемся к мощам свв. Иоакима и Анны, родителей Пречистой, а также к мощам св. Иосифа Обручника. Пройдя вниз около 48 ступеней, мы оказываемся в том месте, где было погребение самой Божией Матери. Все встают на колени, с благоговением молятся, а затем, по окончании службы, прикладываются к месту гроба Богородицы и чудотворному образу Иерусалимской Ее иконы. Гробница Божией Матери была построена в пятом веке, и в ее облике явственно ощущается древнее византийское благочестие, эсхатологическое, подземное, устремленное ко второму пришествию Спасителя.
После посещения Гефсиманской гробницы мы отправляемся в расположенную неподалеку от нее миссию Русской Зарубежной Церкви. Там нам показывают величественный пятиглавый русский храм Святой Марии Магдалины. В нем хранятся великие святыни — мощи новомученников российских: великой кн. прпмц. Елизаветы и прпмц. Варвары. С трепетным благоговением все паломники помолились у раки с мощами этих святых. В миссии приятный сад и лестницы, памятник Александру III, не так далеко от этого места в Гефсимании находится и католический собор, построенный в модернистском стиле на месте моления Спасителя о Чаше. Нам показывают камень, на котором молился Господь, часть его находится в этом храме. Заходим в этот «храм-наций», и сразу бросается в глаза, что это фактически музей, в котором даже трудно представить богослужение и молитву. Он выглядит символом западного секулярного мира, в котором уже нет самого главного — живого, молитвенного богообщения.
Затем, после Гефсимании, послушница Людмила ведет нашу группу Овчими воротами в старый Иерусалим. Войдя на его узкие, древние улочки, внимательно рассматриваем на стенах арабские надписи, видимо, сделанные недавно. Проходим бесконечные ряды маленьких магазинов, везде слышится эмоциональная арабская речь, нам постоянно предлагают что-то купить. Мы идем в Иерусалимскую патриархию, чтобы взять благословение у блаженнейшего Патриарха Диодора на паломничество по Святым местам Палестины. В резиденции долго ждем, пока Патриарх нас примет. Приехал греческий посол, и нас просят подождать. Мы ждем, сидим на скамейках в небольшой прихожей. Вот, наконец, нас приглашают. Мы входим в приемную залу, Патриарх Диодор сидит в кресле, благостный, улыбается нам. Подходим под его благословение, целуем руку, затем рассаживаемся. Он благословляет нас на паломничество по Святым местам, нам переводят, что он рад видеть паломников из России. Аудиенция не долгая, но приятная и запоминающаяся. Вновь выходим на узкие улицы Иерусалима и идем на Сион к месту Успения Божией Матери. На этом месте католики построили огромный с высокими башнями собор. Войдя в него, спускаемся вниз, где в большом зале опять-таки, как в музее, видим гипсовую фигуру, изображающую Успение Божией Матери. Это довольно неприятное ощущение для православного человека, как в музее восковых фигур видеть подмену священного искусственным, сакрального профаническим. Оттуда мы идем в православную семинарию, где находятся нетленные мощи (в чем мы наглядно убедились) священномученика игумена Фелуменоса. Он претерпел мученическую кончину на Святой Земле в 1987 году, ему разрубили топором голову в виде креста. Иерусалимская церковь прославила его как священномученика за веру.
После этого мы отправляемся в Сионскую Горницу, где в день Святой Пятидесятницы родилась Церковь. В этом великом месте наш батюшка, отец Илия читает Евангелие, повествующее о Тайной Вечере и сошествии Святого Духа на Апостолов, которое произошло здесь. Все стали на колени и вместе молились Святой Троице. Не успев еще выйти из Сионской Горницы, (которая внешне не раз перестроена после ее разрушения персами), мы увидели большую группу японских туристов, которые буквально ворвались в нее с криками, видимо, даже не понимая, куда пришли.
