Паломничество по святым местам
И. К. Симаков
Дневник паломника.
Святая Гора Афон — Бари — Палестина — Константинополь
15.12.96 г. Воскресенье. Отплытие из Одессы.
Утром наш поезд прибыл в Одессу. Прямо с вокзала мы отправились на корабль «Дмитрий Шостакович». На морском вокзале вместе с другими паломниками ожидаем свою очередь на регистрацию, наконец проходим через таможню и поднимаемся по трапу высокого белоснежного морского лайнера, весьма комфортабельного и уютного.
Почти сразу мы встретили входившего на корабль вместе с паломниками епископа Николаевского, Владыку Питирима и получили от него архиерейское благословение. Вскоре прозвучала команда, и наш лайнер тронулся в путь, началось морское путешествие-паломничество по святым местам.
После отплытия всех паломников приглашают на молебен в часовню, созданную на корабле. Владыка Питирим, вместе с многочисленными священниками и паломниками, совершил молебен «о путешествовати по водам хотящим». Среди паломников, которых около 350 человек, преобладают малороссы из Одессы, Николаева, Киева, Днепропетровска и небольшая группа православных из Москвы и Петербурга. Сам Владыка Питирим внешне напоминает грека, очень добр, мягок, благочестив, с радостью благословляет всех нас.
После обеда мы идем на палубу. Перед нами открывается величественная картина грозного Черного моря, поднимается ветер, начинается шторм. На темном небе восходит луна, она освещает бушующее море, переливается и дрожит лунная дорожка. Вдохновленные увиденным, мы дважды с молитвой обходим наш корабль.
Поздним вечером, после ужина, паломники были приглашены на молитву и, получив благословение, разошлись на ночь по своим каютам.
16.12.96. Понедельник. Босфор.
Утром нас разбудили на утренний молебен в половине седьмого, в часовне сам Владыка начал читать утреннее правило, после чего был отслужен Акафист Иисусу Сладчайшему. После завтрака все выходят на палубу. Погода прекрасная, наш корабль входит в бухту Босфора. Стоим на верхней палубе, мимо проплывают кварталы Стамбула — древнего Царьграда— с нетерпением ожидаем, когда покажется Святая София. Ее долго нет, везде мы видим минареты и новые игрушечно-красивые особняки на современный американский лад, они как ульи расположены на холмах города. Проплываем два висячих моста, везде видны лишь мусульманские мечети и слышна резкая речь муллы.
Вот, наконец, показалась Святая София, окруженная, как в плену, минаретами. Глядя на нее, вспоминаются пророческие слова Ф. Достоевского, обращенные к Православной России: «Константинополь должен быть наш!». Все русские цари и императоры мечтали об этом, начиная от царя Алексея Михайловича, давшего слово грекам освободить Константинополь, и кончая императором Николаем II, когда, казалось, что эта цель будет вот-вот достигнута. Русско-турецкие войны постепенно привели к полному освобождению братьев-славян и православных греков, но главной их целью было, конечно, возвращение Константинополя из мусульманского плена. В этом видели историческое призвание России почти все выдающиеся русские мыслители и писатели XIX века: А. Хомяков, Ф. Достоевский, Н. Данилевский, К. Леонтьев. Тайнозрители судеб мира, начиная от прп. Серафима Саровского и монаха Авеля Вещего до старца Паисия Святогорца предсказывали, что Россия станет Освободительницей Константинополя и всего христианского Востока. Пишу эти строки, когда наш корабль стоит на якоре в бухте Золотого Рога, и вспоминаю пророческие стихи Ф. Тютчева:
То, что обещано судьбами
Уж в колыбели было ей,
Что ей завещано веками
И верой всех ее царей, —
То, что Олеговы дружины
Ходили добывать мечом,
То, что орел Екатерины
Уж прикрывал своим крылом, —
Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!
Всемирную судьбу России —
Нет! Вам ее не запрудить!..
Наш великий поэт оказался полностью прав, именно апостасийный, отступивший от церкви Запад, всеми силами мешал России на протяжении веков освободить древнюю столицу христианского мира. Давно отпавший от православия латинский Рим всегда был соперником Византии, неустанно Ватикан стремился занять место Царьграда, провозглашая свою «непогрешимость» и объявляя себя религиозным центром всего мира.
Вечером мы снимаемся с якоря, проплываем Мраморное море и долго плывем по проливу Дарданеллы. Стоим на палубе, над нами усеянное россыпью звезд небо, вдали мелькают огоньки кораблей, все наполнено таинственностью и грозным величием. Уже поздно, пора идти спать, но не хочется уходить, так завороженно красиво и величественно вокруг.
Вторник. 17.12.96 г. Святая гора Афон
Утром нас будят на молитву и приглашают в корабельную часовню. В этот день Церковь празднует память св. великомученицы Варвары, и мы служим ей акафист. Затем Владыка Питирим объявляет нам, что мы приплыли на Святую Гору Афон. Вместо завтрака мы быстро поднимаемся на палубу. Да, действительно, перед нами проплывают великолепные хребты Святой Горы и маленькие монастырские обители разбросанные по ней. Туман окутывает хребты скал и делает Афон еще более грозным, аскетичным и таинственным. Медленно мы подплываем к русскому Свя-то-Пантелеимонову монастырю, некогда одному из самых больших на Афоне. Сейчас в нем подвизается 48 монахов с послушниками. Всего на Святой Горе Афон — великом уделе Божией Матери, которая считается игуменией Святой Горы — находятся 1800 иноков в 20 монастырях. В основном это греческие монастыри, но среди них есть русские, сербские, болгарские, румынские.