В этот длинный, насыщенный впечатлениями день, предстояло пройти в Иерусалиме по крестному пути Господа нашего Иисуса Христа. В начале мы подошли к месту, которое называется Левостротон. Там, где Понтий Пилат совершал суд над Спасителем и спрашивал еврейский народ, кого помиловать, желая отпустить Христа, но они выбрали разбойника Варраву. Затем крестный путь привел нас к арке, где Пилат вывел Спасителя со словами «Се Человек». Именно здесь на нас напали продавцы-арабы (мусульмане), которые агрессивно стали навязывать свои товары. Один из них на нашу просьбу не мешать даже ударил паломницу Елену открытками по лицу. Ситуация стала напряженной, но по милости Божией все обошлось мирно. Затем мы спускаемся глубоко вниз, в темницу, где был заключен Спаситель вместе с разбойниками. Продолжая идти по крестному пути Спасителя, подходим к месту, где Он упал под тяжестью своего креста. По традиции, в каждом из этих мест совершается молитва. Как и предупреждала нас мать Георгия, паломничество действительно оказалось испытанием. В одном из мест на крестном пути, кто-то сверху бросил на нас камень, правда, это обошлось без последствий. В Александровском подворье Русской Зарубежной миссии, куда мы подошли, находится порог Судных Врат. Это место, где в древности человека могли помиловать, если кто-либо из мужчин (после 30 лет) вступался за обвиняемого то его отпускали. Но, пройдя порог Судных Врат, человек был обречен на казнь. За Спасителя тогда никто не вступился. Дальше крестный путь ведет на Голгофу, в храм Гроба Господня. Когда-то здесь было место исполнения смертных приговоров и называлась оно Гора Голгофа от древнееврейского «гоголет» (череп). Форма горы действительно напоминает череп, а кроме того, здесь по преданию был захоронен череп Адама.
Храм Гроба Господня построен в IV веке святой царицей Еленой. Он огромен, хотя от первоначального размера осталась лишь часть. Много раз храм подвергался разрушению во времена нашествий. Со страхом и трепетом мы входим в него. Недалеко от входа лежит камень миропомазания, на который было положено тело Спасителя, снятого с креста. Здесь Иосиф Аримафейский помазал его смирной и алоем. Этот камень миропомазания благоухает до сих пор. Главная святыня храма – это Кувуклия — место Воскресения Христова. Паломники со всего мира устремляются сюда. Вначале мы входим внутрь Кувуклии, в придел Ангела, а затем уже в сам Гроб Господень, где произошло Воскресение Спасителя.
В храме существует греческое православное Святогробское братство. В него входят 12 монахов, которые, во главе с митрополитом Фаворским Даниилом являются защитниками Гроба Господня. В храме много приделов: есть придел Тернового Венца, темницы Спасителя, сотника Лонгина. Есть и место, называемое цистерна, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. Наша группа паломников с молитвой обошла весь храм, все приложились в Кувуклии к Живоносному Г робу.
Из храма Гроба Господня нас повели вечером в Русскую Православную Миссию, и уже оттуда мы вернулись в Горненский монастырь.
14.02.96 г. Среда. Вифлеем.
По программе сегодня у нас много поездок по Святым местам, но главное — Вифлеем. Вначале мы отправляемся на автобусе в Хеврон к Мамврийскому дубу, а затем на могилу праотцев. Нам рассказали в монастыре, что согласно преданию, когда не будет сошествия Благодатного Огня, засохнет Мамврийский дуб и уйдет с Афона икона Иверской Божией Матери, наступит кончина мира. Побывав у Мамврийского дуба, который отчасти еще зеленеет, и посетив могилу праотцев в Хевронии, мы едем в Вифлеем. В середине дня мы идем в храм на место великого события Рождества Христова. Сперва пред нами предстал огромный православный храм. Уже внутри его находим вход в пещеру Рождества. Войдя туда все совершают земной поклон и, стоя на коленях, прикладываются к святыне Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
В Вифлеемской пещере мы служим молебен, читаем Евангелие, с благоговением прислушиваясь к словам Священного Писания. В это время к нам подходит францисканский монах и бесцеремонно пытается помешать нам молиться. Оказывается, по его словам, «сейчас должны служить католики». Хотя храм греческий и православный, католики ведут себя здесь, как хозяева, постепенно вытесняя православных. Из храма не хочется уходить, но мы спешим снова на автобус и едем дальше. Наш путь в Вифанию, к месту воскрешения Лазаря Четверодневного и на Элеонскую гору. Вход в пещеру Св. Лазаря, как и на Элеонскую гору, платный. Эти Святые места, как ни странно, принадлежат частным арабским семействам. На Элеонской горе заходим в небольшую часовню, где находится место Вознесения. Становимся на колени, молимся и целуем отпечаток стопы Спасителя.
Сегодня всенощная на Сретение. Великий праздник встречи со Христом Св. Симеона Богоприимца. Для нас он особенно знаменателен, это и наша встреча со Христом здесь в Палестине. После всенощной в Горненском монастыре мы едем впервые на ночную службу в храм Гроба Господня. Когда мы приезжаем туда, греки начинают служить полуношницу. Мать- настоятельница Георгия наставляет паломников исповедоваться на Голгофе. Идем в другую часть храма на Голгофу, поднимаемся на второй этаж. На коленях читаем покаянный канон, прикладываемся к самому месту Животворящего Креста. Страшно осознавать, что именно здесь пострадал наш Спаситель, принеся Искупительную Жертву за грехи мира. Вместе с другими исповедуюсь у отца Михаила — паломника из Москвы. Возвращаемся к Кувуклии, где начинается Божественная литургия. Ее служат греки с митрополитом Фаворским Даниилом. В нем чувствуется благодатность архиерея и старца. Служба идет то по-гречески, то по-русски. Греки поют вместе с нашими монахинями из Горненской обители. Перед св. Евхаристией все встают на колени и митрополит читает молитву. Затем сам Владыка нас причащает у входа в Кувуклию. После окончания литургии мы снова заходим внутрь ее и* прикладываемся с благоговением и радостью ко Гробу Господню. Сегодня послушница Людмила была облачена в рясофор здесь в храме Гроба Господня. Служба окончена, и мы должны покинуть это великое Святое место. Выходим из храма на улицы ночного Иерусалима около 3 часов ночи, на улицах никого, тишина. Мы с радостью начинаем петь молитву Божией Матери «Богородице Дево Радуйся...». Праздник Сретенья наступил. И мы приобщились в этот день благодати Божией, побывали во всех великих Святых местах. Слава Тебе, Господи, за эту милость к нам, грешным рабам Твоим!
15.02.96 г. Четверг. Яффа.
Встаем рано. Спали очень недолго, но большой усталости нет. По программе мы сегодня едем в Яффу. Садимся в автобус и сразу неутомимая послушница Людмила начинает свой рассказ. Она говорит о том, что мы заедем в храм святого праведного Симеона Богоприимца, в монастырь Креста и другие места. Этот монастырь находится в центре Иерусалима, мы прикладываемся к Кресту, в котором есть частица Животворящего Креста. Здесь был отслужен молебен, а затем большая панихида. Множество записок об усопших, привезенных нами из России, были прочитаны во время ее свершения.
После монастыря мы едем в Яффу. Она находится на берегу Средиземного моря. Фактически это пригород Тель-Авива. В этот день мы купались в Средиземном море, а затем совершили паломничество к гробнице Праведной Тавифы.
16.02.96 г. Пятница. Галилея.