В XIX веке число монашествующих на Афоне доходило до 12 тысяч. Это свидетельствует о том, что наше лукавое время не способствует расцвету монашества, скорее наоборот, грешный и прелюбодейный мир, который прп. Исаак Сирин называл блудницей, соблазняет многих людей, уводит их от Христа Спасителя к погибельным страстям и поискам т. н. «земного счастья» и «удовольствий».
Стоя на палубе, мы видим, как небольшой катер с монахами из Свято-Пантелеимонова монастыря подходит к нашему кораблю. На палубу поднимаются монахи, которые привезли нам Святые мощи. Их вносят в корабельную часовню. Сразу совершили молебен великим угодникам Божиим: св. великомученику и целителю Пантелеймону, св. мч. Иоанну Русскому, прп. Силуану Афонскому, чьи св. мощи прибыли к нам.
Паломники во главе с архиереем стали петь Акафист св. великомученику и целителю Пантелеймону и затем все с благоговением приложились к великим св. мощам. После чего с пением тропарей св. угодникам Владыка Питирим с монашествующими, взяв мощи, обошли весь корабль, включая и капитанскую рубку.
Несколько монахов-афонцев остались на корабле, чтобы плыть с нами к свт. Николаю Чудотворцу. Остальные, взяв св. мощи, вновь сели на катер и отправились обратно на Св. Гору.
Несмотря на то, что многие священники на нашем корабле хотели побывать на Афоне, их так и не пустили, объясняя это тем, что нынешний Константинопольский патриарх Варфоломей, чьей канонической территорией является Афон, запрещает русским клирикам и монахам посещать Святую Гору.
Уплывая от Афона, паломники усердно молились на палубе Божией Матери. Вечером мы плыли уже по Эгейскому морю, вокруг древних греческих островов по пути в Италию1.
Перед тем, как попасть на Святую Гору, мы побывали в Салониках — религиозном, культурном, административном центре Северной Греции. Этот древнегреческий город имеет множество великих православных святынь, главной из которых, несомненно, является св. мученик Димитрий Солунский, покровитель города и всей Греции. Православный храм, освященный в его честь, находится в центре города. Войдя в него, мы увидели замечательную греческую базилику, очень светлую, пасхально-радостную. В левом приделе хранятся в часовне мощи св. мч. Димитрия, которые покоятся в большой серебряной раке, на нее положен архиерейский клобук, рядом сабля — символ христианского воинства.
Все паломники с благоговением и молитвой поочередно входят в часовню и прикладываются к раке со св. мощами. Стоящий рядом грек, прислуживающий в этом храме, с большой радостью показывает нам, куда следует приложиться, чтобы почувствовать благоухание, исходящее от св. мощей этого великого угодника Божия.
В центре храма обращают на себя внимание ряды деревянных стульев, увенчанных двухглавыми византийскими орлами. Над ними в центре висит замечательной красоты паникадило, также увенчанное византийским гербом. В это время в храме готовились к совершению таинства венчания и украшали по греческой традиции место, где будут проходить новобрачные. Как мы смогли убедиться впоследствии, греки чувствуют себя одной большой, патриархальной семьей как по крови, так и по эллинистической культуре и православной вере.
Память о великом прошлом хранит этот народ единым, тем более, что греков всего лишь 10 миллионов. За все время пребывания в Греции, мы не заметили никакой "американизации", скорее, наоборот, везде можно было услышать замечательные греческие песни, увидеть благочестивый образ жизни народа и любовь к православной церкви.
Однако мы узнали, что существует план по преодолению так называемого греческого «культурно-религиозного изоляционизма» и включению Греции в "общеевропейский дом". В этом году Салоники объявлены культурным центром Европы. ЮНЕСКО, совет Европы рассматривают и Афон как часть своего «европейского» культурного наследия. При этом они уже выделяют щедрую финансовую помощь на восстановление афонских монастырей, очевидно для того, чтобы объявить Святую Гору Афон не уделом Царицы Небесной, а частью "культурного достояния" и «собственности» всей экуменическо-апостасийной Европы.
Афон всегда был великим духовным оплотом Православия и хранителем чистоты истинной веры. Молитвы подвижников Святой Горы, обращенные ко Христу и Божией Матери, спасли народы мира от окончательной гибели, давая нам время для покаяния. После падения в 1917 году царской власти в нашей стране усилилась мировая апостасия, теперь она нацелена на Афон, чтобы окончательно лишить нас молитвы и покрова Божией Матери, которая является единственно «Удерживающим» от установления в мире царства Антихриста.
Нетрудно себе представить, что будет с Афоном, если этот план «культурного приобщения» к современной Европе все же осуществится, и Святая Гора станет местом туризма, а не молитвы. Несомненно, коварство мировой закулисы, «нового мирового порядка» направлено против Православия, с целью постепенного поглощения его экуменической Европой.
После того как мы побывали в храме Св. мученика Димитрия Солунского нас повезли еще в храм св. Софии. Войдя в него, мы снова попадаем на венчание. Неподалеку от входа видим жениха с цветами в ожидании невесты, которая скоро должна прибыть в храм. В этом храме мы смогли приложиться к св. мощам свт. Василия, епископа Фессалоникийского.
Еще в двух храмах нам удалось побывать в Салониках. Трудно передать словами величие и красоту храма свт. Григория Паламы. Когда мы вошли в него, то невольно нас охватила радость от самого лишь присутствия в нем. Храм столь прекрасен и дивен, что несомненно отражает дух Преображения Господня. Находясь в нем кажется, что ты стоишь на самой горе Фавор. Вот уж поистине не знаю, «где мы были на небе или на земле», как говорили некогда наши далекие предки. Несомненно столь чудесного и прекрасного храма Божия я еще не видел. В нем ощущается влияние богословских творений св. Григорий Паламы, которого церковь называет «фессалокинийское похвало». Его святые мощи находятся здесь в храме, в особом помещении. Заходим в это небольшое помещение, чтоб помолиться Святителю и приложиться к его св. мощам.
Из храма никуда не хочется уходить, но нас зовут ехать дальше и мы с сожалением уходим. Наш путь лежит в храм св. равноапп. Кирилла и Мефодия, учителей словенских. В храме много народа, совершается таинство крещения младенцев. У греков в храмах ощущается сохранившаяся теплота патриархально-семейных отношений. Несмотря на это в церкви можно увидеть женщин в брюках и без платков, а так же ряды стульев в центре, что невольно напоминает о проникающем западном влиянии.
После молитвы, обращенной к св. равноапп. Кириллу и Мефодию, все паломники с благоговением приложились к большой чудотворной иконе свв. братьев.
Из Салоник нас везут на автобусе в маленький город Уранополис, расположенный неподалеку от Св. Горы Афон. Переночевав в Уранополисе, утром мы отправляемся на пристань, чтобы плыть на Афон. Здесь мы получаем пропуска на Св. Гору. Уже на пароме греческая полиция внимательно изучает наши лица: как бы не было переодетого священника из России.
Наконец, мы поплыли к Свято-Пантелеимонову монастырю. На пароме много греческих монахов, а также греков-мирян, которые к великому нашему удивлению беспрестанно курят и пьют пиво. Через полтора часа мы подплыли к Пантелеимонову монастырю. Выходим на берег Св. Горы, с трепетом вступаем в этот великий удел Царицы Небесной.
Начинаем петь молитву «Богородица Дево Радуйся» и идем в гостиницу для паломников. В ней нас радостно встречает иеромонах Исидор, он приглашает нас в трапезную и тут же приносит афонский чай, настоянный на целебных травах. Отец Исидор почти сразу узнал меня, обнимает и благословляет. Мы идем за ним в иконную лавку, здесь он нас благословляет иконой св. мученика и целителя Пантелеймона. Все покупают здесь иконы, а затем, получив благословение батюшки, идут осматривать соборы этого древнего монастыря. Поражает своими размерами большая трапезная в центре монастыря, в ней привлекает внимание роспись стен «Страшного суда», и «Мытарства Феодоры». Идем дальше и у стен монастырской библиотеки встречаем грека, который обращается к нам по-русски. Знакомимся, оказывается он учился в Петербургском университете на филфаке. Закончил восточное отделение в 70-х годах. Его зовут по-русски Сократ Дмитриевич. Он поведал нам, что здесь в монастыре хранятся бесценные рукописи X-XI веков, множество рукописных книг XII-XIII веков по истории Византийской и Русской церкви. Однако многие из них безвозвратно утрачены из-за сырости. У монастыря нет денег, чтобы спасти от гибели драгоценные рукописи, которые почти никто не читал.
Звонит колокол, призывая монахов и нас, паломников, на вечернее богослужение. Все идем в храм. В этом дивном храме находятся св. мощи многих угодников Божиих, среди них и мощи прп. Силуана Афонского. Служба идет неторопливо и долго. Очень удивило нас, что молитва возносится лишь о патриархе Варфоломее, мы узнаем, что нашим русским инокам молиться о Патриархе Московском и всея Руси Алексии II греческая иерархия запрещает. Более того, рассказывают, что патриарх Варфоломей посылает в наш монастырь тайно своих соглядатаев, чтобы узнать, не молятся ли русские монахи о своем Патриархе, не забывают ли поминать его «божественное всесвятейшество». Тем более, что многие греческие монастыри на Афоне, как нам стало известно, не поминают на службе патриарха Варфоломея. Многие монахи на Афоне считают его «паполюбивым и латино-мудрствующим», некоторые из них говорили открыто нам, что он масон, униат и еретик.