Мы едем в Галилею на Фавор. Дорога идет между гор и между пальмовых рощ. Весьма красиво и величественно. Послушница Людмила рассказывает о святом Нектарии. В Греции он почитается всенародно как у нас прп. Серафим Саровский. Она рассказывает нам и о Фаворе. Мы узнаем, что в 12 веке сарацины разрушили все христианские храмы на Фаворе. Только в 19 веке был снова восстановлен православный храм в этом великом месте Преображения Господня. Россия принимала участие и оказывала помощь в его постройке. Это собор и сейчас стоит на месте, где Господь находился с учениками, которые и увидели Его в Божественной Славе. Мы подъехали к Фавору, где нам предстояло пересесть в такси, чтобы добраться до вершины горы. Здесь особое место благодати Божией. Цветут необыкновенно красивые цветы и открывается величественное зрелище. В храме Преображения есть чудотворная икона Божией Матери, которая приплыла по воде и исцелила великое множество страждущих людей. Здесь мы служим молебен, читаем евангелие о Преображении. Нас приглашает настоятель на братскую трапезу. Все наполнено особой радостью и благочестием в этом великом и святом месте. Спустившись с Фавора, мы отправляемся в Назарет, который находится поблизости. Здесь на месте Благовещения Пресвятой Богородицы построен маленький греческий храм. Он построен на месте источника воды, куда приходила Дева Мария вместе с другими жителями за водой. Именно здесь и было явление Архангела Гавриила, который возвестил Ей благую весть, что Она станет Матерью Божией. В этом месте мы служим акафист Божией Матери, набираем воды из Святого источника.
Теперь наш путь в Кану Галилейскую, в то место, где было совершено первое чудо Спасителем. На месте брачного пира, куда были приглашены Господь и Божия Матерь, построен храм Св. Георгия Победоносца. Внутри его стоят древние каменные водоносы, в которых по преданию Господь претворил воду в вино. Всех нас здесь греки угощают дивным по вкусу вином.
После Каны мы отправляемся на Иордан. Вначале идем по лесу, подходя к реке, срываем ветви пальм. Иордан — небольшая река, с живописными берегами. Одеваем длинные рубашки, спускаемся в Иордан и с молитвой обращенной, к Богу, трижды совершаем погружение в его весьма прохладные воды. После купания в Иордане все паломники бодры и радостны. Затем нас везут на Геннисаретское море, на берегах которого Господь проповедовал и исцелял множество людей. На территории нашей Миссии здесь стоит храм Святой равноапостольной Марии Магдалины. Мы молимся, панихиду служит о. Илия, а затем все идем купаться в родоновые источники. Сестры монастыря приготовили для нас очень вкусный братский ужин. Начинает темнеть, на озере появляются огни и нас зовут в автобус. Нам еще долго ехать по ночной дороге из Галилеи в Иерусалим.
17.02.96 г. Суббота. Иудейская пустыня. Иерихон. Мертвое море.
Утром мы садимся в автобус и отправляемся в путь. Нас сегодня везут в Иудейскую пустыню. На улицах Иерусалима пусто, ни души, магазины закрыты, транспорт не ходит, город будто вымер, шабот, еврейская суббота (день покоя). Проезжая по Иудейской пустыне, мы видим поселения бедуинов, которые странствуют по ней. Сама пустыня величественна, таинственна, аскетична. Сюда в течение веков приходило множество подвижников в поисках уединения от мира для молитвы к Богу.
Один из монастырей, расположенных в Иудейской пустыне — монастырь св. Георгия Хозевита. Он расположен в скале. Мы спускаемся в ущелье, читаем молитвы и поем: «Богородице Дево Радуйся...». Рассказывают, что в пещерах Иудейской пустыни раньше подвязалось до десяти тысяч монахов, а сейчас их крайне мало здесь. Приходим в монастырь св. Георгия Хозевита, служим краткий молебен, прикладываясь к частичкам мощей св. Иоанна Крестителя, св. Георгия Хозевита, прп. Иоанна Румынского. Нам показывают расположенную рядом пещеру св. пророка Илии, где он молился три с половиной года, а затем здесь, спустя много лет, молился также св. Иоаким, отец Пречистой Божией Матери. Вся пещера увешана иконами, есть икона прп. Серафима Саровского, а в самом монастыре висит Казанская икона Божией Матери. Монашествующие радушно принимают нас, потчуют соками и кофе. По дороге назад мы встречаем еще одного греческого монаха, который дает нам по кресту, как благословение монастыря. Отсюда мы едем в Иерихон, древнейший город на земле, ему 7- 10 тысяч лет, он построен задолго до Иерусалима, которому всего лишь 3 тысячи лет. Согласно евангелию в Иерихон приходил Спаситель. Нам показывают смоковницу, на которую залез Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Входим в храм, находящийся на месте дома Закхея.