Есть на Афоне знаменитый греческий монастырь Есфигмен, насельники которого, монахи-зилоты, провозгласили — «Православие или смерть!». Уже многие годы они отстаивают чистоту православия и не молятся о латиномудрствующих патриархах. Святая гора Афон традиционно является оплотом святого православия и церкви. Отсюда, из монастырей раздавались грозные анафемы против разных ересей: римского папизма, униатства; от Флорентийской до современной Баламанской унии с Римом и Шамбизийской с монофизитами. И сегодня Афон молитвами своих иноков и обличением современных ересей стоит как воин Христов на страже чистоты православия, защищая церковь от римо-католической и женевско-экуменической Европы. В наше лукавое время Святая Гора Афон призывает всех православных хранить прежде всего святоотеческое предание от модернизма, обновленчества, экуменизма и других еретических отступлений. Кроме этого мы узнали и о том, что патриарх Варфаломей хочет «огречить» Св. Гору и вытеснить с Афона русских, сербов, болгар и румын, а их монастыри передать грекам.
Эти попытки начались уже давно. Как известно, в 70-х годах греческая иерархия уже вытеснила русских монахов и передала грекам огромный скит — свт. Апостола Андрея Первозванного.
В мае 1992 года изгнали русских монахов из Свято-Ильинского скита, основанного еще прп. Паисием Величковским, в XVIII веке.
По окончании вечернего богослужения, мы идем со всеми монахами на братский ужин. После него в главном храме св. Пантелеймона исповедуемся, чтобы завтра приобщиться Св. Христовых Тайн. После исповеди идем в гостиницу для паломников. Кругом все благоухает, цветет, пахнет ладаном и медом. Мы молимся, благодарим Господа и Божию Матерь за все. До сих пор не верится, что мы на Св. Горе.
Есфигменский монастырь
На следующий день просыпаемся по удару большого монастырского колокола еще до зари. Время здесь на Святой Горе не мирское, то есть не европейское и не греческое, а свое, по древнему календарю и уставу. Его иногда называют византийским. Первым часом нового дня афонцы считают не полночь, а час заката, а в монастыре Иверском — час рассвета. После колокольного звона, все дружно встаем и готовимся к литургии. В это время ко мне вдруг подходит монах и спрашивает:
— Вы Симаков?
Я отвечаю, и он неожиданно, восторженно восклицает:
— Вы были, я знаю, с митрополитом Иоанном! Он святой! Он там!
И показывает рукой на небо. Я даже растерялся от неожиданности. Спрашиваю:
— Как Вас, батюшка, зовут и откуда Вы?
— Я монах Павел, из Германии, — ответил он. Мы обнялись и похристосовались.
Было радостно, что здесь, вдали от России, на Святой Горе чтут нашего дорогого Владыку Иоанна как святого угодника Божия. Потом еще один афонский инок, монах Вячеслав, спросил меня:
— Расскажите, какие чудеса происходят на могиле митрополита Иоанна.
После этой встречи я вместе с другими паломниками поспешил на Божественную литургию, которую совершал архим. Иеремия, кроткий старец, вместе с братией монастыря. По окончании богослужения и трапезы с благословения архим. Иеремии нас повезли по монастырям Афона.
В этот день, 2 мая, мы посетили 7 монастырей на Святой Горе. Вначале нас повезли в Старый Руссик. Сейчас здесь живет один русский монах о. Иоанн. Нам показали там большой храм св. мч. и цел. Пантелеймона. Отсюда наш путь шел на перевал. Мы ехали на двух небольших «газиках» по весьма узкой, размытой дождем дороге.
Иногда страшно было смотреть из окна, так как обрыв был рядом на протяжении всего пути. Достигнув перевала, мы стали спускаться в административный центр Афона, который носит название Карей.
Спустившись вниз, добрались до скита св. Апостола Андрея Первозванного. С середины 70-х годов этот русский скит перешел к грекам.
Сегодня скит находится в запущенном состоянии, у греков нет средств его ремонтировать и содержать, но нам вернуть его они не хотят. Греки утверждают в свое оправдание, что на Афоне мало русских монахов.
Но ведь именно греческая патриархия выступает против притока русских иноков на Афон. Сегодня в ските живет лишь один греческий монах. Входим с его разрешения в огромный русский собор, молимся и прикладываемся к св. мощам — честной главе св. Апостола Андрея. Вспоминаются слова царя Иоанна Васильевича Грозного: «мы веруем не в греков, а в Господа Иисуса Христа. Греки нам не евангелие, св. Апостол Андрей Первозванный раньше их принес нам истинную веру Христову».
Из этого скита мы отправляемся к тому месту, где заседает Кинот — совет старцев Св. Горы и храм протатии — руководство Афона. В этом храме находится чудотворная икона «Достойно Есть», как известно, обретенная на Св. Горе. С благоговением и молитвой прикладываемся к святому образу.
Выйдя из храма, все паломники приобрели канистры для святой воды. Я захожу в один из книжных магазинов, в котором продаются книги известного афонского старца Паисия Святогорца. Сопровождающие нас монахи рассказывают, что старец Паисий был прозорливцем, подвижником благочестия. Когда к нему приходили люди, он видел грехи каждого. Он предсказывал, что Россия освободит Константинополь от турок, вернет его грекам и что будут большие религиозные войны в Палестине.
Из Карей нас везут в знаменитый Иверский монастырь, чтобы мы могли помолиться и поклониться великой святыне Афона — чудотворной иконе Иверской Божией Матери. Эта икона является вратарницей — защитницей всей Святой Горы. По древнему афонскому преданию перед кончиной мира Иверская икона уйдет со Св. Горы Афон, тогда все монахи должны разойтись, так как вскоре Афон должен будет погрузиться под воду. Известно, что тогда же перестанет сходить Благодатный огонь на Гроб Господень.
Иверский монастырь стоит на берегу Эгейского моря, он, как и многие Афонские монастыри, напоминает древнюю крепость своими высокими стенами. Входя в древний храм монастыря, мы сразу увидели великий чудотворный образ Царицы Небесной.
Как и весь храм, чудотворная икона таинственна и благодатна. Ведь столетиями множество поколений иноков, включая великих святых, молились здесь и прикладывались к ней. И мы, грешные паломники из России, молимся Божией Матери перед этим же святым образом. Пресвятая Богородица, спаси нас!
Затем нас отводят на побережье Эгейского моря, где было явление чудотворного образа Иверской Божией Матери.
Отсюда мы едем на источник прп. Афанасия Афонского. Здесь паломники пьют воду, набирают ее в канистры и купаются. Благодатное место, как и все на Афоне.
Вскоре мы попадаем в Лавру прп. Афанасия Афонского. Внешне Лавра похожа на средневековый замок с зубчатыми стенами и башнями. В древнем храме Лавры лежат совершенно открыто святые мощи самого прп. Афанасия. Мы с благоговением встаем на камень, на котором когда-то стоял сам святой, и прикладываемся к его св. мощам. В храме идет греческое богослужение, проникнутое древним благочестием. Здесь явственно ощущается таинственное присутствие Божие. По очереди подходим к чудотворной иконе Божией Матери, которая называется по-гречески «экономисса», так как она является экономкой монастыря.
Древнее предание рассказывает, что однажды в Лавре не было еды и монахи, гонимые голодом, покинули ее. Последним уходил прп. Афанасий. По дороге он встретил Божию Матерь, Она повелела ему вернуться в монастырь, пообещав стать экономкой обители. С того времени Лавра всегда имеет достаток в съестных припасах и здесь стараются накормить всех приходящих. Поэтому после богослужения нас пригласили на братский ужин. Трапезная Лавры огромна, она производит очень сильное впечатление, стены расписаны сценами «Страшного суда», ощущение вечности охватило нас.
После трапезы мы отправились в Румынский скит св. Иоанна Предтечи. Румынский монах с радостью провел нас в храм к чудотворной иконе Божией Матери «Нерукотворный Образ». Это был последний монастырь, который нам удалось посетить на Святой Горе. На обратном пути произошел замечательный случай. В одной из машин кончилось масло, и, по мнению специалистов, ехать дальше было нельзя, так как мотор сваривается без масла. Монахи помолились, сказав: «Пресвятая Богородица поможет нам», и отправились в путь. Нам нужно было проехать не менее ста километров, и мы благополучно добрались домой под Покровом Царицы Небесной. На следующий день мы прощались со Святой Горой Афон. Помолились последний раз за Божественной литургией и причастились Св. Христовых Тайн в древнейшем храме, освященном в честь св. Великомученика Пантелеймона Целителя. Перед тем, как уехать нас благословили зайти и помолиться в костнице. Это место, где находятся кости и черепа подвижников Св. Горы Афон. Обычай хранить черепа и кости монахов существует издревле. На пристань нас пришел проводить архим. Иеремия. Он благословил всех и подарил каждому маленькую икону Божией Матери. Слава Тебе, Господи, за ту милость, которую Ты даровал нам по молитвам Пречистой Божией Матери, дав возможность побывать в Ее уделе, на земле, живущей в этом мире по Благодати, а не по законам греха.
18.12.96 г. Среда. На пути к святителю Николаю.
Плывем в Ионическом море, справа проплывают сказочно-красивые, древние греческие острова. Вечером служим Всенощную перед праздником свт. Николая Чудотворца. Начинается исповедь. Я исповедуюсь у афонского иеромонаха, он благословляет радостно, после исповеди одаривают иконкой св. муч. и целителя Пантелеймона. Все мы ждем приближающейся встречи со святителем Николаем. Осталась одна только ночь, и мы в Бари.
19.12.96 г. Бари. Торжество Православия в Бари. Праздник Свт. Николая Чудотворца.
Утром в шесть часов мы встаем и идем на утренние молитвы. Архиерей и священство читают утренние молитвы, правило перед причащением и Акафист Иисусу Сладчайшему. По окончании их Владыка Пи-тирим объявляет нам, что мы прибыли в Бари. Выходим на палубу. Корабль уже стоит у причала. Италия... Теплое, весенне-летнее утро, на душе радость. С иконой свт. Николая Чудотворца — обхожу наш корабль. Все паломники с иконами сходят с корабля и выстраиваются для крестного хода. Впереди несут большой деревянный крест, за ним следует Владыка Питирим в золотом архиерейском облачении, священство и паломники с иконами свт. Николая Чудотворца. Нас эскортирует итальянская полиция. Все поют тропарь «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, Отче Священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Процессия медленно выходит из порта и по набережной направляется к древней базилике, где хранятся святые мощи свт. Николая. Красивый город, раскинувшийся на берегу моря, с благодатным климатом, пальмами, встречает нас теплом и уютом. Вот показалась базилика, специально построенная в XI веке, когда итальянцы перенесли сюда мощи святого.