Отсюда мы едем к горе Искушений. Эта высокая 900-метровая гора находится рядом с Иерихоном, на ней расположен древний монастырь, основанный в память сорокадневного поста Спасителя и искушений, которым Он подвергся здесь. Молча, с Иисусовой молитвой, мы медленно поднимаемся по тропинке все выше и выше. Здесь нельзя разговаривать. Подходим к вратам монастыря, который находится в скале горы. Дверь в скале открывает русский послушник — иконописец, затем нас встречает игуменья, мать Иоанна, наполовину русская. Она ведет нас в храм монастыря и показывает главную святыню его, камень, на котором остался след стопы Спасителя. В этом месте было первое искушение Иисуса Христа («преврати камни в хлеба»). Отец Михаил прочитал здесь евангельское повествование об этом событии, после чего все стали благоговейно прикладываться к святому месту. Затем мы идем вверх по горе, становится очень тепло, как летом. Мы ощущаем это как дар, благословенное Лето Господне для нас грешных. Идем все выше, пока не достигаем вершины. Здесь находится фундамент храма, который начало строить еще в 1914 году русское Императорское Палестинское общество, но война и революция помешали достроить его. На самой вершине становимся на колени лицом к Иордану и начинаем молиться. Настроение у всех радостное и светлое, под нами в дымке древний Иерихон, как символ всего мира. Медленно спускаемся вниз по белому камню, рвем иерихонскую розу, которая по преданию должна расцвести во второе пришествие Спасителя.
Спустившись с горы Искушения, снова садимся в автобус и едем к монастырю св. Герасима Иорданского. Здесь находится место, где скрывалось Святое Семейство, когда бежало от преследования Ирода. Это маленькая пещера, здесь мы поем «Богородице Дево радуйся...». Отцу Илие пришлось исповедовать в храме монастыря сербского послушника Боголепа, очень доброго и похожего на подвижника былых времен. В одной из келей монастыря, внизу, находятся мощи мучеников, пострадавших за веру во время персидских нашествий. Перед большой чудотворной иконой Божией Матери-Жезл Старости и Мудрости, мы служим молебен.
Теперь мы едем к Мертвому морю, проезжаем Кумранские пещеры, где найдены в сороковых годах знаменитые свитки (900 свитков) аскетической секты ессеев. Землетрясение разрушило их поселения, а император Тит истребил ессеев, однако они успели до своей гибели спрятать свитки в пещерах.
Подъезжаем к Мертвому морю, никто из нас конечно не купается. Содом и Гоморра по преданию покоятся на дне этого моря. В нем нет ничего живого, очень соленая и маслянистая вода.
Раньше в 19 веке паломники вначале ехали к Мертвому морю, здесь они каялись в грехах, затем отправлялись на Иордан, в водах которого духовно обновлялись и уже после шли на Геннисаретское озеро и там просили Бога укрепить их веру.
Начинает темнеть, и мы спешим добраться до Иерусалима, ведь сегодня у нас еще ночная воскресная служба в храме Гроба Господня.
18.02.96 г. Воскресенье. Храм Гроба Господня.
Поздно вечером в субботу мы едем снова в храм Гроба Господня. Сегодня здесь будет воскресная Божественная литургия. Узнаю, что приехал наш русский архиерей, митрополит из Владимира с духовенством епархии и будет служить литургию вместе с греками. Вновь, второй раз идем исповедоваться на Голгофу, а затем причащаемся св. Даров у Гроба Господня.
Днем в воскресенье после небольшого отдыха вновь приезжаем в древний Иерусалим, который теперь стал для нас уже хорошо знаком. Идем по его улочкам, каждый раз видим что-то новое, везде слышна арабская речь, похожая на крик. В нашей паломнической группе трое батюшек: отец Михаил из Москвы, отец Александр с Волги и отец Илия из Петербурга. Мы все к ним привязались и полюбили. Матушка Людмила собирает нашу группу и ведет снова в храм Гроба Господня. Там мы вновь идем к Кувуклии, и здесь служим акафист Живоносному Г робу и обходим крестным ходом весь храм с пением пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробе живот даровав...». На Голгофе пытаемся прочесть другой акафист Страстям Христовым, но католики тут как тут, не дают нам помолиться и закончить его. Но нет худа без добра, греки, видя это, ведут нас и показывают огромный, уходящий глубоко вниз Голгофский камень.
Наступает время, когда мы должны покинуть этот великий святой храм, центр всего христианского мира. Выйдя из него и взяв последнее благословение у митрополита Фаворского Даниила, наша группа уходит.
Иерусалим сегодня как и раньше религиозный и даже «теократический» город, он не похож на западные города с рекламами, злачными местами, массовой культурой, почти полных равнодушия к вере. Здесь во всем чувствуется накаленная атмосфера противостояния между тремя религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Можно сказать, что это состояние «холодной войны» висит в воздухе. Здесь не будет мира, вероятно, никогда. Вспоминаются слова Спасителя: «Не мир пришел я принести, но меч». Побывав в Иерусалиме и Святой Земле, мы убедились, что эпохи религиозных войн не прошли, очень вероятно, что они могут вспыхнуть вновь и в наше время. Западный секулярно-гуманистический период в истории заканчивается и возвращается «новое средневековье», в котором уже не Запад, но Восток, не утративший веры, вновь будет играть центральную роль в мире. Но, только вот каким будет Восток: иудейским, мусульманским или православным?
Очень важно поэтому и необходимо возрождение здесь деятельности Русского Палестинского общества, которое смогло бы покровительствовать паломникам и охранять православные святыни, многие из которых нуждаются в реставрации. Чем бы ни закончилась распря между иудаизмом и мусульманством, которая периодически разгорается здесь, православие нуждается в несомненной защите и покровительстве. Очевидно, что уже наступает время, когда Господь призывает Россию вернуться к своей традиционной роли покровительницы и защитницы христианского Востока.
19.02.96 г. Понедельник. Горненская обитель. Прощание со Святой Землей.
Утром все пришли в храм Казанской Божией Матери, стоящий на месте встречи Пресвятой Божией Матери со Св. Елизаветой. Здесь была совершена божественная литургия, на которой все паломники причастились последний раз святых Даров на Святой Земле. Сегодня мы улетаем домой. После литургии был отслужен благодарственный молебен, затем началось прощание с сестрами монастыря и с нашей доброй игуменьей матушкой Георгией. Какая замечательная обитель Горненский монастырь, как нам было хорошо здесь!
Все наше паломничество по Святой Земле — это маленькая жизнь, которая стала для нас Светлой Пасхальной Седмицей и Сретеньем с Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом.
Слава тебе, Всемилостивый Господи, за все!
Другие статьи автора:
-
Значение Православия для русской культуры
№1 ( 1990 г. ) -
Икона Казанской Божией Матери
№2 ( 1990 г. ) -
Архиепископ Иларион (Троицкий)
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Паломничество в Александро-Свирский монастырь
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Православные святыни Кипра
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Дневник паломника. Святая Гора Афон — Бари — Палестина — Константинополь
№17 ( 14.07.1997 1997 г. )