Подходим к школе свт. Николая. Мальчики из окон что-то бойко кричат нам по-итальянски, радуясь крестному ходу и непривычным для них песнопениям. Группа школьников встречает у храма. Настоятель-францисканец благословляет открыть для нас главные ворота. С пением тропаря входим в древний величественный храм, помнящий еще первые крестовые походы.
В храме настоятель произносит проповедь о так называемом единстве двух сестер церквей. В ответном слове наш Владыка Питирим с достоинством подчеркивает, что мы — паломники из России — и прибыли сюда лишь за тем, чтобы поклониться святым мощам свт. Николая. И в ответ на лукавое «сестричество церквей» преподносит от православных паломников икону св. блгв. вел. кн. Александра Невского, защитника православия от латинизации.
После торжественной встречи, мы крестным ходом спускаемся в нижний храм, где покоятся святые мощи. Все громко поют тропарь Святителю «Правило веры и образ кротости...»
Подходим к мощам, они под спудом, над ними водружен алтарь из белого мрамора с большими светильниками по бокам в виде двух волов. Сверху алтарь украшают серебряные подсвечники. Тяжелые каменные своды романской архитектуры придают нижнему храму еще более древний, аскетичный и молитвенный вид. В алтаре, который вопреки традиции отгорожен от остального храма железной решеткой, есть один подсвечник, подаренный греками из Константинополя в виде лодки, на которой плывет свт. Николай. В нижнем храме есть еще два придела: один из них слева — православный, посвящен свт. Николаю (потом мы узнаем, что он румынский); другой, справа — католический, в честь Девы Марии. Рядом с ним стоит за решеткой каменная колонна, которая сама приплыла по молитвам свт. Николая, когда во время постройки храма строителям не хватало одной колонны. Почти сразу начинается Божественная литургия. Мы стоим вместе с хором в алтаре. Я, как и многие паломники, держу в руках икону свт. Николая со Св. Горы Афон и свечу, подаренную мне иеромонахом Аристовулом из Волгограда. Служит преосвященный Питирим. Радостно и празднично на душе. Подумать только! Мы здесь в Италии, у мощей св. Николая встречаем его праздник! А у меня сегодня еще и день именин. Дивны дела Твои, Господи! Благодарю Тебя, Господи, и Святителя Николая за все!
Радостно вдвойне и от того, что мы православные, русские, отмечаем здесь этот великий день угодника Божия и несем сюда Святое Православие, истинную веру Христову, как радость о Святости, хранимую в лоне Православной Церкви. Католики предали забвению свт. Николая, он для них лишь поместно чтимый святой. И вот православная Русь принесла сюда свою веру в Великого Святителя земли русской и всего православного Востока.
Во время Божественной литургии все паломники поют Православный Символ Веры, и ощущается, как живая апостольская и святоотеческая вера торжествует под латинскими сводами этого храма. С благоговением подходим ко Святому Причастию. Перед этим нас благословляет своим наперсным крестом одна из настоятельниц женского монастыря в России.
После Евхаристии в алтаре подходим под архиерейское благословение, затем к святым мощам, находящимся внутри алтаря. К ним ведет довольно узкий туннель. Все становятся на колени; только в этом положении, преодолев небольшое расстояние, можно приложиться к святыне. Через маленькое отверстие под стеклом видны мощи свт. Николая и сразу ощущается благоухание, исходящее от них. Здесь же находится вышитая с блестками икона, изображающая Успение Святителя и Чудотворца Николая.
После службы отправляемся в магазин, где продают миро и масло от мощей и лампад свт. Николая. Приобретаю открытки чудотворной иконы Святителя, привезенной в подарок из Сербии, и кресты с изображением свт. Николая Чудотворца.
Наш св. блгв. царь и великомученик Николай II хотел основать в России братство и орден свт. Николая Чудотворца, но не успел. И вот мы привезли из России Акафист и житие св. великомученика царя Николая II. Я положил их в алтаре во время литургии.
По окончании литургии читается Акафист свт. Николаю Чудотворцу, после этого паломники возвращаются на корабль.
Пообедав, мы садимся в автобус и едем в Бари, в русский храм свт. Николая Чудотворца, построенный в начале XX века. Храм этот двухэтажный. Нижний — освящен в честь свт. Спиридона Тримифунского, а верхний — в честь свт. Николая. Нас встречает епископ Русской зарубежной церкви Владыка Серафим. Он из Лестницкого монастыря. Мы снова поем тропарь свт. Николаю, затем Владыка Серафим помазывает всех елеем. Я спросил Владыку, не может ли он указать нам могилу князя Жевахова, товарища обер-прокурора последнего царского Синода. Владыка был крайне удивлен тем, что в России помнят князя Жевахова, однако он не знал местонахождения могилы, ибо приехал сюда недавно.
Выйдя из храма, мы немного прошлись по ночному городу, затем нас везут в центр.
Вскоре мы поднялись на корабль и простились с Бари. Стоя на палубе, долго молимся, благодарим Бога и свт. Николая Чудотворца за радость приобщения к святыням.
22.12.96 г. Святая земля. Хайфа.
Мы приплыли в Святую землю; Хайфа третий по величине город в Палестине. Отсюда нас везут в Иерусалим. Дорога идет по побережью Приехав в город, мы направляемся в русскую духовную миссию за благословением на паломничество по Святым местам. В русской миссии, которой в следующем году исполняется 150 лет, я подарил архим. Феодосию икону свт. Никола Чудотворца и наш журнал «СПб. епархиальные ведомости». Отсюда, получив благословение, мы отправились в Вифлеем. Приехав туда, заходим в храм. Величественный, построенный еще во времена свв. равноапп. Константина и Елены, он сохранился почти полностью.
В храме обращаемся к грекам, которые здесь служат, с вопросом, где здесь плачущая икона Христа Спасителя, о которой мы узнали еще в России. Один из греков показывает нам на высокой колонне икону Спаса Нерукотворного. Все стали на колени, молимся, поем 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже», а затем прикладываемся к колонне.
Спускаемся в пещеру, где родился Господь Иисус Христос. Над местом Рождества Христова — икона Казанской Божией Матери. Затем мы вновь поднимаемся в верхний храм, подходим к колонне, где находится образ Спаса Нерукотворного. В это время некоторые из нас стали замечать, что глаза Спасителя приоткрываются, при этом лик Его становится скорбным. Создается впечатление, что Спаситель очень страдает, как будто его вновь распинают или бичуют. Было темно, и мы не смогли увидеть, что икона Спасителя плачет. Позднее, вернувшись домой, мы увидели слезы, катящиеся из глаз Спасителя, запечатленные на видеокамеру. Возможно, наши грехи вновь заставляют страдать Христа, возможно — это свидетельство приближающейся мировой катастрофы, несомненно — призыв к покаянию народам мира в преддверии двухтысячелетия Рождества Христова.
Из Вифлеема мы едем в храм св. Марии Магдалины, находящийся в Гефсимании. Этот храм построен еще при императоре Александре III в древнерусском стиле. В нем мы молимся и прикладываемся к мощам свв. новомучениц: прпмц. Елизаветы и инокини Варвары. В женском монастыре русской Зарубежной церкви нас угощают кофе, соками. Это день именин настоятельницы обители. Стемнело. Мы выходим из монастыря и едем на Елеонскую Гору. Здесь было великое Вознесение Господне и сохранился отпечаток стопы Спасителя. Все с благоговением молятся и при свете свечей прикладываются к отпечатку стопы Христа.
Отсюда нас повезли в Горненский монастырь, построенный в том месте, где по словам св. апостола евангелиста Луки произошла встреча Пречистой Девы Марии с праведной Елизаветой. Монастырь находится в юрисдикции Московского Патриархата. Это женский монастырь, в центре которого храм Казанской Иконы Божией Матери.
Встречаю здесь послушницу Людмилу, мы с радостью обмениваемся последними новостями. Я уже побывал здесь в феврале этого года, и она водила тогда нашу паломническую группу по Святой Земле.
Подарил ей наш журнал со своей статьей о паломничестве в Палестину и передал икону св. прав. Иоанна Кронштадтского настоятельнице, игумений Георгии.
Иерусалим. Мы идем крестным ходом с зажженными свечами во главе с нашим епископом Питиримом и священством. Впереди несут большой деревянный крест, идем по узким улицам древнего города, там, где шел Спаситель. Наш путь лежит на Голгофу, в храм Гроба Господня. Мы входим в него с благоговейным трепетом и подходим к Камню Помазания. Здесь, по преданию, тело Христово после снятия с креста, было помазано прав. Никодимом благовониями. Отсюда мы поднимаемся на Голгофу, где Господь принес искупительную жертву за грехи всего мира.
Приложившись к месту, где стоял Крест Господа, мы спускаемся вниз и направляемся к Гробу Господню, месту светлого Христова Воскресения. С трепетом и молитвой «Христос Воскресе из мертвых» мы входим в святую гробницу и прикладываемся к тому месту, где Воскрес Спаситель мира. Рядом с Гробом Господним, в соединении с ним, находится греческий собор Воскресения. В центре его есть место, которое называется «Пуп земли». В полночь началась Божественная литургия, ее служили греки вместе с нашим духовенством. Чередовались греческие и церковнославянские песнопения. Все паломники причастились Святых Христовых Тайн в этом великом храме.
Была уже глубокая ночь, когда мы покинули храм Гроба Господня. Теперь наш путь вновь лежит в Гефсиманию, где была погребена Пречистая Божия Матерь. Спускаемся вниз, в усыпальницу, справа похоронены родители Божией Матери: свв. правв. Иоаким и Анна. Слева — св. прав. Иосиф Обручник. В самом низу место погребения Богородицы. Рядом с ним находится чудотворный Образ Иерусалимской Божией Матери.
Один из старцев Св. Горы Афон утверждал, что именно этот образ больше всего похож на Саму Пречистую Деву.
Теперь наш путь лежит к месту крещения Господа, на Иордан. Мы приехали туда уже ранним утром, было довольно прохладно, однако, несмотря на это, совершив молитву, все погрузились в воды Иордана.
Следующим местом нашего паломничества стало побережье Галилейского моря. Здесь Спаситель проповедовал Евангелие многим людям. На берегу этого моря есть небольшое подворье русского женского монастыря. В нем живут сестры, которые принимают паломников из России.
Наше паломничество было продолжено посещением знаменитой Каны Галилейской, где Господь благословил брак и совершил первое чудо, превратив воду в вино. Поэтому здесь нас щедро угостили вином. Мы посетили храм св. великомученика Георгия Победоносца, который по преданию стоит на том месте, где был брачный пир.
Последнее посещение — Назарет — место Благовещения Девы Марии.
Нас привели в храм св. Архангела Гавриила, где находится колодец, возле которого Дева Мария услыхала благую весть «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою...»
Отсюда мы возвращаемся на корабль. Дальше — Константинополь. Слава Тебе, Господи, за радость посещения Святой Земли, на которой Ты жил и которую часто называют еще «Пятым Евангелием».
26.12.96 г. Константинополь. Святая София.
Прибыли в древний Константинополь (ныне Стамбул) рано утром. Садимся в автобус и едем в Св. Софию. С детских лет мечтал побывать здесь, и вот, наконец, мы входим с молитвой в древние стены этого Вселенского Собора Премудрости Божией. Святая София, как известно, построена благоверным императором Юстинианом Великим в честь Рождества Христова. «Премудрость созда себе дом...» Превращенная турками после захвата Константинополя в мечеть, а с 1921 года в музей, она по существу стала пленницей: мусульмане до сих пор не разрешают христианам здесь молиться Богу.
Существует предание, что когда турки уже захватили город и ворвались в Святую Софию, в храме совершалась Божественная литургия. Видя, что Святые Дары плоти и крови Христовой могут быть осквернены, священник стал горячо молиться о их спасении. И тогда стены храма раздвинулись, он вошел в них со Святыми Дарами и стал невидим для врагов. Греческое предание говорит также о том, что Россия освободит Константинополь, тогда священник выйдет из стены храма и литургия будет продолжена.
Войдя в собор с иконой Божией Матери «Достойно есть», мы обходим его крестным ходом с пением молитвы: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Православным христианам на супротивные даруя...»
Здесь, в Святой Софии проходили Вселенские Соборы, был утвержден праздник Торжества Православия над иконоборцами, здесь проповедовали и молились святые отцы Церкви. Именно здесь русские послы обрели первую радость встречи со Христом. «Не знаем, где мы были: на земле или на небе», — сказали они, вернувшись в Киев, к св. равноап. вел. кн. Владимиру, что, несомненно, способствовало крещению Руси в купели Св. Православия.
В древних стенах этого собора вспоминается пророчество монаха Авеля: "Свершатся надежды русские, — говорил он Императору Павлу I. — На Софии, в Царьграде, воссияет Крест Православный, дымом фимиама и молитвы наполнится Святая Русь и процветет яки крин небесный..." Об этом же и знаменитое стихотворение Ф. Тютчева "Пророчество":
Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде —
То древний глас, то свыше глас:
"Четвертый век уж на исходе, —
Свершится он — и грянет час!
И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь".
Пади пред ним, о царь России, —
И встань как всеславянский царь!
Обойдя Св. Софию крестным ходом и испытывая душевный подъем, мы втроем стали на колени, чтобы поклониться Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Однако к нам тотчас же подбежал турок-смотритель, который набросился на нас с угрозами, запрещая молиться в соборе.
После посещения Св. Софии мы отправились в древний Влахернский храм Константинополя. Он показался нам небольшим и скорее напоминал часовню. Именно здесь в IX веке был явлен Покров Царицы Небесной во время всенощного богослужения. Мы служим молебен Божией Матери и прикладываемся к чудотворным Ее иконам.
Следующая цель нашего паломничества — храм «Живоносный Источник». Здесь, после молитвы, мы пьем святую воду из Живоносного источника Пресвятой Богородицы.
Нам удалось также посетить резиденцию Патриарха. В храме резиденции хранятся мощи святых угодников, но крест над храмом отсутствует, так как мусульманские власти до сих пор не разрешают ставить кресты, хотя Турция официально является светским государством.
Вскоре усталые и переполненные впечатлениями мы возвращаемся на корабль, чтобы отправиться в обратный путь. Слава Тебе, Боже наш, за все что Ты дал нам за время паломничества по великим святым местам!
Другие статьи автора:
-
Значение Православия для русской культуры
№1 ( 1990 г. ) -
Икона Казанской Божией Матери
№2 ( 1990 г. ) -
Архиепископ Иларион (Троицкий)
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Паломничество в Александро-Свирский монастырь
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Православные святыни Кипра
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Святой град Иерусалим и святыни Палестины
№16 ( 29.07.1996 1996 г. )